«ПЛАСТИЛИНОВАЯ ЖИВОПИСЬ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ.
методическая разработка по теме

 Морозова Наталия Евгеньевна

 Методические материалы для занятия с незрячими и слабовидящими детьми пластилиновой живописью. Этим видом живописи вполне могут заниматься  все желающие.  Работа над картинами в технике пластилиновой живописи рассчитана на непосредственное осязание материала,  на развитие тактильной чувствительности  и мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОРОЗОВА  НАТАЛИЯ  ЕВГЕНЬЕВНА

«ПЛАСТИЛИНОВАЯ ЖИВОПИСЬ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ.

Занятия живописью, рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством имеют особое значение для эстетического, эмоционального, нравственного, умственного развития незрячих и слабовидящих детей; помогают при решении разнообразных коррекционных задач.

В настоящее время в школе-интернате имеются оправданные многолетней практикой методики обучения детей с глубокими нарушениями зрения рисованию на пленке цветными шариковыми ручками и красками на бумаге. Однако у некоторых воспитанников существует неудовлетворенность от своей работы данными способами.

 Действительно, для детей, незрячих и со слабым остатком зрения, мысленное соединение отдельных фрагментов в единый образ при рисовании красками крайне затруднительно и невозможно в больших объемах, что исключает стойкий целостный идеальный образ изображаемого.  Рисование на специальной пленке шариковой ручкой не позволяет исправить нарисованное. Страх перед неправильной линией вызывает у некоторых ребят негативные реакции и нежелание в дальнейшем заниматься рисованием. Полученные изображения не всегда приносят  удовольствие из-за их низкого качества. Кроме того, можно создавать только небольшие рисунки, т.к. размер работ ограничен прибором для рисования на пленке.

 Пятнадцать лет назад мы попробовали соединить два вида изобразительного искусства: лепку и живопись, используя вместо краски цветной пластилин, наносимый на картон пальцами. Сначала   это были полуобъемные одноцветные изображения, составленные из отдельных частей. Фоном служил  цветной картон или брайлевская бумага. Но даже это давало возможность незрячим ребятам составлять многофигурные композиции, менять их взаиморасположение, легко исправлять с помощью стеки получаемые изображения. Особые свойства пластилина позволяли использовать декоративные дополнительные материалы: бисер, семена, природный материал, ткань, фольгу и т.п. Пользуясь стеками, печатками можно было создавать как орнаментальные узоры,   так и выпуклые и необычные по фактуре поверхности (шерсть животных, черепицу на крыше, кору деревьев и т.п.)

Потом стали использовать для картинок одноразовые пластиковые тарелочки, пластмассовые крышечки. На донышко тарелки наносили тонким слоем пластилиновый фон, а потом  на нем – изображения. Стекой можно было наметить контур изображаемых предметов (неточные линии, нарисованные на пластилиновом фоне, легко исправлялись), определить пропорции. С помощью тонких пластилиновых «колбасок»  делали  контур выпуклым, легко «читаемым» пальцами.   Затем контур заполняли цветным пластилином. Мелкие детали лепили  либо из целого кусочка пластилина, либо составляли из отдельных частей. Каждой работе предшествовала беседа о том, какого цвета предметы, как составляются смешанные цвета, что такое оттенок, как передается с помощью цвета объем изображаемых предметов и т.п. Обсудив в общих чертах колорит, композицию картины, с помощью рельефных альбомов, фигурок изучали силуэты кораблей, зданий, животных, предметов, изображения которых будут включены в композицию создаваемой картины.

Итак, непосредственная работа над картинами начиналась с нанесения фона. Интересным открытием было создание так называемого «мраморного» фона. Взяв несколько брусочков пластилина разных оттенков одного цвета или нескольких разных цветов, скатав их все вместе в колбаску, слегка разминали. Затем отрывали по небольшому кусочку, в каждом из которых были видны используемые оттенки, и наносили тонким слоем на картон, добиваясь плавных переходов. В зависимости от темы, поверхность делали гладкой или рельефной.  Цвета разных оттекнков, смешиваясь, сливаясь, создавали необычный фон настоящего зеленого луга, морских глубин, опавшей листвы, заснеженного поля и т.п.

Это упражнение полезно для развития фантазии, речи. Перед началом необходимо побеседовать с ребенком:

  1. Что хотим изобразить?
  2. Какие цвета можно увидеть на море, в лесу и т.п.?
  3. Какие оттенки есть у этого цвета?

