Обобщение опыта работы
статья по физкультуре

Шалухина Юлия Сергеевна

Формирование у школьников интереса к занятиям ФК и спортом в урочной и внеурочной деятельности как средство воспитания потребности в ЗОЖ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

преподавателя физической культуры    Шалухиной Ю.С.          

ТЕМА:  Формирование у школьников интереса к занятиям ФК и спортом в урочной и внеурочной деятельности как средство воспитания потребности в ЗОЖ.  

ЗАДАЧИ:

- совершенствование методов развития физических качеств в сочетании с формированием у учащихся определённых знаний для воспитания осознанного отношения к физической культуре.

- повышение уровня физической подготовленности школьников  

- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями через развитие интереса к физической культуре;

- воспитание культуры общения со сверстниками в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;

План работы:

1.  Теория:      1.1   необходимость в ЗОЖ

                        1.2   потребность, мотивация

2.  Практика:  

2.1   урочная форма деятельности

        

        

                                           2.2   внеурочная форма деятельности

        

1 Необходимость в ЗОЖ.

(Актуальность проблемы)

                   В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших – это проблема ориентации  всей системы образования на здоровье сберегающее обучение и воспитание. О том, что здоровье детей в последние годы явно ухудшается, говорится часто. И хорошо известно, что одной из основных причин заболеваемости школьников является недостаточная двигательная активность. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение этой потребности особенно важно в младшем школьном возрасте, когда продолжают формироваться все основные системы и функции организма. Без движений ребёнок не может вырасти здоровым. Но, дети школьного возраста самими условиями школьной жизни ограничены в естественной потребности двигаться столько, сколько нужно для нормального гармоничного физического развития личности. Ущерб, нанесённый организму малоподвижным образом жизни, не всегда удаётся компенсировать в зрелом возрасте даже путём систематических тренировок.

                    По данным Министерства здравоохранения России, в стране 50% детей страдают различными отклонениями в здоровье, 35% - больные. Уровень здоровья российских детей к концу обучения в школе снижается в 4-5 раз.

                    Развитие учения о здоровье человека показало тесную связь таких понятий как «здоровье» и  «образ жизни». Считается, что состояние здоровья человека на 8% зависит от окружающей среды, настолько же от медицины, на 15% от наследственности и на 70% от образа жизни. Реальность такова, что подавляющее большинство населения России к физической культуре, к своему здоровью относится пассивно. Исследования некоторых авторов показали, что 98% школьников признают необходимость специально организованных занятий по ФК и спорту, но самостоятельно занимаются лишь 14% школьников. В этой ситуации задачи учителя физической культуры усложняются. На первый план выходит необходимость сконцентрировать усилия на формировании у школьников потребности в здоровом образе жизни (через осознанную необходимость заботиться о своём здоровье).  

(Актуальность проблемы)

                           Общество переходит к новой стадии своего развития. Для школы это означает, прежде всего, смену критериев успешности работы.   Речь сегодня идет не о полной замене существующего содержания общего образования,  а о смещении акцентов в оценке значимости тех или иных результатов массового школьного образования. О компетентностном подходе к образованию.

 .            Реальная жизнь ставит  пред человеком массу проблем. Школа пытается их смоделировать, причем так, чтобы были востребованы «мертвые» знания, полученные ребенком на уроке. В связи с этим, возникает  вопрос: «Какие из ставших актуальными в последнее время задач,    не решаются,  и как их решать, используя  возможности  школьного предмета физическая культура?»

                          Исходя из реальных потребностей общего образования и значимости компетентностного подхода теоретические аспекты данной работы заключаются в следующем:

1. Смысл образования по предмету ФК - в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблему сохранения и укрепления здоровья.

2. Содержание образования  по предмету ФК представлено  Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов, рекомендованной Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

3. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных задач, составляющих содержание образования.

