Детская секция "Акробатика"
статья по физкультуре на тему

Кириенко Светлана Анатольевна

Акробатика. Опыт работы по развитию физических качеств, двигательных способностей детей  и формированию навыков самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Детская секция по акробатике163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детская спортивная секция «Акробатика»

                                                                 

                                                                         Среди всех земных благ

                                                                                              здоровье – самый ценный дар,

                                                                                              данный человеку природой, 

                                                                                              заменить  который  нельзя ничем                                      

                                                                                             

                                                                                                            (народная мудрость)

В современном мире компьютеризации и информатизации человек слишком мало двигается. А ведь ни для кого не секрет, что движение – это жизнь. Каждый ребенок- это мир индивидуальных качеств и способностей. Когда наблюдаешь за детьми дошкольного возраста в свободной деятельности, невольно обращаешь внимание на их легкое, непринуждённое, свободное владение своим телом. За счёт природной гибкости позвоночника, растяжки мышц и высокой подвижности суставов дети легко переходят из одной гимнастической позы в другую. Для того, чтобы дети не теряли свою природную способность, совершенствовали свои физические качества,  необходимо создавать условия для выполнения спортивных акробатических упражнений. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными  мы вооружим детей в дошкольном возрасте, тем лучше они потом приспособятся к новым социальным условиям при переходе в школу.  

Примерная образовательная программа «Детство», по которой работают педагоги нашего учреждения,   предполагает всестороннее и гармоничное развитие всех дошкольников. Но  в детском саду есть дети, у которых очень рано проявляется интерес к спорту и ярко выражены способности к выполнению акробатических упражнений. И сегодня я хочу представить опыт по организации работы спортивной секции «Акробатика, цель которой состоит именно в развитии природных задатков: смелости, решительности, ловкости, гибкости, артистизма. Эту секцию  посещают  дети со старшего дошкольного возраста без медицинских противопоказаний,  запись производится с разрешения врача, и в течение всего периода ведется медицинский контроль за каждым ребенком, занимающимся в секции.

Акробатика позволяет поддерживать необходимый уровень развития целого ряда двигательных качеств и способностей, связанных с выполнением прыжков, вращений, равновесий. Это подтверждают специалисты в области физкультуры и спорта: А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн, психологи А.В. Запорожец, П.С. Лесгафт. Кроме того, занятия акробатикой  служат хорошим средством профилактики и коррекции здоровья.

Организация работы спортивной секции «Акробатика» началась с 2004 года, программу на тот период разработала Абсалямова Н.Б., а я с 2008 года продолжила эту работу, совершенствуя программу с позиций современных требований и интересов детей: включение в каждое занятие секции здоровьесберегающих технологий (самомассаж, суставная гимнастика, элементы хатха – йоги, дыхательная гимнастика, подражательные игры – импровизации и др.)

Конечно, на период организации работы спортивной секции в нашем детском саду уже существовали программы, разработанные для занятий акробатикой и спортивной гимнастикой с дошкольниками («Старт», «Са-Фи-Дансе»),  но  эти программы  требовали систематических занятий под руководством  педагога – профессионала.

В секции же «Акробатика» нашего учреждения основной акцент делается на углубленное  обучение  одаренных детей элементам акробатических упражнений в доступной для них форме, развитие и совершенствование природных задатков, воспитание любви к спорту, и совсем не обязательно обучение  спортивной гимнастике в полном объеме.

В ходе занятий  с детьми  

  • я стремлюсь сохранить и укрепить здоровье, развить физические качества и двигательные способности детей, формирую навыки самосовершенствования, самоконтроля и самопознания;
  • расширяю двигательный опыт посредством использования и освоения акробатических упражнений;
  • воспитываю волевые качества личности детей;
  • развиваю  природные творческие способности детей,  их духовное, нравственное и физическое совершенствование.

Для эффективного осуществления поставленных задач, прежде всего, на мой взгляд, должны быть созданы условия занятий по акробатике. В  спортивном  зале у нас в детском саду  имеется  различное спортивное оборудование, всё, что необходимо при выполнении акробатических упражнений.

Программа в секции рассчитана на 2 года, при периодичности  1 занятия в неделю.  Акробатические упражнения  для дошкольников я представляю как элементы:

  •  группировка, лежа на спине,
  • перекаты в положении лежа в разные стороны,
  • кувырки вперед,
  • кувырки назад,  
  • стойка на лопатках,
  • умение правильно группироваться,
  • умение удерживать равновесие,
  • умение владеть своим телом,
  • умение координировать движения.

На первом году обучения (начальный этап) я провожу набор в группу детей пяти лет: на этом этапе идёт формирование и закрепление основных двигательных навыков и умений с включением значительно более широкого спектра   акробатических элементов, чем в программе «Детство». С первых же занятий придерживаюсь  принципа «от простого к сложному»:  я не изучаю с детьми  новые упражнения, пока  они с напряжением исполняют старые, пройденные упражнения. Незамеченную и неустраненную вовремя ошибку, в дальнейшем исправить детям намного труднее.     

