разработки внеклассных мероприятий
методическая разработка по географии на тему

Маковская Виктория Викторовна

предлагаю использовать в работе внеклассные мероприятия по географии для учащихся основного звена

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ГЕОГРАФИИ

Подготовила: учитель географии

                                                                                             Маковская В.В.

Цель: привлечение внимания детей к уникальному природному ресурсу – воде; развитие экологической культуры , креативности, эмоциональной сферы учащихся.          Форма проведения: познавательно-игровая программа.                                         Материалы и оборудование: аудиокассета с записями шума моря, таблички с надписями “ДА” и “НЕТ” для каждой команды, бумага, ручки, бумажные капельки, призы участникам и победителям игры.                                                                           Пояснения: в “Путешествии ручейков” участвуют команды учащихся 5-6х классов. Каждой команде-“ручейку”, состоящей из 5 человек, предлагается ответить на вопросы, отгадать загадки, поучаствовать в конкурсах. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получает в награду капельки воды.                   Действующие лица: ведущий и Нептун.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку: на свете нет ее сильнее, на свете нет ее буйнее, в руках ее не удержать и на коне не обогнать? (Ответы детей). Верно, это вода. Знаете, почему мы сегодня собрались? (Ответы детей). 22 марта отмечается Всемирный день воды. Впервые он был объявлен в 1992 году по предложению Международной ассоциации водопользователей. С тех пор в этот день проводятся массовые акции по защите водных объектов, экскурсии, конференции, семинары, форумы, выставки. Великий французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил, обращаясь к воде: “Ты сама жизнь…Ты величайшее в мире богатство”.                                                                                                                                     (Слышен шум водопада или моря).  Царь морской выходит из пучины,
                                                                  Он выходит в чешуе блестящей.
                                                                  С мокрой бородою из овчины,
                                                                  А в руке – трезубец настоящий.
                                                                            (Появляется Нептун).

Нептун:   Я, друзья мои, старался,
                Издалека добирался,
                Торопился к вам сюда
                Вы мне рады, детвора?
(Дети отвечают).

Нептун: (садясь на трон):  Захотелось посмотреть,
                                               Как живете у воды,
                                               Потому что без нее
                                               Ни туды и ни сюды.

Мои владения – океаны, моря и реки. Бережете ли вы ее? Не загрязняете ли вы ее? В реке видел я много битого стекла, бумаги, пищевых отходов. Больно мне было на это смотреть. Почему же люди так поступают? Да потому, что они не культурные и невоспитанные. Они не понимают того, что с каждым годом качество воды становится все хуже и хуже из-за их безалаберности. Поэтому я издал Указ, который все должны выполнять.  (Разворачивает свиток и читает УКАЗ)

Величавы и красивы были реки, пока мы их не засорили  и не погубили всех обитателей. Посему повелеваю:                                                                                                                 1. Не бросать в реки и на их берега битое стекло и мусор.                                                                              2. Очищать родники, питающие реки, от мусора, ила, коряг.                                                                            3. Для укрепления берегов высаживать на них деревья и кустарники.                                                               4. Зимой прорубать лунки во льду, чтобы рыбам было легче дышать.                                           Конкурс 1. « Водная экология». А вы какие правила можете предложить? Предлагаю вам за 5 минуты изобразить запрещающий знак. ( Звучит музыка, команды выполняют задание).   Оценка по пятибалльной системе.                                                                                          Ведущий: Давайте будем беречь воду, которая нас окружает.(Приглашает Нептуна остаться на празднике и помочь).Вода – великая путешественница. Давайте же и мы совершим с ней этот путь. Сегодня вы будете путешествовать как ручейки. Вас ждут вопросы, задания, загадки о воде. За каждый правильный ответ или выполнен-ное задание команда будет получать  в награду капельки воды  от Нептуна. По коли-честву собранной  воды будут подводиться итоги игры. Итак, в путь, “ручейки”! Быстрой вам воды!                           Конкурс 2. “ Водная викторина”

1 команда

2 команда

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода)

Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.(Река)

В нее льется, из нее льется,
Сама по земле плетется. (Река)

