Урок истории по теме "Владимир Мономах. Последние попытки объединения Руси" для 10-го класса
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Познакомить учащихся с попытками Владимира Мономаха сохранить единство Руси в период усобиц и создать у них представление о нём не только как о выдающемся военном и политическом деятеле, но и как носителе высоких нравственных и духовных ценностей. Подвести учащихся к осознанию причин феодальной раздробленности.
Учебная задача: Выяснить, какие попытки предпринимал Владимир Мономах для сохранения единства Руси и почему они не увенчались успехом?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_vladimiru_monomahu.doc | 64 КБ |
prezentaciya_uroka_po_monomahu.pptx | 789.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия №5»
Урок по теме:
«Владимир Мономах. Последние попытки объединения Руси»
(с использованием ИКТ)
10 класс
Учитель истории
Глебов Виктор Петрович
г. Дзержинский
2010 год
Тема урока: «Владимир Мономах. Последние попытки объединения Руси».
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Познакомить учащихся с попытками Владимира Мономаха
сохранить единство Руси в период усобиц и создать у них
представление о нём не только как о выдающемся военном
и политическом деятеле, но и как носителе высоких нравственных и духовных ценностей. Подвести учащихся к осознанию причин феодальной раздробленности.
План урока. (Слайд №1)
- Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала:
1.Междоусобицы сыновей Ярослава Мудрого.
2.Половцы.
3.Междоусобицы внуков Ярослава Мудрого.
4.Начало военной деятельности Владимира Мономаха.
5.Любечский съезд и его историческое значение.
6.Восстание в Киеве 1113 года.
7.Историческое значение деятельности Владимира Мономаха
I. Проверка д/з:
На протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем Древнюю Русь. На прошлом уроке мы говорили о деятельности Ярослава Мудрого. В этот период Русь была раннефеодальным государством.
А они по определению непрочные, постоянно раздираемые усобицами. Но были князья, которые пытались преодолеть их и восстановить единство Руси. Одним из них был Ярослав Мудрый.
Давайте вспомним, какие события происходили в I пол.ХI в?
Для этого выполним задание: на доске написаны имена князей. Из них надо выбрать и подчеркнуть имена тех, которые вступили в междоусобную борьбу. (Слайд №2)
СВЯТОПОЛК
СВЯТОСЛАВ
ИГОРЬ
ОЛЕГ
ОЛЬГА
ЯРОСЛАВ
БОРИС
ГЛЕБ
ИЗЯСЛАВ
МСТИСЛАВ
Почему братья так стремились устранить друг друга с престолов?
Порядок княжения на Руси в то время назывался очередным. Во главе рода поочерёдно вставали старшие в данный момент князья. Киевский престол передавался от брата к брату, а после смерти последнего из братьев переходил к старшему племяннику.
Если какой-либо князь умирал, не дойдя до киевского княжения, его дети теряли право двигаться вверх по очереди старшинства. Они становились «изгоями» и навсегда оставались в выделенных из общеродового имения владениях.
Ярослав, будучи патриотом, понимал, что сила Руси в её единстве, и он встаёт на её защиту от своих недалёких родственников. Идя к власти, Ярослав преодолевает сепаратизм своих братьев.
На доске написаны даты и события. Соотнесите их (Слайд №3)
1016г. - начало правления Ярослава в Киеве
1017г. - битва Ярослава со Святополком у Любеча
1024г. - окончание второй усобицы
1036г. - разгром Мстиславом войск Ярослава
Междоусобицы закончились победой Ярослава. Он стал киевским князем. Давайте вспомним основные вехи его государственной деятельности:
- Внутренняя политика (опрос учащихся)
- Внешняя политика (опрос учащихся)
Вывод: благодаря деятельности Ярослава Мудрого Русь окрепла: упорядочилась система управления, развивалась культура, налаживались международные связи. Однако после его смерти всё изменилось.
II. Мы переходим к изучению новой темы, которую будем рассматривать в соответствии с планом (план на доске). В ходе урока нам предстоит решить следующую учебную задачу:
Выяснить, каковы были попытки Владимира Мономаха по сохранению единства Руси и почему они не увенчались успехом? (Слайд №4)
1. Порядок престолонаследия, установленный Ярославом Мудрым, сохранялся 19 лет. Во главе Руси стоял его старший сын Изяслав Ярославич (Киев). Святослав правил в Чернигове, а Всеволод в Переяславле (на границе со степью). Остальные младшие сыновья сидели в других далёких городах и все они, по завещанию отца, подчинялись старшему брату. Всё изменилось в 1073 году.
