урок по истории в 10 классе по теме "Золотой век русской культуры"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Урок по истории в 10 классе "Золотой век русской кульуры" включает материал по истории культуры 19 века России. Расскрывает понятие "классицизм" в живописи и архитектуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Глуховская средняя общеобразовательная школа

 Алексеевского района

Белгородской области

РАЗРАБОТКА  УРОКА ПО ИСТОРИИ  В 6 КЛАССЕ

«ВОЗНИКНОВЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РУССКИХ КНЯЖЕСТВ

В 12 – 13 ВВ.»

                                                                                                                                                                               Выполнила  учитель истории

                                                                                         

       Оболонская Марина Викторовна

Цель:  

  • объяснить закономерность феодальной раздробленности;
  • раскрыть причины обособления княжеств и последствия этого процесса;
  • рассмотреть причины обособления Новгородской земли, показать особенности управления Новгорода;
  • развивать пространственно-временные умения, работы с историческими источниками, находить общее и различное, формировать умение вести аналитическую беседу, обобщать, делать выводы;

Основные понятия: феодальная раздробленность, аристократическая республика, берестяная грамота.

Оборудование урока : Настенные карты

1. « Древнерусское государство Киевская Русь в 9-11 вв.»

2. «Феодальная раздробленность на Руси 12 в.»

3. Важнейшие даты: 1097г. – Любечский съезд князей;

1132 г.- смерть великого князя киевского Мстислава и распад государства;

1136-1137 гг- Восстание в Новгороде

План  урока

  1. Орг. момент
  2. Изучение нового материала
    а)Обособление княжеств. Политические, социальные и экономические причины

б) Самоуправление Новгородская боярская республика

в) Киевское княжество в 12 – 13 вв.

  1. Закрепление
    решение кроссворда,
    работа по карте;
    ответы на вопросы
  2. Домашнее задание параграф 7, ответы на вопросы параграфа, дифференцированные индивид. задания.

Ход урока

У. 1. Обратите внимание. На доске висят две карты. Какие периоды феодального строя отражены на предложенных картах?

2. Как называется период, когда единое государство распадается на несколько самостоятельных государств? (период феодальной раздробленности)

3. В результате, какого события начался период феодальной раздробленности в Западной Европе? (Верденский договор, 843 г)

На Д. схема «Основные периоды феодального строя»

У. Определите место периода феодальной раздробленности в развитии феодализма и сделайте вывод.

Учащиеся определяют и делают вывод.

У. Итак, раздробленности – это закономерный процесс, который не миновали государства Европы и Азии.

Следовательно, у него должны быть объективные причины

В.: Вспомните причины феодальной раздробленности в Западной Европе

Ответы учащихся :

     –  господство натурального хозяйства;

  • укрепление собственности феодалов на землю;
  • создание каждым феодалом собственного аппарата власти.

У. Сегодня, мы должны ответить на вопрос «Почему обособились русские земли?»

Задание: Слушая объяснение учителя, выявить причины обособления русских земель.

Объяснение учителя:

«Главной хозяйственной единицей в Киевской Руси, узлом прочности общества, были феодальные дворы, вотчины. В 12 веке государство состояло из множества княжеских и боярских вотчин. Благодаря хозяйственному развитию они стали экономически независимы. В земледелии повсеместно использовались рало и соха с железными сошниками, распространялось двуполье и появлялось трехполье, накапливался земледельческий опыт. Строго соблюдался сельскохозяйственный календарь. Повышалась производительность труда, посла урожайность, накапливались запасы продуктов. В условиях господства натурального хозяйства развитие земледелия неминуемо вело к экономическому обособлению отдельных вотчин – главных хозяйственных единиц того времени. Одновременно растет количество ремесел и ремесленников. Увеличивается количество и качество изделий. Мастера работают, прежде всего, на заказ князя, бояр, купцов (господствует натуральное хозяйство). Развитие ремесла, поэтому способствует хозяйственной и экономической независимости отдельных вотчин. С увеличением числа ремесленников растут города, которые становятся центрами хозяйственной жизни края, оживляется торговля. Все это способствует обособлению отдельных земель от Киева. В условиях господства натурального хозяйства, развития ремесел и торговли не только замки, но и усадьбы бояр смогли существовать независимо от центральной власти. Теперь уже бояре предпочитали заниматься хозяйственными делами, а не военными походами. Открыто они не отказывались выступать в походы с князем, но отсиживались дома. Появилось выражение «идучи не идяху». Все больше дружинников стремились получить свою землю

Ответы учащихся:

  1. Развитие земледелия
  2. Развитие ремесла
  3. Рост городов
  4. Увеличение количества вотчин
  5. Развитие местного аппарата власти

У. Итак, период обособления русских земель – новая ступень в развитии феодального общества. Этот процесс сложный, имеющий как положительные, так и отрицательные стороны.

