Обобщение опыта работы
учебно-методический материал по географии

Диндяева Любовь Анатольевна

Я работаю учителем географии уже22года. Имея такой опыт преподавания, я заметила, что в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся к предмету географии, как, впрочем, и к другим предметам. И когда я вижу, что дети с трудом познают изучаемый программный материал, я делаю для себя важный вывод: необходима квалифицированная мотивационная деятельность учителя, путём включения в активную учебно-познавательную деятельность учащихся. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx105.07 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии


Сведения об авторе: Диндяева Любовь Анатольевна имеет высшее педагогическое образование. В 1992 году окончила Владимирский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального обучения». С 2008 года работаю в МБОУ Горкинская СОШ учителем географии.

Условия возникновения и становления опыта

Я работаю учителем географии уже 22 года. Имея такой опыт преподавания, я заметила, что в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся к предмету географии, как, впрочем, и к другим предметам. И когда я вижу, что дети с трудом познают изучаемый программный материал, я делаю для себя важный вывод: необходима квалифицированная мотивационная деятельность учителя, путём включения в активную учебно-познавательную деятельность учащихся.

Тему определила после проведения наблюдений и диагностики по определению уровня познавательной активности учащихся на уроках географии. Данные анкетирования показали следующие результаты:


Выявив такие результаты, я пришла к выводу, что для развития познавательной деятельности учащихся на уроках географии необходимо использовать более активные формы, методы и приёмы обучения, а детям нужно больше давать самостоятельности в приобретении знаний. Ведь мы не просто обучаем детей своему предмету, а готовим всесторонне развитую личность, способную адаптироваться к меняющимся социальным условиям жизни общества. Педагог должен стимулировать учащегося к саморазвитию, создавать условия творческой деятельности и тем самым формировать познавательные интересы учащихся.

Любая деятельность человека имеет определённую цель. Основная цель работы учителя по развивающему обучению географии – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, а также дать высшим учебным заведениям хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.

Всем известно, что уровень, глубина и дифференцированность познавательных интересов у разных школьников далеко не одинаковы. Учащиеся, у которых есть интерес к предмету, они, как правило, намного лучше учатся. Изучаемый материал им даётся легко. Если ученик «загорелся» географией, он зажигает других. И надо поддержать этот огонь. Поэтому моя главная задача как учителя - развивать познавательную деятельность учащихся на уроках географии.

Все эти проблемы и явились причиной становления моего опыта.

Актуальность опыта

К числу актуальных проблем современной педагогической науки и практики относятся вопросы активизации познавательной деятельности учеников. Их особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно – преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.

Развитие познавательного интереса к предмету является одним из важнейших средств повышения эффективности обучения. Можно добиться того, что познавательный интерес станет основой положительного отношения к учению, систематически укрепляя и развивая его, в свою очередь познавательный интерес повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под его воздействием приобретут особую активность и направленность.

Развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности предполагает деятельностная парадигма образования. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения.

Уже не способны сформировать у учащихся умения и навыки, которые будут им необходимы в новых общественных отношениях, условиях жизни, традиционные в недавнем прошлом репродуктивные методы обучения, опиравшиеся на принцип авторитарности. Современная школа отходит от информационной модели образования и основной упор делается не на пассивное заучивание информации, или получение её из уст учителя, а на активное вхождение в проблему, требующее самостоятельных творческих усилий интеллекта. Вследствие этого поменялась роль учителя, но нисколько не уменьшилась, а даже возрасла. От него сегодня требуется искусство организации активной познавательной деятельности учащихся на уроке, считаю это намного интереснее и в то же время сложнее, чем обычное сообщение знаний и проверка его усвоений.

Цель моей работы: активизация познавательной деятельности учащихся с применением приемов и методов, обеспечивающих активность учащегося в обучении, их способность в учебном познании. В своей практике я использую нетрадиционные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу.

Обучение в школе представляет собой совместную деятельность, которая должна научить учащегося навыкам сотрудничества, сотворчества. Данная проблема меня привлекает ещё тем, что позволяет соединить элементы других технологий в обучении: технологию опережающего обучения, технологию дифференцированного обучения и др. Но, главным в этих технологиях, считаю идею совместной развивающей деятельности учителя и учащихся, взаимопонимание, общий анализ хода и результата. Появляется возможность учителю в реализации этой идеи оказать помощь в развитии у учащихся познавательный интерес на уроке.

Поэтому ведущую идею своего опыта вижу в следующем:

• Формирование самообразовательных умений учащихся на уроках географии как способ организации учебно-познавательной деятельности;

• Формирование творческих способностей как способностей создавать нечто новое и оригинальное;

• Формирование активной творческой личности, способной к преобразованию окружающего мира

На мой взгляд опыт, над которым я работаю, актуален и перспективен, потому что он в определённой степени разрешает основные противоречия современной школы. Практическую деятельность по проблеме, неразрывно сочетаю с теоретической. Исходя из модернизации, приоритетная роль которой принадлежит внедрению и распространению таких форм обучения, которые позволяют изменить сам ход познавательного процесса, а вместе с этим и позицию самого учащегося, я и ищу такие способы и средства. Над своим опытом работаю с 2021 года.

Новизна опыта

Создание системы применения активных форм обучения, нацеленных на развитие познавательной деятельности учащихся на уроках географии и состоит новизна моего опыта.

Технология опыта

Из своего многолетнего опыта я поняла, что только тогда учитель испытывает истинное удовольствие, когда он видит глаза детей, полные любопытства и удивления, когда урок заканчивается массой различных вопросов и высказываний. Поэтому учитель всегда должен напряженно работать, это трудно. Самое неприятное в работе учителя, когда его промахи и непродуманность уроков гасят познавательную активность учеников, приводя к инерции.

Развитие познавательного интереса к предмету является одним из важнейших средств повышения эффективности обучения, систематически укрепляя и развивая его, можно добиться того, что он станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под его воздействием приобретут особую активность и направленность. Ещё не все слова знакомы детям, но мечта рождается – увидеть мир своими глазами. Конечно, за небольшой отрезок времени (40 минут) дать ученикам информацию, проверить знания, развить практические навыки – задача сверхсложная. И потому от того, как правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал и сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависят и качество обучения, и успешность достижения конечных результатов. Необходимо выбирать такие формы и приёмы обучения, позволяющие так организовать познавательную деятельность школьников на уроке, что запланированные результаты обучения будут успешно усвоены в классе.

Важным моментом считаю создание доброжелательной и деловой атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне учитель – ученик, ученик – ученик.

Для развития познавательной активности учащихся на уроках географии в 7 - 9 классах разрешаю им пользоваться любыми источниками информации (атласами, учебниками географии разных авторов, справочниками, услугами Интернета и др.). Учащимся стало интересно. Таким образом они учатся ориентироваться в дополнительной литературе и самостоятельно добывать знания. Обучающие задачи я могу давать на любом этапе урока, но лучше всего это получается при обобщении материала. Решение обучающих задач провожу с учащимися в группах, ведь у каждого из учащихся уже есть свой багаж знаний и здесь все свои знания они могут применить.

В последнее время обучающие задачи я составляю сама, особое внимание уделяю тому материалу, который детям даётся труднее всего. Например, если учащиеся плохо запоминают материал о национальном составе населения страны, то я включаю это в задачу. Ответы учащиеся находят в различных источниках информаций(энциклопедии, справочники ,интернет ресурсы,),тем самым лучше запоминают материал. Эта страна уже не кажется им такой далекой. В содержании своих задач я стараюсь охватить все уголки и регионы мира. Обычно выбираю те страны, у которых пять и более соседей. (Приложение 1)

Следующим этапом в работе с обучающими задачами определяю составление задач самими учащимися. Делю учащихся на группы и каждой группе даю по одной стране, у которой как можно больше соседей. У учащихся в наличие различные источники информации: учебники, справочники, журналы со статистическим материалом, атласы, интернет ресурсы. Для того, чтобы учащиеся лучше могли сориентироваться, даю примерную тематику содержания задач:

1. Особенности ЭГП страны (главные черты ЭГП, формы правления и АТУ)

2. Природные условия и ресурсы.

3. Особенности населения (религии, тип воспроизводства населения, плотность и др.)

4. Особенности хозяйства страны (отрасли специализации страны и т.д.)

5. Внешнеэкономические связи.

