Системы счисления.
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Смирнова Елена Ивановна

Данный материал можно применять в 9,10 классах при изучении темы "Кодирование числовой информации".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_no1.doc86 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no2.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИСТ НАСТРОЕНИЯ

Фамилия Имя_______________________

В начале урока

В конце урока








Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА

Тема: Работа со стандартной программой

 «Калькулятор – Инженерный»

I. Для загрузки Калькулятора нажмите кнопку Пуск и выберите в Главном меню команду Программы  Стандартные  Калькулятор.

II. Измените вид Калькулятора на Инженерный выбрав в меню Вид → Программист.

В окне программы в инженерном режиме имеются элементы управления, позволяющие вычислять тригонометрические, степенные функции, логарифмы, а также переводить числа из одной системы счисления в другую.

Перевод чисел в другую систему счисления

Калькулятор поддерживает десятичную, двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. Этим системам соответствуют переключатели, имеющие название:

 Dec – сокращение от Decimal – десятичная;

 Bin – сокращение от Binary – двоичная;

 Oct – сокращение от Octal – восьмеричная;

 Hex – сокращение от Hexadecimal – шестнадцатеричная.

Для преобразования числа из одной системы счисления в другую, например десятичное число 28 перевести в двоичную систему, необходимо ввести данное число и щелкнуть по переключателю Bin или зайти в Меню Вид → Двоичный(Bin). Вы получите на индикаторе двоичное число 11100. если затем вы щелкните по переключателю Hex, то получите это же число в шестнадцатеричной системе: 1С.

Задание 1: Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и тоже целое число должно быть записано в различных системах счисления.

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

101010

127

269



Предварительный просмотр:


Сценарий урока информатики в 10  классе

Предмет:

информатика

Учитель

Смирнова Елена Ивановна, учитель информатики МБОУ «ФСОШ №2», I квалификационная категория, 20 лет стажа.

Класс:

10

Тема:

 Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №1.13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

Тип:

Урок изучения нового материала

Цель:

  1. Обучающие:
  1. Познакомить с понятием системы счисления, отличием позиционных от непозиционных систем счисления, понятием основания позиционной системы счисления .продолжить обучение  применению современного программного обеспечения для решения повседневных задач.
  1. Развивающие:
  1. развитие теоретического, творческого мышления;
  2. развитие навыков индивидуальной  практической работы;
  3. развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы;
  4. формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений поставленных задач и умения пользоваться практическими знаниями и инструкциями.
  1. Воспитательные:
  1. продолжить работу по развитию любознательности, интереса к предмету «информатика» и учению в целом;
  2. воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;
  3. воспитание информационной культуры;
  4. профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию, к будущей трудовой деятельности.
  1. Задачи:

- обучающие: 1. ознакомить учащихся с алфавитом двоичной, восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной систем счисления, способами записи чисел в различных системах, правилами перевода из одной системы счисления в другую;

2. использовать вычислительные навыки полученные на уроках математики для перевода чисел в различные системы счисления.

  1. -развивающие: развитие внимания, восприятия, самостоятельного анализа, познавательного интереса у учащихся, умения обобщать и сравнивать; формирование ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся;

-воспитательные : показать связь данной темы с практикой, формирование  умения четко организовывать самостоятельную работу.

Методы:

деятельностный; исследовательский; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации).

Оборудование:

  1. авторская презентация;  учебник («Информатика. 10 класс» Н. Угринович);
  2. технические :
  3. компьютер с операционной системой WINDOWS,
  4. мультимедийная установка;
  5. программа POWERPOINT,

электронный пакет материалов к уроку

Формы работы:

самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оформление доски

1. Организационный момент - 2 мин

Организационная часть: 

  1. Проверка наличия учащихся;
  2. Размещение на рабочих местах.
  3. Ребята, у вас на столах карточки, выберите, пожалуйста, ту, которая соответствует вашему настроению в данный момент, и покажите мне.

