Физика и медицина
методическая разработка (физика, 7 класс) по теме

Кривошеина Оксана Анатольевна

 

Цель урока: показать широкое использование физических понятий в медицине, привить интерес к изучению физики.  Расширить  представление о давлении, как о величине,  характеризующей результат действия силы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_i_medicina.docx24.56 КБ
Microsoft Office document icon Самоанализ урока30 КБ

Предварительный просмотр:

Физика и медицина

Цель урока: показать широкое использование физических понятий в медицине, привить интерес к изучению физики.  Расширить  представление о давлении, как о величине,  характеризующей результат действия силы.

Тип урока: комбинированный урок закрепления знаний с использованием ИКТ.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания учащихся по теме «Давление»

Обобщить знания о применении давления твёрдых тел в природе, медицине и быту.

Способствовать умению высказывать свои мысли, анализировать и сопоставлять различные точки зрения, делать выводы

Воспитательные:  Развивать интерес, доброту и любовь к природе, ответственность, самостоятельность, аккуратность, внимательность, сотрудничество, терпимость, бережное отношение к имуществу; Воспитание  отношения к физике как к экспериментальной науке;

Развивающие: умение наблюдать и делать выводы; развивать проблемное и образное мышление; умение решать задачи, применяя формулы; умение составлять законченные смысловые ответы при устных и письменных ответах; развивать положительный мотив к учебной - познавательной деятельности, творческой активности и инициативы.

Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, доска

Ход урока

Организационный момент.  С чем ассоциируется у вас понятие давление. Правильно – давить, сжимать. Поэтому,  как и водится, сначала поздороваемся, причем за руку. Пожмём друг другу руку. Я здороваюсь с мальчиками за руку, а с девочками - словесно. И в начале урока измерим свой пульс за 1 минуту (или 10с.*6) у мальчиков -55 ударов, а у девочек 60 ударов. Это отличный результат. Запишем результаты (слайд 2).

 Можно измерить пульс без часов. В дыхательный цикл (вдох, пауза, выдох) – должно быть 4-6 ударов. Если меньше 3– значит,  что-то болит внутри организма, если больше 10 -  значит температура.

Обобщение знаний

Знания –дети удивления и любопытства. Мудрость – дочь опыта.

Давайте проверим свои знания по пройденному материалу. А для этого необходимо вытащить из тайников памяти всё самое ценное.

Вопрос:

 1. Каким образом человек, стоящий обеими ногами на полу, может быстро удвоить давление, производимое на опору? Анализ. Давление, производимое стоящим человеком, прямо пропорционально его весу и обратно пропорционально площади обеих ступней ног, соприкасающихся с полом. Человек стоит на двух ногах. Синтез. Быстро удвоить давление на пол человек может, либо увеличив свой вес вдвое (например, подняв штангу), либо уменьшив площадь опоры вдвое (например, приподняв одну из ног и оставшись стоять на второй ноге). Так как в условии задачи никакой груз не дан, то в качестве ответа принимаем второй способ решения задачи

2. Почему мягко лежать в веревочном гамаке, который сплетен из довольно твердых шнурков? (слайд 3)

Может ли быть мягко на твердой поверхности?

Даже на самом твердом ложе нам может быть вовсе не жестко, если давление распределяется равномерно на большую поверхность. Вообразите, что вы легли на мягкую глину и в ней отпечатались формы вашего тела. Покинув глину, оставьте ее сохнуть. Когда она сделается твердой как камень, сохранив оставленные вашим телом вдавленности, лягте на нее опять, заполнив собой эту каменную форму. Вы почувствуете себя, как на нежном пуховике, не ощущая жесткости, хотя лежите буквально на камне.

Все дело в площади опоры.

Чтобы спина была ровная, и не было сколиоза, необходимо носить школьный рюкзак с  широкими лямками? Почему?

Вспомним формулу, по которой рассчитывают давление (слайд4)

Обратите внимание, как много вопросов, ответы на которые связаны с давлением.

 Иглы, клювы, когти, зубы, клыки, жала – неплохо природа вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием (слайды5,6,7,8)

 Многие животные и растения покрыты колючками. Не трогайте их, иначе... Отбирайте у малышей колющие и режущие предметы. Они еще не знают, что их крохотной силенки хватит, чтобы вызвать очень серьезные разрушения. Из ранки потечет кровь, и ее нужно будет останавливать. Человек позаимствовал у природы способы увеличения давления и создал разные инструменты: шило, скальпель, шприц, кусачки, нож, ножницы. Разные приборы, которые использует человек в медицине и в быту.

