Открытое занятие по керамической флористике. Прикладное творчество.
методическая разработка на тему

Арнаутова Татьяна Леонидовна

Занятие по керамической флористике (лепка из холодного фарфора). Ветка орешника.

Возрастная группа от 8 лет.

Прикладное творчество, студия дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_floristika_a.docx798.05 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Управление образования Люберецкого муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Томилинский Дом детского творчества

План-конспект занятия по теме «Коллективная работа над проектом к предстоящей выставке. Керамическая флористика «Ветка орешника»»

Разработала:

Арнаутова Татьяна Леонидовна

педагог дополнительного образования МОУ ДОД ТДДТ

вторая категория

Возраст детей: от 8 лет

Продолжительность одного занятия: 90 мин с перерывом. Работа рассчитана на 3 занятия.

Цель занятия – Знакомство с образовательным курсом «лепка ветки орешника», способствующим развитию умения разбирать элемент природы от сложного к простому, и на основании простых форм создания сложного. Получение навыков стилизации в лепке позволяет детям свободно изображать достаточно сложные растения.

Развитие у детей навыка свободно пользоваться приёмами, материалами, инструментами для изображения в скульптуре.

Развитие любознательности и любви к природе.

Развитие эстетического вкуса.

Заинтересовать учащихся деятельностью студии

Задачи:

- обучающие:

дать знания по основам стилизации;

дать знания по техникам лепки из холодного фарфора;

дать знания по строению ветки орешника;

дать знания по упрощению формы растения;

дать знания по выделению главного и характерного в скульптуре;

дать знания по использованию ритма и динамики в украшении декоративной стилизованной работы;

дать знания по приёмам украшения декоративной работы;

дать знания по колористике в рамках смешивания и окрашивания холодного фарфора;

дать знания по дополнительным приёмам в лепке;

дать знания по работе с тональными контрастами;

дать знания по работе инструментами и материалами: глина, стеки, каттеры, молды, проволока, клей, краски, лак,  и т.д.

дать знания по лепке стилизованного растения.

- развивающие:

формирование эмоцианально-чувственного восприятия окружающего мира через изображение элементов природы;

формирование эмоцианально-чувственного восприятия окружающего мира через работу с глиной;

развитие аналитических способностей обучающихся;

развитее логического мышления путем постановки проблемы;

развитие коммуникативных способностей в процессе занятия.

- воспитательные:

воспитание духовно-нравственных качеств личности через искусство изображения;

воспитание детей – инструкторов – помощников педагога в воспитании и обучении детей – новичков;

формирование взаимопомощи, желания подсказать, проинструктировать, дать совет;

формирование умений строить взаимоотношения в процессе коллективной деятельности.

           

 Оборудование  

Телевизор, компьютер, интернет.

Материалы и инструменты для работы:

Методические пособия

Доска, цветной мел

Самозастывающая глина (холодный фарфор)

Стеки, ножницы

Каттеры, молды

Проволока, тейп лента

Краски, лак, пудра, клей, кисти

Доска для лепки

Коврик для лепки

Пастамашина и файлы для неё

Салфетки флизелиновые, салфетки влажные, тряпочки для промокания кисточек

Вода

Тип занятия: групповое занятие по работе над проектом к выставке, проводится в форме  урока с использованием компьютерных технологий, технологии проектной деятельности, коллективного взаимодействия, проблемного обучения, игровых технологий, индивидуальной деятельности, а так же здоровье сберегающей технологии.

Теоретическая часть

  Керамическая флористика — искусство создания цветов и флористических композиций с помощью специальной техники ручной работы и специальных полимерных глин.

 Цветочная скульптура – одно из последних достижений инновационного прикладного искусства флористики и представляет собой изготовление цветочных композиции из мягкого пластичного материала.  Готовые композиции трудно отличить от живых цветов.
В керамической флористике используются законы скульптуры, живописи и флористики. Это работа с формой, цветом и композицией. Материал, из которого создаются композиции, очень приятен на ощупь, не сушит кожу рук.
Термин «керамическая флористика» был впервые введен компанией Fleur-Group, которая является основателем искусства керамической флористики на территории России и стран СНГ с 2004 года.

 В изготовлении цветов и веточек из холодного фарфора возможны варианты с букетами, венками, деревьями, отдельными цветами, оформлением  рамок, подсвечников, бокалов, и т.д.

Возможно изготовление бижутерии: заколок, брошей, колец, серёг, кулонов и т.д.

Описание работы

Показывая готовое изделие из холодного фарфора — ветку орешника,  педагог анализирует его изготовление. Для создания такой веточки применяют самозатвердевающую на воздухе глину для изготовления цветов, некоторые инструменты и материалы.

