разработка урока "Монголо-татарское иго"
методическая разработка по истории по теме

Методическая разработка урока по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mongolo-tatarskoe_igo.doc53.87 КБ
Файл презентация863.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Монголо-татарское иго»

 Целевая установка:

Образовательная: познакомить учащихся с монгольским нашествием, с историей установления ига и принципами управления Русью;  разобраться, какая точка зрения по поводу монгольского ига на Руси в XIII–XV вв. наиболее верно отражает былую действительность.

Воспитательная: содействовать воспитанию сочувствия и сострадания к угнетенным, ненависти к захватчикам и поработителям, гордости за свой народ, спасший самоотверженной борьбой страны Европы от разорения и гибели.

Развивающая: продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: иго, Золотая Орда, вассальная зависимость, ярлык, «ордынский выход», баскаки, улус.

Важнейшие даты: 1240-1480гг. – монголо-татарское иго на Руси;

Оборудование урока:

-карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков».
- карта «Русские земли в 12-13 вв.»

План урока

  1. Монголы или татары, а может быть, монголо-татары или татаро-монголы?
  1. «Коли нас не будет, то всё ваше будет». Монголо-татарское нашествие.
  1. Золотая Орда - государство на Нижней Волге.
  1. Взаимоотношения  Русью и Золотой Ордой. Монголо-татарское иго.

1.Вводно – мотивационный этап урока.

Учитель:

    Перемены в общественной жизни позволяют историкам давать новые объяснения,  высказывать собственные мысли по поводу той или иной темы. Наличие же в науке различных точек зрения  способствует выявлению чего-то нового или более твердо и обоснованно утверждается старая точка зрения, которая далеко не всегда является заблуждением.
  Итак, сегодня существуют две основные точки зрения по поводу монгольского ига на       Руси в XIII–XV вв. Первая – традиционная – утверждает, что оно было и принесённые им бедствия достаточно велики. Вторая придерживается противоположного мнения – нашествие Батыя на Русь можно считать рядовым и сравнительно небольшим кочевническим набегом; никакого монгольского ига на Руси не было; более того, Русь с Золотой Ордой заключили взаимовыгодный союз, причём монголы даже оберегали русские княжества от нападений и помогали в борьбе с врагами.

     Поэтому  на уроке мы попытаемся разобраться, какая точка зрения наиболее верно отражает былую действительность, связанную с монголо-татарским игом, познакомимся с историей установления ига и принципами управления Русью (логическое задание).

II. Изучение нового материала

    Ребята мы с вами выяснили, что в 13 веке Русь переживала тяжёлые времена. Ей пришлось вести тяжёлую борьбу с иноземными захватчиками. Русь переживала и период феодальной раздробленности.

- Что такое феодальная раздробленность?
- Почему в середине 12 века на Руси наступил такой период. Давайте вспомним политические и экономические причины феодальной раздробленности?
- Каковы отрицательные последствия феодальной раздробленности?
- Какие враги воспользовались слабостью Руси? (монголо-татары)

Работа с отрывком из  статьи «А ПЕРЕМЕНИТ БОГ ОРДУ» 

Для начала выясним, кто же всё-таки напал на Русь, – монголы или татары, а может быть, монголо-татары или татаро-монголы?

Все русские летописи единогласно называют своих врагов татарами — на протяжении всего врмени знакомства с ними, начиная от битвы на реке Калке в 1223 г. Но знакомство с собственно монгольскими и китайскими материалами рисует несколько неожиданную для неспециалиста картину. В XII–XIII вв. степи Центральной Азии населяли различные монголоязычные племена (найманы, монголы, кереиты, татары, меркиты и др.) При этом татары ближе других кочевали вдоль границ китайского государства, почему китайцы и использовали их для охраны собственных пределов (естественно, за плату). В результате они хорошо знали именно ближайшее племя татар, перенеся это название и на более северные монгольские племена, т.е. этноним «татары» употреблялся ими в качестве синонима европейскому понятию «варвары». Причём собственно татар китайцы называли «белыми татарами», жившие севернее монгольские племена именовались «чёрными татарами», а обитавшие в ещё более северных лесах обозначались «дикими татарами». Самого Чингисхана китайская историческая традиция относила к чёрным татарам.
В самом начале XIII в. Чингисхан предпринял против собственно татар значительный по военным силам карательный поход в отместку за отравление своего отца. Сохранился приказ, который владыка монголов отдал воинам, предписав уничтожить всех ростом выше тележной оси. В результате такой бойни татары как военная и политическая сила были стёрты с лица земли. Однако верные своей традиции китайцы продолжали именовать остальные монгольские племена татарами. При этом сами монголы никогда себя татарами не называли, что отметил путешественник XIII в. Г. Рубрук.

