Обобщение опыта работы
методическая разработка по немецкому языку на тему

Долинина Эмилия Юрьевна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта

Тема «Повышение мотивации на уроках немецкого языка».

Цели: развитие ключевых компетенций обучающихся;  развитие их познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; развитие положительной мотивации и высокого познавательного интереса к предмету; формирование опыта самостоятельной деятельности.

Задачи: создать условия для формирования и развития творческой активности обучающихся с учетом индивидуальных особенностей; использовать современные образовательные технологии для  вовлечения обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность; воспитывать и развивать социокультурные  коммуникации.

Ожидаемый результат:

  • повышение мотивации в изучении немецкого языка;
  • формирование целенаправленных навыков говорения на иностранном языке;
  • развитие и расширение знаний о традициях  и обычаях страны  изучаемого языка.

В последнее время обнаружилась опасная тенденция снижения интереса учащихся к занятиям иностранным языком. Обеспечение положительной мотивации обучающихся стоит на первом месте. Особенно это касается немецкого языка, который все чаще вытесняется английским и приобретает статус второго иностранного языка. Поэтому одной из задач учителя является сделать учебный предмет интересным – значит сделать действенным или создать вновь определенный мотив. Одним из решений проблем я увидела  в применении компьютерных технологий. Новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены передовыми методическими приемами.

Компьютерные программы дают возможность индивидуализации процесса обучения. Каждый работает в соответствии со своими способностями, имеет возможность остановиться, подумать, исправить ошибки.

Для работы со всем классом я применяю программы, предполагающие возможность соучастия детей в процессе обучения. За клавиатурой работает учитель, а учащиеся совместно обсуждают материал, который выводится на экран.

Возможности использования Интернет - ресурсов также огромны. Ребята активно используют ресурсы Интернета на уроках немецкого языка и во внеурочное время. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации.

        Но более действенным способом работы с компьютером учитель считает использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций, когда она задействует на уроке экран-доску, проектор и компьютер для демонстрации. Это дает возможность фокусировать внимание всей группы учащихся, осуществлять повтор демонстрируемого материала.

         Использование презентаций   повысило интерес учащихся к предмету, привело к усилению мотивации учения. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. А используя собственные презентации с определённым набором заданий и упражнений, соответствующих конкретному уроку в конкретном классе с учётом способностей учеников, осуществляется личностно-ориентированное обучение.

     Наиболее продуктивны презентации, в которые после объяснения материала вставлены упражнения на закрепление. Эти упражнения учащиеся выполняют коллективно, прямо с экрана. А поделенный на команды класс, в режиме соревнования лучше усваивает материал любой сложности.

Презентации использую на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при проверке усвоения учебного материала.

Я также считаю, что одной из наиболее эффективных технологий обучения иностранному языку является метод проекта, то есть такая организация обучения, при которой ученики приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий. В процессе работы у ребят формируется четкий алгоритм действий, обеспечивающий положительный результат учебной деятельности. Наличие положительного результата способствует формированию и повышению мотивации у учащихся,  саморазвития и самосовершенствования.

Каждый проект соотносится с определенной темой устной речи. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знания языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний. Проектная деятельность на уроке иностранного языка позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Так, на начальной ступени обучения с детьми создаем « Книги о себе» с разными темами: «Моя семья»; «Мое свободное время»; «Моя школа». Ребята не только рисуют, но и делают подписи на немецком языке, что дает возможность усвоить учебный материал по определенной теме. С учащимися 5-6 классов готовим проекты по темам: «Страна – фантазия»; «Мои летние каникулы»;  «Мой попугай – полиглот»; «Самый вкусный бутерброд»; «Рекламный плакат» и др. Очень хорошо зарекомендовал себя проект  «Открытка» (К Новому Году, Рождеству, 8 Марта). Конечно, подписываются открытки по-немецки, что позволяет развивать навыки письма и лексики. Все работы хранятся в кабинете. Это дает возможность детям знакомиться с различными видами проектов и, если это конкурсная работа, оценивать лучшие проекты. На старшей ступени обучения для подготовки проектов работают с компьютером. Ученики сами находят необходимый материал, оформляют его в виде презентаций или фильмов, составляют тексты. В старших классах с учениками работаем над такими темами: «Мой родной город»; «Природа вокруг нас»;  «Реклама косметической продукции»; «Вода – жизнь»; «Природа родного края». В 9 классе пишем с детьми также синквейны (пятистишия) и дети иллюстрируют их. Все очень творчески подходят к таким заданиям.

Мои ученики являются участниками различных проектных муниципальных конкурсов: 7 класс - «Мой город» (2 место); 11 класс - «Природа родного края»; «Немецкоговорящие страны – Швейцария»  (участники конференции); 8 класс -«Экскурсия по городу» (победители).

Таким образом, метод проектов используется при обучении немецкому языку в рамках программного материала практически по любой теме, так как отбор тематики проведен с учетом практической значимости для школьника. Наблюдается положительная динамика сформированности знаний, умений и навыков обучающихся. Дети мотивированы на самостоятельное добывание знаний, умеют синтезировать и обобщать полученные знания.

Еще одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов является игра. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя в начальной школе. Я применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость, удовольствие: игры – пантомимы (изобразить действия, которые выполняются в течение дня, изобразить любимое животное мимикой, жестами, голосом и т.д.); ролевые игры (Прием у врача, Покупки и т.д.).С целью повышения мотивации к овладению иностранными языками дидактическими играми решаются следующие задачи: развитие у учащихся определенных речевых умений, обучение общению на иностранном языке (например, конкурс на лучший комплимент), расширение познания учащихся в сфере страноведения и языка (викторины, заочные путешествия, подготовка к праздникам, инсценировкам), расширение словарного запаса школьников (рифмовки; инсценировки; сопровождение слов мимикой или жестами), снятие напряжения (стишки, песни, игры, которые сопровождаются движениями). На уроках в минуты отдыха часто поют. Песня является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Песни на уроках – это огромный стимул для детей. Они дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Через песню заучивается лексика, практикуются грамматические структуры, отрабатываются произносительные навыки.В результате обучения, построенного на игре, дети быстрее и легче запоминают языковой материал. Так, во 2-х  классах  при занятиях 2 часа в неделю, к концу года учащимися были усвоены утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения в настоящем времени; числительные от 1 до 12;  личные и притяжательные местоимения; существительные в единственном и множественном числе; около 250 лексических единиц; около 20 разговорных фраз, песенок и рифмовок. Дети с удовольствием идут на уроки немецкого языка и активно работают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...