Идет, идет, а до берега дойдет - исчезнет. (Волна)

С высоты большой срываясь,
Грозно он ревет и, о камень
Разбиваясь, пеною встает. (Водопад)

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется. (Море)

Не драгоценный камень, а светится. (Лед)

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)

Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. (Болото)

По ней кораблики пускают,
Когда уходят холода.
Жаль только, мамы отпускают
Туда побегать не всегда. Лужа)

Атмосферные осадки, после которых, если они случаются в четверг, осуществляется задуманное. (Дождь)

Облако у поверхности земли по утрам.(Туман)

Какая горная порода может задерживать воду? (Глина)

Выход подземных вод на поверхность. (Родник)

Плавающая ледяная гора. (Айсберг)

Капельки воды, образующиеся ранним утром. (Роса)

Вода в твердом состоянии, выпадающая на земную поверхность. (Град)

Назовите самое большое море-озеро. (Каспийское)

Самый большой океан? (Тихий)

Самый маленький океан? (Северный Ледовитый океан)

Конкурс 3. “Удивительное вещество”. Викторина предполагает ответы “да” или “нет”. У каждой команды имеются эти две таблички, которые ребята должны поднять через 15 сек. после вопроса.                                                                                                 1 команда. 1. Может ли вода двигаться вверх? (да)
2. Вода в морях и океанах пресная? (нет)
3. На поверхности планеты Земля вода занимает 71%? (да)
4. Морской конек – млекопитающее? (нет)                                                                                              
2 команда.1. Можно ли в невесомости пить воду из кружек? (нет)
2. Есть ли озера , половина которого соленая, а другая пресная? (да)
4. Самая длинная река в мире – Волга? (нет)
5. Можно ли лечиться водой? (да)                                                                                                        
Игра с болельщиками.Зачитываются ведущим пословицы, поговорки о воде. Но в пословицах (поговорках) пропущены самые важные слова. Надо их восстановить. (Активным ребятам раздаются капельки).                                                                                         1) Под лежачий …………… и вода не течет (     камень)                                                                                   2) Правда в огне не горит и …………не тонет      (в воде )                                                                                                                  3) Апрель с водой, а май с ………… (травой)                                                                                            4) В тихом ……………..черти водятся  (омуте)                                                                                                     5) Без труда не вытащишь и рыбку из  (пруда)                                                                                                 6) Много воды с тех пор ……… (утекло)

 Конкурс 4. “Дегустационный”

Люди издавна пили настои и отвары из целебных трав, ягод, плодов для лечения самых разных недугов. Перед вами стаканчики с водой разного вкуса. Определите на вкус, какая это вода, и расскажите, чем она полезна человеку.

Образцы воды:1 команда - медовая, малиновая, чистая вода.

                             2 команда - лимонная, чесночная, настой ромашки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Ведущая: Завершилась наша конкурсная программа. Сейчас Нептун подведет итоги. (Следует подведение итогов, награждение команд и активных зрителей)

Нептун: Сегодня мы боролись за каждую капельку. Было бы хорошо,  если бы и дома вы также ценили эту драгоценность – обыкновенную воду!

 Нептун и ведущая вместе:   -   До свиданья! До новых встреч!

ОТВЕТЫ ДЛЯ ЖЮРИ

Конкурс 1. « Водная экология».                                                                                                                Оценивается по 5-ти бальной системе . При оценке правил учитываются:                                             - эстетичность оформления                                                                                                                       - содержание                                                                                                                                                        - творческий подход                                                                                                                                                  - комментарии                                                                                                                                                        Игра с болельщиками. Зачитываются ведущим пословицы, поговорки о воде. Но в пословицах (поговорках) пропущены самые важные слова. Надо их восстановить. (Активным ребятам раздаются капельки).                                                                                         1) Под лежачий …………… и вода не течет (     камень)                                                                                   2) Правда в огне не горит и …………не тонет      (в воде )                                                                                                                  3) Апрель с водой, а май с ………… (травой)                                                                                            4) В тихом ……………..черти водятся  (омуте)                                                                                                     5) Без труда не вытащишь и рыбку из  (пруда)                                                                                                 6) Много воды с тех пор ……… (утекло)