Необходимо искать такие формы работы, которые предоставят   больше свободы и ответственности самому ученику (в этом суть компетентностного подхода), то есть решать практически вопрос мотивации к учебной деятельности конкретных учеников.

Цель данной работы в том, чтобы  накопить учебный материал для построения учебной программы как программы развития познавательной самостоятельности школьников.  Такой подход предполагает индивидуализацию образовательных маршрутов: на одном и том же этапе обучения при освоении одного и того же содержания разные ученики могут выйти на разные уровни усвоения материала, причём любой из этих уровней имеет практическое значение.

 Практическая значимость работы: 

В процессе обучения определяется    последовательность   решения  конкретных задач, направленных на укрепление здоровья школьников.

 

 

Урочная форма деятельности.

1 Формирование интереса

                        ФК – это как раз та сфера деятельности, в которой без осознания значимости того, что делаешь, без интереса со стороны ребенка к предмету любые методы будут восприниматься как насилие над личностью, поскольку любая физкультурная деятельность предполагает проявление значительных мышечных усилий, проявление силы воли, целеустремленности. У преподавателей ФВ есть два пути: заставить или заинтересовать. Заставить – значит привить стойкую нелюбовь к урокам ФК. Заинтересовать – значит воспитывать осознанное положительное отношение к ФК. Младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще(дети любят побегать, попрыгать, поиграть). И задача учителя превратить этот интерес (проявляющийся в виде так называемой «зоологической активности») в стойкий мотив к осознанным занятиям ФК.

1.1 Форморование положительной самооценки

 Для   решения  задачи мотивации необходимо работать над формированием положительной самооценки у ребенка, поскольку существующие нормативы  предлагают оценить уровень физического развития среднестатического здорового ребенка и не учитывают тип телосложения и биологический возраст ребенка. Дети, отстающие в физическом развитии  или имеющие избыточный вес, нормативы не выполнят. Это одна из причин отрицательного отношения части детей к ФК и эта же причина способствует формированию комплекса неполноценности в более старшем возрасте.

1.2 Изменение оценочной системы

 Одно из решений  проблемы мотивации – изменить оценочную систему. Каждый должен быть подготовленным согласно своим кондициям. Привлекательна только та деятельность, которая успешна. Ребенок должен иметь успех как результат определенных усилий. При оценке достижений на первое место ставить не выполнение учебных количественных нормативов, а индивидуальные темпы продвижения в развитии двигательных способностей, которые при положительном отношении ученика к предмету отражают его прилежание. Ребенок нацеливается на улучшение собственного результата. А поскольку эта цель реальна, достижима (в отличии от норматива на «5»,недоступного для большинства детей) то это поддерживает интерес ребенка к работе на уроке. Ученик получает оценку за улучшение собственного норматива. Для ведения учёта  каждым учеником заполняется «Карточка учёта личных достижений». Заполняя эту карточку ребёнок наглядно видит собственные улучшения .

  Успешность деятельности (ситуация успеха) в данном случае формирует у детей положительную самооценку. Что способствует поддержанию интереса к урокам, появлению мотива к занятиям ( «Я могу…», «У меня получается...»).  

1.3 Дифференцированный подход

Для того, чтобы получить должный оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями, необходимо выполнять регламентированные по структуре и дозе физические нагрузки. Другими словами учитель должен точно знать, что, как и сколько делать.

  Но поскольку учитель ФК вынужден работать с классом, где около 30%учащихся имеют отклонения в здоровье, то проблема индивидуального подхода с учетом состояния здоровья выходит на первый план. Необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям. Обеспечить достаточную интенсивность, чтобы нагрузка оказала и оздоровительный и тренирующий эффект и вместе с тем не была чрезмерной для слабых детей.

Способы   дифференцирования нагрузки.

а)    Формирование навыков самоконтроля за реакцией организма на нагрузку.

