Открытый урок на тему "Человек и информация" 6 класс
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме

Зарипова Татьяна Васильевна

Здесь размещены конспект урока, презентация и тест по данной теме.

Материал представлен для проведения урока закрепления по теме "Человек и информация".

Компьютерный тест

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока61 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку469.5 КБ
Файл Тест90.59 КБ
Office spreadsheet icon Компьютерный тест30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по информатике для 6-го класса

по теме «Человек и информация»

уровень подготовки: средний

Цель урока: актуализировать и углубить знания о формах мышления, содержании и объеме понятия, отношениях между понятиями.

Задачи урока:

Образовательная:

  1. повторить основные понятия по теме;
  2. закрепить представление об общих подходах к сравнению понятий;

Развивающая:

  1. развить внимание;
  1. способствовать развитию мышления у учащихся.

Воспитательная:

  1. воспитать самостоятельность;
  2. воспитать аккуратность.

Тип урока: урок закрепления изученного материала

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа – проектор, презентация.

Знания и умения учащихся:

Учащиеся должны знать:

  1. чем является информация для человека;
  2. на какие две части можно разделить знания человека;
  3. основные формы мышления;
  1. основные логические приемы формирования понятий;
  2. как сравнивать понятия.

Учащиеся должны уметь:

  1. называть объекты и перечислять их признаки, различать существенные и несущественные признаки объектов;
  2. изображать отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера – Вена;
  3. делать умозаключения.

План урока:

  1. Орг. момент (2 мин)
  2. Сообщение целей и задач урока (1 мин)
  3. Актуализация знаний (30 мин)
  4. Самостоятельная работа (10 мин)
  5. Подведение итогов урока (1 мин)
  6. Д/з (1 мин)

Ход урока

  1. Орг. момент

Приветствие учащихся. Проверка посещаемости (если кто-то отсутствует, выяснить причину). Визуальная проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Сообщение целей и задач урока

В течение всей четверти мы изучали с вами очень важную тему «Человек и информация», в рамках которой узнали, чем же является информация для человека, какие существуют формы получения знаний человеком, что такое понятие, как оно образуется, как можно сравнить понятия, что есть еще такие формы мышления как суждение и умозаключение. Почему эта тема так важна? Да потому, что во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека. Каждый из вас стремиться познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, а может быть сделать научное открытие. Несомненно в этом нам помогает мышление. Есть даже такая наука – логика, которая изучает формы и способы мышления. И изучив эту тему, мы сделали первый шаг в изучении данной науки. С ней вам еще предстоит встретиться и на уроках информатики, математики, даже в высших учебных заведениях есть такая учебная дисциплина «Логика».

Ну а на сегодняшнем уроке нам предстоит понять на сколько хорошо вы усвоили данную тему, вспомнить основные понятия и применить их при выполнении конкретных заданий. И так приступим.

  1. Актуализация знаний

Задание 1. Заполните пробелы (учащиеся выполняют задания на интерактивной доске)

  1. Информация для человека – это __________________, которые он получает из различных источников

2. Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются для человека ___________________ и __________________.

3. Все знания можно разделить на две части: _______________ и _____________.

4. К ______________________ относятся знания о последовательностях действий, направленных на достижение некоторой цели.

5. К ______________________ относятся знания об определенных явлениях, событиях, свойствах объектов и зависимостях между объектами.

 Итак, мы с вами сказали о том, что сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются для человека понятными и новыми. Выполните пожалуйста следующее задание.

Задание 2. Определите являются ли для вас информативными следующие сообщения. Свой ответ поясните.

а) «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов»

б) «Одной из основных операций, производимых над массивами, являются операции сортировки или упорядочивания элементов массива по какому-либо признаку»

в) «Первый персональный компьютер фирмы IBM появился в 1981 году»

г) «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов»

д) «Если сумма цифр числа делится на три, то и само число делится на три»

е) «Компьютерный вирус – это специально написанная небольшая программа, которая может записывать сои копии в компьютерные программы, причем эти копии сохраняют возможность к «размножению»»

Задание 3. Определите, какие из ниже приведенных сообщений являются фактами, а какие правилами.

а) Я знаю, что Москва – столица России.

б) Я знаю, что Земля вращается вокруг своей оси.

в) Для того чтобы перейти дорогу, необходимо дойти до пешеходного перехода, затем посмотреть налево и убедившись, что нет приближающего транспорта, дойти до середины дороги, потом посмотреть направо и если машин нет, продолжить свой путь.

