Интегрированный урок истории
материал по истории (11 класс) по теме

Викулова Ирина Геннадьевна

Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11 классе

«Личность в истории»

сформулировать у учащихся представление о роли личности в истории. Дать общую целостную характеристику института политического лидерства, раскрыть понятие «политический лидер», показать воздействие на общество лидеров различных типов.

 способствовать становлению осознанного демократического политического выбора, критического отношения к окружающей действительности, чувства гражданственности и патриотизма, воспитывать культуру ведения дискуссии, терпимость, чувство товарищества, уважение к мнениям одноклассников.

  способствовать развитию основных умений и навыков: работы с источниками, дополнительной литературой, статистическими данными, выделять главное, систематизировать, решать поставленную проблему, вести дискуссию, работать в группах, работать с компьютером и электронными приложениями, разрабатывая  учебную презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11 классе

«Личность в истории»

“Великий человек эпохи тот, 

который может воплотить в словах волю своей эпохи, 

сказать своей эпохе, в чем её воля и выполнить ее. 

То, что он делает - сердцевина и суть его эпохи,

через него проявляется эпоха”.

Г. Гегель

Цели урока:

Образовательная цель: сформулировать у учащихся представление о роли личности в истории. Дать общую целостную характеристику института политического лидерства, раскрыть понятие «политический лидер», показать воздействие на общество лидеров различных типов.

Воспитательная цель: способствовать становлению осознанного демократического политического выбора, критического отношения к окружающей действительности, чувства гражданственности и патриотизма, воспитывать культуру ведения дискуссии, терпимость, чувство товарищества, уважение к мнениям одноклассников.

Развивающая цель:  способствовать развитию основных умений и навыков: работы с источниками, дополнительной литературой, статистическими данными, выделять главное, систематизировать, решать поставленную проблему, вести дискуссию, работать в группах, работать с компьютером и электронными приложениями, разрабатывая  учебную презентацию.

.

Словарь:

Личность, патриотизм, социализация, капитализм, сословие, классы, реакция, мировоззрение.

План урока
1. Историческая личность и ее качества.
 Кто такой политический лидер

2.Типы политического лидерства и их характеристика (работа в группах).

3.  Качества политического лидера

4. Самостоятельная работа с источниками.

Оборудование:
1. Мультимедийная установка, экран.

2. Карточки с вопросами.

3. Тема урока и эпиграф на доске.

1.   Изучение нового материала.

А) Мозговой штурм. Учитель истории. Что значит исторический процесс?
Исторический процесс – путь человечества с древнейших времен до настоящего времени. Это реальная общественная жизнь людей, их совместная деятельность, проявляющаяся в во взаимосвязанных конкретных событиях.
Учитель: Что же является основой исторического процесса?
Предполагаемый ответ: Основой исторического процесса являются события, т.е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни.
Учитель: Что является субъектом исторического процесса?
Предполагаемый ответ: Субъектом исторического процесса называют участников исторического процесса: индивиды, их организации, великие личности, социальные общности.
Учитель: А что является результатом исторической деятельности?
Предполагаемый ответ: Результатом исторической деятельности является собственно ИСТОРИЯ.
Учитель: Скажите, пожалуйста, кто является участником исторического процесса?
Предполагаемый ответ: Народ, личность, люди.

Слайд «Историческая личность»
Учитель
: Что такое личность, с точки зрения обществознания? Предполагаемый ответ: Личность – это человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и т.д.) Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, которая проявляет самостоятельность мысли, несет ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятельность. Историческая личность может быть отрицательной, положительной и многозначной.
Учитель: Понятие “историческая личность” обычно отражает связь деятельности определенного человека с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой индивидуальный отпечаток. Науке известно и понятие “выдающаяся личность”, характеризующее деятельность людей, ставших олицетворением коренных прогрессивных преобразований.

Б) Учитель обществознания. Термин историческая личность связана с понятием политический лидер, так как великие личности всегда имели авторитет и вели за собой массы людей, управляя ими.   Политический лидер. Каков он? Раскроем понятие «политический лидер», и увидим воздействие на общество лидеров различных типов с помощью ваших проектов «Политический лидер»

Слайд «Политический лидер. Типы лидерства по М. Веберу»

2).Типы политического лидерства и их характеристика (работа в группах).

