Конспект открытого занятия по теме "Дамочные окончания"
план-конспект по теме

Сухарева Ирина Анатольевна

Конспект открытого занятия по программе «Шашки» на тему

«Дамочные окончания»

 

Цель: расширение знаний в игре русские шашки. Приобретение практических навыков по обучению игре в «дамочные окончания»

Задачи:

·         Дать специальные знания по обучению игре в дамочном окончании;

·         Формировать образное, пространственное, логическое мышление;

·         Способствовать формированию положительных качеств характера;

·         Развивать устойчивый интерес к спорту;

·         Развивать способность к анализу, гибкость и мобильность в поисках решений.

Тип учебного занятия: комбинированный

Форма проведения занятия: беседа

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, демонстрационный, практический, наглядный, продуктивный, метод мотивации и стимулирования.

Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, здоровье- сберегающая

Методическое обеспечение занятия: образец карточки "Треугольник Петрова", карточки с заданиями. Книга В.Р. Маламед, Ю.П. Барский "Курс шашечных окончаний".

Оборудование: шашки, доски, демонстрационная доска, тетради, ручки.  Компьютер, проекционный экран, мультимедийный проектор.

 

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока.

Цель этапа: подготовка учащихся к занятию.

 

2. Сообщение темы урока.

Цель: ознакомление с дамочным эндшпилем.

 

 

Педагог. Ребята, все вы сталкивались с дамочным окончанием. Очень важно правильно и грамотно играть в эндшпиле. Для этого надо знать приёмы ловли дамки. Конец - всему делу венец!

 

Слайд №1

 

3. Повторение пройденного материала.

Цель: повторить "Треугольник "Петрова".

Дамочный эндшпиль - это конец партии. Правильная игра в дамочном окончании играет важную роль, от этого зависит исход партии. Часто встречается в игре позиция - три дамки против одной. Если одна дамка соперника находится на главной дороге, то считается ничья. Но если "большак" наш, то надо занимать два двойника и строить "Треугольник Петрова" - это специальная система ловли дамки, которую придумал выдающийся шашист Петров, отсюда такое название. Даётся 15 ходов. Надо успеть построить "боевую" позицию и поймать дамку. Если за 15 ходов дамку не поймали, то защитывается ничья.

Слайд №2 (демонстрационная доска).

 

 

 

Слайд № 3

Боевая позиция для построения треугольника Петрова. Белые: c3, e3, f4. Чёрные: e7

Слайд № 4  

Боевая позиция для построения треугольника Петрова. Белые: e3, f4, f6. Чёрные: a5.

Слайд № 5

 Боевая позиция для построения треугольника Петрова. Белые: c5, d6, f6. Чёрные: d2.

Слайд № 6

Боевая позиция для построения треугольника Петрова. Белые: c5, d6, c3. Чёрные: g5

 

 

 

 

 

 

 

4. Практическая работа.

Цель: научиться правильно играть в дамочном окончании.

Педагог: Сейчас я вам покажу приёмы, с помощью которых можно поймать дамку. "Петля" существует для ловли дамки, ставится в углах доски.

 

Педагог: Ребята, кто хочет показать пример "петли"?

Воспитанники: Желающие выходят к демонстрационной доске. Показывают разные примеры.

Педагог: Хочу вам показать ещё один приём, он называется "Взаимодействие". Применяется в случаях дамок и простых шашек.

Строя "петлю" надо подвести свою шашку или дамку к простой шашке противника так, чтобы получилось взаимодействие.

Воспитанники:

Задают вопросы.

Зарисовывают диаграммы в тетрадь. Играют тренировочные дамочные окончания под руководством педагога, который помогает и исправляет ошибки.

Слайд № 7

 

Белые: g1, h2, e3, f4.

 

Слайд № 8

Белые: a1, a3, c1, c3 Чёрные: a7.

 

 

 

 

Слайд № 9

Белые: c3, дамка e1, a3, a1 Чёрные: a5, дамка d6.

 

Белые: дамка a1, a3, e1, c3

Чёрные: дамка c7, простая e5, e7б g7

 

Белые: h2, дамка g1, e1, e3

Чёрные: h4, e5, e7, дамка c7

5. Закрепление изученного материала.

Цель: овладение приёмами ловли дамки.

Вопросы:

 

1.      Что такое “петля”?

2.      Что такое "взаимодействие"?

3.      Где располагается "петля"?

4.      Как построить "взаимодействие"?

 

Ответы на вопросы:

1.      “Петля” – это специальное построение дамок и шашек.

2.      "Взаимодействие" - это такое сочетание дамки и шашки, после поддачи под шашку противника уничтожается его дамка.

3.      "Петля" располагается в углах доски.

4.      "Взаимодействие" строится под простую шашку соперника, чтобы после отдачи своей шашки уничтожилась его шашка вместе с дамкой.

 

 

Слайды № 10-13

 

 

Итог урока.

Цель: подведение итога проделанной работе на уроке.

Проанализировать урок, отметить типичные ошибки, определить пути их исправления, отметить хорошие результаты учащихся.

 

   

 

 

   
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «ЦВР»

ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово

Конспект открытого занятия

по теме: «Дамочные окончания»

Автор: Сухарева Ирина Анатольевна,

педагог дополнительного образования

2014 г.