Например, одной группе учащихся даю изучение Австрии. Далее учащиеся выписывают всех её соседей, а это Италия, Швейцария, Лихтенштейн, Германия, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения. Учащиеся выясняют, что каждая страна имеет свои особенности. Если взять в качестве примера Германию, то здесь много особенностей. Эта страна является лидером по многим показателям (по выпуску автомобилей в этой части света, по числу агломераций и иммигрантов и т.д.). Возьмем Венгрию. Если взять ЭГП, то страна не имеет выхода к морю, ее столица стоит на берегу второй по величине реки части света. Если возьмём за основу население, то это страна, где проживает население финно-угорской группы. Только финны ещё относятся к этой языковой группе из стран зарубежной Европы (не считая ближнего зарубежья – Эстонии) или самоназвание населения – мадьяры. Самое важное в этой работе то, что учащиеся видят эти особенности и могут их выделить, а также они умело выбирают карту, которая им наиболее подходит. (Приложение 2)

Результат в работе над обучающими задачами положительный– учащиеся лучше ориентируются по карте и запоминают особенности стран, кроме этого у них развивается логическое мышление, но самое главное - они делают это с удовольствием.

Работая над своей темой, пришла к такому выводу, что использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность. Нестандартные уроки, такие как, урок-тестирование, урок-исследование, урок-семинар, урок-игра, урок-КВН, урок - викторина и другие, нашедшие в настоящее время широкое применение, позволяют каждому ученику не только поучаствовать в подготовке и проведении урока, но и выступить на каком-то этапе в роли учителя. Такие уроки являются одним наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.

В 5 - 7 классах часто провожу уроки в форме игры или викторины. Ведь для детей этого возраста это наиболее приемлемые формы проведения урока, особенно при обобщении материала. Очень хорошо с проблемным обучением сочетаются игровые моменты и формы уроков, которые также активизируют познавательную деятельность учащихся. Игра дает возможность детям понять принцип моделирования как способа познания реальности и использовать его в своей дальнейшей познавательной деятельности. Такое понимание помогает учащимся при усвоении географического материала об этнокультурных и общественно-политических особенностях жизни различных стран и народов. Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности (Приложения 3,4), а в старших классах (8-9) практикую уроки-семинары или уроки-конференции (Приложение 5). К этим урокам учащиеся самостоятельно готовят выступления или презентации для проведения данного урока и это повышает интерес, развивает самостоятельность.

На любом этапе урока провожу тестирование, но чаще всего использую тесты после изучения определённой темы или итоговые тесты в конце учебного года, четверти. Это способствует проверке знаний учащихся и, как правило, самооценке, и такая система повышает интерес учащихся к обучению.

Географии принадлежит видное место в решении задач по формированию научного мировоззрения и высокой нравственности, а также практической подготовки молодёжи к жизни. Внедрение в практику активной самостоятельной работы учащихся является одним из способов, призванных решению, так как она создаёт условия для развития умственных способностей и творческого подхода в учебной работе.

Одним из видов самостоятельных работ, активизирующих развитие познавательной деятельности учащихся, является проектная работа. Этот вид работы считается одним из трудных, потому что дается краткое изложение в письменном виде или в форме доклада научного труда по определённой проблеме. Данную систему обучения выстраиваю дифференцированно с учётом возраста, постепенно увеличиваю объём излагаемого материала, кроме того эту работу выполняют сильные учащиеся.

Одной из инновационных технологий является компьютерная технология. Конечно, компьютер – это современное средство обучения, которое позволяет интенсифицировать учебный труд школьников и развивать их познавательную деятельность. Но для успешного внедрения этого современного средства обучения необходимо обязательное условие: во-первых, наличие достаточного количества компьютеров в школе и у нас в нашей школе есть такие условия: имеется передвижной компьютерный класс, в каждом кабинете установлен мультимедийный проектор, 4 интерактивные доски. Поэтому на своих уроках очень часто использую презентации не только свои, но и ученические.

  1. Создание проблемных ситуаций на уроке.

Использую любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Ребята оказываются в положении исследователя, вырабатывают мышление свободное от шаблона, выдвигают новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходят к познанию действительности.


ПРИМЕРЫ:

Высший уровень оценка (с чем мы согласны или не согласны)

синтез (а что если…)

анализ (сопоставьте, сделайте вывод)

Средний уровень применение (зачем? с какой целью?)

Начальный уровень понимание (почему? зачем?)

(что? где? когда?)

В ходе решения проблемной ситуации можно предложить учащимся самостоятельно систематизировать материал и составить таблицу, рисунок – конспект, опорную схему. А дальнейшее использование опор предполагает управление познавательной деятельности детей, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля. Обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.

Для осуществления проблемного подхода учитель должен иметь систему проблемных вопросов и заданий. Вопросы можно считать проблемными лишь при соблюдении следующих условий:

-если вопрос связан с ведущими идеями, понятиями и закономерностями самой науки, с мировоззренческими вопросами, самостоятельное усвоение которых обеспечивает в значительной степени умственное развитие учащихся;

-если возможна группировка учебного материала, в том числе и фактического, вокруг вычлененных проблем;

-если возможно раскрытие путей научного поиска решения проблемы, в том числе и возникающих в истории науки, с целью приобщения учащихся к методам научного познания;

-если на основе поставленного вопроса возможно создание проблемной ситуации.

Первые три условия в большей степени относятся к содержанию вопросов и заданий, последнее определяет принципиальное отличие проблемного вопроса от познавательного. Таким образом, представленные вопросы можно будет считать проблемными лишь в том случае, если на их основе будет создана проблемная ситуация, разрешение которой приведёт к получению учащимися нового знания. При этом поисковая деятельность сочетается с репродуктивной деятельностью и усвоением ими знаний в “готовом” виде. Представленные вопросы и задания учитель также может использовать для проверки усвоения пройденного материала, а также в качестве опережающего задания. Выполнение опережающих заданий предполагает самостоятельную работу учащихся с доступной для них дополнительной литературой, составление на основе её анализа простейшего конспекта, содержащего ответ на поставленный вопрос, и выступление с этим сообщением перед учащимися класса. (Приложение 6).

  1. Технология опорных конспектов.

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 8 – 9-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации.

Например, при изучении темы “Рельеф” в 8-м классе использую опорный конспект, с помощью которого учащиеся объясняют, какие группы процессов формируют рельеф.

  1. Творческие работы.

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся 6-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, старших классов – с использованием Power Point.

Мысли школьников не ксерокопии, и желание творить приходит к ребенку удивительно рано. Поэтому уже в самом начале изучения курса географии учащиеся с большим желанием выполняют свои творческие работы: письмо другу или истории, в которых некоторые слова заменяются топографическими знаками, приглашения к путешествию («Удивительный уголок России»), сочинения («Путешествие в саванну»), рассказы, загадки, фоторепортажи и т.д.

Объем творческой работы лучше не ограничивать. При написании работы дети могут пользоваться всевозможными источниками информации, анализируя их и отбирая доказательства в пользу того или иного суждения. В результате чего приходят к своему конкретному мнению.

С каждым годом дети читают все меньше, говорят все хуже. Для многих из них, главная проблема - выразить свои мысли. Многим сложно ответить на поставленный вопрос, не потому, что они не выучили урок, а потому, что не могут пересказать выученное своими словами.

Чтобы способствовать развитию навыков разговорной речи можно использовать написание сочинений.

Например, в 7 классе после изучение каждого материка, я провожу обобщающие проверочные задания сочинения - путешествия. Такая форма учебной деятельности отличается от обычного написания докладов тем, что не требует строгой научности, позволяет наглядно представить описываемые места, предполагает личное участие каждого школьника в выдуманных им событиях. Это развивает воображение, заставляет обращаться к дополнительным источникам информации, использовать научную литературу, периодику, научно-популярные фильмы, что в свою очередь повышает интерес к географии.

Первые сочинения страдают сухостью, обилием цитат, поэтому при выполнении задания необходимо познакомить с требованиями к сочинениям, нацелить, что они должны представить себя в тех местах, о которых пишут, оговорить объем сочинения. За 3-4 урока до окончания изучения материка, ученикам дается задание написать сочинение о своем путешествии по этому материку. В своей работе нужно рассказать об интересном объекте или встрече, описать свои чувства об увиденном. указать источники дополнительной информации, предложить промежуточные, начальную и конечную точки на маршруте, описать отдельные объекты и явления.

  1. Использование на уроке дополнительной литературы.

Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе.

