Разработка урока по теме "Почвы"
план-конспект урока по экологии (9 класс) на тему

Разработка урока по теме "Почвы". Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_teme_-_pochvy.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель экологии Некрасова С.В.

Тема урока: Почвы (Б. М. Миркин Экология, 9 класс).

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: создание благоприятных условий для саморазвития, самосовершенствования, самореализации личности ученика, обеспечение образовательных потребностей каждого ребенка с учетом его склонностей, возможностей и интереса на примере изучения темы «Почвы».

Задачи урока

Образовательные: сформировать представления учащихся о строении почв, познакомить с основными типами почв России и Саратовской области.

Развивающие: способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся в процессе обсуждения различных вопросов; способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные: способствовать выработке умения осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к почвенным ресурсам; способствовать воспитанию толерантности при обсуждении различным мнений по изучаемому материалу.

Познавательные УУД:

- индивидуально распознавать новую задачу;

- выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи;

- соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала;

- представлять информацию в виде таблицы;

- осуществлять рефлексию способов и условий действия;

- соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала;

- планировать поиск информации;

- представлять информацию в виде текста с помощью ИКТ.

Личностные УУД:

- умение соблюдать дисциплину на уроке;

- уважительно относиться к учителю и одноклассникам;

- потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные:

- умение организовать выполнение заданий учителя;

- предъявлять на оценку свои достижения;

- владеть разными видами контроля и оценки;

- вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки учителя или других учащихся;

- делать выводы по результатам работы;

- осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности;

- осуществлять сознательный выбор материала для подготовки творческих работ.

Коммуникативные:

- умение отвечать на вопросы учителя;

- отвечать на вопросы, заданные на уточнение и понимание;

- отстаивать свою точку зрения, аргументируя её с помощью фактов и дополнительных сведений;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной работе;

- уметь понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления;

- уметь презентовать свои достижения для других.

Предметные результаты:

- сформировать представление о почве;

- прослеживать связь между растительностью, животным миром, климатом и типом почв;

- умение применять полученные знания для эффективного проведения сельхоз работ.

Метапредметные результаты:

- под руководством учителя выполнять исследования объектов окружающей среды;

- организовывать учебное взаимодействие при работе в парах;

- организовывать совместную учебную деятельность с учителем м одноклассниками; определять цели, распределять функции, взаимодействовать в группе, выдвигать гипотезы, аргументировать позиции и отстаивать собственную точку зрения.

Личностные результаты:

- развитие коммуникативной компетентности в общении, которая выражается в умении обоснованно отстаивать собственную точку зрения, грамотно излагать свои мысли в устной и письменно речи, принимать позицию собеседника и адекватно ее оценивать, сотрудничать для достижения общих результатов;

- развитие целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики.

Средства обучения:

Таблица «Почвы России», тест-комплект для определения кислотности почв, рисунки почвенный разрезов, интерактивная доска, компьютер, элемент рабочей тетради.

Формы работы учащихся: сочетание индивидуальной и фронтальной форм работы.

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Функции и виды деятельности преподава-теля

Формы и виды деятельности учащихся

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельности ученика

1. Организа-ционный момент

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.

Ученики встают, настраиваются на работу, проверяют на столах  наличие учебника, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

- умение соблюдать дисциплину на уроке;

- уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные: 

- умение организовать выполнение заданий учителя.

Устная оценка учителя

2. Проверка домашнего задания

1. Вопросы в конце § 18 о компонентах экосистемы.

2. Тестовый опрос по теме «Состав экосистемы».

1. Устный опрос.

2. Электронный тест.

1. Учащиеся отвечают устно на вопросы после § 18.

2. Учащиеся выполняют письменно индивидуальные задания электронного теста.

Личностные:

- умение соблюдать дисциплину на уроке;

- уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные:

- предъявлять на оценку свои достижения;

- владеть разными видами контроля и оценки;

- вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки учителя или других учащихся.

Коммуникативные:

- умение отвечать на вопросы учителя;

- отвечать на вопросы, заданные на уточнение и понимание;

- отстаивать свою точку зрения, аргументируя её с помощью фактов и дополнительных сведений.

Устная оценка учителя. Учащиеся, давшие полный верный ответ, получают оценки в журнал и в дневник. Индивидуальные тестовые задания учитель проверяет в конце урока и выставляет оценки в журнал и в дневник.

3. Актуализа-ция знаний, сообщение темы и целей урока

Земля-кормилица!  Работница-земля!
Твой вечен труд; твои неистощимы недра...
Меж тем как чад своих ты, нуждам их внемля,
Плодами и зерном уж одарила щедро,-
Я вижу - требуя еще твоих услуг,
Тебя там на холме опять взрывает плуг.