Конкурс 2. “ Водная викторина”

1 команда

2 команда

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода)

Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.(Река)

В нее льется, из нее льется,
Сама по земле плетется. (Река)

Идет, идет, а до берега дойдет - исчезнет. (Волна)

С высоты большой срываясь,
Грозно он ревет и, о камень
Разбиваясь, пеною встает. (Водопад)

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется. (Море)

Не драгоценный камень, а светится. (Лед)

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)

Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. (Болото)

По ней кораблики пускают,
Когда уходят холода.
Жаль только, мамы отпускают
Туда побегать не всегда. Лужа)

Атмосферные осадки, после которых, если они случаются в четверг, осуществляется задуманное. (Дождь)

Облако у поверхности земли по утрам.(Туман)

Какая горная порода может задерживать воду? (Глина)

Выход подземных вод на поверхность. (Родник)

Плавающая ледяная гора. (Айсберг)

Капельки воды, образующиеся ранним утром. (Роса)

Вода в твердом состоянии, выпадающая на земную поверхность. (Град)

Назовите самое большое море-озеро. (Каспийское)

Самый большой океан? (Тихий)

Самый маленький океан? (Северный Ледовитый океан)

Конкурс 3. “Удивительное вещество”. Викторина предполагает ответы “да” или “нет”. У каждой команды имеются эти две таблички, которые ребята должны поднять через 15 сек. после вопроса.                                                                                                 1 команда. 1. Может ли вода двигаться вверх? (да)
2. Вода в морях и океанах пресная? (нет)
3. На поверхности планеты Земля вода занимает 71%? (да)
4. Морской конек – млекопитающее? (нет)                                                                                              
2 команда.1. Можно ли в невесомости пить воду из кружек? (нет)
2. Есть ли озера , половина которого соленая, а другая пресная? (да)
4. Самая длинная река в мире – Волга? (нет)
5. Можно ли лечиться водой? (да)                                                                                                        

 Конкурс 4. “Дегустационный”

Образцы воды:1 команда - медовая, малиновая, чистая вода.

                             2 команда - лимонная, чесночная, настой ромашки



Предварительный просмотр:

   Муниципальное  общеобразовательное бюджетное учреждение

« Медвенская средняя общеобразовательная  школа »

Внеклассное мероприятие

                 

Разработала: учитель географии

                                                                                                              Маковская В.В.

п.Молодежный, 2013 год

Конкурс-разминка «Правда-неправда»

    Конкурс оценивается в 1 балл, участники  поднимают  карточки зелёного (означает «правда») или жёлтого цвета (означает неправда).

   Ведущий:

  1. Правда или неправда то, что амазонский кенгуру не имеет сумки? (Неправда)
  2. Правда или неправда то, что у крылатых обезьян имеется специальный руль для управления полётом? (Неправда)
  3. Правда или неправда то, что благодаря перьям, богатым фосфором, чёрный попугай обладает способностью светиться в темноте? (Неправда)
  4. Правда или неправда то, что в Эфиопии, прожив с одной женой 25 лет, получишь орден «За супружескую верность»? (Правда)
  5. Правда или неправда то, что на Мадагаскаре обитают зебры с клетчатой раскраской? (Неправда)
  6. Правда или неправда то, что зайцы не отличают морковь от капусты? (Неправда)
  7. Правда или неправда то, что летучие мыши довольно близоруки и всё видят в чёрно-белых тонах? (Правда)
  8. Правда или неправда то, что у крокодилов жир зелёного цвета? (Правда)
  9. Правда или неправда то, что серые вороны с возрастом становятся чёрными? (Неправда)
  10. Правда или неправда то, что гориллы между собой ссорятся исключительно редко? (Правда)
  11. Правда или неправда то, что у медведицы, которая может весить до 800 кг, обычно рождаются совсем маленькие медвежата, которые весят всего каких-то 600 граммов? (Правда)
  12. Правда или неправда то, что в 1999 году в Княжестве Монако наблюдалось нашествие моли, которая, к счастью, не тронула знаменитые ковры князя Франца-Франка, а удовлетворилась лишь поеданием каштанов? (Неправда)

Конкурс «Эрудит»

   Ведущий: Уважаемые игроки, вам предлагается по очереди выбрать одну из предложенных здесь тем и назвать то количество баллов, которое вы заработаете, если ответите правильно.    На обсуждение даётся одна минута.

