Рабочая программа для 6 класса
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (6 класс) по теме

Прахова Людмила Михайловна

Моя программа для 6-х классов на 2011-2012 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pr_6kl.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на заседании  кафедры учителей МФИ

Руководитель каф.___________

       Утверждена руководителем                                             образовательного учреждения
 
_________/  Шевораков А.В.                       /

/Л.М.Прахова /                                    

«31» августа 2011 г.                                      «_1_» сентября 2011_г.
 
 
 

Рабочая программа

учебного курса Информатика и ИКТ в 6-х классах
(наименование предмета)


 
 
 

Составитель: Прахова Л.М.,

 учитель информатики


 
 

2011г.

Пояснительная записка.

В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ приобретает все большую значимость. Изучение информатики в школе способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных и коммуникационных технологий необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Согласно Федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 3-4 классах начальной школы, а затем продолжается в 8–9 классах основной школы. Официально зафиксированный на федеральном уровне разрыв в курсе «Информатика и ИКТ» не позволяет в полной мере не только реализовать потенциал этого предмета, но и выполнить требования стандарта в основной школе. При отсутствии возможности изучения предмета «Информатика и ИКТ» в 5-7 классах за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения учебный курс «Информатика» позволит сократить этот разрыв.

Учебный курс «Информатика» направлен на освоение школьниками широкого спектра умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий, являющихся значимыми как для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, так и для повышения эффективности освоения общеучебных умений в условиях информатизации образования.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5-7 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, можно изучать этот предмет, как в начальной школе, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.

Таким образом, «Информатика и ИКТ» в 5-7 классах может изучаться в качестве самостоятельного учебного предмета за счет часов компонента образовательного учреждения из расчета по 1 часу в неделю ежегодно. 

Введение непрерывного курса «Информатика и ИКТ» может быть реализовано, начиная с 5 класса, на основе УМК автора Л.Л.Босовой  При выборе программы и соответствующего УМК для преподавания пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» следует помнить о том, что УМК для изучения информатики и ИКТ в начальной школе (автор Матвеева Н.В.) и  УМК для изучения информатики и ИКТ в 5-7 классах (автор Босова Л.Л.) являются частью непрерывного курса преподавания информатики и ИКТ авторов Семакина И.Г. и Угриновича Н.Д

Данная  программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике от 05.03.2004г. № 1089, примерной учебной программы основного общего образования по информатике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263) и программы: Программа курса информатики для 5-7 классов общеобразовательной средней школы. Автор Босова Л.Л.,-М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5–7 классах  является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования  метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

  1. включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся  основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
  2. создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  3. показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
  4. расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств,  формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  5. организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  6. создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

В данной программе предлагается так называемый параллельный подход к изло жению учебного материала, когда в соответствии со структурой учебника в первой части урока идет изложение теоретического материала (глава «В мире информации»), а во второй части уро ка идет рассмотрение некоторых сведений по работе на компью тере (глава «Компьютер для начинающих») и освоение практи ческих навыков (глава «Компьютерный практикум»).

Место курса в базовом учебном плане. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Личностные образовательные результаты

  1. широкие познавательные интересы, инициатива  и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала  в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
  2. готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  3. интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  4. основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;  
  5. способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  6. готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
  7. способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  8. развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  9. способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  1.  уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  2.  владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
  3.  владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  4.  владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  5.  владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  6. широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
  7.  опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  8. владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  9. владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Учащиеся 6 класса по возрасту относятся к крайнему пределу младшего школьного возраста. В этот период ребенок приступает к систематической, общественно оцениваемой учебной деятельности. В психологии детей этого возраста еще сохраняются черты: недостаточное управление своим поведением, недостаточно произвольны отдельные психические процессы (восприятие, внимание, память и др.). Это может приводить к нарушениям дисциплины. Другой особенностью психических процессов является их конкретность, наглядно-образный характер. Младшие школьники лучше запоминают факты, события, описания внешнего вида предметов, людей. Наглядно-образный характер умственной деятельности имеет и свое положительное значение - создает фундамент для действительного, а не формального усвоения системы научных знаний в школе. Происходит развитие и абстрактного мышления, степень этого развития зависит от организации познавательной деятельности ребенка. К концу младшего школьного возраста возникает интерес к определенным предметам, главным образом таким, которые дают знания и новых фактах, событиях (история, география, естествознание). В жизни детей этого возраста большое место продолжает занимать игра.