 Для того, чтобы исключить чрезмерные нагрузки или наоборот на работать что называется «вхолостую» с недостаточной нагрузкой необходимо уже с начальной школы   учить детей контролировать нагрузку по пульсу. Прекращать упражнение если пульс превышает норму. Увеличивать интенсивность, если пульс меньше заданной величины. (Используется  табличка с указанием должной ЧСС при работе над различными качествами)

 

б )  Для определения величины нагрузки используется показатель контрольного норматива. Вначале года проводится тестирование по основным показателям. Результаты берутся за основу. В дальнейшем рассчитать нагрузку помогает таблица. (см)     На уроке по развитию физических качеств дается задание: например – 50% от максимального показателя. Количество повторений будет для всех разным. Если у сильного ученика тестовый показатель в подтягивании = 20, то при заданной нагрузке в 50% он выполнит упражнение 10 раз. Если у слабого  ученика показатель =10, то он будет подтягиваться только 5 раз. (Количество повторений дети определяют по таблице.) Таким образом, нагрузка будет различной, и зависеть от степени подготовленности ученика.

Для того чтобы дети знали свой контрольный норматив, используется – личная учетная карточка. В ней дети записывают свой результат  и проставляют уровень ФП. По этой карточке можно проследить динамику роста результатов или наоборот регресс и внести соответствующие коррективы в подготовку. Необходимо учить  детей анализировать свои результаты и работать над «слабым звеном».

 

 

1.4  Самостоятельность, методы развития самостоятельности на уроках

 Самостоятельность – это осуществление человеком какой-либо деятельности без посторонней  помощи. Это и самостоятельное принятие решений, и осуществление намеченного, и самоконтроль, а в ряде случаев  – и взятие на себя ответственности за дела и поступки. Поэтому развитие самостоятельности у школьников идет вместе с развитием самосознания.

                      Мотивы проявление самостоятельности у школьников разного возраста различны. Младшие дети, проявляя самостоятельность, используют её как средство достижения частных целей. У подростков самостоятельные поступки и действия совершаются для того, чтобы подчеркнуть свое право на самостоятельность. При этом они проявляют позицию максимализма самостоятельности: стремятся утвердить свою самостоятельность более, чем это реально возможно. Причем даже в случае предоставления подростку самостоятельности он все равно бывает не удовлетворен.

                       У старших школьников мотивом проявления самостоятельности является стремление испытать себя, проверить свои возможности.

Этапы и уровни развития самостоятельности школьников в учебной деятельности.

                       Формирование самостоятельности проходит ряд этапов, на каждом из которых уровень проявления самостоятельности различен.

 1 ЭТАП: самостоятельность школьника проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано одним учителем или совместно с учениками. Это низший уровень развития самостоятельности.

2 ЭТАП: самостоятельность проявляется как в исполнении, так и в самоконтроле за выполнением упражнения.

3 ЭТАП:  к исполнению и самоконтролю присоединяется и возможность самому планировать свою деятельность.

4 ЭТАП: самостоятельность достигает высшего уровня развития и выражается уже в проявлении учениками творческой инициативы, т.е. в самостоятельной постановке целей и выборе способов их достижения, а также в принятии ответственности на себя за свои дела и поступки.

Условия формирования самостоятельности.

                    Успешное формирование самостоятельности требует учета ряда обстоятельств и создание для учащихся определенных условий.

          1. Развитие самостоятельности возможно лишь на основе приобретения школьниками знаний и умений, необходимых для учебной работы. Это условие необходимо соблюдать в связи с тем, что педагогу нужна не вообще самостоятельность (она может выражаться и в своеволии, нарушении дисциплины, тем более что часто самостоятельность выступает в сознании учащихся как бесконтрольность), а организованная самостоятельность, направленная на решение педагогических задач.

