Обобщение опыта работы
учебно-методический материал на тему

Шепетко Татьяна Николаевна

Обобщение опыта работы по теме "Художественно-эстетическое развитие личности ребёнка средствами русской традиционной народной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx90.27 КБ

Предварительный просмотр:

gerb_9

Управление образования администрации Шатурского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30»

Шатурского муниципального района Московской области

140700, Московская обл.,                                                     тел. 8(496 45) 2-06-45
г.Шатура, ул.Жарова, д.26                                                  e-mail: shaturadetsad30@mail.ru

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

по теме

«Художественно-эстетическое развитие личности ребёнка средствами русской традиционной народной культуры»

Подготовила:

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Шепетко Татьяна Николаевна

г. Шатура

2017 г.

Здравствуйте!

Я, Шепетко Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель высшей квалификации Детского сада № 30 Шатурского муниципального района, предлагаю вашему вниманию педагогический опыт своей работы по теме «Художественно-эстетическое развитие личности ребёнка средствами русской традиционной народной культуры».

Появилась я на свет и провела детство в родном селе Сямжа Вологодской области. Сама атмосфера жизни способствовала тому, чтобы «купаться» в самобытности обычаев и традиций русского народа.

Учась в Вологодском государственном педагогическом университете по квалификации «учитель музыки и музыкального фольклора», можно сказать, «заболела» проблемой возрождения русской традиционной народной культуры.

Печально отмечать, что даже и в российской глубинке из семейной культуры уходит «живой» фольклор, передаваемый «из уст  в уста»: колыбельные, «сказки на ночь», традиционные детские игры, особенно необходимые для полноценного и разностороннего развития личности ребёнка.

Исходя из этого, собственные наблюдения и практика позволили обозначить ряд проблем в образовании и развитии детей дошкольного возраста.

1) В современном компьютеризированном и «гаджетированном»  мире существует определённая позиция: любое исполнение, будь то пение либо танцевальное движение, немыслимо без музыкального сопровождения! Наши дети привыкли к тому, что для того, чтобы петь или танцевать, должна звучать музыка. А самому и петь, и плясать – разве это невыполнимая задача?

Если начинаем выполнять упражнение, танец, пляску или игру с пением и движением, то постепенно пение «сходит на нет», и поющим остаётся лишь педагог.

2) Сложившийся стереотип «нас нужно развлекать» приводит к тому, что дети чаще всего воспринимают себя в роли слушателей или зрителей. В музыкальной палитре русского фольклора такая ситуация возможна лишь в сольных жанрах: былинах (сказитель), сольных свадебных (невеста), похоронных и рекрутских причётах, сольных плясках.

В коллективных жанрах  нет «артистов» и слушателей,  участвуют все вместе:  в лирических, хороводных, плясовых песнях; в хоровых причётах, балладах; в плясках и хороводах и т.д.

3) Даже среди коллег можно встретить непонимание! Детской фольклорной игре они начинают подыгрывать на фортепиано! Да не было никогда такого на Руси! Ребятишки собирались на улице сами: считалкой водящего выбирали, в игры играли, пели, плясали. И не сопровождал их аккомпаниатор-пианист, гармонист, гитарист, балалаечник… Заняты были все, кто постарше, делами да работой.

4) На различных детских мероприятиях или семейном отдыхе детей опять-таки развлекают аниматоры! Иностранные мультяшные герои, восточные танцы, кубинские песни… Но насколько же богат русский фольклор играми, хороводами, считалками, поговорками, скороговорками, весёлыми плясками! Получается, взращивая толерантность к культурам разных народов,  мы незаслуженно забываем свою, русскую народную культуру, которая является основой для патриотического воспитания.

5) Совершенно незаслуженно забыты обычаи празднования традиционных русских праздников! Например, Рождество, весёлые зимние Святки с ряжениями, колядованиями, играми. И приводит это к печальному, на мой взгляд, разрыву цепочки преемственности слухового, зрительного и двигательного опыта ребёнка, да и поколений в целом.

Для меня определяющей стала работа над программой дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению «Музыкальный фольклор»,  которая получила положительную рецензию ГБОУ дополнительного образования детей Московской области «Центр развития творчества детей и юношества». За основу своей программы я взяла авторскую технологию развития детей средствами фольклора «Основы народной культуры» Кулёва Алексея Викторовича. Данная технология рассчитана на определённую возрастную категорию – учеников начальной школы.

Я ставила задачу адаптировать её в соответствии с возрастными особенностями и условиями музыкального образования дошкольников. Поэтому, соблюдая важнейшие принципы требований ФГОС к дошкольному образованию, внесла ряд структурных и содержательных изменений, необходимых для реализации цели художественно-эстетического развития дошкольников средствами традиционной народной         культуры. Это соответствие выразилось в принципах:

  1. Индивидуализации: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится субъектом образования;
  2. Сотрудничества: содействие и сотрудничество детей и взрослых в совместной деятельности;
  3. Творческого развития: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  4. Соответствия возрасту: соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития воспитанников.

В основу реализации программы «МФ» положен принцип системности и систематичности образования (знание – развитие – воспитание).

В процессе занятий

  • Знакомлю обучающихся с основными календарными, семейно-бытовыми обрядами и праздниками; совместно с детьми разучиваем музыкально-поэтические тексты.
  • Развиваю личность ребёнка многогранно (память, внимание, речь, моторика и координация движений, коммуникативные навыки; музыкальное, образное, творческое развитие).
  • Воспитываю основные нравственные черты: уважительное отношение к старшим, дружелюбие к сверстникам, доброжелательность, милосердие, честность в отношениях с товарищами и взрослыми, вежливость и культуру поведения.