Алексей  Жемчужников

  • Без хозяина земля - круглая сирота.
  • В землю не положишь - и с земли не возьмешь.
  • Возвращай земле долг – будет толк.
  • Где нет земли, там нет травы.
  • Добра мать до своих детей, а земля - до всех людей.
  • Земелька черная, а хлебец белый родит.
  • Земля берет труд, а отдает пуд.
  • Земля всех питает, а сама всех поглощает.
  • Земля заботу любит.
  • Земля - кормилица.
  • Земля кормит людей, как мать детей.
  • Земля труд любит.

И стихотворение, и пословицы говорят о почве. Почва – это основа существования любого народа. Недаром, почву на Руси называли матушкой, кормилицей. Цель нашего урока – изучить состав почв, познакомиться с основными типами почв России и Саратовской области.

Тема урока: Почвы.

Выдвигает проблему, вместе с учащимися формулирует тему урока.

Записывают тему себе в тетрадь.

Личностные:

- умение соблюдать дисциплину на уроке;

- уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные:

- предъявлять на оценку свои достижения;

- умение организовывать выполнение заданий учителя.

Познавательные:

- индивидуально распознавать новую задачу;

- выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные:

- умение отвечать на вопросы учителя;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной работе;

- отстаивать свою точку зрения, аргументируя её с помощью фактов и дополнительных сведений.

Устная оценка учителя.

4. Изучение нового материала

Как вы считаете, что такое почва? (обсуждение мнений учащихся).

1. Почвой называется самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительных, животных и микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков.

(Почвы СССР. Т.В.Афанасьева, В.И.Василенко, Т.В.Терешина, Б.В.Шеремет; Отв. ред. Г.В.Добровольский. - М.: "Мысль", 1979. 380 с.)

2. В БСЭ почва определена как особое природное образование, обладающее рядом свойств, присущих живой и неживой природе; состоит из генетически связанных горизонтов (образуют почвенный профиль), возникающих в результате преобразования поверхностных слоев литосферы под совместным воздействием воды, воздуха и организмов; характеризуется плодородием.

3. Почва – верхний плодородный слой Земли, возникший в результате совместных действий живых организмов и абиотических факторов, биокосное вещество.

Давайте рассмотрим что входит в состав почвы.

Органические вещества – гумус.

Минеральные вещества.

Опыт по определению кислотности почв (выполняется одним из учащихся).

Организует обсуждение представлений учащихся о том, что такое почва. Организует сравнение учащимися собственных представлений с определениями в словарях. Организует выработку общего определения почвы.

Организует проведение демонстрационного опыта учащимся.

Высказывают собственное мнение о том, что такое почва. Обсуждают определения, данные в словарях. Записывают в тетрадь определение почвы.

Наблюдают за проведением опыта, записывают ход работы, полученные результаты и выводы себе в тетрадь.

Личностные:

- умение соблюдать дисциплину на уроке;

- уважительно относиться к учителю и одноклассникам;

- потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные:

- предъявлять на оценку свои достижения;

- умение организовывать выполнение заданий учителя;

- вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки учителя или других учащихся.

Познавательные:

- индивидуально распознавать новую задачу;

- выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи;

- соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала.

Коммуникативные:

- умение отвечать на вопросы учителя;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной работе;

- отстаивать свою точку зрения, аргументируя её с помощью фактов и дополнительных сведений;

- уметь понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления;

- уметь презентовать свои достижения для других.

Устная оценка учителя.

5. Физкульт-минутка

Осторожно ветер

За калитку вышел, (Руки вверх и махи руками вправо-влево.)

Постучал в окошко, (Постучать кулачками по парте.)

Пробежал по крыше, (Перебирать пальчиками по парте.)

Покачал тихонько

Ветками черемух, (Руки поднять вверх, махи руками вправо-влево.)

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых (Постучать кулачками по парте.)

И, расправив гордо

Молодые крылья, (Перебирать пальчиками по парте.)

Полетел куда-то

Вперемешку с пылью. (Руки согнуты в стороны, махи руками.)

(С. Есенин)

Проводит физкультминутку.

Учащиеся выполняют действия, предложенные в стихотворении.

Устная оценка учителя.

6. Изучение нового материала

Продолжаем работать с понятием почва. Исходя из определений почвы, скажите, что влияет на ее образование, развитие?

Растительность, животный мир, материнская порода, климат.

Если почва имеет сложный состав, одинакова ли почва на всем земном шаре? Если нет, то чем отличается? Почему отличается?

Основой научной классификации почв является точка зрения на почву как на самостоятельное особое тело природы, такое же, как минералы, растения и животные. Согласно этой точке зрения, классификация почв должна основываться не только на их признаках и свойствах, но и на особенностях их генезиса, т. е. происхождения. Первая такая генетическая классификация почв была разработана Василием Васильевичем Докучаевым (с. 7 учебника).