            2.Развитие самостоятельности должно проходить под контролем учителя. Но осуществляя этот контроль учитель должен соблюдать меру. Излишняя опека учащихся, сковывание их инициативы отрицательно скажутся на развитии этого личностного качества.        С другой стороны, самостоятельность учащихся не должна вступать в противоречие с руководящей ролью учителя: слишком большая уверенность учащихся в своих возможностях скажется на педагогическом процессе. Только сочетание самостоятельности учащихся в разумных пределах с контролем учителя может дать хорошие результаты.

Практика.                        

  а)  Умение самостоятельно провести разминку.  

  Чтобы ребёнок мог самостоятельно и качественно сделать разминку необходимо проделать определённую работу:

1. Учитель, показывая, называет упражнение – задача детей запомнить название упр.

 и последовательность  -- шея-плечи- руки-туловище-ноги

 

2. Учитель не показывает, называет что разминать, какую часть тела. И дает конкретное задание: какое именно упражнение выполнить. Напр.: «разминаем мышцы шеи, выполняем повороты»

3. Не показывает, не называет упр. Только даёт указание, что именно разминать и сколько упр. использовать. Напр.: «Разминаем мышцы туловища, выполнить не менее пяти упр..»

( 2 этап формирования самостоятельности – самостоятельность проявляется как в исполнении, так и в самоконтроле за выполнением упр.) На этом этапе важно чтобы дети не потеряли интерес к выполнению вобщем-то стандартных упр. Для этого необходимо постоянно что-то менять в организации, использовать построение в колоннах, шеренгах, групповой способ, в парах – пусть дети контролируют др.др., поправляют, подсказывают.

На этом же этапе вводим показ упр. детьми. Сначала под контролем учителя, затем дети контролируют правильность показанных упр. сами.

4. Следующий шаг: вводим понятие - упр. на 8 счетов.( на счет – 8,принять и.п.) из различных исходных положений.

 Дается домашнее задание – придумать упр. на 8 счетов – для опред. группы мышц.

На уроке один показывает – все повторяют. Выбрать самое интересное упр.

( показ по 5 человек по два повторения) Дети с удовольствием демонстрируют свои упражнения, сначала это будут практически одни и те же упр. – стандартный набор., но

похвалите за самое интересное сочетание движений, объявите конкурс на самое сложное упр., на самое красивое, на упр. для самых сильных и т.д., всё что подскажет ваша фантазия. Вот теперь уже разминка состоит только из «своих» упр.Гимнасты и танцоры себя покажут. Дайте возможность детям выбрать, за кем они будут повторять разминку.

5. Каждый выполняет разминку самостоятельно. Требование такое – разминка должна быть непрерывной и включать на менее трёх упр. для каждой части тела.

На этом этапе добавляем музыку. Сначала учитель предлагает сам – под какую мелодию делаем зарядку. А затем дает детям задание   на дом – подобрать музыку и принести свою кассету. По желанию показать свой комплекс на оценку.  

Обучение самостоятельности продолжается на более высоком уровне самосознания. Необходимо добиваться, чтобы дети  проводили разминку без контроля преподавателя. Знали требования предъявляемые к проведению разминки (Условия…).Какую разминку провести, чтобы приготовиться к  выполнению определённого норматива ? Какие упр. выполнять и т.д.  

б) В среднем и старшем звене на каждом уроке должна идти самостоятельная работа над развитием физических качеств.  С обязательным самоконтролем один раз в четверть. Необходимо учить детей сравнивать полученные результаты с прежними, анализировать, делать выводы. Такая работа позволяет поддерживать интерес детей к собственным результатам.  

1.5 Знания

Введение в программу экзамена по   физической культуре обусловлено необходимостью смещения акцентов  в образовании ребёнка в этой области.