Работа в группах.

Формируется 3 группы № 1, № 2,№3 Принцип формирования – произвольный, например, по рядам.

Задания:

I группа

Дайте определение «харизма». Приведите примеры харизматических лидеров: а) в мировой истории; б) в российской истории.

Ответьте на вопрос : «Каковы функции политического лидера? Какие из них вы считаете более, а какие менее важными?»

Докажите харизматический, вождистский тип политического лидера на примере В.И. Ленина, А. Гитлера и др.используя характеристику данного типа, предложенную на стр. 173 учебника и дополнительную информацию. Покажите положительные и отрицательные стороны данного типа лидерства.

Слайд «Харизматический лидер»

II группа

Дайте определение «легитимность». Приведите примеры легитимных лидеров: а) в мировой истории; б) в российской истории.

Какие функции (см. стр. 169-171) наиболее слабо, а какие наиболее сильно выражены у современных российских политиков?

Докажите харизматический, вождистский тип политического лидера на примере И.В. Сталина, В.В. Путина, Л.И. Маркелова и др. используя характеристику данного типа, предложенную на стр. 173 учебника и дополнительную информацию. Покажите положительные и отрицательные стороны данного типа лидерства.

Слайд « легальный лидер»

3 группа

Дайте определение «легитимность». Приведите пример традиционных лидеров: а) в мировой истории; б) в российской истории.

Какие функции (см. стр. 169-171) наиболее слабо, а какие наиболее сильно выражены у современных и прошлых российских политиков?

Докажите харизматический, вождистский тип политического лидера на примере Петра 1, Екатерины 2, королевы Англии Елизаветы и др. , используя характеристику данного типа, предложенную на стр. 173 учебника и дополнительную информацию. Покажите положительные и отрицательные стороны данного типа лидерства.

Слайд « легальный лидер»

Учитель:  Вопрос к группам: 1)Дайте ответ на вопросы практикума № 3: «Приведите примеры того, когда выдающиеся личности использовали ситуации для собственного возвеличивания. Приведите примеры, когда неординарная историческая ситуация выводила в лидеры сильную личность».

2) Какой же тип лидерства можно назвать лучшим, прогрессивным?

3) Какими качествами должен обладать современный политический лидер?  Для ответа    на второй вопрос,  какие качества должны быть присущи политическому лидеру, работаем с картой  «Качества политического лидера»

КАЧЕСТВА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА

                  КАЧЕСТВА ЛИДЕРА

              Особые качества

ОСТРЫЙ УМ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

ТВЕРДОСТЬ   ВОЛИ

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

ЧЕСТНОСТЬ

ЗАБОТА ОБ ОБЩЕМ БЛАГЕ

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

НАЛИЧИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ

4) Вывод. Обсуждение эпиграфа. Подведение итогов. Домашнее задание.

Политиками не рождаются, ими становятся, у вас тоже есть такой шанс. Но помните выражение – “Дорогу осилит идущий”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Женские образы в русской истории и искусстве" интегрированный урок истории - МХК

Материал представляет собой подборку интересных материалов о женщинах, оставивших след в истории и волновавших умы поэтов и художников. К уроку прилагается презентация и рабочая тетрадь....

научная работа по истории "Интегрированные уроки истории"

работа посвещена изучению альтернативных методов преподавания истории в школе...

Интегрированный урок истории и технологии "История юбки"

Данная презентация позволяет лучше освоить историю развития предмета одежды - юбки по историческим эпохам....

Методическая разработка интегрированного урока истории и исторического краеведения по теме «История народов Поволжья»

Интегрированный  урок истории и исторического краеведенияпо теме «История народов Поволжья» демонстрирует систему работы в школе по формированию универсальных учебных действий посредством краевед...

Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса.

Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса. Программа Босовой Л. ...

«Уголок России - отчий край». Интегрированный урок истории и ИКН РМЭ по истории марийского края в 18 веке.

Урок обобщения. Ученики на уроке в ходе работы при помощи учителя через разнообразные приёмы,  используя презентацию, вспоминая пройденный материал проводят паралель  в изучении истории Росс...