Задание:

  1. Прочитать п.1 абз 4-8 параграфа 7, найти положительные и отрицательные стороны обособления русских княжеств и записать их в тетрадь.

Положительные

Отрицательные

1. развитие хозяйственной жизни

1.Усобицы(борьба между знатными феодалами)

2.Расцвет городов

2.Конфликты между боярами и князьями

3.Расцвет культуры

3.Дробление княжества между наследниками

4.Сохранение единого языка, единой культуры, общности

Ослабление обороноспособности и политического единства страны.

 

2. По карте определите, какие из Киевской Руси образовались самостоятельные княжества.

  1. Зачитайте вывод на стр. 52 «Феодальная раздробленность на Руси до монголо-татарского нашествия являлась периодом экономического и культурного подъема русских земель.

Вопрос 2.

У. Одним из первых княжеств, которые открыто, порвали с Киевским княжеством,  была Новгородская земля. На примере Новгородской земли мы разберем экономическое и политическое устройство и его особенности.

Задание: Найдите на карте Новгород. Опишите словами его месторасположение

(Ответы учащихся)

У.  «Новый город» стал к 9 веку одним из крупнейших европейских городов с высокоразвитым ремеслом, торговыми связями и с богатым и своевольным боярством. Под властью Новгорода находились земли вокруг него и просторы северо-восточных таежных земель, богатых драгоценными мехами. Новгородское боярство снаряжало  большие походы до Белого моря, Северной Двины и Печоры. Новгород расположен на пересечении торговых путей (его можно назвать «портом трех морей») через Смоленск и Киев шел путь в Черное море; от озера Ильмень Волховом можно было попасть в Балтийское море, по реке Мсте добраться до Волги и до Каспийского моря. Недаром герои новгородских былин – это не конные воины, а корабельщики – мореплаватели Садко и Василий Буслаев. Археологические раскопки позволяют сделать вывод, что Новгород был богатый и благоустроенный город. Многие горожане были грамотны и писали друг другу письма на бересте. Сохранилась даже школьная тетрадь мальчика Онфима.

У. Между Новгородом и Киевом шла напряженная борьба.

Задание: Прочитать  с. 53 абз. 2-4 использовать документ №1 и ответить на вопросы:

Документ «Восстание в Новгороде, 1136 –1137 гг.»

        В 1136 г. новгородцы призвали псковичей и ладожан и задумали изгнать князя своего Всеволода Мстиславича; посадили его в епископский двор с женой, детьми, тещей, месяца мая 28, и стража с оружием сторожили его день и ночь, 30 мужей ежедневно. Сидел он два месяца, и отпустили его из города июля 15, а приняли его сына Владимира. А вот в чем обвиняли его: 1) не бережет смердов, 2) зачем захотел сесть в Переяславле, 3) бежал с поля битвы впереди всех; а из-за того много убитых … в лето 1137, в начале года, 7 марта …бежал Константин посадник к Всеволоду, и несколько иных добрых мужей, и дали посадничать в Новгороде Якуну Мирославичу. В то же лето пришел князь Всеволод Мстиславич в Псков, желая сесть опять на столе своем в Новгороде, позванный тайно новгородскими и псковскими мужами, его сторонниками: «Иди, князь, тебя опять хотят». И как услышано было, что Всеволод в Пскове с братом Святополком, и великий мятеж был в Новгороде, и побежали и другие к Всеволоду в Псков и, взяли на разграбление дома их, Константина, Нежаты и многих иных, да еще и то искали, кто сторонник Всеволода из бояр, с тех взяли по полторы тысячи гривен и, дали купцам снаряжаться на войну; брали и не с  виновных..»

