Интеллектуальная игра "Люди, прославившие Россию... "
презентация к уроку (10 класс) на тему

Говорухина Людмила Викторовна

Форма: интеллектуальная командная игра.

Тема: «Люди, прославившие Россию».

Краткое описание игры: одновременно в игре принимают участие все команды. Право первым выбрасывать игровой кубик принадлежит команде зарегистрировавшейся первой. Капитан команды выбрасывает игровые кубики и определяет сектор знаний. Ведущий задает вопрос из данного сектора. Команды, в течение одной минуты обсуждают ответ на поставленный вопрос. После того, как ведущий объявит об окончании обсуждения, команды фиксируют свои ответы на бумаге. Наблюдатели, присутствующие на игре, поочередно озвучивают ответы команд, а ведущий комментирует их правильность. Команды – правильно ответившие на вопросы, получают по 1 баллу. Баллы выставляются на игровом табло.  Продолжительность игры – 60 минут, команда, получившая наибольшее количество баллов, является   победительницей.

Особое внимание в данной игре будет уделено знаменательным датам в истории России.

Участники игры: в игре принимают участие команды из 5 человек, сформированные из учащихся 5-6 классов.

Сектора знаний:

* Путешественники и мореплаватели.

* «Сквозь тернии - к звездам!» (самолетостроение, конструкторы ракет, спутников, кораблей; космонавты).

* Ученые и изобретатели. Уральские умельцы.

*  Деятели литературы;

* Деятели искусства.

* Сектор +

Скачать:


Предварительный просмотр:

Положение

о проведении районной интеллектуальной игры

для школьников средней возрастной категории

«Загадки планеты»

 

 Форма: интеллектуальная командная игра.

Тема: «Люди, прославившие Россию».

Краткое описание игры: одновременно в игре принимают участие все команды. Право первым выбрасывать игровой кубик принадлежит команде зарегистрировавшейся первой. Капитан команды выбрасывает игровые кубики и определяет сектор знаний. Ведущий задает вопрос из данного сектора. Команды, в течение одной минуты обсуждают ответ на поставленный вопрос. После того, как ведущий объявит об окончании обсуждения, команды фиксируют свои ответы на бумаге. Наблюдатели, присутствующие на игре, поочередно озвучивают ответы команд, а ведущий комментирует их правильность. Команды – правильно ответившие на вопросы, получают по 1 баллу. Баллы выставляются на игровом табло.  Продолжительность игры – 60 минут, команда, получившая наибольшее количество баллов, является   победительницей.

Особое внимание в данной игре будет уделено знаменательным датам в истории России.

Педагогические возможности: игра расширяет кругозор участников в области знаний «страны и континенты», развивает кругозор, активизирует память, учит быть толерантным, способствует приобретению опыта работать в группе.

Участники игры: в игре принимают участие команды из 5 человек, сформированные из учащихся 5-6 классов.

Сектора знаний:

* Путешественники и мореплаватели.

* «Сквозь тернии - к звездам!» (самолетостроение, конструкторы ракет, спутников, кораблей; космонавты).

* Ученые и изобретатели. Уральские умельцы.

*  Деятели литературы;

* Деятели искусства.

* Сектор +

Место проведения

Дата и время проведения:  

 

Список используемой литературы:

1. А.Н.Сахаров, А.Н.Баханов, История России. c древнейших времен до конца XX века, Москва АСТ 1997.

2. Б.Г.Пашков, Русь, Россия, Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917 гг., Центрком, Москва 1997.

3. Большая российская энциклопедия. Россия, Москва Научное издательство «Большая российская энциклопедия» 2004

4. А.Н.Сахаров, Л.Е.Морозова, М.А.Рахматуллин, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков История России. С древнейших времен до начала XXI века Издательство Астрель Москва 2010

5. Физическая география 6 класс

6. Календарь знаменательных дат для школьника на 2012 – 2013 учебный год. (интернет - ресурсы).



Предварительный просмотр:

Памятка руководителю игры

  1. Приветствуем участников игры.
  2. Объявляем название игры и ее тему.