Послушайте  строки из стихотворения М. Алигер «Соната Моцарта »

Внезапно в зале, озаренном

игрою звуков и лучей

Запахло летом и озоном,

запели птицы и ручей,

И вместе с ними сердцу пелось,

дышалось, думалось легко

И жить хотелось, жить хотелось,

шагать хотелось далеко!»

- Почему автору легко дышалось? - Легко дышалось, потому что в воздухе появился Озон.

-Какой газ необходим для дыхания? - Воздух - газ, необходимый для дыхания.

-Когда в воздухе больше кислорода до грозы или после нее? - И до грозы и после нее в атмосфере кислорода - 21%, но сразу после грозы появляется еще и озон.

Дышать после грозы намного легче, т.к. из воздуха с каплями дождя удаляется пыль.

-Что такое дыхание?  Это совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода. Чтобы придать нашему уроку  яркость попробуем выдуть  мыльные пузыри. Почему они принимают  форму шара? (Закон Паскаля) (слайд9) . После операции на сердце пациентам рекомендуют надувать воздушные шары, развивать свои легкие. (слайд 10)  Проведем  опыт: воздушный шарик в банке. (шарик,банка, спички, бумага)

-Давление влияет на движение крови по сосудам человека. Выясним, на какую примерно высоту может подняться кровь по кровеносному сосуду при таком давлении. Решаем задачу.

- Определите, на какую высоту поднимется кровь в кровеносном сосуде,

если ее давление 100 мм рт. ст., а плотность 1023 кг /м3.

•    Физкультминутка. (Предложить детям встать, расслабиться.)

Задание: - Кто из вас быстрее всех увеличит в 2 раза давление на пол? (нужно встать на одну ногу). А теперь 5 раз присели. При нагрузках  давление в организме изменяется. Давайте с вами восстановим дыхание. Вдох, задержим дыхание на3 секунды, выдох. 3-4 раза повторить упражнение. Это настраивает на урок и успокаивает.

После зарядки нужно ещё раз измерить свой пульс. У некоторых он мог измениться, увеличиться. Если у вас участился пульс после принятия пищи,  это опасность отравления.

 Рецепты здоровья записываем в тетради.

Рецепт 1. Необходимо каждое утро делать зарядку, проветривать комнату и проводить водные процедуры. После игр мыть руки с мылом (слайд11)

Рецепт 2. Делать  влажную уборку и протирать пыль, использовать пылесос (слайд12)

Рецепт 3.  Каждый должен правильно организовывать свое рабочее место; сидеть следует прямо, опираясь на спинку стула; расстояние от книги до глаз должно быть 25-30 см.

Рецепт 4.   Для обеспечения нормального обмена веществ ученику необходимо  выпивать 400-500 мл молока ежедневно (слайд 13)

Рецепт 5. Если вы больны, то родители используют медицинские банки, капает пипеткой в нос капли. А врач ставит укол. (слайд14) Проведем опыты со стаканом: 1.Стакан прилипает к ладони. 2. два стакана, свеча, бумага, спички, кольцо из бумаги. Два стакана соединить друг с другом. 3.  стакан, бумага, вода. Перевернуть стакан с водой.

Рецепт 6. Самый приятный. Кушайте бананы, в них содержится гормон радости.  С английского стресс-давление. Успокаивает нервную систему –мороженое, а так же помогает при бессоннице. Избавиться от стресса помогает такое упражнение – сильно сжать руки в кулак, будто выжимаете лимон. (3-4 раза)

Вопросы:

1. Как называется прибор для измерения атмосферного давления?

Ответ: а) ртутный барометр; б) барометр-анероид

3. На различных высотах отличается ли атмосферное давление?

Ответ: атмосферное давление уменьшается с увеличением высоты.

5. Почему при подъеме высоко в горы у людей часто из ушей и носа идет кровь?

Ответ: атмосферное давление уменьшается, кровотечение под действием внутреннего давления организма.

7. Может ли человек жить на высоте например 5000 м над уровнем моря?