Можно сначала показать (или подробно описать) ребенку уже готовые, выполненные другими детьми образцы фона, а потом спросить у него:

  1. Что этот фон напоминает?
  2. Что можно на этом фоне изобразить?
  3. Какое настроение можно выразить? и т.д.

Особые упражнения были направлены на знакомство ребят с цветовым спектром, с умением составлять плавные переходы одного оттенка в другой, что особенно важно при изображении закатов, объемных изображений. Надо взять два куска пластилина, цвета которых должны плавно переходить один в другой. Разделить  каждый из них на пять-шесть неравных частей.  На картоне нанести полоску одного из выбранных цветов. Затем к самому большому кусочку пластилина этого цвета добавить самый маленький кусок пластилина  другого цвета. Тщательно смешать. Нанести полоску точно под первой полосой, слегка сглаживая границы. В каждой следующей полосе пластилина первого цвета будет все меньше, а пластилина второго все больше. Последняя полоса будет вся целиком из пластилина второго цвета. Это упражнение вполне по силам незрячим ребятам, оно им очень нравится.

 Перед началом работы пластилин надо выложить на рабочем подносе по цветам радуги, затем - белый и черный пластилин. Необходимо научить безошибочно находить пластилин нужного цвета, оттенка.

На одной и той же поверхности можно делать неоднократные изображения, которые легко удаляются стекой в случае неудачи. Важно, чтобы занятия пластилиновой живописью были посильными для ребенка, строились в соответствии с его возможностями, сразу давали бы положительный результат.

На первых порах возникла проблема: как закрепить полученное изображение, как сделать возможным неоднократный тактильный «просмотр» картины незрячими ребятами, не повреждая работу? Выход оказался довольно простым:  лак-спрей для волос,  во-первых,  легко закреплял полученный результат, во-вторых, придавал картинам необычный вид (они стали напоминать живопись масляными красками).

Приступая к работе с детьми, желательно создать с ними наборы пластилина нескольких оттенков каждого цвета, тщательно смешивая по два, три основных цвета в разных количественных соотношениях с добавлением белого и черного цветов. Это упражнение полезно само по себе. Оно знакомит с цветовым спектром, с контрастными или близкими по насыщенности цветами, развивает художественный вкус, расширяет  словарный запас, тренирует мелкую моторику рук.

Хорошо иметь коллекцию «интересных» оттенков, созданию которой желательно посвятить специальное занятие. Это может быть и веселое соревнование (кто больше придумает оттенков одного цвета, кто точнее скатает шарики малинового, лилового, янтарного, василькового цвета и  т.п., кто создаст  точно такой же образец.  

Пластилин разных оттенков лучше скатать в шарики или брусочки. Хранить  наборы оттенков одного цвета в отдельных коробках. Перед работой можно на специальный «рабочий» поднос подобрать шарики нужных оттенков, необходимых для данной работы. Оставшиеся после работы кусочки пластилина положить обратно в соответствующие коробки.

В продаже имеются коробки с пластилином разного цвета (от 5 до 20). Пластилин от разных изготовителей имеет разные пластические и изобразительные свойства (мягкость, липкость, насыщенность, чистота цвета, прозрачность). Есть пластилин, который легко наносится на поверхность,  есть виды пластилина, которые крошатся или, наоборот, липнут больше к рукам, чем к поверхности будущей картины. Смешивая пластилин из разных коробок, можно добиться создания пластилина не только более разнообразных оттенков, но и нужных пластических свойств. Появившийся недавно в продаже прозрачный восковый флуоресцентный пластилин позволяет добиваться очень интересных цветовых решений при смешивании его с обычным пластилином, создавать необычные блики на фоне картин.

Первыми нашими картинами (тарелочками) украшали класс, их в качестве сувениров дарили другим. Потом появились настоящие картины, выполненные на картоне, в рамах. На третьем этаже к 120-летию школы мы открыли галерею работ членов студии пластилиновой живописи.  Эта галерея постоянно пополняется новыми работами.  Теперь картинами украшены многие кабинеты школы. Так специально для кабинета географии ребята сделали портреты девушек разных рас.  Украшения для портретов были выполнены в технике оригами (для японки), бисероплетения (для индианки), макраме (для африканки), вышивки (для славянки), а также изображение баобаба. Ребята нашей студии стали участвовать в различных городских, всероссийских и международных конкурсах, получая призовые места, их работы выставлялись в Третьяковкой галерее и Малом Манеже, Музее «Преодоление» и Музее человека, на ВВЦ, в здании Мэрии и в выставочных залах.

