Формирование информационных компетенций.
статья по информатике и икт (10 класс) по теме

Чеснокова Татьяна Сергеевна

Работа содержит теоретический и практический материал, который применется на уроках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_informacionnyh_kompetenciy.doc665 КБ

Предварительный просмотр:

 РАБОТА НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Содержание

Введение                                                                                                         3

Основная часть

  1. Определения, ключевые компетенции                                                4
  2. Задания по информационной компетенции                                        5
  3. Использование прикладного программного обеспечения                        8
  4. Мультимедийные презентации                                                                  10

Заключение                                                                                                             11

Список используемых источников                                                                      12

Приложения                                                                                                           13


Введение

В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, появляются новые информационные технологии. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, в том числе информационной компетенцией.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы компетентностей. Овладение универсальными учебными действиями дают учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Цель данной работы заключается в изучении и разработке системы средств и условий формирования информационной компетентности учащегося на уроке информатики.

Основная часть

Определения, ключевые компетенции

Универсальные учебные действия — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных областях познания.

Компетентность – умение активно использовать полученные данные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности.

Компетенция – 1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу ли организации в решении конкретных вопросов; 2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной техники и технологии; 3) во взаимоотношениях людей; 4) в практической жизни при выполнении социальных ролей. Целью компетентностного подхода является качество образования, особенностью компетентного обучения является усвоение не «готового знания», а организация учебного процесса, в котором исследовались бы условия происхождения и становления данного знания. Результатом обучения, как отмечено в Стратегии модернизации образования, должен стать набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Четкое основание для иерархии ключевых компетенций предложено А.В. Хуторским. В качестве такого основания он предлагает использовать дифференциацию содержания образования. Его можно разделить на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей), предметное (для каждого учебного предмета). В соответствии с этим все существующие компетенции целесообразно представить в трехуровневой иерархии

·         ключевые – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

·         общепредметные – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

·              предметные – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов».

А.В. Хуторской выделил 7 ключевых компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция. 

2. Общекультурная компетенция. 

3. Учебно-познавательная компетенция. 

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативная компетенция.

6. Социально-трудовая компетенция. 

7. Компетенция личностного самосовершенствования. 

 

Диагностические и формирующие задания по информационной компетенции.

Есть несколько оснований для классификации, связанных с особенностями информации и способах её переработки:

1. Количество источников информации, с которыми одновременно работает ребенок. В зависимости от возраста и степени сформированности соответствующей компетенции это может быть один, два, три, четыре и даже пять источников. В зависимости от полноты использования предложенных материалов учитель может судить о широте рассматриваемой компетенции. В перспективе именно эта серия заданий, связанная с варьированием количества источников, служит основой для формирования навыка написание реферата, обзора по какой-либо проблеме и т.п.

2. Объем предлагаемого материала. В зависимости от характера источника информации объем может исчисляться по-разному: количество слов (для учащихся начальной школы), количество предложений, абзацев, параграфов, страниц и т.п.

3. Способ предъявления информации. Для учащихся информация может быть предложена в виде текста, содержащем только необходимую информацию; это может быть текст, содержащий избыточную информацию, внутри которой ученик должен найти те факты, которые необходимы; это может быть рисунок, схема, репродукция, график, таблица и т.п. Особо можно выделить аудио и видео-информацию, которая тоже должна использоваться педагогом для формирования информационной компетенции.

 4. Сложность источника информации. Источник может быть простым, то есть содержать информацию одного вида – только текст, только картинка или только таблица, а может быть сложным, содержащим аудиовизуальную (музыка – картина) или вербально-графическую (текст – график / диаграмма) информацию.

5. Характер взаимоотношений источников информации. Данные взаимоотношения задаются формулировкой задания по первичной обработке и систематизации информации, содержащейся в источниках. По характеру взаимоотношений можно выделить:

-        совпадение информации;

-        подчинение одной информации другой (одна информация внутри другой;

-        пересечение одной и другой информации (сведения имеют общую часть);

-        противоречие одной и другой информации (одна информация исключает другую);

-        противопоставление одной информации другой (поиск общего основания для двух сведений, которые несут в себе противоположную информацию, но не исчерпывают всего объема информации по вопросу).

6. Самым сложным, но при этом самым существенным в технологии, связанной с формированием информационной компетенции, является поэтапное усложнение деятельности учащихся по осмыслению, обработке и переработке информации.

 

Информационная  компетенция включает две группы базовых компетенций:

1) компетенции работы с информацией: осознание потребности  в  информации;  выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание  нового знания;                                                                                                      

2) компетенции использования  информационных   технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники);  поиск информации  в  Интернете; сетевое взаимодействие.