Цель: расширение знаний в игре русские шашки. Приобретение практических навыков по обучению игре в «дамочные окончания»

Задачи:

  • Дать специальные знания по обучению игре в дамочном окончании;
  • Формировать образное, пространственное, логическое мышление;
  • Способствовать формированию положительных качеств характера;
  • Развивать устойчивый интерес к спорту;
  • Развивать способность к анализу, гибкость и мобильность в поисках решений.

Тип учебного занятия: комбинированный

Форма проведения занятия: беседа

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, демонстрационный, практический, наглядный, продуктивный, метод мотивации и стимулирования.

Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, здоровье- сберегающая

Методическое обеспечение занятия: образец карточки "Треугольник Петрова", карточки с заданиями. Книга В.Р. Маламед, Ю.П. Барский "Курс шашечных окончаний".

Оборудование: шашки, доски, демонстрационная доска, тетради, ручки.  Компьютер, проекционный экран, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА 

1. Организация начала урока.

Цель этапа: подготовка учащихся к занятию.

2. Сообщение темы урока.

Цель: ознакомление с дамочным эндшпилем.

Педагог. Ребята, все вы сталкивались с дамочным окончанием. Очень важно правильно и грамотно играть в эндшпиле. Для этого надо знать приёмы ловли дамки. Конец - всему делу венец!

Слайд №1

 

3. Повторение пройденного материала.

Цель: повторить "Треугольник "Петрова".

Дамочный эндшпиль - это конец партии. Правильная игра в дамочном окончании играет важную роль, от этого зависит исход партии. Часто встречается в игре позиция - три дамки против одной. Если одна дамка соперника находится на главной дороге, то считается ничья. Но если "большак" наш, то надо занимать два двойника и строить "Треугольник Петрова" - это специальная система ловли дамки, которую придумал выдающийся шашист Петров, отсюда такое название. Даётся 15 ходов. Надо успеть построить "боевую" позицию и поймать дамку. Если за 15 ходов дамку не поймали, то защитывается ничья.

Слайд №2 (демонстрационная доска).

Слайд № 3

Боевая позиция для построения треугольника Петрова. Белые: c3, e3, f4. Чёрные: e7

Слайд № 4  

Боевая позиция для построения треугольника Петрова. Белые: e3, f4, f6. Чёрные: a5.

Слайд № 5

 Боевая позиция для построения треугольника Петрова. Белые: c5, d6, f6. Чёрные: d2.

Слайд № 6

Боевая позиция для построения треугольника Петрова. Белые: c5, d6, c3. Чёрные: g5

4. Практическая работа.

Цель: научиться правильно играть в дамочном окончании.

Педагог: Сейчас я вам покажу приёмы, с помощью которых можно поймать дамку. "Петля" существует для ловли дамки, ставится в углах доски.

Педагог: Ребята, кто хочет показать пример "петли"?

Воспитанники: Желающие выходят к демонстрационной доске. Показывают разные примеры.

Педагог: Хочу вам показать ещё один приём, он называется "Взаимодействие". Применяется в случаях дамок и простых шашек.

Строя "петлю" надо подвести свою шашку или дамку к простой шашке противника так, чтобы получилось взаимодействие.

Воспитанники:

Задают вопросы.

Зарисовывают диаграммы в тетрадь. Играют тренировочные дамочные окончания под руководством педагога, который помогает и исправляет ошибки.

Слайд № 7

Белые: g1, h2, e3, f4.

Слайд № 8

Белые: a1, a3, c1, c3 Чёрные: a7.

Слайд № 9

Белые: c3, дамка e1, a3, a1 Чёрные: a5, дамка d6.

Белые: дамка a1, a3, e1, c3

Чёрные: дамка c7, простая e5, e7б g7

Белые: h2, дамка g1, e1, e3

Чёрные: h4, e5, e7, дамка c7

5. Закрепление изученного материала.

Цель: овладение приёмами ловли дамки.

Вопросы:

  1. Что такое “петля”?
  2. Что такое "взаимодействие"?
  3. Где располагается "петля"?
  4. Как построить "взаимодействие"?

Ответы на вопросы:

  1. “Петля” – это специальное построение дамок и шашек.
  2. "Взаимодействие" - это такое сочетание дамки и шашки, после поддачи под шашку противника уничтожается его дамка.
  3. "Петля" располагается в углах доски.
  4. "Взаимодействие" строится под простую шашку соперника, чтобы после отдачи своей шашки уничтожилась его шашка вместе с дамкой.

Слайды № 10-13

Итог урока.

Цель: подведение итога проделанной работе на уроке.

Проанализировать урок, отметить типичные ошибки, определить пути их исправления, отметить хорошие результаты учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Конспект открытого занятия творческого объединения "Нирвана" тема занятия "Введение в образовательную программу"

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования, чтобы заинтерисовать детей игрой на гитаре и музыкальным творчеством....

Конспект открытого занятия в эколого-краеведческом кружке «Тропинка». Тема занятия: "В лесу родилась ёлочка"

Цель: Изменить психологию потребительского отношения к лесу, доказать ценность хвойных растений. Задачи: 1. Убедить в том, что без растений человечество прекратит своё существование. 2. Доказать незам...