На втором году обучения я начинаю  с детьми более углубленное освоение акробатических элементов, которые  дети выполняют  на полу, на кольцах, на батуте и на других снарядах: «Лебедь», «Корзиночка», «Лягушка» и другие.  И  уже на этом  этапе  идет подготовка к соревнованиям и выступлениям на концертах и праздниках. На втором году я активно использую на занятиях кольца и  батут. Это привносит занимательность в занятия, а кроме того  упражнения на батуте приносят ребёнку не только хорошее настроение, но получают и аэробную нагрузку, и укрепление мышц, и развитие чувства равновесия. Все эти преимущества и предопределяют очевидную пользу, получаемую в результате выполнения даже кратковременных занятий на батуте.  

Очень часто успешность обучения и интерес  детей к дальнейшим занятиям зависит от самого первого занятия. Если первое  занятие получится интересным, содержательным и эмоциональным, то у детей останется яркое впечатление и желание продолжать обучение с усердием и старанием. Поэтому   я  очень четко определяю структуру занятия, подбираю наиболее интересные и, в то же время, доступные упражнения, строго дозирую нагрузку в соответствии с возрастом и возможностями детей, продумываю методы и приемы обучения, подбираю инвентарь и оборудование. Особое внимание обращаю на одежду детей, и родителям предлагаю подбирать для своих детей  одежду облегчённую, не стесняющую их движения  в ходе выполнении акробатических упражнений.

Занятия всегда провожу в игровой, занимательной форме, поэтому дети с увлечением разучивают новые акробатические упражнения. Никогда не  принуждаю  детей к выполнению того или иного движения, особенно, если у них что-то не получается. Всегда стараюсь создать ситуацию успеха: ободряю каждого ребенка похвалой, удивляюсь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет, этим самым пробуждаю у ребенка интерес к занятиям. Во время занятий по акробатике стараюсь находиться  в точке наилучшего обзора и слежу за выполнением упражнений, поощряю правильные двигательные действия, исправляю ошибки, при необходимости оказываю помощь. Моя задача в этот момент – подстраховать, помочь в выполнении упражнения. Но  обеспечивая безопасность, страховку и помощь ребенку, не забываю, что неоправданная и излишняя боязливость мешает ребенку стать самостоятельным. Поэтому при воспитании у детей смелости, обращаю внимание   на основные правила безопасности и поддерживаю стремление к успеху.     

Еще один интересный прием, который я использую на занятиях секции – включение музыки, которая и поднимает настроение,  и задаёт определённый темп в выполнении акробатических упражнений.

А вот в ходе разминки использую  подражательные, танцевальные и ритмические движения, это развивает артистизм у детей, снимает психологические зависимости и стрессы, позволяет закреплять в непринужденной обстановке полученные ранее навыки в выполнении упражнений.

К занятиям в секции привлекаю и родителей, поскольку демонстрация спортивных достижений  перед  членами семьи или же сверстниками помогает добиться хороших результатов. Особый эффект приносит  выполнение домашних заданий, ведь у многих моих воспитанников есть старшие братья и сестры, которые могут помочь, подсказать. Это в свою очередь сплачивает семью, приучает всех членов семьи к здоровому образу жизни, а  у ребенка постепенно развиваются уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая все новые и новые, более сложные упражнения.

Важным показателем  в моей работе  является улучшение физических показателей у детей. В течение года провожу  контрольные задания  в форме тестирования и  участия в соревнованиях.  В команде детского сада на городских спортивных эстафетах участвует 60% детей, занимающихся в секции.

Ежегодное отслеживание результатов, беседы с детьми и их родителями показывают, что дети с удовольствием ходят на кружок по акробатике,  ждут их.

Благодаря систематической, целенаправленной работе,   формируется физически развитый дошкольник, у него возникает потребность к занятиям спортом, развиваются  двигательные навыки и умения, стремление к здоровому образу жизни. Дети становятся    подвижными, выносливыми. Они умеют оценивать успехи и достижения  свои и других. А приобретенные навыки используют в повседневной жизни в детском саду и дома. И главное, многие выпускники детского сада, которые на протяжении двух лет посещали секцию «Акробатика»,   продолжают заниматься спортом в ДЮСШ.                            

 

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа "Специальное фортепиано" для детских школ искусств, центров детского творчества

Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые д...

Авторская образовательная программа «Аккомпанемент» для детских школ искусств,центров детского творчества

Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз...

Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

Логопедам о детском аутизме (F84.0). Дифференциальная диагностика речевых расстройств при детском аутизме от специфических речевых нарушений и других сходных состояний.

Выполнено логопедом Проскуриной  М.А. для логопедов окружного методического объединения детской логопедии системы здравоохранения ВАО г. Москвы. Составлено по пособию для медицинских ВУЗов Самохв...

Социализация воспитанников в условиях детского дома. Доклад Серовой И.Е., заместителя директора по УВР ГКОУВО "Муромский детский дом № 2"

Введение.Данный реферат посвящен достаточно сложной проблеме: определению отличительных особенностей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовател...

Детский СОБР (Детский Сетевой Образовательный Ресурс) как средство формирования информационной компетенции учащихся

Широкий выбор программного обеспечения и новых информационных технологий даёт возможность учителю обеспечить высокий  уровень преподавания,  развить творческий потенциал ребёнка, форми...