Эссе на тему "Особенности социальной ситуации развития современного ребёнка."
статья на тему

        Предлагаю вниманию коллег эссе по курсу "Образование и общество. Основы государственной политики Российской Федерации в области образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)

ЭCCЕ

ПО КУРСУ: ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Тема: Особенности социальной ситуации развития современного ребёнка.

Выполнил:

Терешко Валентина Владимировна

слушатель группы Одинцово,

учитель математики

Муниципального бюджетного

общеобразовательного

учреждения Барвихинская средняя

общеобразовательная школа

Одинцовский район

Московской области

Москва 2014


 Социальная ситуация развития – совокупность отношений ребенка с микросредой его развития, которая определяет динамику и содержание психических изменений в ведущей деятельности (по Л.С. Выготскому), т.е. специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в действительности социальной, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в деятельности совместной с другими людьми.

В современной России социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его бытие социальное, в обстановке которого приобретаются новые свойства личности и психические новообразования. Как продукт возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований — особый знак распада старой развития социальной ситуации и складывание новой, что сопровождается возрастными кризисами.

Периоды социальных катаклизмов оказывают очевидное влияние особенностей исторической эпохи, на особенности его развития, иначе говоря, зависимость психического развития детей от сильного воздействия факторов социальной среды.

В связи c стремительным классовым расслоением общества изменяется социальное окружение детей не только в каждом регионе России, но и в каждой отдельно взятой школе, классе.

Важным фактором социальной ситуации, определяющим направления и особенности психического развития, являются те общественно-образовательные учреждения, которые посещает ребенок. Ориентация на массовую систему дошкольных учреждений, в целом характерная для нашей культуры, существенно повлияла на «психологию родителей», точнее на их социально-воспитательные установки. Современный ритм жизни и занятости родителей существенно искажает характер взаимоотношений родителей и детей.

Обязанность педагога неустанно напоминать родителям о том, что самые лучшие, элитные дошкольные и школьные учреждения, не способны заменить непосредственное общение с родителями, участие их в жизни детей. Творческие совместные задания, участие в конкурсах, подвижные и сюжетно-ролевые игры, проведенные вместе вечера – все это оказывает на развитие личности ребенка, особенно в дошкольном и раннем школьном возрасте, очень важное влияние. При этом переоценена важность так называемых элитных  занятий большим теннисом, конным спортом и т. п. Весьма часто в погоне за «большими возможностями» для своих детей, родители отдают все силы и все свое время работе, пытаясь «дать ребенку все самое лучшее», тогда как он нуждается прежде всего в участии и понимании.

В стране недавно введена школьная форма, призванная создать равенство, нивелировать разницу в достатке семей. Во-первых, разница в достатке семей давно существует не столько между детьми в одном классе, сколько между разными школами. Вероятность соседства за партой сына уборщицы и сына депутата/прокурора/бизнесмена/шоумена близка к нулю. А в тех школах, где важны способности и такое соседство вполне возможно, форму обычно не вводят и детям, как и педагогам, неважно, у кого родители богаче. Во-вторых, разница в достатке все равно будет видна. Кроме формы, есть обувь, кроссовки и костюм на физкультуре, верхняя одежда, часы, телефон, способ проводить каникулы и еще много всего. Социальное неравенство существует – задача родителей и учителей научить детей достойно справляться с этим обстоятельством, не уравнивая ценность человека с ценностью его вещей.

В последнее десятилетие возросли требования социальной среды к детям (в первую очередь в системе образования), наряду с недостаточным пониманием возрастных, психологических и физиологических особенностей ребенка. Частично эти проблемы пытаются решить с помощью реформ системы образования. С реформированием связаны разнообразие учебных заведений, разный уровень навыков учителей, различные подходы к образованию и т.д. Данные изменения благоприятно сказываются на процессе дифференцированния обучения, необходимого для развития мышления учащихся.

Одной из самых острых социальных проблем является  заметное ухудшение здоровье детей всех возрастов, включая и детей из относительно благополучных социальных групп. Возможно, это связано не только с социальными процессами, но и с плохой экологической ситуацией, с ухудшением физиологического здоровья матерей, с обесцениванием традиционных семейных ценностей т.д. Таким образом, основной задачей педиатров и детских психологов является выявление различных отклонений в каждый период жизни ребенка с целью их дальнейшей коррекции.

Значимым фактором, влияющим на развитие ребенка, является семейное воспитание. В связи с трансформацией института семьи и брака произошли глубокие изменения в детско-родительских отношениях и условиях семейного воспитания. Среди многочисленных проблемных категорий детей, появившихся вследствие острого социального неблагополучия последнего десятилетия можно выделить следующие основные группы: это социально дезадаптированные дети (беспризорные, не посещающие школу и бродяжничающие дети, а также дети-сироты), дети из остро неблагополучных семей (дети беженцев и переселенцев, дети из малообеспеченных и деструктивных семей, часто становящиеся жертвами насилия и, в свою очередь, вовлекаемые в преступные действия), дети из распавшихся семей, дети из условно благополучных семей.

Общество последовательно отвергло православную, а затем и коммунистическую и национально-патриотическую идеологию, но ничего не дало взамен, образовался духовный вакуум. Такой ситуацией незамедлительно воспользовались различные организации, в том числе организованные преступные группировки, религиозные и философские секты. Относительно недавняя реабилитация православия как основы института брака и семьи уже оказывает постепенное влияние на улучшение социального климата в стране в целом. Необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы общеобразовательной школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. 

Ускорение темпов развития компьютерных технологий, увеличение влияния средств массовой информации, возникновение глобальной сети Интернет, рост популярности социальных сетей, модификация информационного пространства привела к изменению не только межличностного общения, но и технологий школьного образования.

Таким образом, изучение изменений социальной ситуации развития в изучении детства позволяют органично вписать онтогенез личности ребенка в социально-исторический контекст. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Республиканский научно - исследовательский проект "Формирование профессионального самоопределения старшеклассника в особой социальной ситуации развития"

В данном материале отображена деятельность социального педагога в рамках экспериментальной площадки....

ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИГРА КАК УСЛОВИЕ «СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ»

Мир бизнеса, предпринимательства необыкновенно сложен, но в тоже время и интересен. Выработка навыков быстрой ориентации в многочисленных проблемных ситуациях функционирования рынка, умение находить с...

«Социально-правовая поддержка детей дошкольного возраста в особой социальной ситуации развития как условие для успешной адаптации, позитивной социализации и последующей интеграции в общество»

В рамках Республиканского семинара "Комплексное взаимодействие специалистов по содействию социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях интернатного учреждения", который был проведен на нашей базе, пред...

Социальная ситуация развития учащихся подросткового возраста

К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребёнком и окружающей его дей...

Круглый стол «проблема обеспечения информационной безопасности школьников в современной социальной ситуации развития»

Методическая разработка "круглого стола", направленного на обсуждение проблемы обеспечения психологической безопасности современного школьника всеми участниками образовательного процесса...

Социальные ситуации развития детей, способствующие поддержке детской инициативы и индивидуальности

Задача педагога — верно подобрать технологии с учетом индивидуальных особенностей и свойств темперамента воспитанников....