Название игры: «Загадки планеты»

Тема:  «Люди, прославившие Россию».

Сектора знаний:

 * Путешественники и мореплаватели.

* «Сквозь тернии - к звездам!» (Самолетостроение, конструкторы ракет, спутников, кораблей; космонавты).

* Ученые и изобретатели. Уральские умельцы.

* Деятели литературы;

* Деятели искусства.

* Сектор +

  1. Объявляет правила игры.
  2. Спрашивает о наличии вопросов у участников игры и отвечает на них.
  3. Начинает задавать вопросы.
  4. После каждого ответа на вопрос, заносит их в протокол.
  5. Отмечает на листе вопросов, те, которые уже прозвучали.



Предварительный просмотр:

Памятка руководителю игры

  1. Приветствуем участников игры.
  2. Объявляем название игры и ее тему.

Название игры: «Загадки планеты»

Тема:  «Люди, прославившие Россию».

Сектора знаний:

 * Путешественники и мореплаватели.

* «Сквозь тернии - к звездам!» (Самолетостроение, конструкторы ракет, спутников, кораблей; космонавты).

* Ученые и изобретатели. Уральские умельцы.

* Деятели литературы;

* Деятели искусства.

* Сектор +

  1. Объявляет правила игры.
  2. Спрашивает о наличии вопросов у участников игры и отвечает на них.
  3. Начинает задавать вопросы.
  4. После каждого ответа на вопрос, заносит их в протокол.
  5. Отмечает на листе вопросов, те, которые уже прозвучали.



Предварительный просмотр:

Сектор «Через тернии – к звездам»

1 Вопрос: Юрий Алексеевич Гагарин – герой Советского Союза, летчик – космонавт СССР. 12 апреля 1961г. выполнил первый в мире космический полет, облетел земной шар за 1 час 45 мин. И благополучно вернулся на землю.

 Как назывался этот космический корабль?

Ответ: «Восток».

 

2 Вопрос: Большой  он был или маленький, трудно сказать, вес составлял 83,6 кг, корпус имел форму шара диаметром 0,58 метров. Аппаратура и источники питания располагались в герметичном корпусе. Три недели активно работал первый космический исследователь.  А внутри него находились научные приборы и радиопередатчики. Он сообщил о своей важной работе в околоземном пространстве сигналами «Бип! Бип!» Это было 04 октября 1957г.

Кому принадлежат сигналы «Бип! Бип!»?

Ответ: первому искусственному спутнику Земли

3 Вопрос:  Им впервые удалось в настоящем космическом корабле больше суток летать вокруг планеты и вернуться домой живыми и невредимыми! Слава двух беспородных собак была настолько велика, что одного из их щенков, кудлатенького Пушка, по личному распоряжению Никиты Хрущёва отправили за океан жене американского президента Джона Кеннеди красавице Жаклин – на память.

Как звали самых известных собак в мире, благополучно вернувшихся на Землю после космического полёта 19 августа 1960 года?

Ответ: Белка и Стрелка.

 

4 Вопрос: В 1903 году в одном из русских журналов была напечатана статья учителя из Калуги «Исследование мировых пространств реактивными приборами». 

Как звали этого учителя?

Ответ: Константин Эдуардович Циолковский, основоположник современной космонавтики.


5 Вопрос:  3 ноября 1957 года в нашей стране был запущен второй ИСЗ (искусственный спутник Земли), в кабине которого находилась собака.

Как звали первую космическую собаку?

Ответ: Лайка

 

6 Вопрос: Кто из космонавтов впервые пообедал и поужинал в невесомости и даже сумел поспать, ведь он провел на околоземной орбите 25 часов 11 минут, облетев Землю 17 раз.

Назовите этого летчика космонавта.

Ответ: Герман Титов.

7 Вопрос: 19 августа 1960 г. второй корабль с Белкой и Стрелкой на борту, с двумя крысами 28 мышами и целым выводком мух – дрозофил вышел на орбиту, а на следующий день приземлился с точностью, вполне удовлетворительной.