На сегодняшний день уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Дать ребёнку необходимые знания, научить работать с собственным здоровьем, сохранять и укреплять его. Акцент  в работе  должен быть сделан   на обучении умению  использовать  полученные  знания,  решая проблему сохранения и укрепления здоровья. Традиционное физическое воспитание обучает тому, «что» надо делать, но не объясняет  «почему».  Но   без осознания значимости того, что делаешь, без интереса со стороны ребёнка к предмету любые методы будут восприниматься как насилие над личностью, поскольку любая физкультурная деятельность предполагает проявление значительных мышечных усилий, проявления силы воли, целеустремлённости.   Необходимо расширить знания детей о  себе, о своем здоровье и о способах его укрепления.  Это позволит, отчасти, решить проблему ориентации детей на здоровый образ жизни. Процесс обучения   в среднем звене  необходимо строить  с таким расчетом, чтобы дети в старших классах умели работать самостоятельно, понимая, зачем и что надо делать, что бы поддерживать необходимый уровень здоровья.

 Начиная с 8 класса теоретические сведения фиксируются в тетради по физической культуре. В качестве основного источника информации предлагается «Пособие для подготовки к сдаче экзамена по ФК для 9-11 кл»

Основные задачи  теоретического курса:

  • Формирование специальных знаний по овладению методиками воспитания физических способностей,   в связи с возросшими требованиями к уровню физической подготовленности школьников как к одному  из основных компонентов здоровья;
  • Формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
  • Изучение основных способов самоконтроля за уровнем физической подготовленности;
  • Приёмы самоконтроля физических нагрузок;
  • Правила самостоятельной тренировки двигательных способностей.  

2. Внеурочная форма деятельности 

             Работу целесообразно вести  в нескольких направлениях:

  • привлечение к занятиям в школьных спортивных секциях – баскетбола, волейбола, футбола, ОФП;
  • привлечение к участию в соревнованиях на школьном и городском уровнях, к участию в Олимпиаде по ФК;
  • привлечение к участию в соревнованиях в качестве судей, к организации спортивно-массовых мероприятий.  

 

 2.1  Внутришкольные соревнования

При организация физкультурной деятельности школьников во внеурочное время наряду с секционными занятиями большое внимание надо уделять внутришкольным соревнованиям. Соревнования для всех представляют собой педагогически организованные воздействия с целью использования принципов состязательности для вовлечения в физическую активность, а не для достижения спортивного результата. Хотя собственный результат представляет собой ценность для каждого отдельного ученика, в целом социальная ценность соревнований для всех заключается именно в  способности спортивного соперничества вовлекать участников в   спортивно-оздоровительные занятия.

 Задача учителя заключается в обеспечении условий для проявления вовлекающего характера массовых соревнований. Основная цель данного вида соревнований – предоставление возможности участия в соревновательном процессе ученикам с разным уровнем физических возможностей.

       В качестве частных задач проведения соревнований для всех можно выделить такие образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, как:

1. Формирование моделей здорового поведения и спортивного стиля жизни;

2. Организация активного и здорового досуга населения, рекреация, восстановление психофизических сил;

 3. Информирование учащихся о существующих спортивных секциях, приглашение к регулярным занятиям;

4. Удовлетворение духовных потребностей в самореализации, самопознании, неформальном общении;

5. Получение новых впечатлений и ощущений, расширение кругозора;

6. Эмоциональная разрядка и стабилизация эмоциональной сферы благодаря получению «спортивного  удовольствия».

                    Доступные соревнования поддерживают необходимый уровень мотивации  учеников.   Спортивное удовольствие является важнейшим слагаемым формирования потребности в физической активности, обеспечивает безусловное положительное подкрепление участия в спортивной деятельности.      

