Урок по теме "Ветер" , 6 класс, география
методическая разработка по географии (6 класс)

Нечаева Елена Вячеславовна

Данная методическая разаботка (конспект и презентация) разработаны для урока географии в 6 классе по теме "Ветер"

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon veter_gotovyy.pdf2.39 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_veter.doc179 КБ
Microsoft Office document icon veter_samoanaliz.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии в 6 классе

Тема: «Ветер» 

Цели урока:

сформировать представление о ветре, причинах его образования, познакомить с видами ветров, значением в природе и жизни человека, научить анализировать и чертить розу ветров

Задачи урока:

  • развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, работать со статистическими данными, схемами, таблицами, дополнительными источниками информации;
  • развивать творческие способности учащихся, логическое мышление;
  • способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных

Тип урока: «Открытие» нового знания

Планируемые результаты

Предметные:

учащийся научится:

-объяснять существенные признаки понятий: «ветер», «флюгер», «штиль», «шторм», «ураган» «бриз», «муссон», «шкала Бофорта»,роза ветров.

-научится понимать причины образования ветра на Земле;

-определять направление и скорость ветра по синоптическим картам;

-сравнивать разные виды ветров и понимать причины их образования;

-определять по шкале Бофорта силу и скорость ветра;

-научится составлять схемы образования бризов и муссонов, вычерчивать график ветров- «розу ветров».

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-умение слушать и анализировать информацию;

-формулировать тему и цель урока после обсуждения с учителем;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-осуществлять познавательную и личную рефлексию.

Познавательные УУД:

-развивать умение извлекать информацию из текстов;

-делать выводы;

-обобщать и классифицировать информацию по признакам;

- владеть поисковыми способами решения учебной проблемы;

- проводить анализ учебного материала;

- умение пользоваться пройденным материалом в новой учебной ситуации.

Коммуникативные УУД:

-формулировать свои мысли в устной форме;

-умение слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении вопроса или проблемы.

Личностные УУД:

-умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности;

-развивать умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции;

Технологии обучения: проблемно-поисковая, проектная, ИКТ, здоровьесберегающая.

Основные понятия: «ветер», «флюгер», «анемометр», «бриз», «муссон», «шкала Бофорта», «роза ветров».

УМК: Алексеев А. География «Полярная Звезда» учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений

Атлас Начальный курс географии 6 класс Душина И.В., Летягин А.А.

Ресурсы: 

-основные: учебник § 42, рабочая тетрадь, атлас, настенная карта полушарий, маршрутный лист ученика

-дополнительные: компьютер, компьютерная презентация, проектор, интерактивная доска.

Формы организации работы:

-фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

Организационный момент

Актуализация опорных знаний учащихся.

Приветствие учеников.

Вспоминаем тему прошлого урока.

Приветствие педагога.

Отвечают на вопросы.

Решают задачи.

Коммуникативные УУД:

- формулировать свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД:

- умение пользоваться пройденным материалом в новой учебной ситуации.

Личностные УУД:

- умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности;

Целеполагание и мотивация

Предлагает просмотреть видео, формулирует проблемную задачу и предлагает решить, помогает выдвинуть гипотезу.

Предлагает озвучить тему и цели урока.

Решают проблемную задачу с помощью учителя и с опорой на знания по теме «Атмосферное давление».

Формулируют тему и цели урока.

Определяют объем работы. Прогнозируют результат своей деятельности.

Регулятивные УУД:

- формулировать тему урока после обсуждения с учителем.

Открытие нового материала (Содержательный этап)

Физкультминутка

Предлагает способы решения проблемной задачи. Дает задания по маршрутному листу, контролирует ход их выполнения.

Обращает и внимание на самое важное по ходу урока. Предлагает работу в группах.

Решают задачи, предложенные учителем; работают в группах и составляют ЛОС; строят «розу ветров» и анализируют ее.

Познавательные УУД:

- делать выводы на основе анализа текста учебника;

Коммуникативные УУД:

- формулировать свои мысли в устной форме.

Личностные УУД:

- умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности;

- развивать умение высказывать своё мнение.

Регулятивные УУД:

-умение работать по алгоритму с правилами

Этап закрепления и

первичной проверки знаний

Предлагает выполнить задания

Выполняют задания, выполняют самопроверку.

Регулятивные УУД:

-осуществляют самоконтроль и взаимопроверку, используя ключ.

Познавательные УУД:

 - проводить анализ учебного материала;

- умение пользоваться пройденным материалом в новой учебной ситуации.

Рефлексия

Предлагает оценить свою работу.

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют собственную деятельность на уроке.