Кто специально летал в ОРСК, чтобы встретить космических путешественников?

Ответ: Академик Сергей Павлович Королев.

8 Вопрос: В пилотном кресле четвертого корабля – спутника сидел Иван Иванович. Собака Чернушка и прочая  живая мелочь, проходившая в документации под гордым именем «био –объект» также летели с Иваном Ивановичем. Корабль взлетел 9 марта 1961 г. и через один виток благополучно приземлился.

А что Вам известно об «Иване Ивановиче»?

Ответ: Это был манекен.

9 Вопрос: Он первый в мире разработал схему ракетного летательного аппарата в 1881г.

Назовите имя этого изобретателя.

Ответ: Николай Иванович Кибальчич (1854-1881гг)


10 Вопрос: В августе. «Восток-3» пилотировал Андриян Григорьевич Николаев, а «Восток-4» - Павла Романовича Поповича. А.Г. Николаев и П.Р. Попович установили первые мировые рекорды по продолжительности и дальности группового космического полета в классе орбитальных полётов. Полет А.Г. Николаева на корабле «Восток-3» продолжался 94 часа 09 минут 59 секунд, а П.Р. Поповича - 70 часов 43 минуты 48 секунд. Их групповой полёт был признан  выдающимся достижением в освоении космоса.

  В каком году состоялся первый в мире групповой космический полет двух пилотируемых советских кораблей-спутников «Восток-3» и «Восток-4»?

Ответ: В 1962 году.

11 Вопрос: Эта женщина была ткачихой и работала на текстильном комбинате «Красный Перекоп» города Ярославля, с 1955 по 1960 годы она прошла заочное обучение в техникуме лёгкой промышленности. В 1959 году стала заниматься парашютным спортом в Ярославском аэроклубе, выполнила 90 прыжков. Она стала первой в мире женщиной – космонавтом.

 Назовите её.

Ответ: Валентина Терешкова

12 Вопрос: В 1949 он году окончил МВТУ им. Н. Э. Баумана. Работал в различных научно-исследовательских организациях. Этот человек был первым конструктором космических кораблей, опробовавшим своё детище «в деле».

Кто из создателей космического корабля Юрия Гагарина сам вскоре полетел в космос? Назовите его.

Ответ: Константин Петрович Феоктистов



Предварительный просмотр:

Сектор «Ученые и изобретатели. Уральские умельцы».

1 Вопрос: Попов Александр Степанович (1859-1905) физик, электротехник изобретатель – родился в г. Краснотурьинске Свердловской области. Он был профессором Петербургского  института, а затем директором этого института. В Екатеринбурге открыт музей в честь его изобретения.

Назовите изобретение А.С. Попова

Ответ: радио

2 Вопрос: В начале 19 в. на Урале возникла потребность в паровых двигателях. На отдельных рудниках появились паровые машины, но Демидовы по-прежнему делали ставку на дешевую рабочую силу крепостных, конную тягу и водяные двигатели. В обстановке недоверия и недоброжелательства в 1820 крепостной крестьянин Демидовых построил свою первую опытную паровую машину.

Назовите его имя.

 Ответ: Ефим Черепанов

3 Вопрос: В августе 1834 первый русский паровоз был «пущен на колесопроводы». Он перевозил 3,5 т груза со скоростью до 15 км/ч по чугунной рельсовой дороге, проложенной на 800 м. В марте 1835 завершилось сооружение второго паровоза грузоподъемностью 17 т; в нем были воплощены передовые технические идеи того времени.

Назовите его изобретателей.

Ответ: Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы.

4 Вопрос: Обручев Владимир Афанасьевич - академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1945). Исследователь Сибири, Центральной и Средней Азии. Открыл ряд хребтов в горной системе Тянь - шань, хребет Даурский и Борщовочный, исследовал нагорье Бэйшань. Основные труды по геологическому строению Сибири и ее полезным ископаемым, тектонике, неотектонике, мерзлотоведению. Но Владимир Афанасьевич, занимался не только наукой.