Всё обо всём  

10 баллов – Цель путешествия спортсменов в Москву в 10980 году?                              (Олимпийские игры.)

20 баллов – Путешествие брёвен по течению реки. (Сплав.)

30 баллов – Высшая точка России, к которой стремятся многие горные путешественники, потухший вулкан. (Эльбрус – 5642 м.)

40 баллов – Исследователь Ушаков назвал это природное явление «улыбкой Арктики». (Северное сияние.)

50 баллов – Моряки в  древности не имели надёжного навигационного оборудования. Как вы думаете, что делали суеверные японцы, чтобы корабль лучше ориентировался в плавании? (Рисовали на носу глаза.)

Занимательная география        

10 баллов – Что называют «чёрным золотом»? (Нефть.)

20 баллов – Каким поясом не подпояшешься? (Географическим.)

30 баллов – Какой полуостров говорит о своей величине? (Ямал.)

40 баллов – В какой город, согласно поговорке, ведут все дороги? ( Рим.)

50 баллов – Какой город Европы называют «Северная Пальмира»?

(Санкт-Петербург.)

60 баллов – Как называются горы, где мечтала побывать Маша Распутина?                     (Гималаи.)

Конкурс капитанов « Песенная география»

- Вам необходимо вставить в текст песен пропущенные географические объекты  пока играет музыка. За каждое угаданное слово- 2 балла. А команды получат свое задание

Задания капитану 1.

1. Песня про материк

 - Если долго, долго, долго,

Если долго, по дорожке,

Если долго по тропинке

Топать, ехать и бежать,

То, пожалуй, то, конечно,

То, наверно, верно, верно,

То, возможно, можно, можно,

Можно в _Африку_____________________________ прийти!

А в  Африке реки___________________  _______________ вот такой ширины.

А в _Африке горы_____________________    ____________ вот такой вышины.

Ах, крокодилы, бегемоты,

 Ах, обезьяны, кашалоты,

Ах, и зеленый попугай!

2.Песня про природную зону

- Горячее солнце. Горячий ___песок_____________________.

Горячие губы – воды бы глоток.

В горячей ____пустыне______________ не видно следа.

Скажи, караванщик, когда же вода?!

_________Учкудук__________________ – три колодца!

Защити, защити нас от солнца!

Ты в __пустыне__________________________ – спасательный круг.

_______ Учкудук_______________________ .

3. Песня про город.

- И в какой стороне я не буду,

По какой не пройдусь я траве,

Друга я никогда не забуду,

Если с ним подружился в ___Москве___________________________

4.Песня про водные ресурсы

- Ледяной горою __айсберг________________

Из __тумана__________________ вырастает,

И несет его ___теченьем____________________

По бескрайним по ____морям___________________

Хорошо тому, кто знает,

Как опасен в _____океане___________________

________Айсберг____________________ встречным кораблям.

Задания капитану 2.

1. Песня про планету

- Как безмерно оно – притяженье __Земли_________________________

Притяженье полей и печальных ракит,

Всех дорог, по которым мы с детства прошли,

И дорог, по которым пройти предстоит.

Там _______горы___________ высокие,

Там  _______степи_______________бескрайние,

Там ветры летят, по проселкам пыля.

Мы дети ___Галактики________________________,

Но, самое главное, -

Мы дети твои, дорогая ___Земля_________________.

2.Песня про природную зону

- Увезу тебя я в ___тундру__________, увезу к седым ____снегам____,

Белой шкурою медвежьей брошу их к твоим ногам.

По хрустящему _____морозцу________________ поспешим на край земли

И среди сугробов дымных затеряемся вдали.

Мы поедем, мы помчимся

На _____оленях____________ утром ранним

И отчаянно ворвемся прямо в снежную зарю.

Ты узнаешь, что напрасно

Называют ______север___________ крайним,

Ты увидишь: он – бескрайний. Я его тебе дарю!

