Самоанализ занятия Тема: «Русская матрешка»
статья на тему

Капустникова Гульнара Вячеславовна

Цель: изучить историю возникновения, виды, особенности росписи русской матрешки.

             Тема выбрана в соответствии с календарно-тематическим планом 1-го года обучения по программе «Живопись». Занятие было проведено на должном методическом и организационном уровне с применением мультимедийного оборудования.

             Для достижения цели ставились следующие задачи:

обучающие: познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек  городов  Семенова,  Сергиева Посада, Полховский Майдан;

развивающие: развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность;

воспитательные: воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.

             Занятие способствовало повышению интереса к обучению в объединении «Живопись», развитию образного мышления, потребности в самообразовании, формированию активной жизненной позиции, воспитанию

эстетического и художественного вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_russkaya_matreshka.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКИЙ (ПОДРОСТКОВЫЙ) ЦЕНТР»

 АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН

Конспект занятия по теме:  

«Русская

  матрёшка»

Педагог дополнительного образования

Капустникова Г.В.

Объединение «Живопись»

Образовательная программа «Живопись»

                                                       2012 год

Тема: «Русская  матрешка»

Цель: изучить историю возникновения, виды, особенности росписи русской матрешки.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек  городов  Семенова,  Сергиева Посада, Полховский Майдан.

Развивающие:

- развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.

Воспитательные:

- воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.

Место проведения: МКУДО «Детский (подростковый) центр»

Ожидаемые результаты: учащиеся должны познакомиться с элементами росписей матрешек и научиться применять их на практике.

 

Оборудование к занятию: 

  1. Плакаты с рисунками. Трафареты. Образцы. Деревянные игушки. Бумажные силуэты.
  2. У учащихся: альбом, краски (гуашь), кисти округлые №5, №2, №1, карандаш ТМ, М, ластик, тряпочка.

Наглядный материал: 

  1. “Красавица-матрешка” – просмотр презентации.
  2. Иллюстрации с элементами росписи разных техник.
  3. Карточки «угадай-ка».

Музыкальный ряд: Русские народные песни

Содержание занятия:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Изучение нового материала.

Беседа о возникновении и видах русской матрешки. Этапы  росписи матрешки.

4. Практическая работа.

5. Экспресс-выставка. Показ и анализ лучших работ.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.


Ход занятия

1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.

- Давайте проверим, все ли мы подготовили к работе. На занятии нам потребуются: карандаши, ластик, кисти №1, №2, №5, краски (гуашь), альбом, тряпочка, баночка с водой, ну и, конечно, наша фантазия.

2.  Актуализация опорных знаний.

- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, ребята, отгадайте загадку.

В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей темница. (Матрешка)

- Да, сегодня мы поговорим о матрешке и выполним эскизы ваших будущих игрушек.

3.  Изучение нового материала.

Беседа о возникновении и видах русской матрешки.

- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?

(Ответы и предположения детей)

- А на самом деле все было так…

Если вы считаете “русскую матрешку” исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь.

Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии.

Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.

Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”.

- Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.

Матрёшки из Сергиева

Я из Сергиева Пасада. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

До конца 90х годов XIX века матрёшки изготовлялись в московской мастерской “Детское воспитание”, а после её закрытия производство и роспись матрёшки освоили учебные показательные мастерские в Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Именно здесь вскоре началось массовое производство этой игрушки, и был выбран тип матрёшки, которую называют Сергиево-Посадской или Загорской. Бурный расцвет искусства изготовления и росписи Сергиево-Посадской матрёшки в первые десятилетия XX века был настолько своеобразен, что определил стиль росписи матрёшки в России на многие годы. В это время были созданы основные типы росписи сергиево-посадской матрёшки, главной отличительной чертой которой является стремление отобразить в росписи современную жизнь. Сергиев Посад был колоритным исконно русским городком. Большая базарная площадь, расположенная напротив монастыря, почти всегда была заполнена пёстрой шумной толпой: купцами, монахами, богомольцами, ремесленниками. В 1910 году в Сергиевом Посаде была организована артель “Кустарь-художник” - куда вошли почти все местные мастера. В 1928 году она была преобразована в фабрику игрушек, существующую и по сей день. Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие.

