Элементы Рукопашного боя
рабочая программа по физкультуре (10 класс)

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_rukopashnomu_boyu_10_kl.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

г.ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629850 Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г.Тарко-Сале, ул. Республики 43.

Тел./факс 8(34997) 2-15-34 e-mail:tarko-sale_2@mail.ru

           Рассмотрено на заседании                                                                                           «Утверждаю»                  

           методического совета                                                                                                    Директор МОУ «ТССОШ № 2 »      

           протокол № ___________                                                                                              

            от «_____»_____________2020г                                                                                   «___» _________ 2021__ г.            

           руководитель МС_______

                                                                                         

                                                 

Рабочая программа

По курсу: «Элементы рукопашного боя»

10 класс

на 2020-2021 учебный год

                                                                                                                                       Составитель:  

Содержание рабочей программы

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание курса.
  3. Требования к уровню подготовки учащихся.
  4. Распределение часов по темам.
  5. Календарно-тематическое планирование.
  6. Учебное и учебно-методическое обеспечение.

  1.                                                                         Пояснительная записка.

                        Во всех видах современного общевойскового боя большое место отводится ближнему, и в частности рукопашному бою. Военные конфликты в различных точках земного шара убедительно доказывают, и сейчас, несмотря на оснащение армии современными видами оружия, высокую механизацию войск, требования к физической подготовке не ослабли, а наоборот, даже возросли. Военнослужащие должны не только грамотно управлять новейшей техникой, но и уметь быстро, бесшумно передвигаться, преодолевать препятствия, знать приемы рукопашного боя, которые являются таким же оружием, как автомат, пулемет или револьвер. От мастерства владения ими в бою часто зависит жизнь человека.   Наряду с такими жесткими требованиями современного общества, в настоящее время в России служба в Вооруженных Силах для молодых людей не является престижным, как это было в 70-80 годы. Военно-патриотическое воспитание молодежи и добровольная подготовка граждан к военной службе  проводится на недостаточном уровне. Юноши призывного возраста относятся к службе в армии с настороженностью,  многие родители призывников негативно настроены к службе в армии . В общеобразовательных учреждениях по программе «Физическая культура» в 10-11 классах на прикладную физическую подготовку отводится очень малое количество часов, а в остальных классах вообще  отсутствует. Курс  «Элементы рукопашного боя» введен в учебный план общеобразовательного учреждения  в качестве дополнительного предмета для расширения профильных предметов  в классах оборонно-спортивного профиля.     Программа данного курса разработана  на базе программы по «Физической культуре» для 10-11 классов. Составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.96 г. № 12-фз, типовым Положением об образовании детей - Постановление Правительства РФ от 07.03.95 г. № 233, нормативными документами Министерства образования «Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории Российской Федерации » от 25.01.95 г.

 Отличительные особенности  данной программы от программы на базе  которой  она разработана заключается в том, что она направлена  не на достижение высоких спортивных результатов, а на укрепление здоровья детей и формирование личности с набором ключевых компетентностей в гражданско-правовой, коммуникативной, информационной, спортивно- оздоровительной сферах. В программе уменьшено количество учебных часов в неделю и объем  учебного материала.

       Методическое обеспечение программы является традиционным, учтены нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов. Образовательная программа  рассчитана на подростков 15-17 лет, обучающихся в классах оборонно-спортивного профиля и не имеющих специальной подготовки, выполняется  за 2 года, рассчитана на 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год.  

       В методическом и содержательном отношении программа обладает определенной новизной, поскольку учебные занятия по рукопашному бою являются одной из форм подготовки курсантов к военной службе, способствуют патриотическому воспитанию.

В перспективе данная программа предполагает увеличение объема изучаемого материала.

2.                                          

  Цель программы:

- формирование физической культуры детей через овладение основами рукопашного боя.

Задачи программы:

  • обучение технике приёмов и тактике ведения рукопашной схватки с противником;
  • развитие быстроты, ловкости и силы, повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам;
  • воспитание смелости и решительности, находчивости и инициативы, уверенности в своих силах, способности применять усвоенные навыки в ведении рукопашной схватки в сложных условиях.

          Учебный материал осваивается в форме групповых, а при необходимости индивидуальных практических занятий. Теоретический материал доводится до обучающихся в водной части занятия, а так же в начале основной части занятия при изучении нового учебного материала. Содержание деятельности по данной программе предполагает тренировочные занятия, учебные тренировочные сборы, отборочные соревнования.

Ожидаемые результаты

  • сформированная   система   знаний   о   том,   как   вести   себя   в любой критической ситуации;
  • умение самостоятельно анализировать свои поступки;
  • выполнение спортивных разрядов.

