Рабочая программа Город Мастеров
рабочая программа по теме

Мигунова Елена Владимировна

Программа по ручному труду для работы в Детском Оздоровительном Лагере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programa_gorod_masterov.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

  1. Общая характеристика программы.

Программа «Город Мастеров» является модифицированной программой дополнительного образования и адресуется учащимся 7-14лет. Программа рассчитана на 2 возрастные группы 9-10 лет и 11-14 лет. Направленность программы - художественно-эстетическая, уровень освоения -общекультурный. Программа позволяет в большей степени реализовать художественный потенциал каждого ребенка, воспитывать у детей интерес к труду, развивает эстетический вкус, фантазию. Обучение по программе развивает навыки творчества, приобщение к миру прекрасного средствами эстетической трудовой деятельности.

2.     Художественно-эстетическая    направленность.

Данная программа способствует развитию у детей склонности к художественному труду, на развитие чувства композиции, вкуса, цвета, гармонии. В процессе овладения программой у детей наряду с такими качествами, как внимательность, усидчивость, терпение, развивается также мелкая моторика, что способствует более успешным занятиям в школе.

  1.    Актуальность и новизна.

Данная программа, прежде всего, рассчитана на практическое обучение. Знания и умения, полученные детьми при изучении данной программы, помогут им освоить программу по трудовому обучению в школе и применять полученные навыки в быту. Умение рукодельничать поможет каждой будущей хозяйке экономить семейный бюджет, создавать неповторимый облик своего дома, реализовать свои творческие способности и возможности. В основу разработки программы положены принципы индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. В программе даются часы для ознакомления учащихся с историей возникновения народных промыслов и видов рукоделия.

  1.  Цель и задачи программы.

Цель  программы   - обеспечение досуга детей в оздоровительном лагере. Развитие  трудовых  умений   и   эстетического восприятия окружающего мира учащихся младшей и средней школы

Данная цель решается путем реализации следующих задач:

 Обучающие:

1. Обучать дополнительным знаниям по видам труда.

2. Обучать различным видам рукоделия.

3. Сформировать у учащихся трудовые качества.

Развивающие:

1. Ознакомлять учащихся с историей возникновения народных промыслов.

2. Расширять кругозор.

3. Развивать память, внимание, наблюдательность, воображение, образное мышление.

4. Развивать усидчивость, терпение, самостоятельность.

5. Сформировывать умения четко организовывать свое время, рабочее место.

Воспитательные:

1. Воспитывать эстетический вкус.

2. Воспитывать трудолюбие, терпение, усидчивость, аккуратность.

3. Воспитывать коммуникативные качества учащихся.

 

Программа рассчитана на детей в возрасте 7-14 лет.

5.  Отличительные особенности.

Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы является то, что она ориентирована на реализацию индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Дети приобретают навыки работы в различных техниках прикладного искусства и имеют возможность дальнейшего выбора для углубленного изучения понравившейся техники.

  1. Форма и режим занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Каждое занятие включает в себя теоретическую часть: показ образца, разбор образца по деталям, подбор необходимых инструментов и материалов. Практическая часть включает в себя выполнение задания под руководством педагога. Заключительная часть - обсуждение готовых изделий, подготовка лучших работ к выставке.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Результативность освоения программы может быть выявлена через педагогическое наблюдение техники выполнения и творческой активности ребенка. Учитывается желание ребенка выполнять работу, которое возникает при полном изложении материала, перед началом работы и после показа образца готового изделия. Оценка деятельности проводится на выставках и конкурсах.

В конце каждой смены   по данной программе учащиеся младшей возрастной группы

должны знать:

- правила техники безопасности при работе с инструментами(игла и ножницы)

- свойства бумаги и картона

- технику «аппликации»

должны уметь:

- работать с бумагой и картоном (складывать бумагу, разрывать по линии сгиба, резать ножницами, работать в технике «аппликация», изготавливать из картона игрушки на основе полос и конуса.)