  Начинается работа с ознакомления с инструментами и материалами, а так же важен сбор материала по живым цветам в фотографиях и рисунках. Дети просматривают МК по орешкам в режиме он-лайн по телефизору.

 Решается размер форма, вид орешника, или композиции  из орешков.

 Намешиваются нужные цвета глины для работы. При необходимости они раскатываются в пласты.

 Выбираются нужные стеки, каттеры, молды, краски. Проговаривается последовательность работы над орешником. Готовится глина, инструменты и материалы. Выполняются последовательно все этапы изготовления стеблей, орешков,  листьев. Если есть необходимость — изделие окрашивается красками и покрывается лаком (масляными, или акриловыми).

   Собирается орешник  при помощи клея ПВА, и сушится.

Правила техники безопасности:

Рабочее место должно быть организованно наиболее удобно для работы.

Волосы должны быть убраны назад.

Инструментами нужно пользоваться аккуратно.

При работе с инструментами не размахивать руками, не крутиться.

При работе с клеем нужно быть максимально аккуратным.

При работе с красками и лаком нужно быть максимально аккуратным.

При работе с проволокой держать её от глаз на безопасном расстоянии, не размахивать руками, не крутиться.

При работе с кистями держать их от глаз на безопасном расстоянии,  не размахивать руками, не крутиться

По окончании работы убрать своё рабочее место.

Ход занятия

Серия уроков  посвящена реалистичной технологии лепки из холодного фарфора веточки орешника. Сам процесс лепки не сложен, и занимателен. Сам материал — самозастывающая глина для изготовления цветов, позволяет добиваться такой реалистичности, приближенности к природному аналогу, что для детей результат работы  является сильным стимулирующим и мотивирующим моментом, способствующим желанию дальнейшего обучения лепке. Ребята гордятся результатом своего труда.

Ознакомление детей с лепкой ветки орешника из холодного фарфора. Групповая работа под руководством 3 учениц – инструкторов, обученных ранее показывать и рассказывать о лепке ветки орешника в форме МК, помогающих новичкам освоить лепку сложных этапов работы.  Инструкторы: Волкова Яна, Куницкая Лиза, Конина Катя..

Групповая работа строится в рамках подготовки к предстоящей выставке ДПИ. Изложение адаптировано к возрастной группе детей.

Педагог включает компьютерные технологии, технологии коллективного взаимодействия. Технологии проектной деятельности, индивидуальной деятельности, и здоровье сберегающие технологии в работу.

Телевизор по высоте установки адаптирован к возрасту и росту детей, стулья и столы адаптированы к возрасту и росту детей.

Использование телевизора, компьютера, интернета для просмотра в режиме он-лайн МК по лепке ветки орешника.

Непосредственно работа над скульптурой.

В ходе работы демонстрация того, или иного материала, инструмента, приёма лепки.

Краткий план занятия:

Подготавливаем рабочее место. Раскладываем нужное нам оборудование, инструменты и материалы.

Подготавливаем глину. Намешиваем нужные цвета, раскатываем глину для листьев тёмно-зелёного цвета, и ободочков орехов светло-зелёного цвета через паста-машину. Откладываем плёнки с раскатанной глиной в сторону.

Если глина уже нужного цвета, просто раскатываем её.

Подготавливаем проволоку зелёного цвета : Обматываем её тейп-лентой, или креповой бумагой. Делаем петельку кривогубцами на 1 из концов проволоки. Если есть уже готовая проволока, то только делаем петельку.

Таких проволочек нам нужно 3. Готовим ущё 3 проволочки  зелёного цвета — уже без петелек.

Берём 3 небольших кусочка глины светло - коричневого цвета в виде шарика, лепим из них 3 орешка.

Взять шарик в левую руку. Правой рукой вытягивать хвостик. Оторвать хвостик так, чтобы получился рваный край. Убрать следы от пальцев выглаживанием вершинки орешка.

Стеком проделать катательными движениями 3 продольные бороздки от хвостика орешка до его донышка. Выгладить бороздки, чтобы орешек был гладкий, но не симметричный.

 Смазываем петельку на проволоке клеем ПВА, одеваем на неё готовый орешек, отставляем сушиться.

Таким же способом изготавливаем остальные 2 орешка.

Изготавливаем 3 листочка.

Берём плёнку с тёмно-зелёной глинойоткрываем её, вырезаем каттером для листа розы 3 листика. Снимаем с плёнки лишнюю глину, оставляя только листики. Закрываем плёнку.

Берём 1 листик, кладём на доску для лепки. Бекрём стек, и его тупой стороной обрабатываем край листа.

Стеком изнутри наружу проводим по краю листа, как бы пытаемся его порвать, но делаем это движение совсем лёгкими нажимами. Получается бахромчатый край.