Например, выдержки из “Записок охотника” И.С. Тургенева: “Глянешь – с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки … Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и милые, дерева не видно…”

Учащиеся по описанию распознают природную зону. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.

На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.

При объяснении темы “Ветер” в 6 классе можно зачитать детям отрывок из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”:

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе …

А затем задать вопросы: “Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?” и т.д.

При изучении темы «Реки» 6 класс, можно так охарактеризовать реку Терек:

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

А вот описание не похожего на Терек Днепра: «Чуден Днепр при тихой погоде, спокойно и плавно несет он воды свои…».

Вопрос к этим отрывкам может звучать так: посмотрите на карту и скажите, чем объясняется различие в скорости течения этих рек?

Поэты и писатели художественными образами помогают освоению пространства планеты. Стихи способны задавать тон и ритм выбранной темы. Они развивают речь, привлекают внимание, завораживают и, в то же время, помогают научить отбору самого важного, характерного: учат формулировать собственные мысли. Поэтические образы будят фантазию школьников, создают условия, при которых они стремятся к творчеству, испытывают потребность больше читать, узнавать и самим сочинять небольшие стихотворения.

Горные породы разрушают годы.

Дует на них ветер, солнышко печет,

Дождик обмывает, гром их ударяет,

И сюда на отдых к ним летят жуки.

Пролетели годы, бури, непогоды,

На камнях остался от жуков лишь след.

В 7 классе при изучении материков и океанов, невозможно обойтись без блестящих географических описаний в зарубежной и отечественной литературе - М. Гида, Ф. Купера, Д. Лондона, Жюль-Верна, А. С.Пушкина, И. С.Тургенева и др. Использую на уроках форму вопросов, содержание которых связано с литературными источниками:

1. Определить по карте место положения таинственного острова - последнего пристанища капитана Немо по известным координатам 35 ю. ш., 150 в. д.

2. Обозначьте место крушения корабля капитана Гранта. Его координаты 37 ю. ш., 153 в. д.

Курс начальной физической географии знакомит детей с новой интересной и древней наукой. От того насколько ярко и эмоционально начнется это знакомство, зависит дальнейший ход познаний. Поэтому я уделяю большое внимание вводному уроку и читаю учащимся такое стихотворение:

Представьте, ребята, картину вот эту:

Наш дом - это шар - Голубая планета.

Какой он огромный!

Да нет, он малютка!

Вот звезды огромны.

Становится жутко,

Как может такая пылинка родиться,

И не затеряться, и не распылиться?

Мы в доме живем под единою крышей,

Как воздухом общим с природою дышим,

Мы солнечным светом единым согреты.

Земляне! Наш дом - Голубая планета!

Далее прошу ответить учащихся на вопросы:

1. О чем это стихотворение?

2. О какой Голубой планете идет речь?

3. Если земля наш дом, нужно ли знать все о своем доме?

Приведенные выше примеры способствуют непрестанной работе мысли учащихся, развитию их творческого потенциала. А ведь творчество родом из детства, и оно – прекрасный попутчик в учебе, важное условие для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии.

  1. Ребусы

Учащиеся 5–7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах. Суть исследовательского метода обучения состоит в том, что учащийся в процессе работы постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений и конструированию новых процессов. Стимуляция интересов учащихся через творческие задания, требующие работы воображения и умением учащихся не просто озвучивать информацию, но и защищать ее на конференциях.

Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяют и занятия во внеурочное время (подготовка к олимпиадам, конференциям, подготовка внеклассных мероприятий). Именно такие занятия позволяют учащимся углубить свои знания по предмету, дополнительно потренироваться в их творческом применении. Задания, используемые во внеурочной работе, направлены не только на развитие географических способностей, навыков, но и на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора и познавательных способностей учащихся.

Результативность опыта

Я считаю, что использование на уроках и во внеурочное время различных методов, приемов, средств - пробуждает познавательный интерес учащихся. Одним словом, чем больше педагог найдет увлекательных моментов на уроке, тем выше будет эффективность обучения.

Проверка знаний по географии показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению интереса к данному предмету. Анализируя анкетные данные, пришла к выводу: у учащихся повысился уровень познавательной деятельности на уроках географии (высокий-70%, средний-30% учащихся). Учащиеся с удовольствием посещают уроки географии.

Успеваемость учащихся составляет 100 % и повысилось качество знаний за последние пять лет.

Результаты промежуточной аттестации обучающихся по географии за 3 года

Год

Успеваемость

(в %)

Качество знаний учащихся (в %)

Средний

балл

2022-2023

100

73,0

3,6

2023-2024

100

76,2

3,8

2024-2025

100

77,1

3,9

Приложение к опыту

#1055;риложение № 1. Обучающие задачи на уроках географии.

#1055;риложение № 2. Составление обучающих задач.

#1055;риложение № 3. Игровые моменты на уроках.

#1055;риложение № 4. Урок-игра «Южная Америка», 7 класс

#1055;риложение № 5. Урок – игра «Что изучили за курс «Физическая география России?», 8 класс

6. Приложение № 6. Проблемные вопросы и задания по темам.

#1055;риложение № 7. Зачётный тест по теме «Атмосфера», 6 класс

#1055;риложение № 8. Зачётный тест, 7 класс

#1055;риложение № 9. Зачётный тест по теме «Природные зоны России», 8 класс

Приложение №1

Обучающие задачи на уроках географии

Задача №1

Определите страну Х и ее соседей, если о соседях известно вот что:

О первом

Здесь находится самая западная из столиц стран — членов Лиги арабских государств

О втором

Здесь находится одна из крайних точек материка

О третьем

Занимает первое место на материке по добыче бокситов

О четвертом

Раньше называлась Верхняя Вольта

О пятом

Занимает первое место в мире по сбору какао-бобов

О шестом

Государственная столица — вторая из столиц по течению самой длинной из рек материка, впадающих в море на территории англоязычной страны (то есть такой страны, где английский язык является официальным или одним из официальных)

О седьмом

Самая большая по площади из стран, имеющих выход к Средиземному морю

Решение

1. Мавритания (Нуакшот).

2. Сенегал (мыс Альмади на полуострове Зеленый Мыс).

3. Гвинея.

4. Буркина-Фасо. До 1984 г. страна именовалась по географическому положению в верховьях реки Вольты. Новое наименование переводится примерно как «Земля достойных людей».

5. Кот-д’Ивуар.

6. Нигер. Ниамей — вторая после Бамако столица на Нигере. Нигер — третья по длине (после Нила и Конго) река Африки. Нил впадает в море в арабоязычной стране, Конго — на границе франко- и португалоязычной стран. А вот Нигер — в Нигерии, где принят английский.

7. Алжир.

Х = Мали

Задача № 2

Определите страну по ее описанию.

«Эта страна расположена в Южном полушарии. В начале 17 века носила название «Новая Голландия». Территория – 7,7 млн. кв. км. основная часть населения исповедует христианство. В столице проживает 325 тысяч человек. По объему добычи свинцовых руд и бокситов занимает ведущее место в мире. Главная отрасль сельского хозяйства – овцеводство. Особенностью страны является наличие железных дорог разной колеи. Богата полезными ископаемыми. На ее территории был найден самый крупный в мире самородок золота весом в 286 кг. Талисманом этой страны является опал. Животный мир представлен большим количеством эндемиков. Дефицит пресной воды, рек мало и в сухой период они превращаются в «крики».

Ответ: Австралийский Союз

Задача № 3

О соседях, граничащих с этой страной, известно следующее:

О первом

В названии столицы его упоминаются три женщины.

Ливия

О втором

В той стране горы «из ткани».

Марокко

О третьем

Столица этого соседа – Бамако в переводе «река кайманов».

Мали

О четвертом

Самая большая по площади из стран Западной Африки.

Нигер

О пятом

Исламская республика. Имеет выход к Атлантическому океану.

Мавритания

О шестом

Здесь расположен туристический центр – Карфаген – древний город – порт, основанный в 825 г. до н.э. И крайняя северная точка Африки.

Тунис

Определите соседей и впишите в правую колонку таблицы.

Искомая страна: Алжир

Задача № 4

Южная на Южной.

Об этой стране известно следующее:

Государственный язык – испанский.

93% населения – католики.

Столица входит в десятку крупнейших городов мира.

Самая высокая вершина этого материка расположена здесь.

Протекает река - вторая по величине на данном материке.

Ее берега омывает самый узкий океан.

Здесь находится крайняя южная точка одного из южных материков.