Регулятивные УУД:

- способность к самооценке;

Личностные УУД:

- умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности;

Домашнее задание

Предлагает домашнее задание (дифференцированное)

Записывают домашнее задания

(на выбор, по итогам рефлексии)

Маршрутный лист

Тема:

1.Впишите пропущенные слова в определение.

А) Ветер – это движение воздуха в _________________ направлении ,вызванное  _______________________________________________________.

Решение:

Б) Дополни предложение.

Главная причина образования  ветра_________________________________________________________________________________

Воздух перемещается______________________________________________________________________________________________

В)Причинно-следственные связи(поставьте стрелки, цифры)

Различия в давлении

Ветер

Шарообразность Земли

Различия в температуре

Различия в нагревании поверхности

Разный угол падения солнечных лучей

2. Дополните схему и объясните её.

А) Схема дневного бриза

 Подпишите название ветра и дайте определение понятию « бриз».

Бриз - ветер меняющий свое направление_______________________________________________________________________

           

         день                   ночь

Б) Схема образования муссонов  

Подпишите название ветра .

Муссон - ветер, меняющий свое направление два раза в год.

                                                                 

       лето                                                                                                         зима

3. Свойства ветра  

А) Сила

Б) Скорость

В) Направление ветра  

Используя шкалу Бофорта,  запишите баллы: Штиль             Шторм              Ураган    

 4. Практическая работа «Построение розы ветров» 

                                                                                                                     

5. Задание 1. (записать)

А)ветер-?

Б) ветер-?

6. Задание 2.  Определите ветер, дующий в январе, в каком направлении он дул?

https://avatars.mds.yandex.net/get-marketpic/238105/market_daEdm4UuFsOUk-5HKP8sMw/orig

                 

                                                                                                                                 Нечаева Е.В.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока географии

 

          Тема урока: «Ветер»

 Тип урока – комбинированный.

Это 3 урок по теме «Атмосфера». Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях.

Урок проводился в 6 «б» классе, ученики которого отличаются высокими и средними способностями, хорошей работоспособностью, достаточно высокой учебной мотивацией.  Они умеют работать в парах, в малых группах; умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать,учатся оценивать себя и взаимооценивать друг друга. В общении наблюдались как соперничество, так и  сотрудничество, включенность детей в учебную деятельность. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, активно использовалась подача материала с помощью мультимедиа. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 6 класса.

Урок был направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Цель и задачи урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле.

ЦЕЛЬ: формирование представления  о ветре как элементе погоды

ЗАДАЧИ:

    образовательные: сформировать понятия "ветер", "роза ветров"; сформировать представления о причинно-следственных связях между возникновением, направлением, силой и скоростью ветра и атмосферным давлением; видах ветров; роли ветра в природе и жизнедеятельности человека;

   развивающие: способствовать формированию компетенций:  учебно-познавательных, коммуникативных, информационных; развивать умение выделять главное, анализировать, самостоятельно мыслить; научить строить розу ветров и читать ее; продолжить формирование умений работать с картами, схемами;

   воспитательные: обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности; экологическое воспитание.

УУД

Познавательные

Сформировать умение самостоятельно  формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую  информацию;  переносить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, и наоборот; работать  со схемами, таблицами, рисунками); развивать логическое мышление (взаимосвязь между шарообразностью Земли, широтой места, температурой воздуха, значением атмосферного давления и ветром), монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения задач,  умение определять понятие ветер, причины его образования, виды, значение.

Регулятивные:

планирование своей деятельности (что должен сделать, в какой последовательности: познакомиться с новым материалом, ответить на вопросы, проанализировать розу ветров,  сформировать образное представление о ветре, его причинах, видах и значении.);   контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке.

Коммуникативные: 

умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем

Личностные:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать        новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества,  признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;  готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать: существенные признаки понятий «ветер», «бриз», «муссон»

уметь: устанавливать взаимосвязи между атмосферным давлением и скоростью ветра; приводить примеры ветров различных видов, различного направления; отбирать источники географической информации для составления описаний погоды; определять по статистическим данным преобладающие направления ветра; использовать приобретённые знания и умения для чтения карт погоды, для определения направления и скорости ветра;  уметь  применять географические знания в повседневной жизни.

Метапредметные:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, умения организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты; умения вести самостоятельный поиск, отбор информации.

Личностные:

осознание целостности природы; осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях

Основные понятия:

Ветер, бриз, муссон,  флюгер, анемометр, роза ветров

Репродуктивный уровень:

 Знать что такое ветер, причины его образования; виды ветров: бриз, муссон, их характерные особенности, описывать ветер по схеме

Интеллектуальный уровень:

Выделять причины образования ветра, уметь проследить взаимосвязь между широтой места, температурой воздуха, значением давления и ветром; находить общее и отличия между разными видами ветра (бризом и муссоном)

Ресурсы: комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); таблички с терминами; настенная карта полушарий, настенная таблица «Постоянные ветры Земли»; мультимедийная презентация к уроку «Ветер»;  рисунки и схемы учебника.