Новизна настоящей         программы состоит в охвате осваиваемых дисциплин, разработке тем занятий и подборе репертуара.

К изучению традиционной народной культуры в рамках программы «Музыкальный фольклор» применяю комплексный подход, которые позволяет выявить неразрывное единство всех её составляющих:

  • комплекс мировоззренческих понятий и представлений русского народа;
  • духовно-нравственные ценности;
  • опыт традиционного воспитания;
  • народно-прикладное искусство (традиционный костюм, народная игрушка);
  • систему празднично-обрядовой деятельности;
  • фольклорно-этнографические тексты (единство: слово – напев – движение)

Содержание учебного курса максимально приближено к реальной жизни – определяется годовым календарным кругом, который не только диктует человеку вид занятий в определённый сезонный период, но и связан с биологическими процессами, изменениями, происходящими  в каждом живом организме при смене времён года.

Воспитанники изучают и проживают одни и те же праздники народного календаря и соответствующий им материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.

Благодаря использованию технологии сотрудничества удаётся создать на занятиях творческую атмосферу. Дети и педагог становятся партнёрами.

Применение основ технологии здоровьесбережения через логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому позволяет сделать занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не даёт им утомляться.
        Реализация программы «МФ» предполагает активное взаимодействие с социальными партнёрами:
- так, необходимыми являются экскурсии в Шатурский краеведческий музей – ознакомление с экспозицией «Народный быт»;

- посещение репетиций и концертов ансамбля народных инструментов «Шатурянка» в Школе искусств им. Калинина: визуальное и тембровое ознакомление с народными инструментами.

В ходе освоения русской народной традиционной культуры в рамках реализации программы «МФ» достигнуты определённые результаты:

  • Разработана система работы с дошкольниками по приобщению к русскому фольклору проходящая через все образовательные области («Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Физическое развитие»).
  • Наблюдаются позитивные изменения музыкальных и творческих способностей воспитанников, в развитии речи дошкольников.
  • Развиваются коммуникативные навыки общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
  • И самое главное, дети демонстрируют интерес к русской народной культуре: на прогулках, в групповых помещениях и за пределами детского сада воспитанники самостоятельно организуют народные игры. Дошкольники вовлекают в них не только сверстников, но и своих родителей; разучивают с ними потешки, считалки, частушки, заклички, плясовые и хороводные песни…
  • С помощью предложенного материала для изучения и исполнения в семьях дошкольников удаётся организовывать совместные фольклорные праздники, что способствует укреплению семейных традиций и связи поколений.

Мои воспитанники являются активными участниками различных мероприятий (фестивалей, смотров, конкурсов).

Выпускники ДОУ, занимавшиеся в кружке «Музыкальный фольклор»,  продолжают заниматься в кружках и творческих коллективах художественно-эстетической и фольклорной направленности, достигая высоких результатов.

Накопленным опытом работы по теме «Художественно-эстетическое развитие личности  ребёнка средствами русской традиционной народной культуры» активно делюсь с коллегами:

- провожу открытые занятия, мероприятия, мастер-классы;

- выступаю с сообщениями, презентую опыт  работы для коллег ДОУ, родителей, на РМО музыкальных руководителей, воспитателей, семинарах для руководителей;

- принимаю активное участие в мероприятиях Московского областного центра дошкольного образования «Содружество».

Профессиональным опытом делюсь с коллегами и через интернет-ресурсы: мною размещены методические разработки и материалы по заявленной теме на своей странице социальной сети работников образования nsportal.ru, на сайте ДОУ.

Опыт работы по организации и проведению фольклорных праздников (статья «Скоро – весна…МАСЛЕНИЦА. Из опыта работы) опубликован в сборнике «Народная художественная культура в системе дополнительного образования детей и подростков Московской области». Эссе «Я – педагог!» и творческая мастерская «В хороводе были мы» опубликованы в сборнике «Мастерство. Творчество. Успех.» работ финалистов и лауреатов областного конкурса «Педагог года Подмосковья - 2016» номинация «Воспитатель года» (выпуск 3).

Мой опыт может быть использован педагогами с музыкальным образованием, увлечёнными фольклорной и этнопедагогической деятельностью.

Как педагог, заинтересованный в профессиональном росте, я активно участвую в различных конкурсах. Являюсь:

  • Лауреатом областного конкурса видеоуроков в номинации  «За огранизацию нравственного воспитания средствами русской культуры», 2013 г.
  • Лауреатом  муниципального конкурса «Педагогический дебют», 2013 г.
  • Победителем муниципального профессионального конкурса «Педагог года» в номинации «Педагогическое вдохновение и артистизм», 2014 г.
  • Участником  конкурса проектов ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в номинации «Наследие Подмосковья», 2015 г; в номинации «Культпросвет», 2016 г.
  • Лауреатом областного конкурса «Педагог года Подмосковья» в номинации «Воспитатель года», 2016 г.
  • Участником Московского международного салона образования – мероприятия деловой программы «Новая архитектура образования», 2016 г.
  • Экспертом Региональной конкурсной комиссии Московской области по проведению конкурсного отбора претендентов на присуждение премии Губернатора Московской области «Лучший по профессии» в сфере образования, 2016 г.
  • Экспертом муниципального профессионального конкурса «Педагог года», 2016 г.
  • Членом Ассоциации педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области
  • Членом клуба «Воспитатель Подмосковья»

Проблем, волнующих меня как педагога - музыкального руководителя, множество. Но самой, пожалуй, важной видится судьба органичного включения русской традиционной народной культуры в современное образование и становление Человека - российского Гражданина.

Наши дети не должны вырастать «Иванами, не знающими своего родства»! Действовать нужно здесь и сейчас! Если не я, то кто?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...

Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...