С каждым годом мы открывали для себя новые коррекционные, развивающие и лечебные возможности этого направления в тифлографике.

Занятия пластилиновой живописью помогает сохранить цветную память слабовидящим и поздно ослепшим детям, закрепить знания о спектре, о цветном мире, помогает соотносить те или иные цвета с реальными предметами. Почти в каждое занятие включались те или иные теоретические сведения из курса «Основы цветоведения», ребята использовали эти знания в своей практической деятельности. Важно, чтобы учащиеся понимали, что, если любой человек (в т.ч. и незрячий) хочет, чтобы его самого, его внешний вид, художественное произведение или изделие, выполненные им, адекватно восприняли окружающие его (главным образом, зрячие) люди, ему необходимы элементарные знания об основах цветоведения, т.к. форму и материал, пространство и освещение, весь мир во всей его красоте большинство людей видят с помощью цвета. У каждого человека, в зависимости от органов зрения и осязания, от темперамента и настроения может  быть своё «видение» цвета, с этим надо считаться, учитывать при общении с ним. С помощью цвета возможно также передавать определенную информацию о себе, своем характере, своем настроении, вкусе и т.д.

Работа над картинами в технике пластилиновой живописи рассчитана на непосредственное осязание материала, как основной компенсаторный фактор, на развитие тактильной чувствительности  и мелкой моторики. А это, в свою очередь, создает особую мотивацию у незрячих детей.

Изображения создаются не только плоскостные, но и объемные, что сохраняет и преумножает все аспекты мотивации к деятельности. За счет осязательной работы с выпуклыми контурами и плоскостями различных размеров, цветов, форм, скосов у ребят создаются стойкие образы, развивается образное мышление,   появляется возможность свести представления от разрозненных предметов в единое пространство в рамках одной картины.

Занятия пластилиновой живописью помогают в активном познании материального мира: структуры, строения, пропорций предметов, свойств веществ, природных объектов; активизируют использование представлений о природе, предметах материального мира, полученных при изучении рельефных альбомов, объемных пособий, книг репродукций и т.п.  при подготовке к работе по созданию изображений. Учащиеся учатся анализировать свои работы и работы сверстников, расширяется их словарный запас.

 Они ближе и более детально знакомятся с материальной культурой и изобразительным искусством. У них развивается художественный вкус, эстетическое восприятие мира, которое делает этот мир ближе и понятнее. Ребята   по-новому воспринимают картины известных художников, обращают внимание на цветовое решение, композицию, выразительные средства, сравнивают и используют их при решении собственных творческих задач.

Дети пытаются с помощью выразительных средств передавать свое настроение, душевное состояние. Надо  отметить, что занятия в студии благотворно влияют на эмоциональное состояние детей, снимают нервное напряжение, являются одним из способов выхода из стресса, что позволяет считать этот вид живописи одним из направлений арттерапии.  

Целями изготовления картины могут быть: украшение класса, спальни, школьных помещений, своего дома; возможность сделать подарок другим людям,  показать свою работу незрячим, сделать пособия для них.

Реализуется потребность подростков в содержательном общении и значительно расширяется сфера и круг их общения не в качестве инвалидов, а качестве интересных творческих личностей. Это и общение в деятельности с взрослыми и  сверстниками  при создании коллективных работ, при оказании помощи друг другу. Это и участие   в выставках, фестивалях, мастер-классах. У детей появляется возможность на равных участвовать в творческих конкурсах, заданиях со зрячими ровесниками. Работая на выставках, ребята рассказывают о последовательности работы над картиной, делятся секретами мастерства, радуются, что их картины нравятся другим людям, что они самобытны и оригинальны.

Радость от  завершенного дела, уместные оценки окружающих  и самооценка ребенка создают основания для возникновения потребности в творческой деятельности, в самореализации, в умении занять себя в свободное время.        

Занятия искусством – живописью, музыкой, поэзией помогают снять стресс, найти выход эмоциональным переживаниям; помогают лучше ориентироваться в окружающем мире, делают их более интересными людьми. Большинство ребят, занимающихся в студии пластилиновой живописи, играют на музыкальных инструментах, пишут стихи, играют в спектаклях школьного театра. Среди их работ можно найти картины, являющиеся иллюстрациями к собственным стихам, к музыкальным произведениям, к школьным спектаклям. С удовольствием ребята подбирали музыку, стихи известных авторов к уже готовым картинам.