Поэтому необходимо учитывать эти особенности при планировании уроков: применять наглядность, развивать мышление, использовать игровые технологии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

       

В результате изучения информатики ИКТ

Учащиеся должны знать:

  1. правила техники безопасности и организации рабочего места;
  2. основные объекты ОС;
  3. иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления.

Учащиеся должны уметь:

  1. пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  2. определять назначение файла по его расширению;
  3. выполнять основные операции с файлами;
  4. применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
  5. применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации.

Содержание курса информатики и ИКТ для 6  класса

Общее число часов – 34 ч.

1. Компьютер и информация (12 ч).

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.

Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1 «Работаем  с файлами и папками. Часть 1».

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».

Практическая работа №4 «Нумерованные списки».

Практическая работа №5 «Маркированные списки».

Учащиеся должны знать:

  1.  правила техники безопасности и при работе на компьютере;
  2.  состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
  3.  принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура.

Учащиеся должны уметь:

  1.  ориентироваться в типовом интерфейсе компьютера: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  2.  просматривать на экране каталог диска;
  3.  выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск.

Основные термины по разделу:

Компьютер, информация, файл, папка

2. Человек и информация (12 ч).

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №6 «Создаем таблицы».

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».

Практическая работа №8 «Строим диаграммы».

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».

Учащиеся должны знать:

  1.   основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
  2.   дополнительные возможности текстовых процессоров (созданий надписей, списков, таблиц, диаграмм).
  3.   виды кодирование графической информации

Учащиеся должны уметь:

  1.  выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
  2.  использовать дополнительные возможности текстовых процессоров;
  3.  сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
  4.  строить несложные растровые изображения с помощью одного из графических редакторов;
  5.  строить несложные векторные изображения с помощью графических возможностей текстового процессора;

Основные термины по разделу:

текстовый редактор, текстовый процессор, графический редактор.

3. Элементы алгоритмизации (8 ч).

Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Ханойская башня.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».

Практическая работа №13 «Power Point. Часы».

Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».

Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».

Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».

Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».

Учащиеся должны знать:

  1.   определение алгоритма, его свойства: понятия исполнителя и сочинителя, формального исполнения алгоритма;
  2. представление об исполнителях и системе команд конкретного исполнителя;
  3. способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков; 
  4. правила записи линейного  алгоритма; обозначения блоков;
  5. правила записи  разветвленного алгоритма;  обозначения блоков;
  6. понятие цикла, его разновидности.

Учащиеся должны уметь:

  1. применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков
  2. составлять алгоритмы и записывать их различными способами;
  3. составлять циклические алгоритмы;
  4. создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
  5. создавать несложную анимированную презентацию;
  6. сохранять файлы на диске и загружать с диска.

Основные термины по разделу:

слайд, презентация, мультимедийный документ.

Тематическое планирование по дисциплине «_Информатика___и ИКТ____»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

I.

Компьютер и информация

12

6

5,5

0,5

6

II.

Человек и информация

12

5,5

6

0,5

6,5

III.

Элементы алгоритмизации

8

4

3,5

0,5

4

 

Резерв

2

 

Итого

34

15,5

15

1,5

16,5


Календарно - тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Вид занятия (лекция, семинар пр.р, комбинированный)

Виды самост. работы (с.р. к.р, пр.р, зачет, тест)

Дата проведения   6 а

Дата проведения  6 б

Дата проведения  6 в

план

факт (1 гр)

факт (2 гр)

план

факт (1 гр)

факт (2 гр)

план

факт (1 гр)

факт (2 гр)

1

Компьютер и информация.

12

1.1

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

2.09

6.09

8.09

1.2

Файлы и папки.

Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Практическая работа

9.09

13.09

15.09

1.3

Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 1)

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Практическая работа

16.09

20.09

22.09

1.4

Двоичное кодирование числовой информации.

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 2)

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Практическая работа

23.09

27.09

29.09

1.5

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Работа с приложением Калькулятор

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Практическая работа

30.09

4.10

6.10

1.6

Тексты в памяти компьютера.

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1)

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Практическая работа

7.10

11.10

13.10

1.7

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2)

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Практическая работа

14.10

18.10

20.10

1.8

Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа.

1

Комбинированный урок

Практическая работа

21.10

25.10

27.10

1.9

Растровое кодирование графической информации.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

28.10

1.11

3.11

1.10

Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа №4 «Нумерованные списки»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Практическая работа

11.11

14.11

10.11

1.11

Единицы измерения информации.

Практическая работа №5 «Маркированные списки»

1

Комбинированный урок

Практическая работа

18.11

21.11

17.11

1.12

Контрольная работа.

