Формирование коммуникативных компетенций на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку по теме

Гарифуллина  Алина Салаватовна

Актуальная тема для методического семинара для учителей английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.seminar.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

3 СЛАЙД «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка и внеклассных  мероприятиях»

«Единственная настоящая роскошь-это роскошь человеческого общения», так считал Антуан Экзюпери. Человеческое общество немыслимо без общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей.

Согласно новым государственным стандартам по иностранным языкам основным назначением предмета «Иностранный язык» является формирование коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Результаты обучения иностранному языку в школе не всегда могут удовлетворить. Учащиеся, оканчивающие школу, не овладевают изучаемым языком так, как этого требует программа: они испытывают трудности в грамматическом оформлении высказывания и затрудняются в понимании иноязычной речи и текстов при чтении на иностранном языке: их словарный запас не достигает уровня, указанного в программе.

Таким образом, перед учителем английского языка стоит вопрос. «Как развить коммуникативную компетентность, необходимую для адаптации в современном обществе, и повысить  мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.  

Цель работы: формирование и развитие коммуникативной деятельности учащихся с использованием различных методик и форм обучения

Задачи вы можете увидеть на следующем слайде

(Слайд 5)

- создать на уроках условия для успешного саморазвития и самореализации школьника.

-  использовать полученные коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни.

-  научить учащихся ориентироваться в современном информационном пространстве.

Коммуникативная компетенция – это готовность и способность к взаимодействию с другими людьми.  Поэтому основным принципом коммуникативно-ориентированного обучения является речевая деятельность.

Постоянное практическое пользование языком помогает преодолеть нелюбовь большинства учащихся к лингвистическим манипуляциям, делает обучение привлекательным, ибо согласуется с конечной целью – говорением.

 Таким образом, коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны, прежде всего, активные формы проведения занятий.

Чем же обусловлена эффективность использования активных методов формирования коммуникативной компетенции?

Во-первых, за счет использования данных методов поддерживается положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке, атмосфера на уроке становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения.

Во-вторых, двигательная активность учеников на уроке способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.

В-третьих, рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.

Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, поэтому работу в этом направлении я начинаю со 2-го класса, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. В своей практике видео использую на всех этапах обучения.

 Видеоматериал подбирается по изучаемой теме. Задания по увиденному и услышанному предлагаются разные: На начальном этапе это несложное задание: дети должны ответить на вопросы. Вопросы могут быть заданы до просмотра или после него. Например, при изучении темы «Семья» во 2 классе, вопросы могут быть следующие: «Сколько братьев у Kate?», «Как зовут дядю?». По теме «Одежда» вопросы «Какого цвета юбка Mary», «Во что одета кукла?» задаются до просмотра, чтобы дети обратили внимание на эти элементы. При изучении темы «Великобритания» в 6 классе учащимся предлагается посмотреть видео по теме «Как британцы проводят свободное время». Когда дети посмотрят фильм, им задаются вопросы по увиденному, «Какое хобби самое популярное в Британии?», «Чем британцы занимаются  в свободное время?». После беседы о хобби британских людей, переходим на беседу о любимых занятиях учащихся. В данном случае видео и беседа по нему являются основой высказывания о своих увлечениях. После того, как дети ответили на вопросы о себе, они могут получить задания:

- Расскажите о своих любимых занятиях

- Составьте диалоги в парах

Следующим методом развития коммуникативной компетенции является использование урока-экскурсии: В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу или селу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д.  Во время недели английского языка, учащимся 7 класса  было предложено задание, пройти по селу и провести экскурсию для друга . В начальной школе мы выходили на улицу на уроке во время изучения темы «Времена года». Ребята описывали погоду, природу, людей.

Виртуальную экскурсию  на экскурсионном автобусе можно провести и в учебном кабинете. Для “экскурсии”  выбираются наиболее известные места и достопримечательности англоговорящих стран. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики.

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. В этом учебном году в нашей было организовано мероприятие «The Mother’s Day». Учащиеся рассказывали стихотворения  и пели песни о маме на английском языке. Дети нарисовали иллюстрации к стихотворениям, которые они учили.

Знакомство с поэзией, с иноязычным фольклором стимулирует интерес школьников к изучаемому предмету, а также к культуре страны изучаемого языка, при рассказе стихотворений у детей развивается  чувство ритма, а также данный метод помогает  в легкой и игровой форме осваивать новый язык.

 Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников.

Проекты выполняются в конце изучения определенных тем или для выступления на конференциях. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

Тематика   учебных проектов: “Мои каникулы”, “Мой друг”,”Мой любимый домашний питомец”, “Праздники”, Достопримечательности Лондона”, “Достопримечательности России”,  “Города Великобритании”, “Города России”, “Культура англо-говорящих стран”,

Учащиеся индивидуально выполняют свою задачу: подбирают материал, делают зарисовки, составляют диаграммы, расширяют свои знания в предметных различных областях, знакомятся с различными сферами жизнедеятельности. Учитель направляет и корректирует деятельность учащихся, если есть необходимость, выступает арбитром в спорах, помогает решить проблемы как учебные, так и межличностные.

Конечным этапом работы над проектом является презентация, как компьютерная так и в виде плакатов, коллажей, стенгазет с фотографиями.

Вашему вниманию я представлю маленькую частичку нашей работы.В конце изучения темы Средства массовой информации , учащиеся 8  выпустили словари-брошюры. Учащиеся 4 класса сделали проекты про диких животных.