Назовите увлечение Владимира Афанасьевича, которое оставило след в советской литературе.

Ответ: он писал фантастические романы, такие как "Плутония" (1924) и "Земля Санникова" (1926).  

5 Вопрос: Курчатов Игорь Васильевич (1902/03-1960), российский физик, организатор и руководитель работ по атомной науке и технике в СССР, академик АН СССР (1943), трижды Герой Социалистического Труда. В этом году страна отмечает 130 лет со дня его рождения.

Назовите главное открытие Игоря Владимировича Курчатова.

Ответ: атомная энергетика (атомная и нейтронная бомбы)

6 Вопрос: В 1861 г., после возвращения из-за границы, Дмитрий Иванович Менделеев создает труд «Органическая химия»,  он пишет её в рекордно короткий срок – за несколько недель. Прекрасную оценку этой книге дал К.А. Тимирязев: « Его превосходный по ясности и простоте изложения учебник, «Органическая химия», не имел себе подобного в европейской литературе, и, кто знает, насколько именно эта книга способствовала тому, что в этом, главным образом, направлении, двинулось вперед ближайшее поколение молодых русских химиков ».

Назовите главное открытие Д.И. Менделеева, которым он прославился на весь мир.

Ответ: периодическая система химических элементов.

7 Вопрос: Научно-техническое творчество русского учёного немецкого происхождения было многообразным. Борис Семёнович Якоби изобрёл ряд приборов для измерения электрического сопротивления, названных им вольтагометром. В 1838 году Якоби сделал своё самое замечательное открытие, а именно открыл гальванопластику, положив начало целому направлению прикладной электрохимии. Значительные успехи были достигнуты в области телеграфии.

Какой двигатель был изобретён Б.С. Якоби, первым в мире? Назовите его.

Ответ: электродвигатель.

8 Вопрос: Первая дуговая электрическая лампа была изобретена в 1802 г. русским физиком В.В. Петровым. Ее основу составляли два угольных стержня, располагавшиеся горизонтально. Один из них присоединялся к положительному полюсу электрической батареи, другой — к отрицательному. В конце XIX в. идея создания удобной в использовании электрической лампочки, что называется, витала в воздухе.

Назовите ученого, создавшего первую дуговую электрическую лампу.

Ответ: Яблочков Павел Николаевич.

9 Вопрос: Исторические документы неопровержимо доказывают, что первый в мире самолет был создан в России.  Его построили и испытали на двадцать лет раньше американцев братьев Райт, которым до последнего времени совершенно незаслуженно приписывалось это изобретение. 4 июня 1880 г.  изобретатель-моряк, капитан 1 ранга обратился в департамент торговли и мануфактур с просьбой о выдаче ему патента на изобретенный им "воздухолетательный снаряд" и получил его 3 ноября 1881 г. Это был первый в мире патент на самолет.

 Кто был создателем первого в мире самолета?

Ответ: Александр Федорович Можайский.

 10 Вопрос: Владимир Иванович Вернадский преобразовал минералогию, создал геохимию, науку об истории химических элементов - атомов Земли и космоса - и наиболее глубоко и правильно определил задачи этого нового течения в геологии. Он был творцом биогеохимии - науки о роли организмов в истории химических элементов Земли и о взаимосвязи организмов с земной корой. В. И. Вернадский работал во многих областях естествознания: минералогии, кристаллографии, геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии, метеоритике, почвоведении и везде оставил глубокий след.

Какое учение было создано Вернадским? Назовите его.

Ответ: Учение о биосфере (и ноосфере)



Предварительный просмотр:

Сектор «Путешественники и мореплаватели».

1 Вопрос: В начале XIX века Русская экспедиция под командованием Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева открыла до того неизвестную землю – южный материк.

 Как назывался «южный материк», открытый русской экспедицией?

Ответ: Антарктида

2 Вопрос:  Россия в начале XIX столетия занимает ведущее место в организации и проведении кругосветных плаваний и исследований океанов.

