Разработка мероприятия "Антарктида"
материал по географии

Шиликова Галина Георгиевна

Мероприятие, посвящённое 200-летию открытия Антарктиды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokorenie_yuzhnogo_polyusa.docx19.36 КБ
Файл prezentatsiya_yuzhnyy_polyus.pptx1.37 МБ
Файл igra.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Скотт против Амундсена: История покорения Южного полюса

Соперничество британской и норвежской экспедиций, стремившихся добраться до центра Антарктиды — одно из самых драматичных в истории географических открытий.

В 1909 году Южный полюс оставался последним невзятым из крупных географических трофеев. британская экспедиция капитана Роберта Скотта на судне «Терра нова» направилась к Южному полюсу.

Эти планы были спутаны норвежцами. Руальд Амундсен не захотел быть там вторым и тайно направил свой корабль «Фрам» к Южному.

 «Не подлежит сомнению, что план Амундсена является серьёзной угрозой нашему», — написал в дневнике Скотт. Гонка началась.

Команда

Состав экспедиции Скотта потрясал полярников того времени численностью — 65 человек, включая команду «Терра новы», двенадцать учёных и кинофотооператора Герберта Понтинга. В поход к полюсу отправились пятеро: капитан взял с собой кавалериста и конюха Отса, начальника научной программы Уилсона, своего помощника—завхоза Эванса и в последний момент моряка Бауэрса. Это спонтанное решение многие специалисты считают смертельным: количество еды и снаряжения, даже лыж, было рассчитано только на четверых.

Сборная Амудсена могла бы выиграть любой из современных зимних ультрамарафонов. С ним в Антарктиде высадилось девять человек. Никаких работников умственного труда — это были прежде всего физически крепкие мужчины, обладавшие набором необходимых для выживания навыков. Они хорошо ходили на лыжах, многие умели управлять собаками, имели квалификацию навигаторов и только у двоих не было полярного опыта. Пять лучших из них пошли к полюсу: путь упряжкам Амундсена прокладывал чемпион Норвегии по лыжным гонкам.

Экипировка

Как и все норвежские полярники того времени, Амундсен был сторонником изучения эскимосских способов адаптации к экстремальному холоду. Его экспедиция одевалась в анораки и сапоги-камикки, усовершенствованные на протяжении зимовки. «Любую полярную экспедицию без меховой одежды я назову неадекватно экипированной», — писал норвежец. Напротив, культ науки и прогресса, отягощённый имперским «бременем белого человека», не позволял Скотту воспользоваться опытом аборигенов. Британцы были одеты в костюмы из шерсти и прорезиненного полотна.

Транспорт

Тактика Амундсена была одновременно эффективной и жестокой. Четвёрку его 400-килограммовых саней с едой и снаряжением тянули 52 гренландские лайки. По мере продвижения к цели норвежцы их убивали, скармливали другим собакам и ели сами. То есть по мере уменьшения груза транспорт, в котором больше не было необходимости, сам превращался в еду. В базовый лагерь вернулись 11 лаек.

Сложный транспортный план Скотта предусматривал использование моторизованных саней, монгольских пони, подстраховку упряжками сибирских лаек и финальный рывок на своих ногах. Легко прогнозируемый провал: сани быстро сломались, пони умирали от холода, лаек было слишком мало. На многие сотни километров британцы сами впряглись в сани, причём нагрузка на каждого достигала почти центнера. Скотт считал это, скорее, преимуществом — в британской традиции исследователь должен был прийти к цели без «посторонней помощи». Страдание превращало достижение в подвиг.

Еда

Провальная транспортная стратегия Скотта привела его людей к голоду. Волоча на своих ногах сани, они значительно увеличили длительность путешествия и количество необходимых при такой физической нагрузке калорий. При этом британцы были не в силах тащить на себе нужное количество провианта.