Если учитывать тот факт, что все виды восприятия связаны между собой на уровне эмоциональных переживаний, то комплексное восприятие цвета, звуков музыки и поэзии, осязания различных по фактуре, температуре, весу поверхностей, запахов, вкусовых ощущений способствует комплексному развитию личности ребенка, его эмоциональной сферы.



Предварительный просмотр:

Восприятие цвета незрячими и слабовидящими детьми

     ?

1

Ира

Грачева

незрячая

2

Сережа

Цавелев

слабовидящий

3

Дима

Калмаев

слабовидящий

4

Федя

Копылов

слабовидящий

5

Настя

Шавлюк

незрячая

6

Настя

Юркина

незрячая

Можешь ли ты представить себе поверхность, окрашенную тем или иным цветом?

да

да

да

да

да

да

Видел ли ты когда-нибудь мир в цвете?

да, до 12 лет

да

да

да

До 3 лет последнее воспоминание: белый халат и ярко-красные губы врача-норколога перед операцией.

До 2 лет

Помню поляну, цветы, желтую дорогу, голубое небо, лицо мамы не помню, но представляю

Какой цвет (или цветовая гамма) тебе нравится больше всего?

красный

синий

белый

зеленый

бежевый

зеленый

чёрный

синий

оранжевый

Ровные, чистые, не кричащие, не ядовитые, слегка приглушенные, но не блеклые, не пастельные.

Синяя гамма

Сиреневый

розовый

Какой цвет меньше всего?

коричневый

серый

ярко-красный

красный, черный

фиолетовый

желтый

черный

Какое чувство, настроение вызывают у тебя цвета:

Красный

взрывной

первомайский

вспыльчивый

агрессивный

энергичный

сильный, веселый

нежность любовь

страсть

веселый, энергичный

Оранжевый

дразнящий

апельсиновый вкусный хороший

веселый

радостный

нервный

радостный вкусный

Желтый

радостный

солнечный яркий

веселый

веселый

грязно-белый

болезнь

теплый спокойный

Зеленый

успокаивающий

любимый природный

приятный

хмурый

неожиданный ревнивый

приятный

травка, лес

Голубой

стабильный

светло-голубой – радостный

темно-голубой - убивающий

нежный легкий

воздушный легкий

не хватает энергии

нежность, но холодноватая

Синий

«клевый»

тягостный

густой приятный

спокойный

полет над бездной

бездонность неба

Фиолетовый

раздражает

раздражает

апатия

неизвестность

беспокойство

тяжелый

экзальтация

красивый

изысканный

Коричневый

невежество нечистоты

нейтральный

густой плотный

приземленный

противный

скользкий мерзопакостный

теплый

земля, дающая жизнь

Черный

успокаивает

нелюбимый: в темноте на все натыкаешься

плохой беспросветный

умиротво-ряющий

навязчивый, как Крылов

мрачный

злой

Белый

радостный чистый

радостный свет!

свет

чистота

пустота

свежесть

свет

мистика

Серый

раздражает пыль грязь

нормальный

не надоедает спокойный

спокойный не суетливый

спокойно, но скучно

возврат к реальности

неприятный

6

С каким цветом ассоциируются у тебя гласные  звуки

А (Я)

О (Ё)

Э (Е)

У (Ю)

И

Ы

белый

желтый

зеленый

красный

синий

темно-серый

красный

оранжевый

салатовый

сине-зеленый

белый

фиолетовый

красный

оранжевый

белый

т/зеленый

черный

коричневый

красный

розовый

зеленоватый

т/зеленый

синий

коричневый

красный

желтый

зеленый

оранжевый

синий

серый

красный

желтый

белый

т/синий

светло-синий

черный

     ?

7

Люба Тимофеева

 слабовидящая

8

Таня

 Морхова

слабовидящая

9

Саша

Новиков

незрячий

10

Катя

Снегирева

слабовидящая

11

Надя

Макушина

слабовидящая

Можешь ли ты представить себе поверхность, окрашенную тем или иным цветом?

да

да

да

да

да

Видел ли ты когда-нибудь мир в цвете?

да

да

Да, до 3 лет

последнее воспоминание:

сине-красный мячик

да

 да

Какой цвет (или цветовая гамма) тебе нравится больше всего?

розовый

красный

фиолетовый

сиреневый

небесно-голубой

оранжевый        вся теплая гамма

желтый

сиреневый

нежно-розовый

Какой цвет меньше всего?