Первое плавание русских кораблей вокруг света под начальством капитан-лейтенантов И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского продолжалось три года, как и большинство кругосветных плаваний того времени. Этим путешествием в 1803 году начинается целая эпоха замечательных русских кругосветных экспедиций.

Назовите корабли, на которых была совершена эта кругосветная экспедиция.

Ответ: "Надежда" и "Нева".

3 Вопрос:  Крупнейшими заслугами Николая Михайловича Пржевальского является географическое и естественно-историческое исследование горной системы Куэнь-Луня, хребтов Северного Тибета, бассейнов Лоб-Нора и Куку-Нора и истоков Жёлтой реки. Кроме того, им был открыт целый ряд новых форм животных: дикий верблюд, тибетский медведь, ряд новых видов других млекопитающих, а также собраны громадные зоологические и ботанические коллекции, заключающие в себе много новых форм, описанных потом специалистами. Британское Королевское географическое общество назвало Николая Пржевальского «самым выдающимся путешественником» мира.

Какое животное было названо в честь этого путешественника? Назовите его.

Ответ: лошадь Пржевальского,

4 Вопрос: Двадцатилетнему студенту Миклухо-Маклаю явно повезло: знаменитый натуралист Эрнст Геккель пригласил его принять участие в научной экспедиции на Канарские острова. Студент, конечно, с радостью согласился. Экспедиция произвела на молодого ученого неизгладимое впечатление - его охватила жажда странствий, жажда открытий.  Благородна была и цель: доказать, говоря кратко, что "человек - везде человек", что все люди на земле, все расы - белая, желтая, черная - имеют одинаковые способности к культурному и экономическому развитию.

Какие острова исследовал Николай Николаевич Миклухо - Маклай? Назовите их.

Ответ: Новую Гвинею.

5 Вопрос:  В славной плеяде выдающихся русских мореплавателей XIX века Геннадий Иванович Невельской занимает особое место. В 1849–1856 годы, возглавляя Амурскую экспедицию, этот смелый исследователь совершил крупнейшие географические открытия в районе нижнего течения Амура и северных берегов Японского моря и присоединил к России огромные пространства Приамурья и Приморья.

Существование какого острова на дальнем востоке он доказал? Назовите это остров.

Ответ: Сахалин.

6 Вопрос: Освоение Русской Америки связано с именем  Александра Алексеевича Баранова. Купец из Каргополя торговал на Аляске с 1790 г. Баранов стал правителем колоний в Америке. В1804г. Он основал Новоархангельск. Баранов пытался присоединить к России Гавайи, но потерпел неудачу. Несмотря на болезнь, он оставался на посту до своей смерти.

 Карты, какого полуострова, относящегося к русской Америке, он составил? Назовите этот полуостров.

Ответ:  подробные карты Аляски и близлежащих островов.

7 Вопрос:  Гео́ргий Я́ковлевич Седов (1877—1914) — русский гидрограф, полярный исследователь, старший лейтенант. Выходец из рыбацкой семьи, офицер военно-морского флота (старший лейтенант), действительный член Русского географического общества, почётный член Русского астрономического общества. Участвовал в экспедициях по изучению острова Вайгач, устья реки Кары, Новой Земли, Карского моря, Каспийского моря, устья реки Колымы и морских подходов к ней, Крестовой губы.

Организатором, какой широко разрекламированной экспедиции он являлся?

Ответ:  экспедиции к Северному полюсу.

8 Вопрос:  Русский мореплаватель, исследователь Арктики, барон, адмирал, почетный член Петербургской академии наук Врангель Фердинанд Петрович совершил научную экспедицию, которая должна была исследовать северные берега Восточной Сибири. Передвигаясь по побережью зимой на собаках, а летом на лошадях и лодках, Врангель обследовал и нанес на карту берега материка от устья Колымы до Колючинской губы в Чукотском море, а также часть Медвежьих островов в Восточно-Сибирском море.

Как называется остров в Чукотском море, названный в его честь?

Ответ: остров Врангеля.