Изяслав захотел править самовластно, как отец. Святослав и Всеволод этого не хотели и двинули свои дружины на Киев. Изяслав бежал в Польшу. Престол перешёл к Святославу, а второй по значению город Руси – Чернигов взял в свои руки Всеволод. Но в 1076 году Святослав умер и Всеволод, чтоб не проливать напрасно кровь, добровольно отдал Изяславу Киев, а сам перебрался в Чернигов. Переяславль Всеволод отдал в управление старшему сыну – Владимиру, прозванному в последствии Мономахом, т.к. был рождён от дочери византийского императора Константина Мономаха, в 1053 г.
Старший сын Святослава Олег бежал в Тмутаракань. Собрав большую рать, привлёк на свою сторону половцев, затеял новую смуту, пойдя войной на своих дядей, т.к. после смерти отца он терял возможность стать когда-либо киевским князем. Народ Руси прозвал его Олегом ГОРИСЛАВИЧЕМ за то, что он сделал половцев своими союзниками и разрешал им жечь и грабить русские города, уводить людей в плен.
В битве на Нежатиной Ниве Олег был разбит и укрылся в Тьмутаракани. Однако в этой битве погиб и великий князь Изяслав. Его место занял Всеволод Ярославич. К его сыну Владимиру перешёл Чернигов.
В княжеских междоусобицах часто участвовали половцы. Кто они такие? (Слайд №5)
2. Заслушиваем сообщение о половцах (задание на опережение)
3. В 1093 г. умирает последний сын Ярослава Мудрого – Всеволод. Наступает пора правления Ярославовых внуков. За ними ещё не было громких побед, больших государственных дел и реформ, но все они были амбициозны, честолюбивы, горды и завистливы друг к другу.
Формально старшим в роду был сын Изяслава Святополк. Его и провозгласили великим князем, но он был нерешительным, легковесным интриганом и завистником. Вторым по значению князем на Руси был Владимир Мономах, а третий – Олег Святославич. Так получилось, что при внешнем единстве Руси, сложились три группировки соперничавших князей: киевская (Святополк), черниговско-переяславская (Мономах), тмутараканская (Олег). За каждой из них была дружина, крупные богатые города, что конечно же грозило Руси новыми усобицами.
4. Владимир Мономах уже с юных лет показал себя умелым полководцем и дипломатом. В 1076 году он помогал полякам бороться с объединёнными чешско-немецкими силами, успешно пройдя с боями Чехию. В 80-е годы ХI в. Он боролся с половцами, где действовал смело и решительно, бил их в степи, т.е. на их территории. К 90-м г. это был уже самый сильный и влиятельный князь-патриот не знавший потерь на поле брани.
В 1093 г. половцы предприняли большой поход на Русь. Киевский князь Святополк рвался в бой, но осторожный Мономах советовал ему откупиться в этот раз от врага, т.к. Русь не была готова к войне. Святополк настоял на походе.
Войска сошлись у города Треполя, у речки Стугны. Была ненастная погода, и Мономах советовал её переждать, но Святополк не послушал и проиграл сражение.
Это было первое и последнее поражение Владимира Мономаха.
В этот год половцы нанесли Руси огромный урон. Они разгромили многие города и села, взяли большую добычу, увели сотни пленников. Это время и выбрал Олег Святославич, чтобы вернуть себе Чернигов. Мономах и его люди отбили все штурмы, но силы были неравны и он отдал город своему двоюродному брату, а сам вернулся в Переяславль.
В 1095 году половцы вновь пришли на Русь. Мономах послал гонцов в Киев (Святополк) и Чернигов (Олег) за помощью. Святополк прислал дружину, а Олег отказался. Владимир разгромил несколько половецких становий.
В 1096 г. князья решили нанести удар вглубь степи. Олег снова отказался помочь братьям и тогда они повернули свои войска против него и отобрали у него Чернигов, определив ему место жительства в лесном Муроме, где княжил сын Мономаха Изяслав. Олег оказался как бы вообще без владений, что было нестерпимо честолюбивому князю. Он ждал случая добиться своих прав силой.
В этом же году половцы вновь напали, но уже одновременно на Киев и Переяславль, и пока братья отбивались от них, не имея возможности помочь друг другу, Олег пошёл на Муром. В.битве с ним пал малоопытный князь Изяслав Владимирович (Муромский), Весть о гибели сына потрясла Мономаха , но он вместо того . чтобы взяться за меч и отомстить обидчику, взялся за перо.