Информация и знания.

Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1, 2)

1

Урок комплексного применения ЗУН

Контрольная работа.

25.11

28.11

24.11

2

Человек и информация

12

2.1

Чувственное познание окружающего мира.

Практическая работа №6 «Создаем таблицы»  (задания 3–4)

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Практическая работа

2.12

5.12

1.12

2.2

Понятие как форма мышления.

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Практическая работа

9.12

12.12

8.12

2.3

Как образуются понятия.

Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания1, 2)

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Практическая работа

16.12

19.12

15.12

2.4

Структурирование и визуализация информации.

Практическая контрольная работа

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

23.12

26.12

22.12

2.5

Содержание и объем понятия.

Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 3–5)

1

Комбинированный урок

Практическая работа

13.01

16.01

12.01

2.6

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1–3)

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Практическая работа

20.01

23.01

19.01

2.7

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания  4–7)

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Практическая работа

27.01

30.01

26.01

2.8

Определение понятия.

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1–3)

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Практическая работа

3.02

6.02

2.02

2.9

Классификация.

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (Задания 4–6)

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Практическая работа

10.02

13.02

9.02

2.10

Суждение как форма мышления.

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 1–3)

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Практическая работа

17.02

20.02

16.02

2.11

Умозаключение как форма мышления.

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 4–6)

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Практическая работа

24.02

27.02

1.03

2.12

Контрольная работа. Что такое алгоритм.

Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему»

1

Урок комплексного применения ЗУН

Контрольная работа.

2.03

5.03

15.03

3

Элементы алгоритмизации

8

3.1

Исполнители вокруг нас.

Логическая игра «Переливашки»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

9.03

12.03

22.03

3.2

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

23.03

19.03

5.04

3.3

Линейные алгоритмы.

Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы»

1

Комбинированный урок

Практическая работа

6.04

9.04

12.04

3.4

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа №14«PowerPoint. Времена года»

1

Комбинированный урок

Практическая работа

13.04

16.04

19.04

3.5

Циклические алгоритмы.

Практическая работа №15. «PowerPoint. Скакалочка»

1

Комбинированный урок

20.04

23.04

26.04

3.6

Контрольная работа.

Систематизация информации.

Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2»

1

Урок комплексного применения ЗУН

Контрольная работа.

27.04

30.04

3.05

3.7

Итоговый мини-проект.

Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу»

2

4.05-11.05

7.05-14.05

10.05-17.05

Резерв.

2


Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Учебно-методический комплект

6 класс

  1. Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5–7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

II. Литература для учителя

  1. Справочная система Microsoft Office PowerPoint.
  2. Справочная система Microsoft Office Word.
  3. Справочная система Microsoft Windows 2000/ХР
  4. Справочная система графического редактора Microsoft Paint
  5. Справочная система текстового редактора Microsoft WordPad
  6. Цикл видеолекций «Методика обучения информатике и ИКТ в 5–7 классах по УМК Босовой Л. Л.». URL: http://metodist.lbz.ru/content/video/bosova.php  (дата обращения: 21.08.10).

III. Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  2. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  3. Интерактивная доска.
  4. Проектор.
  5. Лазерный принтер черно-белый.
  6. Локальная вычислительная сеть.

IV. Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР.
  2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
  3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
  4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
  5. Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel.

Список литературы.

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  6. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  7. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

VI класс

Номер урока

Тематика урока

Параграф учебника

I четверть

1.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Ваш учебник, §1.1.

ЦОР 

Плакаты «Техника безопасности», «Компьютер и информация».

Презентации «Техника безопасности», «История вычислительной техники»

2.

Файлы и папки.

Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками»

§1.2

ЦОР 

Плакат «Как хранят информацию в компьютере».

Презентация «Файлы и папки»

3.

Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 1)

§1.3 (введение)

ЦОР 

Плакат «Цифровые данные».

Презентации «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1).

Файл Ошибка.doc

4.

Двоичное кодирование числовой информации.

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 2)

§1.3 (1)

ЦОР 

Плакат «Цифровые данные».

Презентация «Цифровые данные» (часть 1)

5.

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Работа с приложением Калькулятор

§1.3 (1)

ЦОР 

Плакат «Цифровые данные».

Презентация «Цифровые данные» (часть 1)

6.

Тексты в памяти компьютера.

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1)

§1.3 (2)

ЦОР 

Плакат «Цифровые данные».

Презентация «Цифровые данные»  (часть 2)

7.