 Ответ: из сказанного следует, что появившаяся в Европе в 1236  г. армия хана Бату состояла из монгольских воинов, а татары в ней если и были, то единицы. Однако постоянно контактировавшие с китайцами хорезмские, арабские и европейские купцы принесли в Европу название «татары» ещё до появления здесь войск хана Бату. Этот этноним утвердился на страницах всех европейских летописей — в соответствии с китайской традицией.

Работа с отрывком из  статьи «А ПЕРЕМЕНИТ БОГ ОРДУ»

Численность выступившей в Европу армии можно определить по косвенным данным лишь крайне приблизительно. Материалы последних исследований позволяют утверждать, что под знамёнами хана Бату собралось около 65 тыс. человек. Действия монголов на Руси несомненно облегчала феодальная раздробленность, отсутствие единого мощного противостоящего войска, а также возможность штурма городов по одному. Разгромив Волжскую Болгарию, располагавшуюся в нижнем течении Камы, отряды Бату появились в конце 1237 г. под Рязанью. Их предводители обратились ко всем «князем рязанским, просяще у них десятины во всём, во князех и в людех и в конех, десятое в белых, десятое в вороных, десятое в бурых, десятое в рыжих, десятое в пегих». На что получили достойный ответ: «Коли нас не будет, то всё ваше будет». Эти гордые слова практически стали общерусским лозунгом на весь период монгольского завоевания — с 1237 по 1241 г.
Результаты нашествия для Северо-Восточной и Юго-Западной Руси были самые плачевные, что лаконично выражено в летописной записи: «Живые завидовали спокойстви«Коли нас не будет, то всё ваше будет». Эти гордые слова практически стали общерусским лозунгом на весь период монгольского завоевания — с 1237 по 1241 г.
ю мёртвых». Даже через 30 лет после нашествия восемь княжеств Северо-Восточной Руси имели только по одному городу (Белозерское, Костромское, Московское, Переяславское, Стародубское, Суздальское, Углицкое, Юрьевское). Лишь крайний Северо-Запад Руси (Новгород и Псков) избежал жестокого погрома, но не избежал последовавшего за этим порабощения. Монголы установили прямое властвование над половецким степным населением и опосредованное – через политические и экономические рычаги – над русским народом. Русские княжества территориально не были включены в состав Золотой Орды, монголы никогда не интересовались их землями и даже не пытались присоединить к собственному государству — главная причина такого безразличия состояла в традиционном способе монгольского хозяйствования, основой которого было кочевое скотоводство. Но все русские княжества стали самым настоящим колониальным владением династии Джучидов, откуда непрерывным потоком шли в Орду разнообразные ресурсы – деньги, товары и люди.

- Когда впервые русские князья столкнулись с войском монголо-татар?
- Кто возглавил поход на Запад? Назовите хронологические рамки нашествия.

- Какова была численность  монгольской армии?
- Какую задача стояла перед монголами?
- Какие русские земли были завоеваны?
- Какое княжество впервые было подвергнуто нападению монголо-татар?
- Как русские люди защищали свою землю?

- «Коли нас не будет, то всё ваше будет». Дайте оценку  словам рязанцев в ответ на предложение монголов подчиниться.
- Объясните слова А.С. Пушкина, который писал о том, что Европа спасена «растерзанной и издыхающей Россией».
- Как вы думаете, почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?

- Каковы были результаты нашествия для Северо-Восточной и Юго-Западной Руси?

Учитель: В конце 1242 года монгольское войско вернулось на Нижнюю Волгу. В 1243 году Батый стал правителем собственного государства, входившего в состав  Монгольской державы.

Учебная задача: Как называлось государство на Нижней Волге? Какие земли в него вошли? Как называлась столица нового государства? Где она находилась? Что об этом городе написано в документе (работа учащихся с документом)?

Батый построил на Волге город Сарай и стал в нем жить. Орда его прозвалась Сарайскою или Золотою. Город (Сарай) один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. В нём мечети и базары да дым от кухонь, В нём 13 мечетей для соборной службы. Кроме того, ещё чрезвычайно много мечетей. В нём живут разные народы. А Русская земля стала им подвластна. Русские князья должны были ездить в орду, кланяться ханам и просить у них грамоты на княжество. Эти грамоты назывались ярлыками. Если князь начинал княжить без такого ярлыка, то мог всегда опасаться, что татары его выгонят, а землю его разорят. А чего только не натерпелись наши князья в орде? Мало того, что приходилось им становиться на колени перед ханами, бить им челом, да еще заставляли русских поклоняться идолам.
Ханы Золотой Орды коршунами вились над разоренной Русью, зорко следя, чтобы не зажили ее раны, не набралась бы силы какая-нибудь из ее земель. Они хитро и коварно разжигали и рознь и междоусобицы князей и для этого особенно часто использовали право выдавать ярлык (грамоту) на Владимирское Великое княжение (князь владимирский считался старшим на Руси и получал право собирать дань в пользу Орды).