Владимир написал Олегу письмо, где предлагал не губить Русскую землю, положить конец кровопролитию, договориться миром. Он обещал не мстить за сына. Олег и в этот раз ответил отказом. Тогда Мономах поручил своим сыновьям сокрушить Олега, что те с успехом и сделали.
5. В 1097г русские князья решили положить конец междоусобным войнам и сплотиться для борьбы с половцами. Они собрались в г.Любече по предложению Владимира Мономаха и договорились, что за каждым из них сохраняются земли их отцов. А за нарушение этого порядка князьям – отступникам грозили кары со стороны других князей. Т.о., съезд ещё раз подтвердил завет Ярослава Мудрого о сохранении за князьями «отчин». Это говорило уже о том , что единое государство начало распадаться, потому что даже киевский князь не мог вступить в чужие владения, хотя он по –прежнему являлся главным князем Руси. Договорились князья и о совместных действиях против половцев.
Причиной такой возросшей независимости отдельных земель Руси стало усиление их хозяйственной и военной мощи, рост городов, увеличение в них населения.
6. В конце IX - нач.XIIв. еще более значимой стала в русском обществе роль князей, бояр, дружин. Именно они были в центре всех событий, сражаясь друг с другом и кочевниками, обороняли города, захватывали и делили добычу. Для поддержания своего могущества и дееспособности им требовалось больше средств. Их брали в виде повышения налогов с простого населения. Княжеские распри, половецкие набеги были настоящим бедствием для народа, он здесь гиб, терял своё добро и т.п.
Всё больше людей не имело возможности самостоятельно вести свое хозяйство, прокормить семью. Они шли в кабалу к богатым, продавая себя в холопы, брали деньги в долг, семена на посев, орудия труда. За это они должны были отработать или уплатить проценты, которые повышались с каждым годом. Ростовщики бесчинствовали. Это вызывало справедливый гнев народа, и он поднимал восстания.
Одним из таких восстаний были события 1113 года.
Корыстолюбивый киевский князь (ростовщик) Святополк Изяславич внезапно умер. Народ воспользовался этим и поднял мятеж против бояр, купцов и ростовщиков. Сотни смердов, закупов и рядовичей отказались платить проценты ростовщикам, а холопы вышли из повиновения господам. Усмирить восставших митрополит и бояре пригласили Владимира Мономаха, что он успешно и сделал. С этого момента Мономах стал великим киевским князем. Ему было 60 лет.
7. Историки называют период княжения Мономаха самым плодотворным в истории Древней Руси, т.к.
- князь на время воссоздал единство Руси
- дополнил свод законов «Русская правда», создав устав, защищающий порядок, имущество и личность человека, чем снял социальное напряжение в обществе
- на длительный период приостановил набеги половцев на Русь
- стремился укрепиться на Дунае, куда отправил своих посадников в качестве управителей дунайских городов. (Слайд №6)
В конце жизни написал «Поучение», в котором рассказал о своей жизни, и, которое по сути, является нравственным завещанием князя своим потомкам.
Давайте убедимся в этом, поработав с документом и ответив на вопросы.
Работа с документом. (Слайд №7)
Итак, возвращаемся к нашей учебной задаче: Каковы были попытки Владимира Мономаха по сохранению единства Руси и почему они не увенчались успехом? (Слайд №8)
Слушаем варианты ответов учащихся.
Вывод (делает учитель):
Сам процесс развития древнерусского государства вёл к раздробленности. Она закономерна и объективна. Древнерусское государство выполнило свою историческую роль: объединило восточнославянские племена, защитило их от внешних врагов, способствовало развитию хозяйства и культуры. Отдельные земли теперь стремились к отделению от Киева, к самостоятельной жизни, что и произойдёт в 30-е г.XII века.
Несмотря на все усилия, Владимир Мономах был не в состоянии противостоять объективному ходу истории. Русь неумолимо шла к феодальной раздробленности, изучать которую мы будем на следующем уроке.