Сказалось и качество еды. В отличие от норвежского печенья, содержавшего непросеянную муку, овсяные хлопья и дрожжи, британское было сделано из чистой пшеницы. Ещё не дойдя до полюса, команда Скотта пострадала от цинги и нервных расстройств, связанных с дефицитом витамина В. Ей не хватило еды на обратную дорогу и не хватило сил, чтобы дойти до ближайшего склада.

О питании норвежцев достаточно будет сказать, что на обратном пути они стали выбрасывать лишнюю еду для облегчения саней.

На полюс и обратно

Расстояние от норвежской базы до полюса равнялось 1 380 километрам. На её прохождение команде Амундсена потребовалось 56 дней. Собачьи упряжки позволили увезти более полутора тонн полезного груза и создавать по ходу склады запасов для обратной дороги. 17 января 1912 года норвежцы достигают Южного полюса и оставляют там палатку-пульхейм с посланием королю Норвегии о покорении полюса и просьбу Скотту доставить его по назначению: «Путь домой очень далёк, случиться может всякое, в том числе и то, что лишит нас возможности лично сообщить о нашем путешествии». На обратной дороге сани Амундсена стали быстрее, и команда попадает на базу через 43 дня.

Через месяц пульхейм Амундсена на полюсе находят британцы, прошедшие 1 500 километров за 79 дней. «Ужасное разочарование! Мне больно за моих верных товарищей. Конец всем нашим мечтам. Печальное будет возвращение», — написал Скотт в дневнике. Разочарованные, голодные и больные они ещё 71 день бредут назад к побережью. Скотт и два последних его выживших спутника умирают в палатке от истощения, не дойдя до очередного склада 40 километров.

Поражение

Осенью того же 1912 года палатку с телами Скотта, Уилсона и Бауэрса находят их соратники из экспедиции «Терра новы». На теле капитана лежат последние письма и заметки, в сапоге хранится письмо Амундсена к норвежскому королю. После публикации дневников Скотта на его родине развернулась антинорвежская кампания, и прямо назвать Амундсена убийцей британцам помешала только имперская гордость.

Впрочем, литературный талант Скотта превратил поражение в победу, а мучительную смерть его спутников поставил выше идеально спланированного рывка норвежцев. «Как можно равнять деловую операцию Амундсена и первоклассную трагедию Скотта?» — писали современники. Первенство «туповатого норвежского моряка» объясняли его неожиданным появлением в Антарктиде, сорвавшим планы подготовки британской экспедиции, и неблагородным использованием собак. Гибель джентльменов из команды Скотта, по умолчанию более сильных телом и духом, объяснялась несчастливым стечением обстоятельств.

Только во второй половине XX века тактика обеих экспедиций была подвергнута критическому разбору, а в 2006 году их снаряжение и рационы были проверены в максимально реалистичном эксперименте BBC в Гренландии. Британские полярники и в этот раз не достигли успеха — их физическое состояние стало настолько опасным, что медики настояли на эвакуации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОКОРЕНИЕ ЮЖНОГО ПОЛЮСА

Слайд 2

Антаркти́да ( г реч . ἀνταρκτικός — противоположность Арктике ) — континент , расположенный на самом юге Земли, центр Антарктиды примерно совпадает с южным географическим полюсом. Антарктиду омывают воды Южного океана. Площадь континента составляет около 14,4 млн. км² (из них 1,6 млн. км² составляют шельфовые ледники). Антарктидой называют также часть света, состоящую из материка Антарктиды и прилегающих островов.

Слайд 3

Первое судно, пересёкшее Южный полярный круг, принадлежало голландцам; им командовал Дирк Гееритц, плававший в эскадре Якова Магю. В 1559 году в Магеллановом проливе судно Гееритца после шторма потеряло из виду эскадру и пошло на юг. Когда оно спустилось до 64° ю. ш., там была обнаружена высокая земля. В 1675 году Ла Рош é открыл Южную Георгию. В 1739 году был открыт остров Буве. В 1772 году в Индийском океане французский морской офицер Ив-Жозеф Карглен открыл остров, названный его именем.

