Рабочая программа по обществознанию для 9 класса
рабочая программа по естествознанию (9 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию А.И. Кравченко. Она рассчитана на 34 учебных часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «КОММУНАРОВСКАЯ СОШ» Утверждаю Согласовано
Директор МКОУ «Коммунаровская СОШ» зам. директора по УВР
----------------------- Чурзина И.М. -----------------Пилюгина А.Н.
«-----»-------------2012 «---»-------------2012
Рабочая программа
Учебного предмета по Обществознанию
Для 9 класса
Составитель: Улжабаева Г.А
2012
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию А.И. Кравченко. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.
Используемый учебно-методический комплект:
1) А.И. Кравченко. Обществознание: 9 класс. - М.: Русское слово, 2005г.;
2) Кочетов Н.С.. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание». 9 класс. Волгоград «учитель»2007
3)Кравченко А.И. Тесты по обществознанию. 8-9 класс. Москва «Русское слово»2002
4)Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 8-9 класс; Москва «Русское слово»2002
.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
В результате изучения обществознания ученик должен: знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Программно-тематическое планирование курса обществознание 9 класс (34 часа)
№п\п | Раздел. Тема урока. | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля,измерители | Домашнее задание | план | факт |
Раздел1. Политическая сфера. | 13 часов | ||||||||
1 | Власть | 1 час | Темат. лекция | Формы проявления влияния: сила, власть, авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. | Знать: какие существуют формы проявления влияния в обществе. Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации. Связанные с деятельностью власти. Знать понятия: влияние, сила, власть, авторитет, господство, диктатура, руководство, гегемония, управление, иерархия, легитимность, оппозиция, разделение властей. | Схема «Ветви власти» | § 1. стр. 4 -11.ть понятия, ответить на вопросы № 2.3 стр. 11 | ||
2-3 | Государство | 2 часа | Комб. урок | Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства : общие и частные. | Знать: что такое политическая система общества, какова роль государства в ней, основные функции государства, какие причины могут лежать в основе зарождения государства. Уметь: анализировать виды монополии государства, давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях, знать основные признаки государства. | Схема «Признаки государства», табл. «Функции государства». | §. 2 стр. 12-19. выучить признаки государства. Выполнить практикум стр. 20. | ||
4 | Национально-государственное устройство. | 1 час | Комб. урок | Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство. Их сходство и различие. Одно и многонациональные государства. | Знать конкретные факты, подтверждающие процессы объединения наций и их отделение, объяснять процесс создания централизованных государств. Уметь объяснять причины и особенности распада национальных государств. | Составить словарик темы. | §. 3стр. 20-28. проч. Доп. Мат. Стр. 27-28, отв. на вопр. стр. 28-29. | ||
5 | Формы правления | 1 час | Темат. лекция | Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная. | Знать, что такое форма правления и как государства различаются между собой по форме правления. Разъяснять сущность демократической формы правления. Давать определение понятию «республика» и знать, какие разновидности республики существуют. Уметь анализировать государства с точки зрения формы правления. Разъяснять сущность «импичмента» на основе анализа конкретных фактов. | Схема «Формы правления», словарик темы. | §.4 Стр. 29-37. выучить понятияпрактикум стр. 38. | ||
6 | Политические режимы | 1 час | Комб. урок | Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент – защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. | Знать, что такое политический режим, какие типы политических режимов существуют. Уметь анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории. | Схемы» Политические режимы» | §.5. стр. 39-45, выуч. Понятия. Отв. на вопр. стр. 45. | ||