- вводить нить в иглу

- шить по проколам

В конце каждой смены, по данной программе, учащиеся старшей возрастной группы

должны знать:

-  правила техники безопасности при работе с инструментами (игла и ножницы)

-  технику объемной аппликации

-  технику оригами

-  технику изонить

-  технику изготовления плоской игрушки - сувенира

-  технику изготовления объемной игрушки-сувенира

-  применение и свойства кожи

должны уметь:

- правильно пользоваться инструментами (игла и ножницы)

-  работать в технике объемной аппликации

-  работать в технике оригами

-  работать в технике изонить

-  изготавливать плоскую игрушку-сувенир

-  изготавливать простую объемную игрушку-сувенир

-  резать полосы кожи разной ширины

-  плести из 3 и 4 полос кожи

Форма подведения итогов реализации программы

После выполнения изделия работы обсуждаются учащимися. Акцент делается на наиболее удачно получившиеся элементы в каждой работе. Лучшие детские работы участвуют в выставках, остаются образцами для показа другим обучающимся.

Содержание программы

7-10лет

  1. Вводное занятие

Ознакомление учащихся с мастерской, с целями и задачами работы кружка, планом обучения на год. Провести беседу о правилах техники безопасности и поведении в мастерской.

2 . Работа с бумагой и картоном.

Это самый большой раздел программы 1 года обучения. Используя простой материал (бумагу и картон) ученики отрабатывают навыки работы с инструментами (ножницами) и клеем.

ТЕОРИЯ

- изучение свойств бумаги и картона, сравнивание их

- анализ свойств бумаги и картона

- обучать делать выводы о назначении и использовании этого материала.

ПРАКТИКА

- складывать бумаг

- разрывать бумагу по линии сгиба

- резать ножницами по прямой и по сложенным линиям

- вырезать сложенную бумагу

- соединять бумагу с помощью клея

- изготавливать из бумаги и картона различные объемные игрушки

- оформлять игрушки отделкой из бумаги

3 . Работа с текстилем.

В данном разделе ученики знакомятся с текстильными материалами: нитки, хлопчатобумажные ткани.

ТЕОРИЯ

-учащиеся узнают об их назначении и применении ниток и хлопчатобумажных тканей.

 -ученики изучают инструмент - иглу, узнают правила техники безопасности и применение иглы.

ПРАКТИКА

- введение нитки в иглу

- завязывание узелка на конце нитки

- закрепление нити в конце шва

- шитья по проколам (шов вперед иголку, назад иголку, через край)

- пришивание пуговицы

Эти навыки отрабатываются при выполнении простых изделий: закладка, отделка края открытки, изготовление открыток и т.д.

4 . Практическое повторение.

Анализируя работу детей, педагог в данном разделе планирует повторение и закрепление наиболее сложных для понимания детей разделов.

ТЕОРИЯ

- повторение изученных ранее понятий и терминов

- повторение правил техники безопасности

        ПРАКТИКА

 

- ученики выполняют работы в изученной ранее технике, закрепляя навыки и умения, ученики проявляют больше самостоятельности и творчества, поэтому для данной образовательной программы этот раздел необходим для лучшего освоения деятельности кружка.

Содержание программы

11-14 лет

  1. Вводное занятие.

Ознакомление учащихся с мастерской, рабочим местом, правилами техники безопасности и внутреннего распорядка.

  1. Работа с бумагой и картоном.

ТЕОРИЯ:

- техника объемной аппликации,  геометрические формы  (круг, квадрат, треугольник), свойства бумаги и картона;

- техника «оригами» - базовые формы, условные знаки, принятые в оригами, основные приемы складывания; работа ножницами (правильная хватка)

ПРАКТИКА:

- выполнение открытки в технике «объемная аппликация»;

- изготовление изделий в технике «оригами» - стаканчик, заяц, собачка, лис и котенок.

  1. Работа с текстилем.

ТЕОРИЯ:

- текстильные материалы (нитки, ткани, искусственный мех) их использования и свойства

- инструменты (ножницы, игла)

-техника безопасной работы, устройство, правильная хватка инструментов

-техника изонить заполнение углов и окружностей

ПРАКТИКА:

- правильно пользоваться иглой, вводить нить в иглу, завязывать узелок на нити

-шитье по проколам, стежок «вперед иголка», «косой» стежок. –техника изонить, заполнение угла, заполнение окружности. --составление рисунка из окружностей и углов, заполнение с переменой цвета, цветограмма.

  1. Работа с искусственным мехом.