Убираем листик в плёнку, достаём из плёнки второй листик и повторяем операцию.

Таким же способом изготавливаем 3 листик.

Теперь листики нужно отфактурить на молде. Берём молд универсального листа, достаём листики из плёнки и прижимаем их по очереди к молду оборотной стороной.

Берём стек-гантельку, и прокатываем края листиков с оборотной стороны.

Берём 3 проволочки без петелек, мажем их край клеем, и приклеиваем к листикам посередине вдоль центральной прожилки с лицевой стороны. Прижимаем с оборотной стороны приклеенный листик в районе проволочки.

Отставляем листики посушиться.

Изготавливаем оборочки для орешков. Берём плёнку со светло-зелёной раскатанной глиной. Вынимаем полоску глины шириной 3 см, длиной 6 см.

 Бекрём стек, и его тупой стороной обрабатываем край полоски. Стеком изнутри наружу проводим по краю полоски, как бы пытаемся её порвать довольно глубоко, на 2/3 ширины полоски, делаем это движение совсем лёгкими нажимами. Получается бахромчатый край.

Берём орешек, мажем его клеем на 1/3 с нижней стороны. Приклеиваем к орешку бахрому, закладывая её в складки. Приглаживаем стеком складки у основания орешка.

Проделываем эту операцию с остальными 2 орешками.

Делаем орешки реалистичнее. Берём синтетическую кисть и матовый акриловый лак на водной основе. Обрабатываем орешек без бахромы лаком. Берём пудру и сухую щетинную мягкую кисть. На не высохший орешек накладываем немного пудры в месте хвостика. Подсушиваем. Жёсткой щетинной кистью снимаем остатки пудры с орешка.

Делаем листья реалистичнее. Берём подсохшие листья, стек гантельку большой, и самым большим шариком стека с оборотной стороны делаем на листиках нескольлко углублений — ямок. Переворачиваем листики, и пальцами сгибаем вдоль центральной прожилки.

Собираем орешник. Берём кривогубцы, и слегка отгибаем орешки у основания. Орешки собираем вместе. Берём кусочек тейп-ленты,  разрезанный вдоль пополам, и обматываем собранные вместе орешки максимально близко к основанию орешков витками 4-5 раз. Листики отгинаем у основания, и приматываем по 1 в промежутки между орешками тейп лентой. Примотали 2 витками 1 листик, чуть пониже примотали 2 витками 2 листик, чуть пониже примотали витками 3 листик. Далее тейп-ленту располагаем под углом к стеблю, и доматываем до окончания стебля. Поправляем листики, делаем им красивые изгибы.

Орешник готов.

При желании его можно подтонировать маслянными красками по краешкам облорочки орешков, и по краешкам листиков.

Список источников

http://www.fleur-group.ru/ 

http://fleurgroup.livejournal.com/

http://delicatearts.livejournal.com/

http://rowan-craft.livejournal.com/

http://www.rowan-craft.ru/content/mini/

http://art-clayflowers.livejournal.com/

http://decoclay.livejournal.com/

http://forum1.kukly.ru/forums.php?forum=73

http://julia-fleur.livejournal.com/

http://vkontakte.ru/album-21572975_130259484#/albums-21572975

http://kazi-mira.livejournal.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся посредствам сочетания различных направлений и форм занятий в объединении декоративно-прикладного творчества «Фантазеры»

Программа "Фантазеры" вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-ко...

Занятие в объединении декоративно-прикладного творчества «Пасха – праздник весны и торжества жизни».

Занятие в объединении декоративно-прикладного творчества «Пасха – праздник весны и торжества жизни»....

Занятие в объединении декоративно-прикладного творчества «Кадры из любимых мультиков». «Фиксики».

Занятие в объединении декоративно-прикладного творчества «Кадры из любимых мультиков».  «Фиксики»....

Программа занятий дополнительного образования. Декоративно-прикладное творчество народов Поволжья.

Программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное творчество народов Поволжья» относится к художественно – эстетической направленности...

конспект занятия в студии декоративно-прикладного творчества "Альтернативные виды живописи"

конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе "Вдохновение"...

Эстетическое воспитание умственно отсталых детей среднего возраста на занятиях кружка по декоративно – прикладному творчеству

Важным средством эстетического воспитания умственно отсталых школьников являются уроки трудового обучения, на которых дети имеют дело с бумагой и картоном, глиной и пластилином, с природными и текстил...

Конспекты открытых занятий студии технического и художественного творчества "Мастер на все руки"

Конспекты открытых занятий студии технического и художественного творчества представляют собой алгоритм работы педагога с воспитанниками, в том числе воспитанниками младшего и старшего школьного возра...