7-8 | Гражданское общество и правовое государство. | 2 часа | Комб. урок | Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве., история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства. | Знать, что такое гражданское общество. Что представляет собой институт гражданства. А также кто такие граждане и каков их правовой статус, что такое правовое государство, каковы его основные признаки. Уметь анализировать взаимоотношения государства и общества. | Таблица «Признаки гражданского общества» | §.6, стр. 46-47, выуч. Понятия, доп. Мат стр. 47-48 | ||
9-10 | Голосование, выборы, референдум. | 2 часа | Тематическая лекция | Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни. | Знать, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны и оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения. Объяснять сущность активного и пассивного избирательного права. Анализировать собственные и чужие симпатии. Определять факторы, способствующие политической активности населения. Уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их решения. | Тест. | § 7стр. 55-59вопр. стр. 60.выуч понятия. | ||
11-12 | Политические партии | 2 часа | Семи- нар | Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Одно и многопартийные системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в бществе. | Знать, что такое политическая партия, какие функции она выполняет, основные подходы к классификации партий, какими признаками наделена политическая партия. Уметь анализировать любые политические партии и определять, к какому типу они относятся. | Подг. к реш. теста | §.8 стр. 60-68вопр.стр. 68-69 понятия | ||
13 | Повторительно-обобщающий урок. Политическая сфера | 1 час | Повторит. обобщ. Урок. | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Индивидуальные задания по карточкам | тест | |||
Раздел 2 Человек и его права. | 13 часов | ||||||||
14-15 | Право, его сущность и особенности. | 2 часа | Вводная лекция | Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. | Знать, что представляют собой социалные нормы и каково их видовое разнообразие, сущность понятий: правосознание и правовая культура личности,. Уметь разъяснять сущность права, правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах, пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права, определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений. | Схема «Функции права» Составить словарик темы. | §.9 стр. 70-80 практикум стр. 82. | ||
16-17 | Закон и власть | 2 часа | Лекция с элементами беседы | Равенство перед законом. Структура Федерального Собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции государственной Думы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов в России. | Знать, что представляет собой исполнительная власть, что представляет собой судебная система РФ, уметь объяснять , в какой суд и как следует обратиться . если нарушено конкретное право человека, что представляют собой правоохранительные органы РФ, их функции. Давать разъяснения по вопросу о соотношении власти и закона в жизни общества. Уметь грамотно объяснить организацию местной власти, а также анализировать местное самоуправление того региона, где живет ученик. Объяснять, чем занимаются адвокаты, нотариусы, прокуроры, юрисконсульты, в каких случаях к ним надо обращаться. | §. 10, стр 83-89. отв на вопр. стр. 89-90 | |||
18 | Конституция. Основной закон государства. | 1 час | Комб. урок | Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских . Нарушение прав и свобод гражданина, их защита. | Знать особенности и структуру Конституции, способы реализации своих прав, исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях. Разъяснять сущность правового статуса личности. | Схема «Структура Конституции РФ» | §.11Стр. 90-95, отв. на вопр. 96.понятия. | ||
19 | Право и имущественные отношения | 1 час | Темат. лекция | Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. | Знать, что представляют собой имущественные отношения, каким должно быть поведение их участников., основные виды договоров, сущность института права собственности,. Уметь разъяснять правила поведения участников договорных отношений, защищать имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке. .