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2)

§1.3 (2)

ЦОР 

Плакат «Цифровые данные»

Презентация «Цифровые данные»  (часть 2).

Файл Заготовка.doc

8.

Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа.

Практичес-кие работы №№1–3.

ЦОР 

Файлы для печати ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc

II четверть

9.

Растровое кодирование графической информации.

§1.3 (3)

ЦОР 

Плакат «Цифровые данные».

Презентация «Цифровые данные».

Файл Образец.bmp

10.

Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа №4 «Нумерованные списки»

§1.3 (3)

ЦОР 

Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные»  (часть 3); файлы: Слова.doc, Кувшин.doc

11.

Единицы измерения информации.

Практическая работа №5 «Маркированные списки»

§1.4

ЦОР 

Плакат «Как хранят информацию в компьютере».

Презентация «Единицы измерения информации».

Файлы Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc

12.

Контрольная работа.

Информация и знания.

Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1, 2)

§2.1

ЦОР 

Файлы для печати КР1_1.doc, КР1_2.doc.

Презентация «Информация и знания».

Файл Пары.doc

13.

Чувственное познание окружающего мира.

Практическая работа №6 «Создаем таблицы»  (задания 3–4)

§2.2

ЦОР 

Презентация «Чувственное познание».

Файлы Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc

14.

Понятие как форма мышления.

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице»

§2.3 (введение)

ЦОР 

Презентации «Мышление», «Понятие» (часть 1).

Файл Загадки.doc

15.

Как образуются понятия.

Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания1, 2)

§2.3 (1)

ЦОР 

Презентация «Понятие» (часть 2).

Файлы Задача1.doc, Задача2.doc

16.

Структурирование и визуализация информации.

Практическая контрольная работа

Практические работы №№4-8

ЦОР 

Файлы для печати ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc

III четверть

17.

Содержание и объем понятия.

Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 3–5)

§2.3 (2)

ЦОР 

Презентация «Содержание и объем понятия».

Файлы Задача3.doc, Задача4.doc, Задача5.doc

18.

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1–3)

§2.3 (3)

ЦОР 

Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1).

Файл Головоломка.bmp

19.

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания  4–7)

§2.3 (3)

ЦОР 

Презентация «Отношения между понятиями» (часть 2).

Файлы Клоуны.bmp, Флаги.bmp, Лепестки.bmp

20.

Определение понятия.

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1–3)

§2.3 (4)

ЦОР 

Презентация «Понятие»

21.

Классификация.

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (Задания 4–6)

§2.3 (5)

22.

Суждение как форма мышления.

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 1–3)

§2.4

ЦОР 

Презентация «Суждение».

Файл Домик.doc

23.

Умозаключение как форма мышления.

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 4–6)

§2.5

ЦОР 

Презентация «Умозаключение».

Файл Конструктор.doc

24.

Контрольная работа. Что такое алгоритм.

Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему»

§3.1

ЦОР 

Интерактивные тесты test5-1.xml, test5-2.xml.

Файлы для печати тест5_1.doc, тест5_2.doc

25.

Исполнители вокруг нас.

Логическая игра «Переливашки»

§3.2, §3.3

ЦОР 

Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1)

Виртуальная лаборатория «Переливашки»

26.

ЦОР 

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа

Практические работы №№8-9.

Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2).

Файлы для печати ПК3_1.doc, ПК3_2.doc, ПК3_3.doc

IV четверть

27-28.

Линейные алгоритмы.

Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы»

§3.4 (1)

ЦОР 

Плакат «Алгоритмы и исполнители».

Презентация «Типы алгоритмов» (часть 1).

Образцы выполнения задания — файлы Город.ppt, Дом.ppt, Лебеди.ppt, Муха.ppt, Часы.ppt, Читатель.ppt.

29-30.

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа №14«PowerPoint. Времена года»

§3.4 (2)

ЦОР 

Плакат «Алгоритмы и исполнители».

Презентация «Типы алгоритмов» (часть 2).

Образцы выполнения задания — файлы Времена года.ppt, Головные уборы.ppt

31-32.

Циклические алгоритмы.

Практическая работа №15. «PowerPoint. Скакалочка»

§3.4 (3)

ЦОР 

Плакат «Алгоритмы и исполнители».

Презентация «Типы алгоритмов» (часть 3).

Образцы выполнения задания — файлы Прыжки.ppt, Скакалочка.ppt

33.

Контрольная работа.

Систематизация информации.

Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2»

§1.2

ЦОР 

Интерактивные тесты test6-1.xml, test6-2.xml.

Файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc

34-35.

Итоговый мини-проект.

Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...