Соревнования для всех должны удовлетворять определённым условиям:

  1. Быть общедоступными, не требовать узкоспециальной спортивной подготовки.   Соревнования по спортивным играм (волейбол, баскетбол, футбол) традиционны и хорошо отлажены. Здесь не стоит ничего менять. Но в соревнованиях для всех должны участвовать дети, не имеющие возможности, в силу своей недостаточной технической подготовленности, играть в спортивные игры.   Что такое соревнования для ребенка – это игра в спорт, это эмоции которых не испытаешь в повседневной жизни.   Кратчайший путь к знаниям, к уму, к душе ребенка пролегает через радость, через игру. Как говорил Сухомлинский: «детский ум пробуждают эмоции, обращайтесь не к уму, а к чувству – и лишь через чувство к уму».   А значит, чтобы для наших детей слова – здоровый образ жизни перестали быть пустым звуком надо окунуть их в это море страстей, которое называется «соревнование», нужно будить чувство, создавать эмоциональные ситуации, которые бы исподволь, без принуждения воспитывали качества, формировали личность.  
  2. Позволять соревноваться большому количеству детей.
  3. Позволять соревноваться вместе детям разного пола, возраста и физических возможностей.
  4. Правила соревнований должны быть общедоступными и общеизвестными всем участникам.

В свете всего вышесказанного  соревнования для всех должны представлять собой игры – дворовые, подвижные, массовые игры. Те игры, которые   исчезли буквально за одно поколение. Современные дети   не знают об играх,  в которые играли в детстве их родители. К сожалению, сегодня ребёнку, подростку предоставляется всё меньше и меньше возможностей для реализации себя в коллективе. В современных играх чаще всего решаются индивидуальные задачи. Возродить коллективные подвижные игры   в виде соревнований для всех – задача сложная, но вполне реальная при условии объединения усилий всех заинтересованных сторон.

Участие в соревновании для всех основывается исключительно на личном желании ученика и полностью добровольно, команды могут формироваться по произвольным принципам, не требуют наличия тренеров или его представителя.

В школьной практике наибольшей популярностью пользуются такие соревнования как первенство школы по футболу, по мини-футболу, по подвижным играм «Перестрелка», «Два мяча», «Весёлые старты».

  1. Участие школьников в организации и судействе соревнований.

Участие школьников в организации и судействе соревнований способствует формированию у школьников интереса к занятиям ФК и спортом.  

С помощью старших детей успешно проводились «Веселые старты» в младших классах.

«Форт Байярд» - игра полностью придуманная школьниками 8-10 кл.  Возможность проводить «свои» соревнования способствует поддержанию интереса к физической культуре.

( Разработки игр в приложении)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сценарий игры Форт Байярд

  Участвуют 5 команд: 6аб, 7абв            по 5 человек

Задача: отгадать ключевое слово в кроссворде           (СПОРТ)

Каждая команда, выполняя задание  на этапах,  получает за основное задание подсказку – букву из слова и баллы за дополнительные задания.

Команда – победитель определяется по наибольшему количеству  выигранных букв-подсказок и набранных баллов за дополнительные задания.

Этапы:

  1. БОЛЬШОЙ СПОРТИВНЫЙ  ЗАЛ

 ИГРА:  «Ловля неводом»

«Рыбаки» ловят «неводом» (волейбольной сеткой) «рыбок» - окружают сеткой.

Учитывается время, проведённое на площадке «рыбками». Если команда продержалась три минуты, она получает букву-подсказку.

Дополнительные задания

Блиц-турнир на тему СПОРТ: за 30 сек ответить на 20 вопросов

Команда зарабатывает столько баллов, сколько правильных ответов она дала.

 Вариант 1

  1. Как часто проводятся Олимпийские игры? (Раз в 4 года)
  2. Какое количество игроков в футбольной команде? (11: 10 полевых и 1 вратарь)
  3. Без чего судья не может выйти на поле? (Без свистка)
  4. В какой игре пользуются самым лёгким мячом? ( В настольном теннисе)
  5. Как называется строй, в котором занимающиеся стоят плечом к плечу. (Шеренга)
  6. Неправильно взятый старт? (Фальстарт)
  7. Как называют вратаря? (Голкипер)
  8. Как называют бегуна на короткие дистанции? (Спринтер)
  9. Какой инвентарь необходим для игры в бадминтон? (Ракетка, волан)
  10. Где проводились первые Олимпийские игры? ( В Греции, в Афинах)
  11. Что произносят спортсмены и судьи на Олимпийских играх? (Клятву)
  12. Как называется кросс по пересеченной местности? (Кросс)
  13. Какой удар применяют игроки в волейболе? (Нападающий)
  14. Какие могут быть современные Олимпийские игры? (Летние, зимние)
  15. В каком виде спорта самый высокий старт? ( В парашютном)
  16. Чем награждаются победители современных Олимпийских игр?