Слайд 4

Почти одновременно с плаванием Керглена из Англии отправился в первое своё путешествие в Южное полушарие Джеймс Кук, и уже в январе 1777 года его суда «Adventure» и «Resolution» пересекли Южный полярный круг на меридиане 37°33′ в. д. После тяжёлой борьбы со льдами он достиг 67°15′ ю. ш., где был вынужден повернуть к северу. В декабре 1773 Кук снова отправился в южный океан, 8 декабря пересёк его и на параллели 67°5′ ю. ш. был затёрт льдами. Высвободившись, Кук пошёл далее на юг и в конце января 1774 года достиг 71°15′ ю. ш., к ЮЗ от Огненной Земли. Здесь непроницаемая стена льдов помешала ему идти далее.

Слайд 5

В 1819 году русские моряки Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев на военных шлюпах «Восток» и «Мирный», посетили Южную Георгию и попытались проникнуть в глубь Южного Ледовитого океана. В первый раз, 28 января 1820 года, почти на меридиане Гринвича, они достигли 69°21′ ю. ш. и открыли собственно современную Антарктиду.

Слайд 6

Выйдя за пределы полярного круга, Беллинсгаузен прошёл вдоль него на восток до 19° в. д., где снова его пересёк и достиг в феврале 1820 года опять почти той же широты (69°6′). Далее на восток он поднялся только до 62° параллели и продолжил свой путь вдоль окраины плавучих льдов. Затем, на меридиане островов Баллени, Беллинсгаузен дошёл до 64°55′, в декабре 1820 достиг 161° з. д., прошёл Южный полярный круг и достиг 67°15′ ю. ш., а в январе 1821 года достиг 69°53′ ю. ш. Почти на меридиане 81° он открыл высокий берег острова Петра І , а пройдя ещё на восток, внутри Южного полярного круга — берег Земли Александра І . Таким образом, Беллинсгаузен первый совершил полное плавание вокруг Антарктиды на широтах от 60° до 70°. ВОКРУГ АНТАРКТИДЫ

Слайд 7

В 1911—1912 годах между экспедицией норвежского исследователя Руаля Амундсена и экспедицией англичанина Роберта Скотта развернулась настоящая гонка за покорение Южного полюса.

Слайд 8

13 января 1911 года, Амундсен приплыл к ледяному барьеру Росса в Антарктиде. В это же время английская экспедиция Роберта Скотта разбила лагерь в проливе Мак-Мерло , на расстоянии 650 километров от Амундсена. Перед походом на Южный полюс, обе экспедиции подготовились к зимовке, разместили по ходу маршрута склады. Норвежцы построили в 4 км от побережья базу « Фрамхейм », состоящую из деревянного дома площадью 32 кв.м. и многочисленных вспомогательных построек и складов, построенных из снега и льда, и углублённых в антарктический ледник.

Слайд 9

19 октября 1911 года пять человек во главе с Амундсеном отправились к Южному полюсу на четырёх собачьих упряжках. 14 декабря экспедиция достигла Южного полюса, проделав путь в 1500 км, водрузили флаг Норвегии. Состав экспедиции: Оскар Вистинг ( Oscar Wisting ), Хелмер Хансен ( Helmer Hanssen ), Сверре Хассель ( Sverre Hassel ), Олаф Бьоланд ( Olav Bjaaland ), Руаль Амундсен. Весь поход на дистанцию 3000 км при экстремальных условиях (подъём и спуск на плато высотой 3000 м при постоянной температуре свыше −40° и сильных ветрах) занял 99 дней. ЭКСПЕДИЦИЯ РУАЛЯ АМУНДСЕНА

Слайд 10

Руаль Э́нгельбрегт Гра́внинг А́мундсен ( норв . Roald Engelbregt Gravning Amundsen ; 16 июля 1872 — вероятно, 18 июня 1928) — норвежский полярный путешественник и исследователь. Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года). Первый человек (совместно с Оскаром Вистингом ), побывавший на обоих географических полюсах планеты. Первый исследователь, совершивший морской переход и Северо-восточным (вдоль берегов Сибири), и Северо-западным морским путём (по проливам Канадского архипелага). Погиб в 1928 году во время поисков экспедиции Умберто Нобиле. Имел награды многих стран мира, в том числе высшую награду США — Золотую медаль Конгресса.