9 Вопрос:  Еще с 1877 периодически осуществлялись Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской сельскохозяйственной продукции и минеральных богатств. В 1899 г. по инициативе адмирала С.О. Макарова в Англии был построен первый в мире мощный ледокол, который предполагалось использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море.

Как назывался этот ледокол?

Ответ: ледокол "Ермак".

10 Вопрос:  Вопросам освоения Северного морского пути уделял большое внимание адмирал Александр Васильевич Колчак. Действующая морская трасса от Архангельска до устьев Оби и Енисея позволяла решить две стратегически важные задачи для белой армии.

Между какими фронтами белой армии устанавливал надежную связь Северный морской путь?

 Ответ:  между северным и восточным фронтами белых.

11 Вопрос: 10 марта 1921 г. был подписан декрет о создании Плавучего морского научно-исследовательского института. Районом деятельности этого института стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР. Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.

Назовите человека, подписавшего этот декрет.

Ответ: Владимир Ильич Ленин.

12 Вопрос: Отправной точкой к открытию регулярного сквозного сообщения по Северному морскому пути стала экспедиция выдающегося советского ученого О.Ю. Шмидта, состоявшаяся в 1932 на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».

За какой период был пройден Северный морской путь?

Ответ: за одну навигацию.



Предварительный просмотр:

Сектор «Деятели искусства»

1 Вопрос: 1950-60-е годы жизни страны были наполнены песнями гражданского звучания и создавали их выдающиеся композиторы. В 1958 г. были написаны песни, получившие всенародную известность, "Тишина" на стихи В.Орлова и "Я люблю тебя, жизнь" на стихи К.Ваншенкина. В 1961 г. была написана ещё одна из главных песен Колмановского "Хотят ли русские войны" на стихи Е.Евтушенко песня-манифест, призыв к миру, но без ораторского пафоса.

Назовите автора музыки к этим песням.

Ответ: Эдуард Колмановский.

2 Вопрос: К.С. Станиславский — русский советский актёр, режиссёр, театральный педагог, Народный артист СССР (1936). Великий деятель, мыслитель и теоретик театра. Опираясь на богатейшую творческую практику и высказывания своих выдающихся предшественников и современников, Станиславский заложил прочный фундамент современной науки о театре, создал школу, направление в сценическом искусстве, которое нашло теоретическое выражение в так называемой системе Станиславского.

Основателем и руководителем, какого театра в Москве он являлся? Назовите этот театр.

Ответ: Московский Художественный театр.

 3 Вопрос: Этот художник был выдающимся мастером исторической живописи. В своих полотнах он отобразил яркие исторические события, героические национальные характеры, полную внутренних противоречий историю русского народа: «Утро стрелецкой казни» (1881), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899).

Назовите этого художника.

Ответ: Василий Иванович Суриков.

4 Вопрос: Он увлеченно работал над картинами, посвященными изображению старой русской жизни, преимущественно провинциальной. Материал для них он черпал из воспоминаний детства и впечатлений от частого пребывания в Заволжье. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Итогом стала «Масленица» (1916).  Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все - то же гулянье.

О каком художнике идет речь в данном вопросе? Назовите его.

Ответ: Кустодиев Борис Михайлович.

5 Вопрос: В этом году, мы отмечаем  190 лет со дня рождения Александра Николаевича. На протяжении всей своей творческой деятельности он тесно сотрудничал с театром,  на сцене которого были поставлены практически все пьесы драматурга.

Как называется этот театр?

Ответ: Малый театр (г. Москва).

6 Вопрос: Этот художник один из первых русских художников, который  обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи.  Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к Коньку-Горбунку и "Жар Птице". Кроме сказок, у него есть произведения, посвященные героическим образам былин. "Витязь на распутье", "Три богатыря". Знаменитое полотно "Иван Царевич на сером волке" написано на сюжет одной из самых известных и распространенных сказок, воспроизводимых еще в лубочных изданиях 18 века.

Назовите этого художника?