3. Песня про город.

Ах, _________Самара_________- городок,

Беспокойная я, беспокойная я,

Успокой ты меня!

4.Песня про водные ресурсы

- На недельку до второго

Я уеду в _Комарово________________________________

Поглядеть отвыкшим глазом

На ________Балтийскую____________ волну,

И на _____море______________ буду разом кораблем и __водолазом______:

Сам себя найду в ____пучине__________________,

Если, часом, затону.

Музыкальная пауза. (Исполняется песня «Где-то на белом свете».)

ЗАДАНИЯ КОМАНДЕ 1.

 Стоимость вопроса 10 баллов

  1. Наивысшей точкой этой горной системы является гора Народная высотой 1895 м.  (Урал.)

Стоимость вопроса 20 баллов

  1. Памятником этому путешественнику является трёхметровый крест из австралийского красного дерева на одной из вершин Антарктиды, на котором вырезаны слова английского поэта Альфреда Тениссона: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». (Р. Скотт)

Стоимость вопроса 30 баллов

  1. Об этом животном индийские боги сказали: «Поистине, произведя …, мы произвели на свет благо. … не что иное, как жертвоприношение, потому что нельзя совершить жертвоприношения без неё. И она же – пища, потому что (Корова.)

Стоимость вопроса 40 баллов

  1. Этот «цветок белого дракона» с 16 лепестками изображен на гербе Японии, не печатях и монетах этой страны. А ещё из него там готовят салаты и пирожные. (Хризантема.)

ЗАДАНИЯ КОМАНДЕ 2.

 Стоимость вопроса 10 баллов

1.Самая высокая вершина мира. (Эверест.)

Стоимость вопроса 20 баллов

     1.В Древнем Египте в знак траура все члены семьи и домочадцы сбривали себе брови. А кто из членов семьи умирал? (Кошка.)

Стоимость вопроса 30 баллов

1.О каком российском городе французский маркиз де Кюстин в XIX веке писал, что в нём «Европа показывает себя Азии, а Азия – Европе?» (Санкт-Петербург.)

Стоимость вопроса 40 баллов

  1. Этот овощ – герой множества морских приключений. Из-за него океанский пароход «Днепр», севший на рифы около пролива Босфор, был переломлен пополам. Виновником оказались семена растения, которыми были набиты трюмы парохода: вода. Проникшая в трюмы, намочила груз. Семена стали разбухать всё больше и больше. И железная арматура корабля не выдержала. (Горох.)

Конкурс «Мозаика стран» (слайды 30-35)

ИСПАНИЯ (слайды 30-31)

      Ведущий: Земля Дон Кихота, страстных ритмов фламенко и, конечно, зрелищной корриды.  Corrida – коррида, бой быков, в котором участвуют быки возрастом не меньше четырёх лет. Pasodoble – пасодобль, стиль музыки, играемой во время боя быков. За свою карьеру матадор получает в среднем двадцать ранений рогом. Начинают сражаться пешие тореадоры в восемнадцать-двадцать лет, а учатся – с десяти. К сорока годам уже выходят на пенсию, а звёздных сезонов в их жизни бывает не больше семи. Гонорар знаменитого матадора на крупной арене – сто тысяч долларов за одно сражение.

Задание «Коррида»

       От команды приглашается по одному юноше. К брюкам участников крепятся красные воздушные шары на одну ногу. Задание: наступить на шар противника и сохранить свой. 10 баллов

ИТАЛИЯ, или что спрятано в «сапоге»? (слайды 32-33)

      Ведущий: удивительная страна с Римом – столицей мира и уникальной Венецией, где вместо улиц – 150 каналов, с итальянской пиццей, спагетти и сицилийской мафией («мафия» с итал. «моя семья»), а ещё в этой стране есть город, который известен недостроенным архитектурным сооружением. Это город Пиза с его знаменитой  «падающей башней», строительство которой началось ещё в 1174 году, её высота – 54,5 метра. В результате неравномерной осадки грунта башня отклонилась от вертикали на 4,8 метра. 