г) Для того, чтобы определить безударную гласную в корне, нужно подобрать однокоренное слово, где эта буква стоит под ударением.

д)  Я знаю, что автомобили «Жигули» выпускает Волжский автомобильный завод.

е) Для того, чтобы открутить гайку, необходимо взять гаечный ключ и вращать его против часовой стрелки, пока работа не будет выполнена.

Задание 3. Вспомните, пожалуйста, что такое понятие. Что отражается в понятии?

Задание 4. Перечислите с помощью каких логических приемов образуются понятия. Кратко охарактеризуйте эти приемы.

Задание 5. Проанализируйте условия следующих задач и дайте ответы.

  1. На столе стояло три стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
  1. Зажгли семь свечей, 2 из них погасли. Сколько свечей осталось?
  1. Чем кончается день? Ночь? Чем кончается лето и начинается осень?
  1. Старик купил трех коз и заплатил за них три рубля. По чему пошла каждая коза?

Задание 6. Отгадайте загадки.

  1. Без языка живет, не ест, не пьет, а говорит и поет.
  2. На что не взглянет этот глаз – все на картинке передаст.
  3. Моря есть – плавать нельзя, дороги есть – ехать нельзя, земля есть пахать нельзя. Что это?

Задание 7. Сравните между собой приведенные последовательности и найдите среди них такие, которые образованы при мощи одного и того же общего для них свойства.

а) 2, 4, 6, 8, 10,…

б) 2, 4, 8, 16, 32,…

в) 1, 2, 3, 4, 5,…

г) 2, 5, 8, 11, 14,…

Задание 8. Чем характеризуется понятие? Что такое содержание и объем понятия?

Задание 9. Что мы сравниваем при сравнении понятий? С помощью чего удобно представлять отношения между понятиями?

Задание 10. Укажите какие отношения между понятиями изображены на доске.

Задание 11. Изобразите отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера-Вена.

Задание 12. Что такое суждение? Перечислите виды простых суждений?

Задание 13. Составьте простые суждения, используя картинки на доске. Запишите в тетрадь.

Задание 14. Что такое умозаключение?

Задание 15. Постройте правильные умозаключения

1) Все имена существительные изменяются по падежам и числам. Слово «урок» - имя существительное. Следовательно, ...

2) Все ученики, которые учатся в первую смену, приходят в школу в 8 часов. Сережа учится в первую смену. Когда приходит в школу. Сережа?

3) Названия городов - имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит, ... .

4) Если числитель дроби меньше знаменателя, то дробь правильная. У дроби 3/8 числитель меньше знаменателя. Следовательно, ...

5) Все растения на свету поглощают углекислый газ. Тополь - растение. Следовательно, ...

6) Если ни один слон не может летать, и все птицы летают, то ...

  1. Самостоятельная работа.
  2. Подведение итогов

Выяснить у ребят, есть ли вопросы по данной теме. Отметить учащихся, которые активно работали на уроке.

  1. Домашнее задание

Повторить определения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Человек и информация (6 класс)


1.

Отметьте все понятия, содержащееся в предложении: "Сижу за решёткой в темнице сырой, вскормлённый в неволе орёл молодой" (М.Ю. Лермонтов)

решётка

сижу

темница

орёл

вскормлённый

2.

Отметьте все понятия

текстовый файл

компьютер - универсальное устройство, предназначенное для обработки информации

двоичная система счисления

графический формат

операционная система

файловая система определяет систему хранения файлов на любом внешнем носителе информации

3.

Укажите недостающее понятие:

Компьютер - память = человек - ...

уши

глаза

мозг

язык

руки

4.

Укажите недостающее понятие:

вечер - утро = осень - ...

зима

весна

лето

день

вечер

5.

Укажите недостающее понятие:

делимое - делитель = уменьшаемое - ...

слагаемое

частное

сумма

разность

вычитаемое

6.

Определить вид суждения: "Все ученики в школе получают знания"

общеутвердительное

общеотрицательное

частноутвердительное

частноотрицательное

7.

Определить вид суждения: "Ни один ученик школы не изучает теорию вероятностей"

общеутвердительное

общеотрицательное

частноутвердительное

частноотрицательное

8.

Определить вид суждения: "Некоторые прямоугольники не являются квадратами"

общеутвердительные

общеотрицательные

частноутвердительные

частноотрицательные

9.

Отметьте формы мышления

восприятие

понятие

анализ

синтез

умозаключение

суждение

обобщение

10.

Определите логическую связку следующего высказывания: "Второй день пасмурная погода и идёт дождь"

или

и

если ..., то ...