ТЕОРИЯ:

- плоская игрушка – сувенир

- объемная игрушка - сувенир

ПРАКТИКА:

- изготовление плоской игрушки-сувенира из искусственного меха (кошка - брошка)

-изготовление объемной игрушки на основе шариков (лев, собачка, заяц)

  1. Работа с кожей.

ТЕОРИЯ:

 - кожа натуральная и искусственная, назначение, применение

- свойства кожи, применяемой в быту

ПРАКТИКА:

 - резание полос кожи разной ширины

- изготовление оплеток

- изготовление закруток

- плетение из кожи, изготовление браслетов

-плетение из 4-х полос

В конце каждой смены проходит подведение итогов работы смены, выставка датских работ, награждение лучших кружковцев

Методическое обеспечение программы.

1

разделы

Формы занятий по каждому разделу

Используемые приемы и методы

Дидактический материал

Формы подведения итогов

2

Работа с бумагой и картоном

Комбинированное занятие, практическое занятие, игровое занятие

Беседа, рассказ, демонстрация образца, самостоятельная работа, игра

Образцы, детские работы, наглядные пособия

Педагогическое наблюдение, анализ результатов работы учащихся

3

Работа с текстилем

Комбинированное занятие, практическое занятие, игровое занятие

Беседа, рассказ, демонстрация образца, самостоятельная работа, игра

Образцы, детские работы, наглядные пособия

Педагогическое наблюдение, анализ результатов работы учащихся

4

Работа с искусственным мехом

Комбинированное занятие, практическое занятие, игровое занятие

Беседа, рассказ, демонстрация образца, самостоятельная работа, игра

Образцы, детские работы, наглядные пособия

Педагогическое наблюдение, анализ результатов работы учащихся

5

Работа с кожей

Комбинированное занятие, практическое занятие, игровое занятие

Беседа, рассказ, демонстрация образца, самостоятельная работа, игра

Образцы, детские работы, наглядные пособия

Педагогическое наблюдение, анализ результатов работы учащихся

Материально - техническое обеспечение.

Инструменты: иглы, ножницы, линейки, карандаши. Материалы: картон, бумага, ткани, искусственный мех, синтепон, природный материал, пластилин, цветные нитки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Педагогика., Учебное пособие., Педагогическое общество России.,1998

Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова. Дополнительное образование в современной школе. М.: «Сентябрь», 2005 (Библиотека журнала ДШ, №1, 2005)

Дорогов Ю.И., Дорогова Е.Ю., Оригами шаг за шагом., М. Просвещение., 2004

Сержантова Т.Б., Искусство складывания бумаги, СПб, Мир., 2007

Агапова И, Давыдова М., Лучшие поделки из бумаги и картона своими руками, М., Рипол-Классик, 2007

Рыкова И.А., Неужели из бумаги., М.,ИД «Карапуз», 2008

Гричишечкина С,Н., Козюлина В.А., Поделки, игрушки, подарки., Ярославль., 2007

Щеглова А.В., Оригами для детей и взрослых, ИД «Владис», 2007

Романина В.И. Дидактический материал по трудовому     обучению., Москва., Просвещение., 1998

Леонова О.В., Рисуем нитью. Ажурные картинки. М.

Нагибина М.И., Чудеса из ткани своими руками., Ярославль., Академия развития., 1997

Тюрина Н., Чудо – кожа., М 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Город мастеров"

Программа оздоровительного лагеря...

Дополнительная образовательная программа "Город мастеров"

Дополнительная образовательная программа "Город мастеров" рекомендована педагогам художественно-эстетической направленности. Автор программы Козловская Маргарита Санасаровна. Программа утверждена на м...

Рабочая программа "Город мастеров"

Рабочая программа "Город мастеров" создана для обучения детей младшего школьного возраста различным видам декоративно-прикладного творчества. Предполагает изготовление большого количества несложных из...

Рабочая программа "Чудо-мастера" -тестопластика.

Программа разработана для формирования у младших школьников навыков работы с различными прикладными материалами, способствует развитию мелкой моторики, и художественно-эстетического вкуса....

программа Город мастеров

Каникулы составляют значительную часть объёма свободного времени детей, поэтому каникулы для них – это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможност...

Программа «Город мастеров»

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Солнечный день"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "Город мастеров"

I Пояснительная запискаВ проекте Федерального Государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с усовершенствованием содержания общего образования, является гум...