Формы подведения итогов

  • тестирование;
  • выполнение спортивных разрядов;
  • участие в спортивных соревнованиях различного уровня.

Методическое обеспечение программы.

     Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций в процессе тренировочных занятий. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. Процесс подготовки разделяется на обучение и тренировку, это непрерывный процесс. Обучая -  тренируем, тренируя – обучаем. Обучение и тренировка не тождественны по своим задачам, средствам и методам.

Обучение –  этап начальной подготовки. Это овладение определенной системой знаний, период формирования практических умений и навыков. Основное содержание обучения – освоение технических элементов конкретного вида спортивной деятельности, простейших индивидуальных и групповых тактических действий.

Тренировка – это этап подготовки, направленный  на закрепление и совершенствование полученных знаний, навыков и умений.

На первом году обучения учащиеся знакомятся с правилами гигиены, спортивной дисциплины. Большое внимание необходимо уделять рассказам о традициях рукопашного боя, его истории и предназначении.  Знакомство с требованиями спортивных занятий проводится в виде бесед перед началом тренировочных занятий. Темами таких бесед является история физической культуры вообще, и история рукопашного боя, и методические особенности построения тренировочного процесса, и закономерности подготовки к соревнованиям и т.д. Большое внимание необходимо уделять системе контроля и самоконтроля за состоянием здоровья.  На втором году обучения главное внимание уделяется разносторонней физической подготовке, повышению уровня функциональных возможностей, дальнейшему расширению арсенала технико-тактических навыков и приемов.

Материальное обеспечение

Спортивный зал, борцовский ковер, спортивный инвентарь.

4.                                                           Учебно-тематический план второго года обучения

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Броски в рукопашном бое.

8

8

3.

Виды защит  в рукопашном бое.

7

7

4.

Виды защиты от ударов ножом.

11

11

5.

Освобождение от захватов.

6

6

6.

Итоговое занятие.

2

2

Итого:

35

1

35

5.                                                         ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10класс

Общее количество часов на 2018 -2019 учебный год  - 35

Общее количество учебных часов на I  четверть  -  8

Номер урока

п/п

Дата проведения

№ урока по теме

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовленности

обучающихся

Домашнее задание

по плану

фактически

1

1

Повторение ранее изученного материала.

1

Разминка.  Краткое повторение основных элементов, изученных во время первого года обучения.

Знать технику  безопасности при проведении тренировок.

Силовой комплекс

2

2

Бросок с захватом ног сзади.

1

Самостраховка при выполнении упражнения. Варианты бросков

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Силовой комплекс

3

3

Бросок с захватом ног сзади.

1

Самостраховка при выполнении упражнения. Варианты бросков

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Силовой комплекс

4

4

Задняя подножка через ногу, подбивом, подхватом ноги.

1

Разминка. Самостраховка при выполнении упражнения. Варианты бросков.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Силовой комплекс

5

5

Задняя подножка через ногу, подбивом, подхватом ноги.

1

Разминка. Самостраховка при выполнении упражнения. Варианты бросков

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Силовой комплекс

6

6

Бросок через бедро.

1

Разминка. Самостраховка при выполнении упражнения. Варианты бросков

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Силовой комплекс

7

7

Бросок через бедро.

1

Разминка. Самостраховка при выполнении упражнения. Варианты бросков

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Силовой комплекс

8

8

Отбив в сторону

1

Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Силовой комплекс

Тематическое планирование на II  четверть 10 класс

Общее количество учебных часов  на II четверть – 8

Номер урока

п/п

Дата проведения

№ урока по теме

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовленности

обучающихся

Домашнее задание

9

9

Отбив в сторону

1

Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Конспект

10

10

Подставки /блоки/        

1.предплечьем, 2. плечом.        

1

 Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Упражнения на гибкость

11

11

Подставки /блоки/        

1.предплечьем, 2. плечом.

1

 Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Упражнения на гибкость

12

12

Отходы назад /в сторону/,

шагом /скачком/

1

Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Упражнения на гибкость

13

13

Отходы назад /в сторону/,

шагом /скачком/

1

Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Упражнения на гибкость

14

14

Защита подставкой рук

/крестообразный блок/

1

Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Упражнения на гибкость

15

15

Защита подставкой рук

/крестообразный блок/

1

Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Упражнения на гибкость

16

16

Защита ладонью.

1

Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Упражнения на гибкость

Тематическое планирование на III  четверть 10 класс

Общее количество учебных  часов на III четверть – 11

Номер урока

п/п

Дата проведения

№ урока по теме

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовленности

обучающихся

Домашнее задание

17

17

Защита ладонью.