     ( Медалями, дипломами)

  1. Как называется борьба на руках? (Армреслинг)
  2. Как называют судью в боксе? (Рефери)
  3. Как называют скоростной спуск на управляемых санях? (Бобслей)
  4. Как называют человека, лазающего по скалам? (Скалолаз)

 Вариант 2

  1. Какова длинна марафонской дистанции? (42 км 195 м)
  2. Сколько фигур играет в шахматы с одной стороны? ( 16)
  3. Что требует зритель в хоккее? (Шайбу)
  4. Как называется строй, в котором занимающиеся стоят в затылок друг другу? (Колонна)
  5. Как называется расстояние между стоящими в колонне? (Дистанция)
  6. Как называется удар по воротам за нарушение правил? (Пенальти)
  7. Как называют спортсмена, поднимающего тяжести? (Штангист)
  8. Как называют бегуна на средние дистанции? (Стайер)
  9. Какой инвентарь необходим для игры в лапту? (Бита, мяч)
  10. Участвовали ли женщины в древних Олимпийских играх? (Нет)
  11. Как ещё называется передача мяча? (Пас)
  12. На что восходят спортсмены для награждения? (На пьедестал)
  13. Произнесите девиз Олимпийских игр так, как он звучал первоначально. (латынь – быстрее, выше, сильнее)
  14. За применение каких средств дисквалифицируются спортсмены на соревнованиях?               (За допинг)
  15. Как называют судью в футболе? (Арбитр)
  16. Как называется ход в шахматах, которым заканчивается игра? (Мат)
  17. Что означает название «шахматы»? («Король умер»)
  18. В каком виде спорта наносят друг другу уколы? ( В фехтовании)
  19. Что определяют по компасу? (Азимут)
  20. Как называется вид спорта, в котором с горы едут на санках? (Бобслей)
  21. «Фристайл» - что это? (Акробатические упражнения на лыжах)

                                                     2.   БАССЕЙН

В бассейне разбросаны плавательные доски и мячи, к которым приклеены скотчем буквы-подсказки  (буквами вниз). Можно приклеить буквы скотчем  на дно пластмассовых ведёрок и утопить их. Капитан команды должен разыскать букву своего цвета за одну минуту.

Дополнительные баллы

Вопросы Водолея.           Как вы правильно понимаете, все вопросы повелителя водной стихии связаны с водой. Вам надо вспомнить поговорки и пословицы, в которых обязательно встречается слово «вода». Я назову смысл поговорки, а вы вспомните, как она звучит.

(За каждый правильный ответ команда получает дополнительный балл.)

  • Неразлучны, всегда вместе (Не разлей вода)
  • Будто знал заранее  (Как в воду глядел)
  • Чувствовать себя свободно, непринуждённо       (Как рыба в воде)
  • Неизвестно ещё, что будет, очень сомнительно (Вилами на воде писано)
  • Очень дальний родственник. (Седьмая вода на киселе)
  • Разоблачить махинации. (Вывести на чистую воду )
  • Охладить пыл, рвение (Как водой окатили)
  • Ему безразлично, ему хоть бы что, как бы его ни стыдили (Как с гуся вода)
  • Очень похожи (Как две капли воды)
  • Очень спокойный, тихий человек.(Он воды не замутит)
  • Выйдет из любой ситуации, очень везучий (В огне не горит , в воде не тонет)
  • Отлично ориентируется в любой ситуации (Как рыба в воде)
  • Спрятался,  затаился. (Тише воды, ниже травы)
  • Исчез, бесследно пропал. ( Как в воду канул)
  • Заметать следы . (Концы в воду)
  • Большой скандал по ничтожному поводу ( Буря в стакане воды)
  • Неважно, что некрасивый. ( С лица воды не пить)
  • Говорить долго и не по существу. ( Лить воду)
  • Своими действиями или словами помогать соперникам или врагам.