Ответ: Аргентина

Задача № 5

Определите страну, если о ней известно следующее:

В 9 - 6 вв. до н.э. на его территории возникло государство Урарту.

Страна представляет собой музей под открытым небом, имеются древние объекты. Один из них – знаменитая крепость Гарни с храмом Солнца (3 – 1 вв. до н. э.).

Горная страна, более 90% территории находится выше 1000м над уровнем моря.

Не имеет выхода к морю.

Территория сейсмична, последнее землетрясение было в 1988году. Разрушены города Спитак, Гюмри, Ванадзор.

На высоте 1900м расположено прекрасное горное озеро, известное за пределами страны.

Ответ: Армения

Задача № 6

Определите страну по ее описанию. «Полуостровная страна. Горы занимают 80% территории. Нет крупных рек. Климат средиземноморский субтропический. Президентская республика. Индустриально – аграрная страна, по уровню своей экономики уступающая самым развитым странам. Ковры, оливковое масло, шубы из натурального меха идут на экспорт во многие страны мира. Столица основана в 16 – 12 вв. до н.э., в ней состоялись первые игры возобновленной Олимпиады. Среди его построек знаменитый храм Зевса Олимпийского.»

Ответ: Греция

Задача №7

О себе эта страна поведала следующее:

Я – континентальная страна Восточной Европы.

Климат умеренно континентальный.

На моей территории более 10 000 озер.

Попала под воздействие аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

С 1995 года проводится курс построения «рыночного социализма».

Основные статьи экспорта: минеральные удобрения, продукция машиностроения и станки, молочные продукты.

Выращиваются картофель, лен, сахарная свекла.

Одна из достопримечательностей – музей обороны Брестской крепости.

Что это за страна?

Беларусь

Задача № 8

О себе эта страна поведала следующее:

Открыта испанскими мореплавателями ВисентеПинсоном и Диего Лепе в январе 1500года. Страна стала португальской колонией.

Сейчас это – президентская федеративная республика.

Занимает 5 место по численности населения в мире.

Имеется сельва и гилея.

Занимает первое место по добыче железной руды и апатитов, 4 – по добыче золота.

Самое крупное государство на материке, занимает 5 место в мире по площади территории.

Расположена в четырех климатических зонах.

По ее территории протекает самая многоводная река мира.

Выделяется пять экспортных культур – кофе, какао – бобы, сахарный тростник, хлопчатник, соя.

Назовите страну: Бразилия

Приложение №2

Составление обучающих задач

Задание №1

С какими государствами граничит Туркмения? Что вы знаете об особенностях этих стран.

Задание №2

Назовите «соседей» Хорватии. Что вы о них знаете?

Задание №3

Назовите «соседей» Колумбии. Что вы о них знаете?

Задание №4

С какими государствами граничит Перу? Что вы о них знаете?

Задание №5

Назовите «соседей» Чехии. Что вы о них знаете?

Задание №6

Назовите «соседей» Италии. Что вы о них знаете?

Задание №7

Назовите «соседей» Вьетнама. Что вы о них знаете?

Задание №8

С какими государствами граничит Молдавия? Что вы о них знаете?

Задание №9

С какими государствами граничит Мексика? Что вы о них знаете?

Задание №10

С какими государствами граничит Алжир? Что вы о них знаете?

Приложение №3

Вот некоторые примеры игровых моментов, применяемых мною на уроке:

1. «Третий - лишний». Смысл задания состоит в том, что в перечень трёх понятий включается одно лишнее, не подходящее по смыслу. Его и нужно убрать. Наиболее эффективно применение в 6, 7 классах.

Например: Амазонка, Нил, Джомолунгма. Спрашивается: «Что лишнее?».

2. «Собери карту». Контуры материков (может быть вырезанный кусок контурной карты), разрезаются на части.

Задача: собрать правильно. Задание применяется при проведении КВН, конкурсов.

3. «Географическая цепочка». Игра способствует усвоению названий географических объектов. Можно провести перед окончанием урока, когда осталось немного свободного времени. Учащиеся друг за другом называют географические названия, начинающиеся на последнюю букву предыдущего. Например, Африка – Америка – Австралия – Ямайка – Аргентина – Алжир – Рим – Милан – Норвегия – Ямал -…и т. д.

4. «Вопрос – ответ». Целью является изучение нового материала, усвоение новых терминов и понятий, географических закономерностей. При изучении новой темы учащиеся прочитывают текст учебника, составляют по нему вопросы, по очереди задают их друг другу, тот ученик, которому задали вопрос, даёт ответ.

Приложение 4

Тема урока: Южная Америка (7 класс) Урок – игра.

Цели и задачи урока:

Образовательная: обобщение ранее изученных знаний, осуществление контроля за усвоением знаний, характеристик отдельных природных компонентов, формирующих ПТК;

Развивающая: закрепление умения сопоставлять и сравнивать карты различного содержания, умение работать с картой и другими источниками информации, развивать внимание, умение делать самостоятельные выводы;

Воспитательная: повышение интереса к предмету, воспитание коллективизма, чувства ответственности за результаты своей работы и учебы.

Тип урока: повторительно – обобщающий

Форма урока: урок - игра

Оборудование: физическая карта Южной Америки, атласы для 7 класса, карточки с заданиями, фотографии и слайды различных животных Южной Америки

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент.

Психологический настрой.

Предлагает поделиться на 2 группы

Делятся на 2 группы

1 конкурс «Разминка»

Задает по 5 вопросов каждой команде

1к.

#1050;акой океан обманывает свое название?

2. Название какого океана говорит о его местонахождении?

3. Сколько экваторов можно провести на глобусе?

4. Как называется точка земного шара где нет направления на север?

5. Назовите самую высокую вершину на Земле?

2к.

1. Назовите самую глубокую впадину в океане?

2. Какой материк омывают все океаны?

3. Какой океан омывает все материки кроме Австралии?

4. Кто открыл Антарктиду?

5. Кто первым побывал на Южном полюсе?

Отвечают на вопросы

1 к.

- Тихий океан

- Северный Ледовитый океан

- один

- северный Полюс

- Джомолунгма

2к.

Марианский желоб

Евразия

Атлантический Океан

Ф.Ф.Белисгаузен и М.П.Лазарев

Р.Амундсен

2 конкурс «Картографы»

От каждой команды приглашает к доске по одному представителю.

Выполняют задание- рисуют контур материка и отмечают на нем экватор

3 конкурс «Какой материк».

Каждой команде дает конверт, в котором контурная карта материка, разрезанная на 10 частей

Учащиеся складывают эти части и определить название материка

4 конкурс «Логическая последовательность»

Предлагает выстроить факты необходимо в логической последовательности

1. Теплые течения усиливают влажность воздуха.

2. Материк Ю.Америка хорошо нагревается.

3. Анды способствуют выделению влаги из воздушных масс, приносимых с океана.

4. Давление на материке ниже, чем над океаном, с которого ветры приносят много влаги.

Ответ учащихся

Материк Ю.Америка хорошо нагревается - Давление на материке ниже, чем над океаном, с которого ветры приносят много влаги - Теплые течения усиливают влажность воздуха - Анды способствуют выделению влаги из воздушных масс, приносимых с океана

5 конкурс «Кто такой? Что такое?»

Задает вопросы:

1. С именем какого известного немецкого географа и путешественника связано настоящее исследование материка? Результаты его экспедиций оказались столь значительными для науки, что его называли позже «вторым Колумбом».

2. Именно Анды являются родиной этой популярной овощной культуры. Ее возделывают здесь с незапамятных времен, о чем свидетельствуют найденные при раскопках древних захоронений инков изображения растений.

3. Его именем назван самый широкий пролив в мире, отделяющий Ю.Америку от Антарктиды.

4. Название этого водопада в переводе с индейского означает «Большая вода».

Учащиеся дают ответы:

А.Гумбольдт

Картофель

Пролив Дрейка

Игуасу

Физкультминутка

Предлагает отдохнуть

6 конкурс «Найди экватор»

Вывешивает на доске плакат с графиками годовых температур на различных широтах.

Учащиеся определяют на каком из графиков показан годовой ход температур на нулевой широте.

7 конкурс «Работа с картой»

Объясняет, что этот конкурс состоит из нескольких заданий.

1. Определить абсолютную высоту Амазонской низменности.

2. Определить какой город расположен выше над уровнем моря – Бразилиа или Буэнос – Айрес

3. Определить среднюю глубину Магелланова пролива.