серый коричневый

серый

коричневый      все темные цвета

серый

красный

Какое чувство, настроение вызывают у тебя цвета:

Красный

яркий

радость восхищение

убийственный кровавый агрессивный

раздражение

энергичность

злой       нервный

Оранжевый

радостный

солнечный

яркий прикольный

веселый ароматный

аппетитный

смешной яркий

Желтый

скучный

теплый    золотой

солнечный приятный

хороший

уютный

 теплый

светлый

 радостный

Зеленый

волшебный хорошее настроение

все красиво

разочарование

приятный экологически чистый

умиротворяющий нормальный

грустноватый

Голубой

нежный

небесно-воздушный

порочный  исковерканный

легкий  

плывущий

Нежность

 тишина

Синий

ужас,  мрак противный

мерзопакостный

влажный, вечерний, хмурый

холодно-глубокий

красивый

умный

Фиолетовый

классный,  яркий, красивый

«клевый» грозовой

угнетающий

фантастический космический

непонятный, неуютный

Коричневый

слякоть

грязь

фу, гадость

ужас         склизкий

вкусный шоколадный

природный

шероховатый

Черный

нормальный

средний

солнечный любимый

мрак

темнота

загадочное молчание

прикольный скрывающий все плохое

Белый

нежный

волшебный

грустный

пустота

цвет будущего

творчество – белый лист бумаги

чистый    непонятность

Серый

противный

мерзопакостный

грязь

стальной

твердый

тусклый

скучный

С каким цветом ассоциируются у тебя гласные  звуки

А (Я)

О (Ё)

Э (Е)

У (Ю)

И

Ы

красный

белый

черный

коричневый

фиолетовый

зеленый

оранжевый

морской волны

вишневый

коричневый

зеленый

черный

салатовый

оранжевый

белый

зеленый

синий

черный

красный

желтый

серый

фиолетовый

синий

коричневый

оранжевый

желтый

сиреневый

тускло-серый

синий

черный



Предварительный просмотр:

Игра «Цвет и чувства»

Выберите из каждого столбца какое-нибудь слово, подбирая их смысловые значения, и нарисуйте картину, которая возникнет в вашем воображении на основе всех четырех слов. Особое внимание обратите на цветовое решение вашего замысла, постарайтесь, чтобы цвет передавал чувства, соответствовал словам, которые вы выберете в первом столбце.  

 

ЧУВСТВА

ПЕРСОНАЖИ

СОСТОЯНИЯ

МЕСТО

радостный

счастливый

печальный

дружелюбный

сердитый

озабоченный

испуганный

таинственный

спокойный

завистливый

героический

удивленный

ребенок

старик

молодая девушка

бабушка

солдат

путешественник

моряк

индеец

призрак

лошадь

собака

кот

 

дождь

снег

солнце

ветер

вечер

утро

полдень

ночь

буря

шторм

сумерки

туман

 

дворец

лес

горы        

пустыня

комната

сад

цирк

поле

дорога

река

море

ледяные торосы



Предварительный просмотр:

Цветок настроения

                  Методический прием наблюдения за эмоциональным состоянием детей

У каждого ребенка имеется комплект из пяти лепестков, сделанных из прочного картона  разных цветов. Название цвета на лепестке написано по Брайлю. Из прочного пластика вырезается два круга. С помощью швейной машинки круги сшиваются таким образом, чтобы образовались сектора-карманы по числу воспитанников. На каждом кармашке по Брайлю написано имя.

В конце дня при подведении итогов ребята вставляли в свой кармашек лепесток того цвета, который соответствовал преобладающему настроению в течении дня:

Ярко розовый  -         день был очень-очень интересным, настроение приподнятое, просто замечательное.        

Желтый -                 спокойно, хорошо.

Синий -                 то плохо, то хорошо, не спокойно.

Зеленый -                 тоскливо, грустно, одиноко.

Черный -                 день неудач, настроение хуже некуда.

Кто-то из ребят (по желанию) проводил этот опрос, потом записывал результаты в тетрадку.

Для ребят - это возможность почувствовать эмоциональное состояние своих одноклассников, научиться считаться с ними, бережно относиться к чувствам и переживаниям других детей.

А для воспитателя - материал для размышлений, сведения для составления карт эмоционального состояния.

Этот же цветок можно использовать при  подведении итогов проведенного мероприятия. В данном случае ребята выражают свое отношение к тому, в чем они участвовали:

Красный -         великолепно! очень понравилось! Хочется повторить

Желтый -         было интересно, спокойно.

          Мелкие накладки не мешали общему впечатлению.

Синий -          что-то получилось, что-то нет  

Зеленый -          было скучно

Черный -          хуже не бывает! Зачем я потратил столько времени?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся.

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результати...

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...

Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...