                                                                (Лить воду на чужую мельницу)

  • Очень сильный человек. (На нём хоть воду вози)
  • Заниматься бесполезным делом. ( Толочь воду в ступе. Переливать воду из пустого в порожнее. Носить воду в решете)

                                                     3      МАЛЫЙ ЗАЛ

ИГРА:  КРОКОДИЛЬЧИК

Команда выстраивается в колонне за линией старта. Игроки закладывают руки за голову. Между каждым участником зажимается мяч или пластиковая бутылка, которые можно держать только спиной или животом. По сигналу ведущего «крокодильчик» начинает двигаться к линии финиша. Если цепочка не порвалась, команда получает букву-подсказку.  

Дополнительные баллы.

Игра «Меткий стрелок».        

     Игроки по очереди выполняют метание дротиков. Сумма набранных очков  – это    дополнительные баллы.

         4   АКТОВЫЙ  ЗАЛ

       ИГРА:  ЧТО В СУНДУКЕ?

 Ведущий смотрит в сундук и предлагает детям отгадать, что в нём лежит. Задавать можно только такие вопросы, на которые можно ответить «ДА» или «НЕТ». Если команда отгадывает, то получает букву-подсказку. ( Если играют две команды, то задают вопросы по очереди, кто отгадает, тот получает приз, который находится в сундуке).

Дополнительные баллы.

Задание: за 1 минуту написать как можно больше  спортивных терминов на буквы «Б» и «В». Затем ведущий их зачитывает и подсчитывает баллы.

                                               

5     БОРЦОВСКИЙ ЗАЛ

ИГРА: СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

Играют две команды. Игроки по очереди, не глядя, вытаскивают из сундука по одной «рыбке» (шашки, на которых написаны разные цифры). На каждой «рыбке» написан её вес. Капитаны складывают вес всех вытащенных    рыбок. Та команда, чей «улов» тяжелее – выигрывает.

(Дети могут соревноваться со свитой Нептуна – «чертями». За победу детям дают букву-подсказку.)

 Дополнительные баллы.    

1) Команда получает дополнительные баллы за выполнение   общеразвивающих  упражнений под музыку. (Домашнее задание)

2) Конкурс «Угадай мелодию».  Задание: по первым звукам музыки угадать песню. Предлагается 7 мелодий. Количество дополнительных баллов соответствует количеству отгаданных песен.

 

                                        6.     ТРЕНАЖЁРНЫЙ ЗАЛ

Ведущий в костюме русского богатыря, предлагает команде посоревноваться  с подготовленным спортсменом в подтягивании. Если игрок в команде подтянется больше, чем спортсмен, то команда получает букву-подсказку.

Дополнительные баллы команда набирает суммируя количество подтягиваний  выполненных каждым игроком.

ИТОГ ИГРЫ

Выполнив задание на всех этапах команды возвращаются в актовый зал.

Используя буквы-подсказки угадывают своё слово. Капитаны вписывают отгаданные слова в кроссворд. В центре  получается ключевое слово СПОРТ.

Победителя игры определяют по наибольшему количеству выигранных букв-подсказок и дополнительных баллов.

Показательные выступления гимнастов или артистов

 Для игры необходимо

  1. Приготовить кроссворд
  2. Приготовить маршрутные листы командам
  3. Поставить на этапах ведущих
  4. Подготовить показательные выступления

 

 

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...