Слайд 11

Роберт Скотт независимо от первооткрывателя полюса Руальда Амундсена, но практически одновременно с ним отправился к цели . Его экспедиция отправилась в путь на месяц позже Амундсена, тоже в составе пяти человек . С самого начала экспедиции Скотта пришлось пережить немало трудностей, отчасти из-за ошибок руководителя , отчасти из-за стечения обстоятельств . Мотосани вышли из строя , а маньчжурских пони , которых Скотт предпочёл собакам, пришлось застрелить: они не выдерживали холода и перегрузок . Тяжёлые сани через расселины в ледяных глетчерах люди тащили на себе. Англичане достигли цели на месяц позже своих соперников , 17 января 1912 года , и обнаружили на полюсе норвежский флаг и записки Амундсена. Скотт записывает в своём дневнике : « Норвежцы нас опередили — Амундсен оказался первым у полюса! Чудовищное разочарование ! Все муки, все тяготы — ради чего ? Я с ужасом думаю об обратной дороге…» Последняя запись в дневнике Роберта Скотта сделана 29 марта 1912 года : « Мы знали, что мы идём на риск. Обстоятельства против нас, и потому у нас нет причин жаловаться . Смерть уже близка . Ради Бога, позаботьтесь о [не оставьте ] наших близких !..» ЭКСПЕДИЦИЯ РОБЕРТА СКОТТА

Слайд 12

Ро́берт Фа́лкон Скотт (англ. Robert Falcon Scott ; 6 июня 1868, Девонпорт — предположительно 29 марта 1912) — британский полярный исследователь , один из первооткрывателей Южного полюса в 1912 году . Роберт Скотт являлся офицером Королевских британских ВМС, проводил ряд исследований Антарктики, в частности , экспедицию « Дискавери » (1901—1904; первая официальная британская экспедиция в Антарктику за 60 лет) и экспедицию на судне « Терра Нова» (с 1910), в ходе которой и был предпринят поход к Южному полюсу.

Слайд 13

В 100 метрах от географического Южного полюса сейчас находится американская научная станция «Амундсен-Скотт»



Предварительный просмотр:

УРОК – ИГРА «ЗНАТОКИ АНТАРКТИДЫ»

Цель урока: обобщить и закрепить ЗУН по разделу «Антарктида».

Задачи урока.

Воспитательные:

- продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

- формировать знания правил культуры общения;

- формировать ценность сопереживания успехам и неудачам товарищей;

Развивающие:

- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: умение систематизировать изученный материал; развивать память

- продолжить развитие учебно-познавательных умений: пользоваться языком предмета, грамотно выражать свои мысли;

- продолжить развитие учебно-организационных умений: учить делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, оценивать свой уровень знаний.

Обучающие:

- закрепить знания по материку Антарктида, обобщить изученный материал.

 

Тип урока: урок обобщения и повторения знаний.

Оборудование: карта полушарий, карточки с заданиями, иллюстрации, приложение к учебнику, учебник, 2 корабля из картона, жетоны.

Ход урока

1. Организационный момент.

Класс делится на команды (принципы деления возможны любые: по рядам и т.д). Каждая команда выбирает себе название. Выбираются капитаны.

2. Вступительное слово учителя.

Весь континент –

Сплошная льдина,

Зимой и летом – холодина!

Закалка здесь необходима!

Бери, мой друг, пример с пингвина.

- Ребята, сегодня урок пройдет в форме игры « Знатоки Антарктиды». Мы еще раз совершим путешествие по самому холодному материку Земли.