Учитель: Как вы думаете, какие отношения сложились между Русью и Золотой Ордой?

Учебная задача: Как проявлялась политическая зависимость Руси от Золотой Орды? Перечислите основные меры, проводившиеся монголами для удержания в подчинении русские княжества? Зачем русские князья должны были ездить в Золотую Орду? Кто такие баскаки? Зачем монголы предпринимали карательные военные походы на Русь? В чём проявилась экономическая зависимость Руси от Золотой Орды? Почему была проведена перепись населения Руси? (работа с документом)

Установлено иго на Руси было путём завоевания, и поддерживалось оно целым рядом специальных мер, проводившихся общеимперским правительством, располагавшимся в монгольской столице Каракоруме, и золотоордынскими ханами, обосновавшимися в Сарае на Нижней Волге. Первым делом монголы восстановили значение титула великого князя Владимирского, который значительно потускнел в усобицах конца XII – начала XIII вв. Теперь притягательность Владимирского стола состояла не только в общерусской политической власти, но и в многочисленных экономических выгодах, связанных со сбором дани, прямыми связями с ханами и извлекаемыми отсюда возможностями по расширению собственных владений. Желание русских князей верховенствовать на Владимирском столе монголы превратили в основной принцип древнеримской политики «разделяй и властвуй». В результате объединительные тенденции русских княжеств были отодвинуты более чем на 100 лет.
Следующий шаг в укреплении ига на русских землях был предпринят в 50-е гг. XIII в. Он состоял в централизованном проведении переписи всего населения для определения суммы дани. Для этого на Русь из Каракорума приехали специальные чиновники, которых русские летописи называют «численниками». Перепись вызвала возмущение населения, видевшего в этом не только признак экономического закабаления, но и моральное унижение с непонятными, но явно «погаными» (языческими), колдовскими последствиями. Наибольшее возмущение перепись вызвала в Новгороде, в связи с чем ханских численников вынужден был лично сопровождать князь Александр Невский. Несмотря на эксцессы, перепись была закончена и одним из результатов её стала постановка десятников и сотников, т.е. организация всего населения по тому же принципу, который был введён Чингисханом в военизированной Монголии. Кроме того, во всех княжествах были введены должности баскаков – специальных ханских наместников, обладавших неограниченными правами. Во главе всей организационной структуры монгольского властвования на Руси стоял великий владимирский баскак. До сих пор на русских картах можно найти множество населённых пунктов с названием Баскаково. Наконец, монголы постоянно подтверждали свою власть и волю на Руси периодической организацией военных походов. Одни из них имели конкретный, чисто карательный характер.

Запись в тетради:

- Иго - особый порядок на Руси, установленный монголо – татарами.

- ярлык - особая ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах.

 - баскаки- сборщики дани, представители ордынского хана на Руси.
- выход   - регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды.

- 1257-1259 годах монгольские чиновники – численники – провели на Руси перепись населения.

Учитель:

Политическая зависимость Руси выразилась в изменении положения князей. Хотя, древнерусские нормы наследования продолжали действовать, ордынская власть поставила их под свой контроль. Князья должны были ездить в Золотую орду и получать там ярлыки на свои  княжества. Хан, таким образом, становился источником княжеской власти.

Дань собирали с дома- хозяйства. Для точной раскладки дани и была проведена специальная перепись - «число». Сборщики дани были баскаки, «великий баскак» имел резиденцию во Владимире, куда из Киева фактически переместился политический центр страны.

Учебная задача: На основе изложенного, сделайте вывод, В чём выражалась вассальная зависимость Руси от Золотой Орды?

Запись в тетрадях:

- получение ярлыка;
- сбор дани;
- тяжёлые повинности: принимать, кормить, содержать многочисленных ордынских послов с их свитами;
- русские воины обязаны были принимать участие в военных походах монголов.

Учитель: татаро-монгольское иго представляло собой сложную, изменяющуюся со временем систему, главной целью которой было использование экономического и военного потенциала Руси в интересах Золотой Орды.

III. Закрепление по ходу изучения нового материала

  1.  Кто такие монголо-татары?
  1. Кто встал во главе государства?
  1. Каковы причины поражения Руси в борьбе с монголами?
  1. Каковы были экономические последствия ордынского владычества?
  1. Как повлияла на политическое развитие Руси зависимость от Орды?