Формы организации работы в классе:   фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы обучения:

     по источнику знания:
           а) словесные
          б) наглядные
          в) практические

    по характеру познавательной деятельности:

           частично-поисковый.

Педагогические технологии:

проблемно-поисковая, использование ИКТ,  здоровьесберегаю.

     Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой.

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

              Цель - подготовить учащихся к восприятию нового материала.

Виды опроса: фронтальный, индивидуальное задание на доске, письменное задание в тетради со взаимопроверкой.

  1. Переход к изучению новой темы. Первичное усвоение новых знаний.
  1. Постановка цели и задач этапа  урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 Для достижения целей урока, развития познавательной активности использовалась эмоциональная мотивация – проблемный вопрос, который имеет практический характер. При направляющей деятельности  учителя  обучающиеся строили логически обоснованные рассуждения, излагали свое мнение и пришли к выводу о причинах возникновения ветра, значении понятия «ветер».

  1. Ветер. Причины. --   Использовалась динамическая схема.Выполняли практическое задание, продолжили цепочку географических закономерностей
  2. Характеристики ветра (направление, скорость, сила).  ---Объяснение учителя  с использованием м/м презентации, что позволило не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению.
  3. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление знаний является обязательной частью комбинированных уроков Работа в группах. Физкультминутка и смена видов деятельности способствовали здоровьесбережению.
  4. Виды ветров. Изучение нового с использованием м/м презентации, сопровождалось записью в тетради логически ОПОРНОЙ СХЕМЫ
  1. Первичное закрепление—фронтально: заполнение схем-бриз, муссон.  Развивались навыки работы со схемами. Основная задача-  создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь при изучении нового материала.

Решение заданий из банка заданий для подготовки к впр

  1. Значение ветра в природе и жизни человека.- просмотр м/м презентации с записью в тетради.
  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
  2. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Для домашнего задания  предлагается, помимо параграфа, задание практическое  и, индивидуально,  по желанию, требующее творческого подхода.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

       Для устойчивости мотивации, для ее сохранения и развития при моделировании урока были учтены следующие условия:

-   достаточный уровень самостоятельности;

-   успешность выполняемых действий;

-  положительная обратная связь     ---- это  обеспечило комфортную психологическую атмосферу на  уроке, о чем свидетельствуют результаты рефлексии.

    Урок достиг поставленных целей. Он носил обучающий, развивающий и воспитывающий характер. У детей формировалось представление о  ветре, причинах его образования, видах ветров, значении ветра в природе и жизни человека.  

       Слайдовая презентация содержала весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.

     Урок позволяет реализовать межпредметные и внутрипредметные связи,  которые интегрируют знания из  разных  научных областей ( экология,  математика, краеведение) для решения одной проблемы и дают возможность применить полученные знания на практике.

.       Всё это способствует изучению и освоению  материала в зоне ближайшего развития.  

     В основе ФГОС лежит деятельностная парадигма, и  основная задача учителя – организация условий, инициирующих действие. Считаю, что данный урок соответствует требованиям ФГОС и построен на деятельностной основе.  Это способствовало развитию коммуникативной компетенции, созданию ситуации успеха.

      На уроке  царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества.

      Результативность урока достаточно высокая, так как все учащиеся работали; все учащиеся справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен.

                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок в 9 классе (география+история)"Экономика Сибири:прошлое и настоящее"

Тип урока бинарный, поэтому присутствуют практически все основные этапы урока. Предложенная модель урока  позволяет учащимся с помощью  различных источников информации выявить значимос...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 8 КЛАССЕ (география и история СПБ)

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 8 КЛАССЕ (география и история СПБ)...

Интегрированный урок в 6 классе (география + математика) тема: «Температура воздуха. Амплитуда колебаний»

Интегрирующая цель: 2) Сформировать представления о способе измерения температуры воздуха, ее суточных  колебаниях, а также о факторах, влияющих на амплитуду температуры воздуха.3) Сформировать з...

Технологическая карта урока № 2 8 класс география

Выявить влияние географического положения России на природу и жизнедеятельность ее населения....

Технологическая карта урока № 5 8 класс география

Как ориентироваться по карте России? Сформировать понятия "географический район, районирование, административно-территориальное деление"....

Технологическая карта урока № 6 8 класс география

Формирование территории России. История формирования территории России, история заселения....