Задание «Строим башню»

       Участники конкурса (по одному игроку от команды) должны построить башню из 10 пластиковых стаканчиков. Побеждает то, кто сделает это быстрее.  10 баллов

Конкурс « Вкусная география »

- Участники должны отгадать предложенное меню

ЗАДАНИЯ КОМАНДЕ 1.

- Какой город подают к чаю? («Прага» - торт, Прага – столица Чехии)

- Название какого известнейшего озера нашей страны носит тонизирующий напиток? (Байкал)

-Какая крупа за изысканный цвет названа «жемчужной»? (перловая, «перл» - жемчуг)

- Эта форма выпечки пшеничного хлеба по – французски означает просто «палка». (Батон)

- Какая национальная кухня лидирует по количеству вкусных блюд из картофеля? (белорусская)

- Какая страна подарила миру свой открытый пирог – пиццу? (Италия)

- Какой сироп популярен в Канаде? (кленовый)

- Какая страна является родиной персика? (Китай)

- В какой стране можно отведать самые вкусные пампушки, галушки и вареники? (на Украине)

ЗАДАНИЯ КОМАНДЕ 2.

- Как древние греки называли обожествленный легкий ветер? У нас же это – восточная сладость. (Зефир)

- По названию какого германского города именуется говяжья котлета, вложенная в разрезанную пополам хрустящую булочку? (Гамбург - гамбургер)

- Это блюдо Рейнской области зовется «Небеса и земля». Небеса – яблоки, а что представляла собой земля. (картофельное пюре)

- Бразильские индейцы называют это фрукт «нана». А как его называем мы? (Ананас)

- Что В.И. Даль называл итальянскими трубками? (макароны)

- Переведите на немецкий язык фразу «хлеб с маслом» (бутерброд)

-240 и 450 сортов сыра, известных в мире, выпускается в…..(Франция)

- Какую капусту китайцы ели по указу императора для укрепления здоровья нации? (морскую)

- Национальным блюдом,  какого народа является йогурт? (болгар. Йогурт – особое кислое молоко. Секрет приготовления его известен в Болгарии издавна. )

Игра со зрителями. Конкурс « Чёрный ящик »

       Выносится чёрный ящик с предметами. Ведущий читает характеристику скрытого предмета. Задача болельщиков  – отгадать, о каком предмете идёт речь. За каждый отгаданный предмет - 1 балл команде.

       Время на обдумывание – полминуты.

  • Впервые чаши с этим напитком появились в XVII веке на столах голландцев.  В Россию попал он неожиданно. В 1638 году из Москвы были отправлены послы к монгольскому хану. Польщённый подарками хан, в свою очередь, послал ответные дары, среди них было то, что послы назвали негодным товаром и взять его считали ниже своего достоинства. Но к их удивлению товар пришёлся в Москве по вкусу, хотя вначале его применяли как лекарство при разных хворях. Что в чёрном ящике? (Чай.)
  • Интересна история этого растения, самой, может быть, ценной пряности на востоке. При дворе китайского императора существовал обычай, по которому чиновники, придворные и другие сановники, кому давалась аудиенция, обязаны были постоянно держать во рту эту пряность, чтобы не осквернять своего владыку нечистым дыханием. О каком растении идёт речь? (Гвоздика.)
  • Греки и славяне в Древние и Средние века считали его незаменимым средством против укусов ядовитых змей. Поэтому они называли его «змеиной травой». Его же давали рабам ежедневно  в Египте при строительстве пирамид. А во Франции каждый четверг с июля по январь проходит ярмарка, где представлено множество сортов этого удивительного растения. Что же в чёрном ящике? (Чеснок.)
  • Что в Древнем Египте делали из фиников, в древней Руси – из кленового сиропа, сахара, патоки и меда, а в Европе вместо этого использовали засахаренные фрукты? (конфеты)

Подведение итогов игры.

Музыкальный подарок.    

Список использованной литературы

  1. География. 7 -10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты / авт.-сост. В.Н. Иванова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы / сост. С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова.- 2-е изд.,  – М.: Глобус, 2009.
  3. http://www.sikrety.com/uploads/images/00/00/01/2011/03/16/6a2d10.jpg 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....