Ответ: да, рекордная высота, на которой живет человек - 5200 м (на Памире)

 Реши задачу.   Избыточное давление, при котором человек может безопасно дышать, обычно не превышает 0,3 * 105 Па. Исходя из этого, определите максимальную глубину, на которой человек может дышать через трубку. Какая сила давит на человека, если площадь тела человека примерно 1,5 м2. (плотность воды 1000кг/м3.

Ответ: = 3 м; 45000 Н (эту силу перевели в кг, а затем в тонны: = 4,5 т, что очень впечатляет учащихся).

Интересные шуточные истории

1. Рекомпрессия шампанского.

Когда было закончено строительство тоннеля под Темзой в Лондоне, городские власти решили отметить это событие в самом тоннеле. Но там, к сожалению, шампанское показалось им лишенным обычной игристости. Зато, когда они поднялись на поверхность, вино забурлило у них в желудках, стало раздувать животы и едва не запенилось из ушей. Одного высокопоставленного чиновника пришлось спускать обратно для рекомпрессии.

Вследствие того, что на дне тоннеля давление выше атмосферного, часть углекислого газа оставалось в растворе. Однако, когда почетные гости поднялись на поверхность, газ начал выходить из раствора, и, чтобы замедлить этот процесс, им пришлось вновь спуститься вниз.

 Практическое задание Оборудование: манометр медицинский (его иногда называют тонометром), фонендоскоп.

Перед выполнением практического задания повторим определение цены деления приборов.  К доске вызывается ученик. Учитель измеряет у него давление с помощью медицинского манометра, комментируя все свои действия. Остальные учащиеся внимательно следят, как измеряют давление. Измерение артериального давления крови.

1. Ознакомимся с устройством прибора для измерения давления крови.

2. Наденем манжету на середину плеча так, чтобы под неё можно было просунуть только один палец. Обнажаем левую руку учащегося, плотно оборачиваем манжету прибора вокруг середины плеча так, чтобы её нижний край находился на расстоянии 2,5-Зсм. выше локтевого сгиба - манометр должен находиться на уровне сердца. Рука учащегося должна спокойно лежать на столе ладонью вверх мышцы напрягать не надо. Проверим, не прижимают ли локти учащегося шланги.

3. Установим воронку фонендоскопа на лучевой артерии в области локтевого сгиба, где прощупывается пульс. Концы трубки фонендоскопа вставим в уши.

4. Проверим стрелку манометра: она должна стоять на нулевой отметке.

5. Убеждаемся, что клапан в резиновой груше, через который выпускается воздух, закрыт, накачиваем с помощью этой груши в манжету воздух до тех пор, пока не прекратятся тоны (160-180 мм рт.ст.). После этого медленно выпускаем воздух из манжеты. Появление первых тонов соответствует верхнему артериальному давлению (систолическому), а их исчезновение в конце измерения - нижнему (диастолическому). После демонстрации, ученикам предлагается измерить собственное давление и записать результаты в тетрадь и озвучить некоторые результаты.  Давление с возрастом повышается. У подростков 100-140/70-90 мм РТ.ст. при гипертонии помогают снять стрее и нормализовать давление – чередование умственной и физической нагрузок. Уменьшить потребление соли. Не курить, а то кроме гипертонии, будет рак легких

 Рефлексия.

Итак, сегодня на уроке мы не только повторили изученный материал, но и узнали ещё много нового. И я думаю, что цели нашего урока были достигнуты, мы с вами путём исследования узнали истину.  Аристотель сказал: «Искать истину и легко, и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком её постигнуть, ни полностью её заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих факторов складывается величественная картина». Ты ученик, делающий первые шаги в познании природы. А знания – дети удивления и любопытства. Закройте глаза и мысленно проанализируйте, каким символом каждый бы представил сегодняшний мир идей? Если это сделать трудно, то с кем вы себя ассоциируете на уроке физики? Что именно мы осмысленно проделали? Что оказалось для вас самым главным? Какое наблюдение было самым интересным? Самым трудным? Самым лёгким? Самым неожиданным? И Поему? Где эти знания могут вам пригодиться? Сможете ли вы родителям после такого урока что-нибудь рассказать полезное. Если вы поговорите с мамой или папой, то может и они что-то интересное вспомнят по этой теме.