неверно, что ...

11.

Определите логическую связку следующего высказывания: "В выходной день мы пойдём в театр или на концерт"

или

и

если ..., то ...

неверно, что ...

12.

Определите логическую связку следующего высказывания: "Неверно, что все натуральные числа являются простыми"

или

и

если ..., то ...

неверно, что ...

13.

Определите логическую связку следующего высказывания: "Если у треугольника все стороны равны, то он называется равносторонним"

или

и

если ..., то ...

неверно, что ...

http://paschenko-on.newtown-school.edusite.ru/p56aa1.html

Конспект урока "Человек и информация". 6-й класс по учебнику Л.Босовой

Коновалова Галина Владимировнаучитель физики и информатики

Статья отнесена к разделу: Преподавание информатики

Цели:

  1. Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Человек и информация”
  2. Подготовить учащихся к контрольному тесту.

Задачи:

  1. Продолжать формировать развитие логического мышления учащихся и привитие им умений применять свои знания на практике.
  2. Продолжать формировать умение использовать знания из различных предметных областей.
  3. Продолжать воспитывать трудолюбие, настойчивость, волю и характер.
  4. Развивать аналитико-синтезирующего мышления (формирование умений выделять существенные признаки и свойства объектов, формировать умение делать выводы).
  5. Развивать умение применять знания на практике (решение качественных примеров)
  6. Развивать общетрудовые умения.
  7. Воспитывать эстетическое восприятие к предмету, через использование литературных, через современное техническое оснащение учебного пространства.

Вид урока: повторительно-обобщающий урок.

Форма урока: урок-игра по мотивам телепередачи “Твоя игра”

Подготовка к уроку:

1. Мультимедийные презентации

  1. Главная презентация урока.. (Название файла “Твоя игра к повторительно-обобщающему уроку по теме “Человек и информация”.)
  2. Таблица табло-игры на доске, фиксирующая индивидуальные успехи каждого игрока.

Фамилия ученика

Баллы за игру (плюсуются)

Итог

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

2. Тест-контроль в Excel

<Приложение 1>

Рис. 1

Оборудование:

  1. Компьютеры.
  2. Мультимедийный проектор.

План урока:

  1. Организационный момент (4 мин)
  2. Игра – “Твоя игра” (20 мин)
  3. Подведение итогов (1–2 мин)
  4. Тест – контроль (15–20 мин)

Конспект урока:

1 этап урока

На экране 1 слайд “Главной презентации”. См. Приложение 2

  1. Притествует учащихся
  2. Объявляет тему урока.

На экране 2 слайд “Главной презентации”

  1. Формулирует цели урока.
  2. Приветствует участников игры и жюри.
  3. Объясняет правила игры.

2 этап урока

Ход игры – работа с мультимедийной презентацией

В игре тема разделена на разделы и категории. <Приложение 2>

В игре представлены 5 разделов по 5 категорий в каждом (количество вопросов- 25) Смотри их в презентации. (название файла “Твоя игра к повторительно-обобщающему уроку по теме “Человек и информация”)

3 этап урока

Подведение итогов игры.
Выступление членов жюри. Объявление победителя игры по количеству, набранных, баллов за игру.

4 этап урока

Тест-контроль в EXCEL
Объявление оценок за урок.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ



Презентация представляет собой мультимедийную разработку вводного урока информатики (6 класс), который формирует у учащихся первоначальные представления о мире информации. Домашнее задание дано по учебнику Босовой Л. Л.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

1. Разработка сможет оказать методическую помощь учителям информатики, которым нужно яркое и содержательное мультимедийное сопровождение к объяснению новой, важной темы.

2. Ученикам, постигающим азы информатики, презентация также окажется весьма полезной и интересной. Материал изложен в доступной форме, так что его можно разобрать самостоятельно, в домашних условиях.

СОДЕРЖАНИЕ

На 16 слайдах много наглядного материала: иллюстрации, таблицы, схемы, которые значительно облегчают процесс усвоения новой информации. Структура работы такова:

1. Что такое информация?

2. Виды человеческого знания:
- факты;
- правила.

3. Понятие как форма мышления:
- признаки (существенные и несущественные);
- свойства;
- отношения;
- как всё это находит отражение в понятии.

4. Логические приёмы образования понятий:
- сравнение;
- анализ;
- абстрагирование;
- синтез;
- обобщение.

5. Домашнее задание.

Презентация заинтересует каждого ученика, что будет способствовать возрастающему интересу к предмету в целом.

Скачать презентацию: Человек и информация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...