Ответ: Виктор Михайлович Васнецов

7 Вопрос: История создания всенародно любимой песни “Темная ночь” очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом “Два бойца” у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так была создана любимая и поныне песня “Темная ночь”. Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, “Темная ночь” навсегда осталась в памяти советского народа.  

Кто написал музыку к песне «Темная ночь»? Назовите этого композитора.

Ответ: Никита Богословский.

8 Вопрос: Вначале конь только назывался красным, а на самом деле был просто гнедым, и в нем легко узнавались крестьянские лошадки той волжской породы, которую Кузьма знал с детства. Два мальчика, одетых в туники, расчесывали коню гриву. Вдали громоздились какие-то скалы, и непонятно было, где же все происходит. Эта картина была последней надеждой художника. Если и она покажется публике незначительной – впору бросать живопись! Все, с кем он когда-то учился - Кузнецов, Сарьян, Уткин – давно сделались признанными художниками, а сам он по-прежнему ходит в “подающих надежды”!  Может, “Купание красного коня”, наконец, оправдает их ожидания?

Назовите автора картины «Купание красного коня».

Ответ: Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

9 Вопрос:

Мороз и солнце; день чудесный!

 Еще ты дремлешь, друг прелестный –

 Пора, красавица, проснись;

 Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

 Звездою севера явись!

Перу какого поэта 19 века принадлежат эти строки?

Ответ:  Александр Сергеевич Пушкин.

10 Вопрос:  В 1830 году Брюллов приступает к работе над большой картиной с историческим сюжетом — заказанной ему А.Н.Демидовым. Замысел картины связан с возникшей тогда модой на  археологию  и с актуальностью: в  1828 году произошло мини-извержение вулкана Везувия. В 1830 г. Карл Павлович Брюллов побывал на раскопках античного города Помпеи. Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь августа 79 г. н. э., когда город был засыпан раскаленным пеплом и пемзой проснувшегося Везувия. Брюллов сделал на месте ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур.

Как называлась картина с историческим сюжетом написанная Карлом Петровичем Брюлловым?

Ответ: «Последний день Помпеи» (1827-1833 г.г.).

11 Вопрос: Этот художник – пейзажист, крупный мастер, создавший множество картин, раскрывших красоту русского пейзажа, отображавших ширь и неповторимость родной природы. К числу наиболее известных его работ относятся: «Март», «Золотая осень», «Тихая обитель» и др.

Кисти, какого художника принадлежат эти картины? Назовите его.

Ответ: Исаак Ильич Левитан.

12 Вопрос: Весной 1878 года П.И. Чайковский приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В свободное время П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками.  

Его маленький племянник в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый "пианист". Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес.

Как назывался музыкальный альбом на титульном листе первого издания, которого было написано: "Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей"?

Ответ: «Детский альбом».



Предварительный просмотр:

Сектор «Деятели литературы»

1 Вопрос: Толстые – старинная дворянская русская фамилия. Эту фамилию носили три знаменитых русских писателя: Алексей Константинович, Лев Николаевич, Алексей Николаевич - «третий» Толстой - младший», как называл себя. Еще в детстве будущий писатель познакомился с деревянным сказочным человечком. В Европе была широко известна повесть о Пиноккио. Написал ее Карло Коллоди. Пиноккио в конце концов превращается в настоящего живого мальчика, умного и красивого. Много лет работал Алексей Николаевич над пересказом итальянской сказочной повести. Но писательская фантазия завела его в совершенно другую страну… не ту , о которой писал Коллоди. Другим стало имя героя, появились совершенно новые персонажи и приключения.

Какая детская сказка родилась в результате этой работы? Назовите её.

Ответ: «Золотой ключик или Приключения Буратино».

2 Вопрос: “Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя …”

Константин Георгиевич Паустовский.

О каком русском писателе, 140 лет со дня, рождения которого мы празднуем в этом году? Назовите его.

Ответ: Михаил Михайлович Пришвин.