Подведение итогов урока.

Объявление оценок.

Домашнее задание:  записать свои рецепты здоровья.  

Урок окончен, будьте здоровы!



Предварительный просмотр:

CАМОАНАЛИЗ УРОКА

Урок физики  в 7  КЛАССЕ

Учитель: Кривошеина Оксана Анатольевна

 

Свою педагогическую деятельность я формирую на основе идей развивающего обучения и считаю, что обучение эффективно в том случае, если учащиеся принимают активное участие в образовательном процессе. Если они сами, на основе результатов наблюдений, экспериментов формулируют выводы, выдвигают гипотезы, добывая таким образом знания самостоятельно, а не получая их в «готовом виде». Это возможно лишь тогда, когда  и в начале занятия, и в его ходе возникают проблемные ситуации, побуждающие школьников мыслить, а также позволяющие четко осознать, на какой вопрос они пытаются найти ответ. Как показывает практика, наиболее прочные и качественные знания учащиеся получают при изучении материала с использованием проблемного подхода в обучении.   

Урок  «Физика и медицина» по теме «Давление»

Цель урока: показать широкое использование физических понятий в медицине, привить интерес к изучению физики.  Расширить  представление о давлении, как о величине,  характеризующей результат действия силы.

Тип урока: комбинированный урок закрепления и обобщения  знаний с использованием ИКТ.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания учащихся по теме «Давление»

Обобщить знания о применении давления твёрдых тел в природе, медицине и быту.

Способствовать умению высказывать свои мысли, анализировать и сопоставлять различные точки зрения, делать выводы

Воспитательные:  Развивать интерес, доброту и любовь к природе, ответственность, самостоятельность, аккуратность, внимательность, сотрудничество, терпимость, бережное отношение к имуществу; Воспитание  отношения к физике как к экспериментальной науке;

Развивающие: умение наблюдать и делать выводы; развивать проблемное и образное мышление; умение решать задачи, применяя формулы; умение составлять законченные смысловые ответы при устных и письменных ответах; развивать положительный мотив к учебной - познавательной деятельности, творческой активности и инициативы.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления уже знакомого учащимися материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,  индивидуальные  и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных, визуальных методов способствовали достижению образовательных целей урока,  стимулировали познавательные интересы учащихся.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы.

Для активизации мышления учащихся я использовала наглядность и опыты  по теме, создавала проблемные ситуации.

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия  материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся  общеучебных навыков.

Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности  школьников как на уроке, так и во внеурочное время.

Для эмоционального восприятия материала я использовала слайды, демонстрационный материал,  межпредметные связи, что послужило опять же для формирования целостного представления о теме «Давление».

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для ребят, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. На уроке применена физкультминутка,  дыхательная гимнастика.

Возможности учебного кабинета использованы полностью. В кабинете имеется компьютер.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие  материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Физика в медицине»

Элективный курс ориентирован на учащихся 9-х классов средних общеобразовательных школ. В курсе выявляется связь между физикой, биологией и медициной....

разработка занятия по теме "Физика слуха" по програме элективного курса "Физика и медицина"

В разработке представлена методика проведения занятия элективного курса по программе "Физика  и медицина",дается обоснование  и объяснение влияния звука на здоровье человека.Историчечкие фак...

Пресс- конференция "Физика һәм медицина"

Бу пресс конференцияне физик күренешләр һәм закончалыкларның медицина өлкәсендә кулланылышына багышлыйбыз һәм сөйләшүне башлыйбыз....

Физика и медицина (предпрофильный элективный курс)

Элективный курс предназначен для учащихся 9 клас­сов общеобразовательных школ в качестве предпрофильной подготовки. Предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучен...

Рабочая программа элективного курса "Физика и медицина" 9 класс

Рабочая программа  элективного курса «Физика в медицине» разработана на основе авторской программы С. М Новикова (Программы элективных курсов. Физика.  9-11 классы. Профильное обучение/ сост...

Формирование устойчивого восприятия взаимосвязи физики и медицины у студентов первого курса медицинского колледжа на уроках физики

Как известно, курс физики является неотъемлемой составляющей обучения студентов медицинского колледжа по специальности «Сестринское дело». Блок Физики тесно взаимосвязан с медициной. В нас...