Основной единицей классификации почв является тип почв. Понятие «тип почв» имеет такое же важное значение в почвоведении, как вид в биологической науке. Под типом почв понимают почвы, образованные в одинаковых условиях и обладающие сходными строением и свойствами.

Широко известны такие типы почв, как подзолистые, черноземы, красноземы, солонцы, солончаки и др.

Рассмотрим рисунок с типами почв России. Как видим, на территории России встречаются различные типы почв. С чем связан тип почвы?

С климатом, растительностью, животным миром, материнской породой.

Дайте характеристику типам почв (толщина гумусового горизонта, тип растительности, природная зона и проч.)

Какие почвы в Саратовской области? Их характеристика?

Черноземы, каштановые почвы, солонцы – на юге области.

Черноземы, каштановые и другие типы почв носят название зональных типов почв.

Существуют внезональные типы почв: пойменные, болотные, горные.

Заполним таблицу с описанием характеристики зональных и внезональных типов почв.

Задает вопросы, организует беседу по составу, свойствам и типам почв.

Предлагает заполнить таблицу с характеристикой типов почв парам учащихся. Организует работу в парах.

Отвечают на вопросы учителя.

Заполняют таблицу с характеристикой зональных и внезональных типов почв (работа в парах).

Личностные:

- умение соблюдать дисциплину на уроке;

- уважительно относиться к учителю и одноклассникам;

- потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные:

- предъявлять на оценку свои достижения;

- умение организовывать выполнение заданий учителя;

- вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки учителя или других учащихся.

Познавательные:

- индивидуально распознавать новую задачу;

- выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи;

- соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала;

- представлять информацию в виде таблицы.

Коммуникативные:

- умение отвечать на вопросы учителя;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной работе;

- отстаивать свою точку зрения, аргументируя её с помощью фактов и дополнительных сведений;

- уметь понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления;

- отстаивать свою точку зрения, аргументируя её с помощью фактов и дополнительных сведений;

- уметь презентовать свои достижения для других.

Устная оценка учителя.

7. Закрепление изученного материала

  1. Каково значение почвы для жизни и деятельности человека?
  2. Как использовать земельный фонд России?
  3. От чего нужно охранять почву?
  4. Как можно улучшить почвы?
  5. Как зависит характер подкормки растений от типа почв и видов возделываемых культур?

Учитель задает вопросы.

Учащиеся устно отвечают на вопросы.

Личностные:

- умение соблюдать дисциплину на уроке;

- умение уважительно относится к учителю и одноклассникам;

- потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные:

- владеть различными видами контроля и оценки;

- предъявлять на оценку свои достижения;

- делать выводы по результатам работы.

Познавательные:

- планировать поиск информации;

- выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи;

- представлять информацию в виде таблицы.

Коммуникативные:

- отстаивать свою точку зрения, аргументируя её с помощью фактов и дополнительных сведений;

- отвечать на вопросы, заданные на уточнение и понимание;

- уметь понимать позиции разных участников коммуникации;

Устная оценка учителя.

8. Рефлексия

Где пригодятся знания, полученные на уроке?

Какую полезную информацию вы сегодня получили?

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты освоения материала.

Познавательные:

- осуществлять рефлексию способов и условий действия;

- соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала.

Коммуникативные:

- отстаивать свою точку зрения, аргументируя её с помощью фактов и дополнительных сведений;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной работе.

Устная оценка учителя.

9. Домашнее задание

1. § 19. Вопросы после параграфа.

2. Ответить устно на вопросы по выбору:

А) Если смешать песок, неорганическое и органическое удобрение и добавить воды, можно ли назвать эту смесь почвой? Объясните.

Б) Известно, что в степной зоне происходит деградация плодороднейших черноземных почв. Можно ли сохранить их и какими способами?

3. Разработать рекомендации садоводам по улучшению качества почв для выращивания сельскохозяйственных культур.

4. Доклад по теме на выбор:

1) Типы почв Саратовской области.

2) Состояние почв Саратовской области.

Записывают задание себе в дневник.

Личностные:

- умение уважительно относится к учителю и одноклассникам;

- потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные:

- осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности, материала для подготовки творческих работ;

- осуществлять сознательный выбор материала для подготовки творческих работ;

- предъявлять на оценку свои достижения.

Познавательные:

- планировать поиск информации;

- выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи;

- представлять информацию в виде текста с помощью ИКТ.

Коммуникативные:

- отстаивать свою точку зрения, аргументируя её с помощью фактов и дополнительных сведений;

- уметь презентовать свои достижения для других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...