Матрёшки из Полховского Майдана

А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.

Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Матрёшка семёновская

Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций “травного” орнамента Древней Руси. Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”, который резко переходит в утолщённый “низ”. Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.

И именно Семеновская матрешка будет на Олимпиаде в Сочи 2014 году

В настоящее время фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип сергиево-посадской матрёшки, держащёй в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами матрёшек – девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинами, полными фруктов, самоварами и лукошками. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры.

Особенности изготовления и этапы росписи матрешки.

- Интересно, а как же рождается матрешка? Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.

Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.

Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.

Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше ...

Этапы росписи матрешки. 

Шлифовка заготовки

Обводка контура узора

Прорисовывание фона

Прорисовывание деталей

Окончательная обводка

Лакировка

4. Практическая работа

- Сегодня вам, ребята, предстоит выполнить эскиз матрешки.  Ваша матрешка должна быть авторской, но можно придерживаться и какой-либо техники росписи.

(Опираясь на иллюстрации, учащиеся  вспоминают особенности хохломской, филимоновской, полховской, загорской, семеновской, городецкой техник росписи)

- Карточки с элементами цветоведения помогут вам  вспомнить, как, опираясь на основные цвета (красный, синий, желтый), получить оранжевый, фиолетовый, зеленый цвета, а, используя белый и черный цвет, холодные и теплые оттенки.

- Итак, переходим к выполнению нашей практической части.

5. Экспресс-выставка. Показ и анализ лучших работ.

6. Рефлексия.

Итогом работы является выставка рисунков. Каждый ученик может дать имя своей будущей матрешке и рассказать, элементы каких техник он использовал в своей работе.

- Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке.  (Ответы и рассказы детей)

- Молодцы! Вы сегодня великолепно работали. До свидания!

7. Домашнее задание.

Анализ проведенной работы.

Список используемой литературы

Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.

Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.

Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997

Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991.

Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчество». // Начальная школа №8 1993

Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. // Начальная школа №8 1994

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка к семье.-М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г.

Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб, 1998 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Осенний листик", самоанализ занятия.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей ЦДТ «Светлячок»Занятие в объединении «Бусинка за бусинкой» по теме:«Осенний листик»Дата: 12 ноября 2013Время: 13.00– 13.45Мес...

Самоанализ занятия по теме «Вязание крючком как один из видов рукоделия»

Самоанализ занятия по теме   «Вязание крючком  как один из  видов рукоделия»...

Самоанализ занятия по теме: «Путешествие по крестьянской избе»

В данном материале представлен подробный самоанализ занятия по заявленной теме...

Самоанализ открытого занятия. Тема: "Мои чувства. Грусть."

Самоанализ урока технология по внеурочной деятельности .Цель: рассмотреть особенности содержательного накопления грусти; формировать чувство товарищества, взаимопонимания - формирование УУД....

Самоанализ занятия вокально-инструментального коллектива по теме «Стили в музыке»

Самоанализ занятия вокально-инструментального коллектива  по теме «Стили  в музыке»...

Самоанализ занятия по внеурочной деятельности на тему "Добрые и недобрые дела".

Самоанализ открытого занятия по внеурочной деятельности "Этика общения" (общекультурное направление). Занятие по теме "Добрые и недобрые дела" было проведено в коррекционной школе ...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе. Тема: " Путешествие по Клину". Самоанализ занятия.

Цель: обобщить и закрепить знания, полученные в течение учебного годаЗадачи:Коррекционно – образовательные:  уточнить и активизировать словарь по теме «Мой город»; продолжать фо...