4. Каково направление вашего путешествия, если вы спускаетесь по Амазонке к Атлантическому океану?

5. Какой остров Тасмания или Огненная Земля расположен южнее?

6. В каком направлении идет судно из Атлантического океана в

Тихий через Панамский канал?

Для ответов на подобные вопросы ребятам дается немного времени, ученики сами организовывают свою работу, они часто распределяют вопросы между членами команды, и от ответа каждого ученика зависит успех команды.

8 конкурс «Природа материка»

Учащимся предлагает фотографии или слайды различных животных, птиц или растений (Приложение к уроку 1)

Учащиеся называют представителя животного или растительного мира и отвечают в какой природной зоне он обитает.

9 конкурс «Номенклатура»

Дает задание поработать с картой каждой команде

Каждая команда получает контурную карту, на которой знаками вопроса отмечены географические объекты. Вторая контурная карта содержит вопросы о странах и столицах.

10 конкурс «Четвертый лишний»

Найти лишнее в списке и дать объяснение.

А) Амазонская, Ла-Платская. Мисисипская, Оринокская.

Б) Риу-Негру, Парана, Тапажос,Замбези.

В) Боливия, Мексика,Эквадор, Уругвай.

Г) Сантьяго, Гавана, Монтевидео, Лима.

Ответы учащихся:

А) Мисисипская низменность находится в Северной Америке

Б) река Замбези – в Африке

В) страна Мексика – в Сев. Америке

Г) Гавана- столица Кубы)

11 конкурс «Блиц турнир»

Данный конкурс проводит как игру со зрителями во время проведения какого-либо конкурса, на который отводится время (Приложение 2)

Заключительный этап

Зачитывает высказывание польского путешественника А.Фидлера: «.. тропические леса Амазонки! Кто-то метко заметил, что человек, попавший в них, дважды испытывает радость. В первый день, когда ослепленный сказочным богатством Амазонки он думает, что попал в рай, и последний, когда на грани безумства, он наконец удирает из этого «зеленого ада». Учитель просит учащихся ответить на вопрос: «Чем объяснить смысл столь эмоционального высказывания?»

Дают ответ на вопрос, высказывают свое мнение

Подведение итогов

Подводит итоги игры, награждает команду-победительница, выставляет оценки за работу на уроке.

Дают формативную оценку

Рефлексия

Проводят рефлексию

Приложение к уроку

Приложение 1

Весь гигантский мир Амазонии – болота. Леса, водотоки – обязаны своим существованием величайшей реке. В мире нет больше такого природного комплекса. Какие постоянные климатические факторы делают возможным существование этого удивительного мира?

Южноамериканский континент тоже получил от природы свою долю пустынь. Одна из самых необыкновенных и сухих зон земного шара простирается вдоль Тихоокеанского побережья между 3 и 30 ю.ш. Назовите эти пустыни и объясните их происхождение

В этом конкурсе обязательно задаю вопрос о ламе - альпако: почему живя на широте экватора она имеет длинную густую шерсть?

Кроме того, зачитывается легенда о вожде племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа. «Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесет мне ветку с того места. Где он свернул с дороги» - говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «ТЫ не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы.» Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия горы , но даже не пытался начать восхождение.» Третий, с веткой тополя даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника» Подобное поощрение и четвертому, с веткой крушины, он поднялся в гору до первой каменной осыпи. Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на пол пути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но его лицо светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин в твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».

Учащимся задается вопрос: «Почему вождь решил, что юноша дошел до вершины горы?»

Приложение 2

1. Самое крупное высокогорное озеро- (Титикака)

2. Самая длинная горная цепь на Земле – (Анды)

3. Самый высокий водопад на планете- (Анхель)

4. Самая большая змея – (Анаконда)

5. Самые крупные пауки – (Птицееды)

6. Самая маленькая птичка – (Колибри)

7. Самая высокая точка Западного полушария- (г.Аконкагуа)

8. Самая высокогорная столица мира – (Лима)

9. Самое ценное удобрение Южной Америки- (гуано)

#1057;амое легкое дерево – (бальза)

#1045;динственный представитель сумчатых за пределами Австралии – (опоссум)

12. Рыба – гроза людей и животных – (пиранья)

Приложение 5

8 класс. Урок – игра. Обобщение изученного.

Тема урока:

Что изучили за курс «Физическая география России». 8 класс

Общая цель:

Вспомнить, повторить закрепить основные сведения о физической географии России

Результаты обучения

Обобщение и систематизация, повторение материала

Источники

Физическая География России

Оборудование

Бумага А4, ручки, стикеры, ножницы, фломастеры, клей, раздаточный материал для чтения; кластер , презентация.

Тип урока

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний

Форма урока

Урок – игра

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Сегодня у нас с вами последний урок по курсу «Физическая география России». Мы будем повторять наши знания в ходе игры.

Приветствуют учителя

2. Вводное слово учителя

Как разноцветное ярчайшее панно,
Расцвечен красками степей и гор, и рек
Мой Казахстан, дарующий добро.
Мой суверенный край, живи из века в век
Во имя счастья твоего, о человек!

За учебный год мы совершили интересное путешествие по нашей стране. Познакомились с рельефом, климатом, водами, растительным и животным миром, природными комплексами нашей республики. Сегодня нам предстоит повторить и обобщить наши знания, проверить их на прочность, выполняя различные задания в ходе игры.

На территории России есть горы, которые поднимаются выше облаков – это Эльбрус, Дыхтау, Шхара, Казбек, Джангитау. Их вершины, как и Эверест, Килиманджаро, Монблан покорены мировыми альпинистами. Они видели эти горы во всех их величии и в их глазах сияла победа.
Сегодня каждой команде предстоит подняться на свою вершину. Перед вами (на доске и на партах схема «Высотная поясность») лежит один из «пятитысячников» страны. Высотные пояса горы – это задания, которые вам предстоит выполнить. Оценивать себя вы будете сами. С каждым выполненным заданием вы подниметесь на тысячу метров. Если вы выполните все задания, то окажетесь на вершине горы, и в ваших глазах тоже будет сиять победа.

Слушают учителя, рассматривают схемы

3. Представление команд. Знакомство с правилами игры

Предлагает командам представить себя и своих капитанов

Просит познакомиться с правилами игры (Приложение 1)

Команды называют имя команды и выходит капитан команды.

Изучают правила игры

4. Разминка

Задает командам по 6 вопросов (Приложение 2)

Отвечают на вопросы (без предварительной подготовки)
Команда, набравшая наибольшее количество баллов, начинает игру первая.

Физкультминутка

Предлагает провести физкультминутку

Проводят физкультминутку сами

5. Основные соревнования (этапы)

(Приложение 3)

Предлагает пройти командам следующие этапы:

Первый этап. Исторический.

Учитель зачитывает вопрос

Второй этап. «Узнай меня»

Каждой команде дает конверт, в котором находится текст.

Третий этап. «Узнай и покажи»

Задание: Зачитайте предлагаемый отрывок, определить природный район и показать его на карте.

Четвертый этап. «Литературный».

Предлагает прочитать отрывок из литературного произведения и стихотворение и назвать природную зону, а также ответить на вопрос

Пятый этап. «Биологический».

Предлагает ответить на вопросы, касающиеся заповедников

Шестой этап. «Пятый лишний»

Выберите лишнее. Объясните почему, вы это сделали.
Седьмой этап: «Географическая почта»

Каждая команда получает свою почту: это конверты с надписями «Рельеф», «Климат», «Почвы», «Воды», «Растительность», «Животный мир».

Восьмой этап: «семь чудес России»
Учитель показывает на запись, сделанную на доске

Команды проходят следующие этапы

Участники отвечают на вопрос учителя.