Приветствие, размещение на рабочих местах, подготовка к занятию

Приложение №1



2. Актуализация знаний – 3 мин

Повторение изученного материала: 

Фронтальный опрос

  1. Что такое информация?
  2. Каким образом человек воспринимает информацию?
  3.  Какие виды информации нам известны?
  4. Какую информацию может обрабатывать компьютер?
  5.  Как представлены все эти виды информации внутри компьютера?
  6.  Что такое кодирование?
  7.  Чем отличается текстовая информация от числовой? 

Отвечают на вопросы





Слайд №2,3



3. Изучение нового материала  – 15 мин

 В начале XVIII века по просьбе великого немецкого ученого Готфрида Вильгельма Лейбница, внесшего большой вклад в становление информатики, была выбита медаль, по краю которой шла надпись: “Чтобы вывести из ничтожества всё, достаточно единицы”. Как вы считаете, чему была посвящена эта медаль? (двоичная система счисления).

Сегодня на уроке мы должны познакомиться с понятием системы счисления, с видами систем счисления и выполнить практическую работу:

Краткий информационный ввод учителя. (Сопровождается демонстрацией презентации)

Современный человек на протяжении всей своей жизни каждый день имеет дело с числами: в магазине подсчитывает стоимость покупок, ведет семейный бюджет, запоминает номера телефонов, машин и т.д. и т.п. Числа, цифры… они с нами везде.

Краткий экскурс в историю

С древнейших времён перед людьми стояла проблема обозначения (кодирования) числовой информации.

- Числом обозначали некоторые реальные объекты, свойства которых были одинаковы.

Здесь схематично изображен взгляд на системы счисления с исторической точки зрения. Вплоть до конца средневековья не существовало никакой универсальной системы записи чисел. Только с развитием математики, физики, техники, торговли, финансовой системы возникла потребность в единой универсальной системе счисления, хотя и сейчас многие племена, нации и народности используют другие системы счисления.

Главная проблема с римскими цифрами заключается в том, что сложно производить умножение и деление. Тем не менее, они были основными до конца средних веков. Но и в наше время их ещё используют.

Как только люди начали считать, у них появилась потребность в записи чисел. Находки археологов на стоянках первобытных людей свидетельствуют о том, что первоначально количество предметов отображали равным количеством каких-либо значков (бирок): зарубок, черточек, точек.

Позже, для облегчения счета, эти значки стали группировать по три или по пять. Такая система записи чисел называется единичной (унарной), так как любое число в ней образуется путем повторения одного знака, символизирующего единицу.

Восьмеричная система счисления.

Шестнадцатеричная система счисления.


Просмотр презентации. Запись конспекта в тетрадь.







Слайд №4-11
















































Слайд №13-17






Слайд №18-24


Слайд №25-32

4. Закрепление (самостоятельная работа) – 15 мин

Прочитайте шуточное стихотворение «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта.


Практическая работа

Результаты записать в тетрадь.

Но прежде чем приступить к работе за компьютерами, давайте повторим правила поведения в компьютерном классе.

Решают задания в тетради и формулируют стихотворение.

Выполняют практическое задание, работая в группах/индивидуально, используя Приложение №2

Слайд №33-34




Слайд №36-37




Слайд №35

5. Рефлексия урока – 3 мин

  1. Ребята, у вас на столах карточки, выберите, пожалуйста, ту, которая соответствует вашему настроению в данный момент, и покажите мне. Улучшилось или ухудшилось ваше настроение? Приложение №1

Вывод о назначении полученных знаний на уроке в практической деятельности;

Говорят, что нового узнали на уроке; высказываются о трудностях, возникших по ходу работы на уроке.


6. Домашнее задание – 2 мин

Задает домашнее задание :

Проводит инструктаж по выполнению задания.


Записывают домашнее задание в дневник. Задают вопросы, если они возникли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"

Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...

Системы счисления. Основные понятия. Двоичная система счисления

Мультимедийная презентация содержит основные понятия по теме "Системы счисленя". Двоичная система счисления представлена в презентации по следующей схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, п...

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...