Выполнил Глебов В.П.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание №1 Из перечисленных имён князей надо выбрать имена тех, которые вступили в междоусобную борьбу. СВЯТОПОЛК СВЯТОСЛАВ ИГОРЬ ОЛЕГ ОЛЬГА ЯРОСЛАВ БОРИС ГЛЕБ ИЗЯСЛАВ МСТИСЛАВ СВЯТОПОЛК СВЯТОСЛАВ ИГОРЬ ОЛЕГ ОЛЬГА ЯРОСЛАВ БОРИС ГЛЕБ ИЗЯСЛАВ МСТИСЛАВ Почему братья так стремились устранить друг друга с престолов? Порядок княжения на Руси в то время назывался очередным. Во главе рода поочерёдно вставали старшие в данный момент князья. Киевский престол передавался от брата к брату, а после смерти последнего из братьев переходил к старшему племяннику. Если какой-либо князь умирал, не дойдя до киевского княжения, его дети теряли право двигаться вверх по очереди старшинства. Они становились «изгоями» и навсегда оставались в выделенных из общеродового имения владениях.
Задание №2 Соотнесите даты и события. окончание второй усобицы начало правления Ярослава в Киеве разгром Мстиславом войск Ярослава битва Ярослава со Святополком у Любеча 1016 1017 1024 1036 B D A C
Учебная задача Выяснить, какие попытки предпринимал Владимир Мономах для сохранения единства Руси и почему они не увенчались успехом?
В княжеских междоусобицах часто участвовали половцы. Кто они такие? Половецкий воин X-XI вв. Половецкие земли в X-XI вв. Русский дружинник X в.
Историческое значение деятельности Владимира Мономаха Историки называют период княжения Мономаха самым плодотворным в истории Древней Руси, т.к. князь на время воссоздал единство Руси дополнил свод законов «Русская правда», создав устав, защищающий порядок, имущество и личность человека, чем снял социальное напряжение в обществе на длительный период приостановил набеги половцев на Русь стремился укрепиться на Дунае, куда отправил своих посадников в качестве управителей дунайских городов. В конце жизни написал «Поучение», в котором рассказал о своей жизни, и, которое по сути, является нравственным завещанием князя своим потомкам.
Вопросы к документу: Как характеризует Владимира Мономаха отрывок из его «Поучения»? Как вы считаете, можно ли современным людям жить в соответствии с правилами, изложенными в «Поучении»? Вывод: документ имеет огромное нравственное значение и в наше время. Владимир Мономах обладал даром предвидения и ценности, о которых он говорит, можно назвать общечеловеческими во все времена.
Учебная задача Выяснить, какие попытки предпринимал Владимир Мономах для сохранения единства Руси и почему они не увенчались успехом? Вывод: Сам процесс развития древнерусского государства вёл к раздробленности. Она закономерна и объективна. Древнерусское государство выполнило свою историческую роль: объединило восточнославянские племена, защитило их от внешних врагов, способствовало развитию хозяйства и культуры. Отдельные земли теперь стремились к отделению от Киева, к самостоятельной жизни, что и произойдёт в 30-е г. XII века. Несмотря на все усилия, Владимир Мономах был не в состоянии противостоять объективному ходу истории. Русь неумолимо шла к феодальной раздробленности, изучать которую мы будем на следующем уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)
Цели:Показать, что в любой войне главную роль занимает человек.Осмыслить трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей.Способствовать проявлению чувств сопереживания,...
Дистанционный урок истории по теме "Внутренняя и внешняя политика Николая I". 8 класс.
Данная разработка солержит конспект урока истории и методические рекомендации по его проведению.Крок разработан и проведен при дистанцинном обучении ребенка-инвалида. Он может быть также использован п...
Дистанционный урок истории по теме "Внутренняя и внешняя политика Николая I". 8 класс.
Данная разработка содержит конспект урока, который был проведен дистанционно с ребенком-инвалидом Он также может быть проведен в классе и дистанционно.В конспекте имеются ссылки на интернет-ресуры, в ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ «КРИЗИС ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ САМОДЕРЖАВИЯ В 70-80 ГГ.», 8 КЛАСС
Учебный материал включает план-конспект урока, театрализованную вставку в него и презентацию....
Технологическая карта урока истории Учитель: Воробьева Т. А. МБОУ «СОШ № 12» г. Новомосковск Класс 5 Тема урока: «Древняя Финикия».
Открытый урок в соответствии с требованиями ФГОС....
Урок истории. Итоги правления первого президента России Ельцина Б.Н. 11 класс.
Итоги правления первого президента России Ельцина Б.Н...
Урок истории по теме «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VIII – IХ ВВ.» 10 класс
Тип урока: изучение нового материала. Формы и методы: Методы: наглядный, частично-поисковый. Методы контроля: устный, письменный. Приёмы: работа с учебником и дополнительными исто...