Зачитывают текст, называют природный компонент, заполняют схему «Природные компоненты»
Зачитывают предлагаемый отрывок, определяют природный район и показывают его на карте

Читают отрывок, стихотворение, определяют природную зону, отвечают на вопрос

Отвечают на вопросы в быстром темпе

Выбирают лишнее, объясняют свой выбор

Каждая команда собирает в свой конверт, как можно больше писем, относящихся к своей теме

Ученики поясняют, что это за чудо и где оно находится

6. Подведение итогов урока – игры (рефлексия)

Предлагает провести рефлексию. Прием «Телеграмма учителю»

Проводят рефлексию. Проводят оценивание

7. Домашние задание

Составить на урок- зачет по 20 вопросов

Записывают домашнее задание

Приложения к уроку

Приложение 1
Правила игры:
1. Играют 4-5 команд по 6 человек в каждой
2. Команда избирает капитана, название, эмблему
3. Каждой команде задается по 1 вопросу или 1заданию на каждом этапе игры.
4. Если команда не может справиться с заданием или отвечает неправильно, то имеет право отвечать любая другая команда
5. За правильный ответ команда получает фишку и поднимается на тысячу метров на схеме «высотная поясность»
6. На обдумывание одного вопроса дается одна минута
7. Выигрывает та команда, которая первой придет к вершине или приблизиться ближе всех к ней.
8. После завершения игры, ребята в командах обсуждают работу каждого и выставляют оценки в «Лист самоконтроля»
9. Разминка определяется очередность выступления команд

Приложение 2

Вопросы первой команде
1. На каком материке расположена Россия? (Евразия)
2. Чему равна площадь России? (17,2 млн.км2)
3. Назовите «цветные» горы в России? (Алтай Кызыл _ Чина)
4. Казахское поселение. (Аул)
5. Угольная столица России? (Кемерово)
6. Назовите типичные растения степей? (Ковыль, типчак)

7. Сколько раз можно встретить Новый год на территории России? (9)
8. Денежная единица России(руб)
9. Высшая точка России, ее высота? (Эльбрус 5642м)
10. Какие морские млекопитающие обитают в Каспийском море? (Тюлени)
11. Какая природная зона в России занимает самую большую площадь? (Тайга)
12. Самые распространенные растения(эндемики) нашей местности? (Кизил)

Вопросы второй команде
1. В каких частях света находится Казахстан? (Европа и Азия)
2. С какими государствами граничит Казахстан (Россия, Китай, Узбекистан, Туркменистан, Киргизия)
3. Какое место по площади занимает Казахстан в мире? (9)
4. Первый космонавт России ()
5. Самый древний город России (Керчь)
6. Животное степей, находящиеся под угрозой исчезновения? (Сайгак
7. Какова общая протяженность границ России? (60932км.)
8. Какая из протекающих рек в России самая длинная? (Лена)
9. В каком году началось освоение целины? (1954 г.)
10. В каких природных зонах расположен Казахстан? (лесостепи, степи, полупустыни, пустыни)
11. Крупнейшие озера России (Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское)
12. Степное растение, придающее ей колорит и красоту занесенное в красную книгу? (Тюльпан)

Приложение 3

Первый этап. Исторический.
1. Кто из ученых древнего Востока, родившийся в городе Отраре, дополнил сведения арабских путешественников о казахской земле, астрономическими исследованиями?

Абу Насыр аль - Фараби
2. Первым трудом о географии Казахстана является книга «Оренбургская топография». Кто автор этой книги?

П.И. Рычков
3. За исследование этого горного массива в 1856 – 1857 гг. этот путешественник получил почетную приставку к своей фамилии. Кто он?

П.П.Семенов – Тянь - Шаньский
4. Кем были открыты месторождения медной руды в Жезказганском регионе в 1931 – 1934 гг.

К.И.Сатпаев

Второй этап. «Узнай меня»

Тексты для 1 команды:
«В.В. Докучаев назвал этот природный компонент зеркалом природы, подчеркивая тем самым, что он отражает взаимодействие всех компонентов природы, являясь результатом этого взаимодействия»

Почва

«Этот природный компонент оказывает влияние на все другие компоненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность человека… Отличается большим разнообразием, на его формирование оказывают влияние четыре группы факторов: географическое положение, солнечная радиация, движение воздушных масс, подстилающая поверхность». Климат

Тексты для 2 команды:
«Этот природный компонент играет огромную роль в жизни и деятельности человека, без него нет жизни. Крупнейший климатолог А.И. Воейков писал, что это «…продукт климата». Однако он связан не только с климатом, но и с другими компонентами природы».

Вода или внутренние воды
«Этот природный компонент очень разнообразен. Приспосабливается к определенным условиям существования, распространение его зависит от климатических условий, растительности и характера почв».

Животный мир

Третий этап. «Узнай и покажи»
Тексты для первой команды
«Этот природный район расположен в центре Казахстана, очень богат полезными ископаемыми: углем, медью, золотом, полиметаллическими рудами. Климат сухой, континентальный. Главные реки – Ишим, Нура, Сарысу. Этой части Казахстана выдающийся казахский народный композитор Курмангазы посвятил один из своих кюев с таким же названием.

Казахский мелкосопочник
Площадь этой равнины более 3 млн.км2 . в Казахстан заходит лишь юго-восточная часть. Главная особенность ее рельефа – равнинность. Основным богатством является нефть. Самое большое озеро равнины имеет среднюю глубину 51 м, площадь 17700 км2. территория издавна заселена.

Восточно-Европейская равнина

Текст для второй команды
Эта горная территория расположена на востоке республики. Она образовалась в палеозойское время. Богата полезными ископаемыми: золотом, серебром, полиметаллами. Вершины гор покрыты ледниками, а склоны густыми лесами – горной тайгой. Почти половина лесных богатств Казахстана находится здесь. Леса состоят из кедра, пихты, ели, осины и березы с такой высокой травой, что она закрывает всадника с головой.

Алтай
«В переводе с тюркского языка означает «пояс». На территории Казахстана находится южная часть района. Много карстовых воронок, пустот, пещер. Континентальность климата нарастает с северо-запада на юго - восток»

Урал


Четвертый этап. «Литературный».

Задания первой команде
1. Прочитайте отрывок из произведения М.А. Шолохова, определите, какая природная зона описывается.
Из гербария выберите растения, которые относятся к этой природной зоне. «Вызрел ковыль. Ветер упруго принимал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа. Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро…»

Степь. Ковыль, полынь, типчак, тимофеевка, мятлик луговой

2. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы
Змеи без воды прожить сумеют,
Их соседки ящерицы – тоже.
Суслик терпит без воды и ежик,
Черепаху жажда не тревожит.
Лишь джейран, красавец длинноногий,
Он да серна – без питья ни шагу,
Под песком горячим землю роют –
Ищут притаившуюся влагу.
Воду за десятки верст учуют,
Ночью к ней поскачут, как на крыльях.
Снова в поисках воды кочуют,
Но изнемогают от бессилья.
(К. Тангрыкулиев)
Как животные приспособились к условиям пустыни?

Задания второй команде
1. Прочитайте отрывок из стихотворения, ответьте на вопросы:
«Как велика моя страна
Как широки ее просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы…
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга»
(Н.Забила)
Что можно сказать о величине территории России? Какова протяженность страны с севера на юг и запада на восток

2. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы
Из далекой пустыни
До приволжских степей,
Словно тучи густые,
К нам пески суховей.
Угрожая посевам
Обжигать ковыль,
С печенежским напевом
Гнал он знойную пыль.
О каких ветрах говорится в стихотворении? Какой вред они приносят сельскому хозяйству.

Пятый этап. Биологический.
1. Сколько заповедников на территории России? (103)
2. Назовите самый старый заповедник России? (Баргузинский природ.биосф)
3. В Аксу – Джабаглинском и Алматинском заповедниках особо охраняется хищное млекопитающее, являющееся символом государства?
Назовите это животное? (Снежный барс или Ирбис)
4. Назовите заповедник, в котором находится самое северное в мире гнездование редких птиц – фламинго. (Коргальджинский)

Шестой этап. «Пятый лишний»
Задание первой команде
Чернозем, каштановые, солонцы, бурые, песчаные, подзолистые.
Лесостепь, степь, тундра, полупустыня, пустыня.
Задание третьей команде
Тянь-Шань, Алтай, Саур - Тарбагатай, Кавказ
Иртыш, Урал, Или, Сырдарья, Волга

Приложение 6

Проблемные вопросы и задания по темам

Литосфера 6 класс

  1. Как можно объяснить многообразие горных пород и минералов? В процессе изучения темы «Породы, слагающие земную кору». Учитель организует работу учащихся с образцами горных пород и минералов, подводит к самостоятельному выводу и формулирует перед ними проблему.

На основе работы с минералами и горными породами приходят к выводу о разнообразии горных пород и минералов.

2. Осознают поставленный вопрос.

3. Под руководством учителя ищут причины, объясняющие многообразие горных пород, усваивают приём их классификации

  1. Каковы причины разнообразия залегания горных пород? Перед изучением темы «Движения земной коры».