Показателем  информационной  компетентности  становится создание новых  информационных  продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, электронных пособий и разработок).

Использование прикладного программного обеспечения.

Помимо изучения прикладных программ как таковых, что входит в обязательный минимум знаний и умений по информатике, программное обеспечение используется учащимися при выполнении разнообразных заданий, направленных на развитие информационной компетентности.

Освоение программ специального назначения (САПР, редактор Web-страниц, систем процедурного и объектно-ориентированного программирования, издательские системы) носит организованный характер при изучении информатики на профильном уровне (программа Н.Д. Угриновича). Указанное направление также находит отражение при организации индивидуальной работы с учащимися, проявляющими интерес к данной области знаний.

Рисунок 2

Рисунок 1

Использование компьютерных учебников, словарей, справочников, энциклопедий.

Работа с мультимедийной гипертекстовой системой формирует способность к самостоятельной деятельности по получению знаний и развитию умений.

Использование Интернет-ресурсов.

Данный способ деятельности возможно использовать не только при изучении темы «Сети. Интернет», но и для поиска информации при подготовке информационных работ, просмотра ресурсов виртуальных музеев, знакомства с информационными ресурсами электронных библиотек, поиска информации в электронных энциклопедиях, посещения виртуальных научно-исследовательских лабораторий и т.п.

Особое внимание при использовании Интернет-ресурсов обращаем на формирование этического отношения к информации, овладение знаниями об авторском и смежных правах, социально-правовых аспектах создания и использования информационных объектов.

Использование тестовых и автоматизированных систем контроля

Электронные контролирующие системы могут быть использованы учащимися на уроке (и, что очень важно, дома) для осуществления объективного автоматизированного контроля уровня обученности. Помимо контролирующе-оценивающей функции, данная технология способствует развитию пользовательских навыков, исключает субъективный фактор, объединяет во времени.

Рисунок 3

Мультимедийные презентации

Они прочно вошли в школьную жизнь. Практически каждый учитель, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе. Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а так же предполагаемой аудитории. Приложения 1-4.

        

        

        

Рисунок 4

        

        

Плакатный слайд

        

Заключение

Одной из важнейших задач современной системы среднего образования является подготовка школьников к жизни в информационном обществе. Приобрести навыки эффективного использования информационных технологий учащиеся могут лишь, когда учебный процесс компьютеризирован.
Мультимедийные средства объединяют в единое целое информацию разной природы – текст, звук, графику, фотографии, видео. Кроме того, интерактивные технологии позволяют моделировать процессы, которые сложно наблюдать в реальной жизни. С помощью интерактивных технологий их можно многократно просматривать, останавливая в нужные моменты, делать акценты, анализировать. При создании собственных презентаций учащиеся глубоко анализируют передаваемую информацию, естественно повышают свой интеллектуальный уровень. При выполнении работы проявляются творческие способности учеников.

В данной работе показана значимость формирования информационной компетенции учащихся. Было осуществлено изучение Интернет-источников по данной теме.

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Использование информационных технологий универсальных (базовых), мультимедиа-технологий, сетевых технологий на уроках и во внеурочное время позволяют решать задачу  формирования информационной компетентности учащихся.

Список используемых источников

  1. http://mon.gov.ru/
  2. http://www.edu.ru
  3. https://sites.google.com/site/bibliotekapoipkro/informacionnaa-kompetentnost
  4. http://ito.edu.ru/2010/Rostov/III/III-0-10.html
  5. http://ikt45.ucoz.ru/publ/formirovanie_informacionnoj_kompetentnosti_uchashhikhsja/1-1-0-4
  6. http://kpolyakov.narod.ru/

Приложения

Приложение 1

        

        

        

Пример слайдов для выполнения практической и самостоятельной работ

Приложение 2

Слайд из презентаций-лекций

Приложение 3

Приложение 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной компетенции в процессе обучения младших школьников

Основные задачи: вызвать у школьников интерес к урокам физкультуры, позволив  ощутить красоту и радость движения;формировать жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;обучи...

Использование различных форм работы с текстом на уроках обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся

Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом. Для реализации этой цели необходимо научить школьников: выделять в тексте главные положения ...

Детский СОБР (Детский Сетевой Образовательный Ресурс) как средство формирования информационной компетенции учащихся

Широкий выбор программного обеспечения и новых информационных технологий даёт возможность учителю обеспечить высокий  уровень преподавания,  развить творческий потенциал ребёнка, форми...

Модульная технология как средство формирования информационных компетенций

Важным условием перехода на модульное обучение я считаю уровень сформированности информационных компетенций у обучающихся. Работая в школе,  я пришла к выводу, что процесс обучения является однос...