3. Работа по группам

Итак, начинаем игру ( командам предлагаются одинаковые задания ).

За правильный ответ присуждается 1 балл (жетон).

Задание №1. «Ассоциации»

Учащиеся называют слова, термины, связанные с Антарктидой. Побеждает команда, назвавшая больше слов.

Задание №2. Работа с раздаточным материалом

- Перед вами карточки с высказыванием английского исследователя, А.Ричард Бэре. Выделите слова, описывающие характерные особенности Антарктиды.

«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса,

земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотистыми и зелеными тонами…»

(заслушиваются ответы команд)

Задание №3.

Команды выбирают тему, по которой она хочет ответить.

Следующий набор тем:

 

*Географическое положение.

*История открытия и исследований.

*Климат.

*Внутренние воды (ледниковый покров).

*Растительный и животный и мир.

Вопросы:

Географическое положение.

1. Какова площадь Антарктиды? (14 млн. км 2).

2. Какой материк расположен ближе всего к Антарктиде? (Южная Америка).

3. Самый широкий и глубокий пролив, отделяющий Антарктиду от Южной Америки (пролив Дрейка).

4. Какие океаны омывают Антарктиду?

История открытия и исследований.

1. Кто открыл Антарктиду? (Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев).

2. Кто впервые высадился на берег Антарктиды? (Руал Амундсен).

3. Как называли корабли русских мореплавателей, на которых они плыли, когда открыли Антарктиду? («Восток» и «Мирный»).

4. Чья экспедиция погибла, не дойдя 20 км до склада с продуктами и топливом? (Р.Скотта)

Климат.

1. Какой климатический пояс преобладает в Антарктиде? (Антарктический).

2. Какая самая низкая температура на Земле, которая была зафиксирована в Антарктиде? (-89.2 градуса).

 

Внутренние воды (Ледниковый покров).

1. Сколько процентов пресной воды Земли содержится в ледяном покрове Антарктиды? (80%-90%).

2. В каком направлении движется материковый лед в Антарктиде? (От центра к периферии).

3. Какова средняя толщина ледникового покрова? (2000м).

4. Есть ли реки в Антарктиде? Почему?

Растительный и животный мир.

1. Назовите растения Антарктиды? (Мхи, лишайники, водоросли).

2. Какое животное может быть символом Антарктиды? (Пингвин).

3. Самые крупные животные нашей планеты, обитающие в водах Антарктики. (Синие киты).

4. Какой вид пингвинов является самым распространенным в Антарктиде? (Адели).

5. Какой вид пингвинов имеет массу до 50 кг и высоту более метра? (Императорский).

Физ. минутка

Антарктида – белый край!

Всё за мною повторяй!

Руки вверх, теперь стряхни,

Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой!

Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах!

О путешествиях, морях, быстроходных судах!

А теперь глаза открой, нам пора домой!

Задание № 4. «Реши географические задачи»

Средняя температура в Антарктиде летом – 60 С – 30 С = - _____ ,а зимой - 80 С – 10 С = - _____.

* 50% + 48% = _____% поверхности Антарктиды покрыто льдом.

Толщина ледяного пласта на Южном полюсе 2000 м + 800 м = _____ м.

Задание № 5. «Покажи без слов животное Антарктиды».

Задание № 6. «Найди половинки слов».

ПИН

ОХ

КАШ

Т

М

ГВИН

КИ

АЛОТ

Задание № 7. Упражнение «Составление слов».

Составить как можно больше слов из букв слова

С А М О С Т О Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь

( мост, сом, нос, сон, лось, тост, тема, соль, нота, лето, тело, село, мел, тесто )

4. Оценки. Подсчитывание баллов.

Наше путешествие подходит к концу. Давайте посчитаем, сколько баллов набрала каждая команда. Победила команда «……….».

5. Итог урока.

- Понравился вам сегодняшний урок?

- Какие виды работ понравились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....