Учитель организует работу учащихся с картинами, фотографиями и подводит их к выводу о разнообразии залегания горных пород. Формулирует проблему Целенаправленное восприятие нового материала.

  1. Решение основного и частных вопросов темы.
  2. Осознание причин и следствий изучаемых явлений

Рельеф Земли 7 класс

1. Чем объясняется разнообразие рельефа Земли? В качестве основной познавательной задачи уроков, посвящённых изучению рельефа поверхности суши. Просматривают д/ф «Формы поверхности суши».

2. Работают с контурной картой, на которую наносят крупнейшие горы и равнины Земли.

3. Самостоятельно делают вывод о разнообразии Земли и формулируют вопрос: чем объясняется разнообразие рельефа Земли?

4. Анализируют проблемную ситуацию, в основе которой лежит противоречие между прежними знаниями и новыми фактами и явлениями.


Африка 7 класс

1. Какие особенности рельефа Африки вы можете выявить на основе работы с картой? Попытайтесь объяснить их. Перед изложением учителем нового материала по теме «Рельеф материка» анализируют физическую карту Африки и выявляют следующие особенности рельефа материка:

А) преобладание равнинного рельефа,

Б) среди равнин преобладают возвышенности и плоскогорья;

В) резкие различия в рельефе отдельных частей материка.

2. Сравните рельеф Северной и южной Африки (Западной и Восточной). Какие причины объясняют выделенные вами различия? В процессе изучения нового материала «Рельеф Африки» работают с картами атласа, в процессе самостоятельной работы составляют характеристику рельефа отдельных частей материка, проводят сравнение, объясняют причины различий.

3. Почему в Южной Африке в пределах тропического климатического пояса выделяются две климатические области, а в Северной – одна? При закреплении материала отвечают на вопрос самостоятельно или с помощью учителя. Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье океана, выпадет меньше осадков, чем в самых сухих районах Сахары?

4. Сравните почвенные разрезы экваториальных лесов и саванн. Почему в красно-жёлтых ферраллитных почвах мало перегноя, при всём богатстве растительного мира? В процессе изучения нового материала самостоятельно отвечают на вопрос, делают вывод об условиях образования почв, их мощности и плодородии.

5. Пустыня – закономерность или аномалия? Постановка познавательной задачи перед изучением новой темы. Осознают задачу, участвуют в эвристической беседе:

  1. Докажите, что природа пустыни разнообразна.
  2. Покажите, что пустыня Калахари представляет собой своеобразный природный комплекс. Какие условия привели к её образованию?
  3. Почему на побережье Атлантического океана образовалась пустыня Намиб?

Австралия 7 класс.

1. Как вы думаете, почему рельеф Австралии сравнительно прост? В процессе изучения нового материала, работают с картой, выявляют характерные черты рельефа Австралии, осознают вопрос учителя, по картам ищут ответ на него, выполняют задания учителя, например:1. Сравните рельеф Африки и Австралии. Почему в Австралии низменности занимают большие площади, чем в Африке?

2. Австралия единственный материк на котором нет действующих вулканов и оледенения. Почему?

3. В чём причина своеобразия органического мира Австралии? Почему именно в Австралии много эндемиков? При закреплении темы «Природные зоны» самостоятельно отвечают на поставленный вопрос, учитель задаёт наводящие вопросы.

Южная Америка 7 класс.

  1. Объясните почему полезные ископаемые Анд и восточной части материка различного происхождения. С помощью каких карт атласа вы обоснуете свою точку зрения? В процессе изучения нового материала, по карте изучают полезные ископаемые Южной Америки, делают вывод о различиях состава полезных ископаемых западной и восточной частей материка, самостоятельно формулируют вопрос и отвечают на него.
  2. В чём заключается основное различие между экваториальным и тропическим влажным климатом? При закреплении пройденного материала самостоятельно отвечают на поставленный вопрос.
  3. Сравните экваториальный климат Африки и Южной Америки. Чем объясняется, что в экваториальном климатическом поясе Южной Америки осадков выпадает больше, чем в экваториальном поясе Африки? В ходе изучения темы «Климат Южной Америки», самостоятельно отвечают на поставленный вопрос.
  4. Как бы изменился климат Южной Америки, если бы Анды находились бы на востоке материка? При проверке уровня усвоения материала, участвуют в эвристической беседе, в ходе которой высказывают свои предположения и обосновывают их.

Северная Америка 7 класс.

  1. Установите черты сходства между Кордильерами и Андами. Объясните их. При закреплении изученного на уроке материала самостоятельно проводят сравнение, выявляют черты сходства и различия и объясняют их.
  2. Изменился бы климат Северной Америки, если бы Кордильеры находились на востоке материка? При проверке уровня усвоения материала, участвуют в эвристической беседе, в ходе которой отвечают на вопрос.

3. Как изменяется температура января на территории Северной Америки при движении с запада на восток по параллели 500 с.ш.? Объясните эти изменения

В качестве домашнего задания, самостоятельно отвечают на вопрос, применяя знания, полученные при изучении климата Северной Америки.

  1. В чём особенности расположения природных зон в Северной Америке? Постановка познавательного вопроса перед изучением новой темы. Осознают познавательный вопрос, что способствует целенаправленному восприятию нового материала; работают с картами атласа, картинами.

Евразия 7 класс.

1. Какими причинами объясняется разнообразие рельефа материка? Постановка познавательного вопроса перед изучением новой темы. Осознают познавательный вопрос, что способствует целенаправленному восприятию нового материала; в ходе работы с картами атласа, в процессе беседы с учителем выявляют особенности рельефа материка и объясняют их.

2. Сравните строение и рельеф Северной Америки и Евразии. Отберите признаки для сравнения. Определите, в чём сходство, а в чём различие рельефа двух материков. Объясните их. В качестве домашнего задания, самостоятельно сравнивают, выявляют черты сходства и различия, объясняя их.

3. Сравните Аппалачи и Тянь-Шань. Почему Тянь-Шань относится к высочайшим горам мира? При повторении уровня усвоения материала, выполняют все этапы решения проблемы:

  • Осознание проблемы, вскрытие противоречия (Аппалачи и Тянь-Шань образовались примерно в одно время, но различаются строение м высотами);
  • Формулирование гипотезы;
  • Доказательство гипотезы;
  • Общий вывод.
  1. Пользуясь картами , объясните почему в Евразии и в Северной Америке на одних и тех же широтах формируются различные типы климата. При обобщении знаний, применяют ранее полученные знания в новой ситуации, закрепляют умение решать проблемы (выявлять противоречия, формулировать гипотезу, делать обобщающий вывод).

Приложение № 7

Зачётный тест по теме «Атмосфера» (6 класс)

Цель урока: оценить и проверить усвоение материала раздела «Атмосфера».

А) Выберите правильный ответ:

1. В районе полюсов мощность тропосферы:

А) наименьшая;

Б) наибольшая;

В) средняя.

2. В какое время летом, при ясной погоде, наблюдается наибольшая температура воздуха:

А) в полдень;

В) после полудня.

Б) до полудня;

3. Смена времён года вызвана:

А) вращением Земли вокруг своей оси;

Б) вращением Земли вокруг солнца;

В) наклоном земной оси;

Г) орбитой годового вращения Земли.

4. 23 марта лучи солнца падают под прямым углом:

А) на экватор;

Б) на северный тропик;

В) на южный тропик.

5. 22 июня солнце в зените:

А) над экватором;

Б) над северным тропиком;

В) над южным тропиком.

6. На какой высоте проходит верхняя граница атмосферы:

А) 10 км;

Б) 30 км;

В) 1000 км;

Г) 3000 км.

7. Нормальное атмосферное давление:

А) 750 мм рт.ст.

Б) 740 мм рт.ст.

В) 760 мм рт.ст.

Г) 745 мм рт.ст.

8. Указать ветер, который днём дует с моря (озера) на сушу, а ночью с суши на море:

А) пассат;

Б) бриз;

В) муссон;

Г) фён.

9. О каких облаках идёт речь? Часто разражаются грозовыми дождями.

А) перистые;

Б) слоистые;

В) кучевые.

10. К дням равноденствий относятся следующие даты:

А) 22 июня;

Б) 23 сентября;

В) 22 декабря;

Г) 21 марта.