Вопрос логического задания :

Какая же точка зрения наиболее верно отражает былую действительность, связанную с монголо-татарским игом? Первая, которая  утверждает, что оно было и принесённые им бедствия достаточно велики или вторая, придерживающаяся противоположного мнения – нашествие Батыя на Русь можно считать рядовым и сравнительно небольшим кочевническим набегом; никакого монгольского ига на Руси не было?

Вывод: Ордынское владычество оказало большое влияние на все стороны русской жизни. Оно способствовало началу экономического отставания Руси от Западной Европы, привело к изменениям характера власти. Но при этом было положено начало культурным контактам и взаимообогащению народов Руси и Орды.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Монголо-татарское иго Учитель: Малютин Сергей Владимирович МОУ Садовская СОШ №1

Слайд 2

Цель урока Выяснить кто такие монголо-татары, к аковы причины поражения Руси в борьбе с монголами; каковы были экономические последствия ордынского владычества; как повлияла на политическое развитие Руси зависимость от Орды.

Слайд 3

Л огическое задание Какая точка зрения наиболее верно отражает былую действительность, связанную с монголо-татарским игом? Первая, которая утверждает, что оно было и принесённые им бедствия достаточно велики или вторая, придерживающаяся противоположного мнения – нашествие Батыя на Русь можно считать рядовым и сравнительно небольшим кочевническим набегом; никакого монгольского ига на Руси не было?

Слайд 4

Что такое феодальная раздробленность? Почему в середине 12 века на Руси наступил такой период. Давайте вспомним политические и экономические причины феодальной раздробленности? Каковы отрицательные последствия феодальной раздробленности? Какие враги воспользовались слабостью Руси?

Слайд 5

Работа с отрывком из статьи « А ПЕРЕМЕНИТ БОГ ОРДУ» -Кто же всё-таки напал на Русь, – монголы или татары, а может быть, монголо-татары или татаро-монголы ? - Когда впервые русские князья столкнулись с войском монголо-татар? - Кто возглавил поход на Запад? Назовите хронологические рамки нашествия. - Какова была численность монгольской армии? - Какая задача стояла перед монголами? - Какие русские земли были завоеваны? - Какое княжество впервые было подвергнуто нападению монголо-татар?

Слайд 6

Работа с отрывком из статьи «А ПЕРЕМЕНИТ БОГ ОРДУ» - Как русские люди защищали свою землю? - «Коли нас не будет, то всё ваше будет». Дайте оценку словам рязанцев в ответ на предложение монголов подчиниться. - Объясните слова А.С. Пушкина, который писал о том, что Европа спасена «растерзанной и издыхающей Россией». - Как вы думаете, почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель? - Каковы были результаты нашествия для Северо-Восточной и Юго-Западной Руси?

Слайд 7

Учебная задача : -Как называлось государство на Нижней Волге? -Какие земли в него вошли ? - Как называлась столица нового государства? Где она находилась? -Что об этом городе написано в документе? ( работа учащихся с документом )

Слайд 8

Монголо-татарское нашествие

Слайд 9

Учебная задача: - Как проявлялась политическая зависимость Руси от Золотой Орды? - Перечислите основные меры, проводившиеся монголами для удержания в подчинении русские княжества? - Зачем русские князья должны были ездить в Золотую Орду? Кто такие баскаки? - Зачем монголы предпринимали карательные военные походы на Русь? - В чём проявилась экономическая зависимость Руси от Золотой Орды? - Почему была проведена перепись населения Руси? ( работа с документом)

Слайд 10

Иго - особый порядок на Руси, установленный монголо – татарами. Я рлык - особая ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах. Б аскаки - сборщики дани, представители ордынского хана на Руси. В ыход - регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды. В 1257-1259 годах монгольские чиновники – численники провели на Руси перепись населения.

Слайд 11

В чём выражалась вассальная зависимость Руси от Золотой Орды? - получение ярлыка; - сбор дани; - тяжёлые повинности: принимать, кормить, содержать многочисленных ордынских послов с их свитами; - русские воины обязаны были принимать участие в военных походах монголов.

Слайд 12

Вопрос логического задания Какая же точка зрения наиболее верно отражает былую действительность, связанную с монголо-татарским игом? Первая, которая утверждает, что оно было и принесённые им бедствия достаточно велики или вторая, придерживающаяся противоположного мнения – нашествие Батыя на Русь можно считать рядовым и сравнительно небольшим кочевническим набегом; никакого монгольского ига на Руси не было?

Слайд 13

Вывод : ордынское владычество оказало большое влияние на все стороны русской жизни. Оно способствовало началу экономического отставания Руси от Западной Европы, привело к изменениям характера власти. Но при этом было положено начало культурным контактам и взаимообогащению народов Руси и Орды.

Слайд 14

Конец урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....