| Составление трудового договора | §.12стр. 97-101, отв на вопр. стр. 101-102. понятия | ||
20-21 | Потребитель и его права | 2 часа | Деловая игра | Потребитель, изготовитель, услуги. Закон « О защите прав потребителя» | Знать: - кто такой потребитель и в чем заключаются его основные права; - каким образом можно защитить свои права в случае их нарушения | Работа с законом « О защите прав потребителя», составить словарь | §.13 стр. 110-116, вопр. стр. 116, основ. права ребенка. | ||
22 | Труд и право | 1 час | Комб. урок | Трудовое право. Трудовой договор. Сверхурочная работа. Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой Кодекс РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта, увольнение. Защита детского труда | Знать , чем отличаются трудовые отношения от других видов отношений, правовые модели поведения сторон при заключении или расторжении трудового контракта. | Тест. | §14 стр. 106-110 вопр. стр. 110 | ||
23 | Правовые основы брака и семьи | 1 час | Деловая игра | Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение или расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка. | Знать, что регулирует семейное право, правовые аспекты взаимоотношений родителей и детей, основные права детей, уметь реализовывать и защищать права детей., разъяснять сущность правовых взаимоотношений супругов. Их права и обязанности, составлять брачный контракт. | Работа с Семейным кодексом РФ | §.15 стр. 110-116, вопр. стр. 116, основ. права ребенка | ||
24 | Преступление и наказание. Правонарушение и виды юридической ответственности. | 1 час | Комб. урок | Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как форма выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер взыскания. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия. | Знать, что представляет собой проступки и преступления, совершаемые людьми, что такое юридическая ответственность, какие виды ответственности существуют……, что представляет собой принцип презумпции невиновности, наказания, которым могут подвергаться люди, совершившие преступления,. Уметь анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлентъием. | Таблица «Признаки преступления» | § 16 стр. 117-124, вопр. стр. 124. практикум стр.125. | ||
25 | Повторительно-обобщающий урок. Человек и его права | 1 час | Повт. обобщ. Урок. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать , делать выводы, отвечать на вопросы. Работать с текстом, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Тестирование по уровням сложности. | тест | |||
Раздел 3.Духовная сфера. | 8 часов | ||||||||
26 | Что такое культура | 1 час | Вводная лекция | Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав, структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения. | Знать, что представляет собой правила этикета и как они могут выражаться. Разъяснять сущность понимания культуры у различных народов. Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия. | Составить словарик темы. | §.17 стр. 127-135. практикум ср. 135 вопр. стр.135 | ||
27 | Культурные нормы | 1час | лекция | Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычаи и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность нормы. | Знать, что такое культурная нормы и чем они определяются. Разъяснять: понимание вкусов, увлечений, обрядов, церемоний, ритуалов, нравов. Уметь анализировать привычки, манеры, знать их отличие от традиций , обычаев, объяснять назначение тех или иных санкций в обществе,. Знать сущность основных норм культуры и ее разновидности, особенности молодежной субкультуры, уметь анализировать контр культуру. Понимание морали обществом, | §. 18 стр. 136-143отв. на вопр. 143 | |||
28 | Формы культуры | 1 час | Тематич. лекция | Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Массовая культура, ее проявления и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контр культуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность. | Знать сущность основных форм культуры и ее разновидности, особенности молодежной субкультуры. Уметь анализировать контр культуру. | §.19 стр. 144-153 | |||
29 | Религия | 1 час | Комб. урок | Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и божественное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне. | Знать, что такое религия, некоторые особенности мировых религий. Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме, тотемизме и их проявлении в истории человечества. | Схема « виды религий» | §.20 стр. 153-162. отв. на вопр. тр. 163 | ||
30 | Искусство | 1 час. | Комб. урок | Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусств. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства». | Знать, что такое искусств и как оно соотносится с художественной культурой. Пояснить, кто является субъектом культуры. Уметь анализировать произведения искусства. Определяя ценности, которыми оно обладает. | §. 21 стр. 163-173. отв на вопр. стр. 163, 173. | |||
31 | Образование | 1 час | Кмб. урок | Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. | Знать, что представляет собой образование как институт общества, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки, что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в России,. Уметь разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней, разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы, осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения. | Схема «Фомыобразования» | §22 вопр. стр. 179 | ||
32 | Наука | 1 час | Комб. урок | Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий. | Знать, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки. | § 23 вопр. стр. 188 Практикум стр. 189. | |||
33 | Повторительно-обобщающий урок. Духовная сфера | 1час | Обобщ. урок | Школьное образование как механизм приобщения подростка к основам культуры и научных знаний. | Знать роль школьного образования как механизм социализации . приобщения к основам культуры и научных знаний. | Тест. | |||
34 | Итоговое повторение | 1 час | Обобщ. урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-338049-1383981826.jpg)
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-130226-1353174094.jpg)
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-411318-1507550934.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....