Б) Установите соответствие

11. Установите соответствие приборов и элементов погоды:

А) барометр

1) температура

Б) осадкомер

2) скорость ветра

В) термометр

3) количество осадков

Г) флюгер

4) направление ветра

Д) гигрометр

5) атмосферное давление

Е) термометр

6) влажность воздуха

12. Определите принадлежность данных видов осадков

1) дождь

а) твёрдые

2) изморозь

б) жидкие

3) крупа

в) из облаков

4) гололёд

г) из воздуха

5) снег

6) роса

7) морось

8) иней

9) град

13. Установите соответствие.

А) северный тропик

1) 23,5° с. ш.

Б) южный тропик

2) 90° ю. ш.

В) северный полярный круг

3) 23,5° ю. ш.

Г) южный полюс

4) 23,5° ю.ш.

Приложение № 8

Зачётный тест по географии, 7 класс

Цель урока: оценить и проверить усвоение материала курса

А) Выберите правильный ответ:

1. Общая площадь поверхности земного шара?

А) кв. км.

Б) кв.км.

В) млн. кв. км.

2. Самый большой по площади материк?

А) Евразия

Б) Африка

В) Северная Америка

Г) Южная Америка

Д) Австралия

Е) Антарктида

3. Кто первым создал географическую карту?

А) Эратосфен

Б) Аристотель

В) Геродот

Г) Диоген

4. Уменьшенное плоское изображение земной поверхности называется…

А) карта

Б) глобус

В) план местности

5. Для того чтобы перенести с глобуса на карту точное изображение земной поверхности используют…

А) масштаб

Б) картографические проекции

В) условные обозначения

6. Твёрдая оболочка Земли, охватывающая земную кору и верхнюю часть мантии, называется…

А) биосфера

Б) атмосфера

В) литосфера

7. Кто основал теорию литосферных плит?

А)А.Гумбольдт

Б) А. Вегенер

В) Х. Колумб

8. Как изменяется количество солнечного тепла, поступающего на Землю, от полюсов к экватору?

А) увеличивается

Б) уменьшается

В) не изменяется

9. В каком поясе больше всего выпадает осадков?

А) в арктическом

Б) в тропическом

В) в экваториальном

10. К холодным течениям относятся:

А) Перуанское и Гольфстрим

Б) Гольфстрим и Калифорнийское

В) Калифорнийское и Перуанское

11. Какие живые организмы увеличивают количество кислорода в водах океана?

А) нектон

Б) фитопланктон

В) бентос

Г) зоопланктон

12. В каком океане больше всего островов?

А) в Тихом

Б) в Атлантическом

В) в Индийском

13. Почему пресная вода не иссякает?

А) существуют океаны и моря

Б) реки и озёра

В) круговорот воды в природе

14. Какая основная причина морских приливов?

А) океанические течения

Б) притяжения воды луной

В) ветры

15. Что такое архипелаг?

А) вулканические острова

Б) коралловые острова

В) группа островов

16. Какие из этих названий относятся к Австралии?

А) горы Атлас, остров Ява

Б) о. Тасмания, Большой водораздельный хребет

В) Сидней, Каир

Г) пустыня Виктория, пустыня Намиб

17. Самая высокая точка Африки (5895м)?

А) Маргарита

Б) Килиманджаро

В)Тахат

18. Кто из учёных открыл водопад Виктория на реке Замбези?

А) Васко да Гама

Б) Давид Ливингстон

В) Генри Стенли

19. Какое явление является причиной суточной ритмичности?

А) вращение Земли вокруг Солнца

Б) вращение Земли вокруг своей оси

В) все утверждения верны

20. К антропогенным природным комплексам относят:

А) пашни, сады, парки, материки

Б) сады, реки, водохранилища, каналы

В) парки, водохранилища, каналы, пашни, сады

Приложение № 9

Зачётный тест по теме «Население и трудовые ресурсы», 9 класс

Цель урока: оценить и проверить усвоение материала раздела «Население и трудовые ресурсы».

А) Выберите правильный ответ:

1. Наука о населении, изучающая его численность, естественное движение, состав и структуру:

A) Демография.

B) Социология.

С) Обществоведение.

D) Статистика.

Е) Культурология.

2. В каком году проводилась первая национальная перепись населения:

А)1959.

В) 1970.

С) 1979.

В) 1989.

E)1999.

3. Переселение людей из одной местности в другую:

А) Путешсствие.

B)Миграция.

С) Естественный прирост.

D) Депортация.

Е) Движение.

4. Естественный прирост населения - это ...

А) Разность между числом прибывших и выбывших людей.

В) Переселение людей из одной местности в другую.

C) Разность между числом родившихся и умерших.

D) Увеличение количества умерших.

Е) Увеличение количества родившихся.

5. Относительные демографические показатели пересчитывают на 1000 жителей и выражают в:

А) Промилле.

В) Тыс. чел.

С) Млн. чел.

D) Процентах.

Е) Чел/км2.

6. Меры, принимаемые государством для воздействия на рождаемость в стране:

А) Либерализация.

В) Дискриминация.

С) Инновационное развитие.

D) Демографическая политика.

Е) Депортация.

7. Численность населения России составляет:

А) 128 млн. чел.

В) 145 млн. чел.

C)15 млн. чел.

D) 176 млн. чел.

Е)183 млн. чел.

8. Область, имеющая самые низкие в стране показатели рождаемости:

А) Северо-Казахстанская.

В) Костанайская.

С) Павлодарская.

D) Акмолинская.

Е) Восточно-Казахстанская,

9. Область, лидер «по молодости» населения в стране, где пожилые люди составляютвсего 5,8 % ее жителей:

А) Западно-Казахстанская.

В) Актюбинская.

С) Мангистауская.

D) Атырауская.

Е) Кзылординская.

10. Население, способное к трудовой деятельности:

А) Экономически активное население.

В) Трудовые ресурсы.

С) Иностранные рабочие.

D) Население, занятое в производственной сфере.

Е) Пенсионеры и подростки.

11. Трудоспособное население, участвующее в общественном производстве или желающее в нем участвовать:

А) Население, занятое в производственной сфере.

В) Население, занятое в непроизводственной сфере.

С) Экономически активное население.

D) Трудовые ресурсы.

Е) Иностранные рабочие.

12. Самый многочисленный класс социальной структуры современного российского общества:

А) Мелкие собственники.

В) Предприниматели.

С) Помогающие члены семьи.

D)Наемные работники.

Е) Безработные.

13. В какой отрасли экономики работают больше всего населения страны?

А) Промышленность.

В) Строительство.

С) Сельское хозяйство.

D) Сфера услуг

Е) Транспорт.

14. Переселение людей из одной местности в другую:

А) Ассимиляция.

В) Дестабилизация.

С) Путешествие.

D) Миграция

Е) Инфляция.

15. Эмиграция-это...

А)Выезд из страны.

В) Въезд в страну.

С) Возвращение выезжавших на историческую родину.

D) Насильственное переселение людей.

Е) Переселение людей в поисках убежища.

16. Возвращение людей, выезжавших на историческую родину:

А) Эмиграция.

В) Иммиграция.

C) Реэмиграция.

D) Депортация.

Е) Вынужденная миграция.

17. Депортация - это . . .

A) Насильственное переселение из родных мест целых народов.

В) Перемещение людей в поисках убежища.

С) Въезд с нарушением законов страны иностранных граждан.

D) Естественное движение населения.

Е) Сальдо миграции.

18. Количество народностей, живущих на территории России:

A) 110

В) 120.

C) 130

D) 140

Е) 150.

19. Народность, занимающая второе место по численности в России после русских:

А) Украинцы.

В) Узбеки.

С) Немцы.

D) Евреи.

Е) Татары.

20. Самая крупная по численности языковая семья страны:

A) Алтайская.

В) Индоевропейская.

С) Северокавказская.

В) Сино-тибетская.

Е) Уральско-юкагирская

Библиографический список:

#1041;абанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.;1989.

#1044;ушина И.В. Педагогические технологии обучения географии. География в школе №

#1050;рылова О.В. Современный урок. География в школе №

#1053;овенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. География в школе №

#1055;антелеева Н.К. Реферат-Один из активных видов самостоятельной деятельности учащихся. География в школе №

#1057;катова Н.Н., Попова Е.А. Современные педагогические технологии: групповая работа на уроках географии. География в школе №

#1059;ткина И.Ю. Развивающее обучение невозможно без карты. География в школе №

#1065;укина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М..: Педагогика, 1988.

#1071;ковлева Н.В. Уроки учительского мастерства. Волгоград.2009.

10. Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...