Благодаря проектной форме учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со словарями,  справочной литературой, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Группы сотрудничества – еще один метод. Хочу заметить, что это не парная работа. Группы сотрудничества предполагают взаимодействия учащихся. Учитель здесь только координатор, инициатор идей. Например взять тему «Праздники». Делю детей на группы по 3-4 человека, даю задание «Imagine» «Представьте!» Это их уже сразу включает в работу, заинтриговав – что-то будет интересное. Даю ситуацию! Одна группа – англичане; другая – русские и должны рассказать о своих праздниках, да так, чтобы было всем интересно и кратко, т.е. нарисовать символ праздника, составить проект-рассказ о нем, (т.е. пересказ и употребление лексики идет осмысленно, а не механически зазубренный ответ). Другая группа должна догадаться о каком празднике идет речь. Вот в таком взаимодействии всегда обозначается лидер, который распределяет роли в группе сотрудничества (кто – рисует, кто – читает, кто – защищает их мини проект).

Такая работа позволяет отслеживать сразу, практически все виды речевой деятельности: умение говорить, читать, писать, сотрудничать, развиваются эстетические навыки, мышление, воображение.

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения иностранного языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок – интервью-это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Такой метод использую на уроках по темам «Свободное время», «Планы на будущее», «Семья».

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. На подготовку такого мероприятия уходит много времени. Подготовкой к спектаклю можно занимать во внеурочной деятельности.

Подготовка, постановка спектаклей, их музыкальное оформление, выполнение красочных декораций — все это помогает развивать чувство прекрасного, приобщать детей к доступному им труду, расширять их кругозор.

В процессе работы над спектаклем все члены коллектива овладевают культурой общения, умением трудиться сообща.

          Для постановки спектаклей мы используем русские, английские сказки, забавные рассказы. Знакомый сюжет не снижает интереса зрителей, напротив, помогает им легче воспринимать иноязычную речь.

         За время работы в школе с. Дуслык мы поставили следующие детские спектакли: ,  «Тщеславная мышь»,  «Репка», «Сказка о чистоте Земли » и др.

На своих уроках очень часто использую игровые методы . Конечно, работать только с использованием игрового метода невозможно, потому что обучение потеряет свой основной смысл. На своих уроках я сочетаю игровой метод с другими методами обучения.
Например игру «Hot potato » применяем для закрепление лексики по темам :части тела, продукты питания, транспорт). В ходе игры все становятся в круг,а потом по кругу передается мячик со скоростью. Задача-назвать слово по-английски ,пока держишь мяч. Тот, кто не успевает назвать слово выбывает из игры.

Через игру с перчаточными и пальчиковыми куклами, мы реализуем на уроке основную цель изучения любого иностранного языка: формирование и развитие коммуникативных речевых навыков и умений. Это и говорение, и составление диалогов и монологов, и отработка вокабулярия по теме, и повышение мотивации к изучению языка, и развитие коммуникативных навыков, и развитие речи, мышления, памяти, воображения, творческих способностей.

Охотнее всего я использую куклу бибабо, которая надевается на руку. Благодаря подвижности, такая кукла более выразительна. Создавая самим своим появлением атмосферу кукольного театра, она является прекрасным средством организации внимания учащихся, повышения их интереса к уроку, активизации их речевой деятельности. Все это способствует вовлечению в игру большого числа ребят.

В моей практике я использую куклы в следующих функциях:

Кукла – знак ситуации.

Перед классом появляется незнакомый персонаж. Это создает стимул к диалогу-расспросу:

Humpty: What is your name?
Кукла: 
My name is Malvina. 
Humpty: How old are you?
Мальвина: I am 10.
Humpty: Where do you live?
Мальвина: I live in Russia. 

Humpty:Your dress is very beautiful и т.д.

Дальше следует обобщение того, что узнали ученики о кукле, т.е. монологическое высказывание.

Используя куклы, я убедилась, что это разнообразит занятия, организует внимание учащихся, внутренне мотивирует их речь и способствует, таким образом,  коммуникативной направленности на уроке.

Если работа проходит на уроке без ширмы, то у учителя есть возможность подойти с куклой к любому учащемуся, поздороваться или попрощаться с ним за руку, погладить его по голове, поправить бантик, поговорить и пошутить с ним, вообще наладить с ним контакт в предлагаемой игровой учебной ситуации.

 Применяя куклы на уроке, я тем самым создаю учебно-игровую ситуацию, в которой ученик становится не пассивным слушателем, а активным участником учебного процесса.

В заключение следует сказать, что использование нетрадиционных уроков или их элементов в процессе преподавания иностранного языка доступно каждому учителю, стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого на уроке, что заинтересовало бы детей, заставило их задуматься о том, что иностранный язык нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком, который может запросто пообщаться с иностранцем, прочесть объявление на иностранном языке, понять иноязычную речь. А использование таких уроков как раз и служит для повышения мотивации, интереса к предмету, желания изучать язык и общаться на нём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...

Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Во время дискуссии учитель перестает быть лишь лектором, выдающим слушателю определенный объем информации для запоминания, а играет роль помощника, собеседника. Ученик здесь выступает уже не в роли па...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Коммуникативная направленность обучения является основной стратегией гуманизации обучения, так как именно коммуникативность стимулиру...

Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка....

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка при обучении грамматической стороне речи на средней ступени.

Основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка....

Доклад "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка"

Данный доклад может быть интересен учителям английского языка, работающим в школе...


 

Комментарии

Полоскова Мария Дмитриевна

Интересно, спасибо!