3 Вопрос: Наверное, нет у нас в стране ни одного человека, который бы не знал творчество этого поэта. За свою долгую жизнь он создал много произведений для взрослых и детей. Ваши папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят его «Дядю Стёпу» – большого человека по прозванию «Мимоза», «Щенок», «Праздник непослушания» и др.

Назовите этого поэта, кумира нескольких поколений детей.

Ответ: Сергей Владимирович Михалков.

4 Вопрос: В дни Великой Отечественной войны писатель Борис Полевой, в то время военный корреспондент газеты "Правда", познакомился в одной из авиационных частей с командиром эскадрильи Алексеем Маресьевым. В этот день отважный летчик сбил два фашистских самолета. Но писателя потрясло другое: у летчика не было ног! После боя в землянке Маресьев рассказал свою историю. На основе этой истории Борис Полевой написал книгу.

Назовите эту книгу.

Ответ: «Повесть о настоящем человеке».

5 Вопрос: Как беспощадный писатель-реалист Горький создал целую энциклопедию русской жизни - художественную энциклопедию - конца XIX - начала XX в. Среди своих героев-искателей Горький неизменно отдавал предпочтение растущему человеку. Однажды он писал об это так: “Моя задача - пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни - самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, святое и что кроме него - нет ничего достойного внимания. Мир - плод его творчества, Бог - частица его сердца и разума”.

После создания, какого произведения Максима Горького назвали «буревестником революции»? Назовите это произведение.

Ответ: «Песня о буревестнике».

6 Вопрос:

Новые песни

 Придумала жизнь...

 Не надо, ребята,

 О песне тужить.

 Не надо, не надо,

 Не надо, друзья...

 Гренада, Гренада,

 Гренада моя!

Перу, какого поэта принадлежит стихотворение «Гренада», назовите его.

Ответ: Михаилу Аркадьевичу Светлову.

7 Вопрос: Большинство произведений этого писателя о самых настоящих шалунах. Наибольшую известность и любовь читателей получили его сказочные произведения о Незнайке. Они стали издаваться в 50-годы. Новый литературный герой – озорной мальчишка в яркой голубой шляпе, желтых брюках и оранжевой рубашке с зеленым галстуком сразу же увлек всех в необыкновенный мир сказочных коротышек.

Назовите автора книги «Приключения Незнайки и его друзей».

Ответ: Николай Николаевич Носов.

8 Вопрос: Первое опубликованное в 1913 году, стихотворение этого поэта звучит так:

Белая берёза

 Под моим окном

 Принакрылась снегом,

 Точно серебром.

 На пушистых ветках

 Снежною каймой

 Распустились кисти

 Белой бахромой.

Какому поэту принадлежат эти строки? Назовите этого поэта.

Ответ: Сергей Александрович Есенин.


9 Вопрос: «Лошадиная фамилия», «Пересолил», «Налим», «Жалобная книга», «Человек в футляре», «Хамелеон». Писатель высмеивает полуграмотность, чванливость, невежество, ханжество и другие пороки людей.

Назовите писателя, создавшего все эти рассказы.

Ответ: Антон Павлович Чехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра Конституция России

Основной закон государства - Конституция...

Проектный урок "«Иностранцы, прославившие Россию, или все о Нобелях»

Издавна на Руси чтили тех иностранцев, кто своим трудом и капиталом, энергией и умом приумножал величие нашей страны, ее богатство. Пример тому - история семьи Нобелей в дореволюционной России, котора...

Ломоносов - великий ученый, прославивший Россию

Классный час, посвященный дню рождения М.В.Ломоносова...

Интеллектуальное казино история России 8 классы

Урок-игра для 8 класса "Историческое Начнем игру. Наше казино – это то самое место, где каждый, кто честен, смел и безысвестен, может заработать деньги не как-нибудь, а своим умом. Тол...

Их имена прославили Россию

В проекте раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы по формированию чувства патриотизма и толерантности у школьников; знакомство с жизнью героя войны, чье имя присвоено шко...

Классный час на тему "Имена прославившие Россию"

Материал для проведения класного часа подойдет для детей 5-11 класса....