1

Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Упражнения на гибкость

18

18

Защита от ударов ножом снизу.

1

Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Упражнения на гибкость

19

19

Защита от ударов ножом снизу.

1

 Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Упражнения на гибкость

20

20

Защита от ударов ножом сверху.

1

Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Упражнения на гибкость

21

21

Защита от ударов ножом сверху.

1

Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Упражнения на гибкость

22

22

Защита от ударов ножом

наотмашь /слева, справа/.

1

Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Упражнения на гибкость

23

23

Защита от ударов ножом

наотмашь /слева, справа/.

1

Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Упражнения на гибкость

24

24

Освобождение от захватов рук.

1

Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Упражнения на гибкость

25

25

Освобождение от захватов рук.

1

Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Упражнения на гибкость

26

26

Освобождение от захватов рук.

1

 Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Упражнения на гибкость

27

27

Освобождение от захватов за горло, одежду на груди.

1

 Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Упражнения на гибкость

Тематическое планирование на IV  четверть 10 класс

Общее количество учебных  часов на IV четверть – 7

Номер урока

п/п

Дата проведения

№ урока по теме

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовленности

обучающихся

Домашнее задание

28

28

Освобождение от захватов за горло, одежду на груди.

1

Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Силовой комплекс

29

29

Освобождение от захватов ног и туловища.

1

Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Силовой комплекс

30

30

Освобождение от захватов ног и туловища.

1

Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Силовой комплекс

31

31

Комплекс приёмов без оружия.

1

Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Силовой комплекс

32

32

Комплекс приёмов без оружия.

1

Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Силовой комплекс

33

33

Комплекс приёмов без оружия.

1

Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Силовой комплекс

34-35

34-35

Зачетное занятие

2

Комбинирование различных освобождения и защиты. Конвоирование.

Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге.

Силовой комплекс

6.                                         Учебное и учебно-методическое обеспечение.

Список   литературы.

  1. Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура. Москва. Просвещение. 2012. - 238 с
  2. Бурцев Г.А. Рукопашный бой. - М., 1994. - 206 с.
  3. Вайцеховский С. М. Книга тренера. _ м.: ФиС, 1971 -  312 с.
  4. Верхошапский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
  5. Иванов СА.  Методика обучения технике рукопашного боя: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1995. _ 23 с.
  6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры //Учебник для институтов физ. культуры.- М.: Физкультура и спорт –  543 с.

  1. Найденов М.И. Рукопашный бой. Организация и методика подготовки // Учебное пособие для ПВ ФСБ России. – Г., ГВИ ПВ ФСБ РФ, 2003.- 543 с.

8. .Бурцев Г.А., Малышенков С.Г., Смирнов В.В., Сялиулин З.С. «Основы рукопашного боя»: Москва, Военное издательство, 1992.

9. Бибик С.З. «Рукопашный бой»: Красноярск, 1991.

10. Захаров Е.Н. «Ударная техника рукопашного боя»: Москва,2003.

11. Иванов-Катанский С.А «Комбинационная техника каратэ»: Москва 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по рукопашному бою для студентов вузов

Учебно-методическое пособие по рукопашному бою для студентов вузов...

Дополнительная образовательная программа по обучению рукопашному бою и спортивному каратэ

Дополнительная образовательная программа по обучению рукопашному бою и спортивному каратэ. Возраст воспитанников от 7 до 12 лет....

Урок физической культуры в 11 классе "Элементы рукопашного боя"

Элементы рукопашного боя необходимо знать не только тем, кто всерьез увлечен этим видом спорта, но и любому человеку, заботящемуся о здоровье, координации движений, самообороне....

Спортивно-подвижные игры. Раздел - Рукопашный бой.

Рукопашный бой - раздел спортивно-подвижные игры....

План-конспект открытого урока "Техника выполнения элементов рукопашного боя и умение соединять их в связки".

Техника выполнения элементов рукопашного боя и умение соединять их в связки....

Методическая разработка: ОСВОЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РУКОПАШНОГО БОЯ.

КОНСПЕКТ УРОКА для учащихся 8б класса школы № 544 Тема: Освоение и закрепление элементов рукопашного боя. Связка: удар правой рукой в голову, защита от него блок-захватом левой руки и контратака:...

План – конспект тренировочного занятия по Русскому рукопашному бою учебно-методического комплекса «Русский рукопашный бой», разработанного на базе Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петер

Одной из приоритетных задач, стоящих перед руководством и коллективом Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петербурга (ГБУ...