Вопросы к документу:

  1. Кто победил в этой борьбе? Как это произошло?
  2. Какие обвинения были предъявлены новгородскому князю?
  3. Какие обвинения были предъявлены новгородскому князю?
  4. Какие слои населения были недовольны политикой князя?

Ответы учащихся.

Рассмотрим сейчас специфику новгородского устройства.

СХЕМА « УПРАВЛЕНИЕ НОВГОРОДСКОЙ БОЯРСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ»

Вопросы к схеме:

  1. Вспомните, что такое вече? (народное собрание)
  2. Что такое демократия? (власть народа, народовластие)
  3. Можно ли назвать Новгородскую республику демократической?
  4. Как вы понимаете демократичный характер правления?
  5. В чьих интересах правило новгородское вече? Каков его состав?

У. Новгородская республика – яркая страница русской истории, но не исключительное явление (позже от Новгородской земли обособиться Псковская республика; в странах Западной Европы существовали торгово-аристократические республики – Флоренция, Венеция, Генуя)

Вопрос №3   Киевское княжество.

У. Киевское княжество сократилось до небольших размеров. Киевский князь первым среди равных. За Киев шла ожесточенная борьба. Соперником Киева стало Черниговское княжество.

Главой города была городская община, в котором главенствовали бояре. Они изгоняли неугодных князей, и приглашали на престол того князя, который им нравился. Киев привлекал князей из многих городов, поэтому бояре придумали систему одновременного соправительства двух князей из разных княжеских династий.

Одним из князей, который долго домогался Киева был Юрий Долгорукий. Но в 1157 г. он был убит. А отличии от новгородский князей киевские князья имели более прочные позиции, т.к. сохранялась половецкая опасность. Благодаря введению соправительства установился определенный порядок правления. Так в последней четверти 12 в. княжили одновременно два князя из разных враждебных династий.

Итог: Феодальная раздробленность – это закономерное явление, шаг вперед в развитии хозяйственной и культурной жизни.

Вопросы по закреплению материала:

  1. Почему произошло обособление княжеств?
  2. Назовите положительные и отрицательные  стороны обособления русских земель.
  3. Почему из-за обособления княжеств ослабла обороноспособность страны?
  4. Почему дробление княжеств между наследниками отрицательное явление?

Кроссворд                                                   ▢

                                            ▢                               ▢

                             ▢▢ ▢▢▢▢▢▢         ▢▢▢▢▢

                                            ▢                      ▢     ▢

                                            ▢                      ▢     ▢            

                         ▢▢▢▢▢▢▢▢▢ ▢

                                            ▢                       ▢    ▢

                              ▢▢▢▢▢▢▢          ▢

                                            ▢                       ▢

                                            ▢                       ▢

                                        ▢▢▢▢▢         ▢

                                    ▢    ▢                       ▢

                           ▢▢▢▢▢▢▢▢         ▢

                                    ▢    ▢

                                    ▢    ▢

                                             ▢

Решите кроссворд:

  1. Состояние Руси после распада единого государства.
  2. Глава новгородского правительства.
  3. Новгородский архиепископ.
  4. Герой новгородских былин
  5. Прозвище князя неоднократно захватывавшего Киев
  6. Название формы правления в Новгороде
  7. Столкновение князей
  8. Имя мальчика-новгородца, тетради которого найдены археологами
  9. Орган власти в русских городах
  10.  Князь, изгнанный новгородцами в 1136г.

Работа по карте:

  1. Показать княжества, которые обособились от Киевского княжества
  2. Найдите на карте Новгород, Киев опишите словами его местоположение.

Даты: 1.В каком году состоялся Любечский съезд князей?

2. В каком году началась феодальная раздробленность на Руси?

  1. Восстание в Новгороде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока истории в 8 классе "Загадки "золотого века" русской культуры"

Тема урока: Загадки «Золотого века» русской культуры.      Цель: развитие социально – адаптивной и когнитивной (познавательной) компетентности через овладение учащимися знания...

Методическая разработка урока по истории 9 класс "Культура Серебряного века"

Разработка урока с использование информационно-коммуникационных технологий....

УРОК ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС "УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ИСТОРИИ"

Урок  разработан на основе технологии развития критического мышления, центральный прием - фишбоун. В приложении содержится текст на основе которого составляется фишбоун....

О.В. Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по истории и литературе "Серебряный век в русской культуре"

Проект носит интегрированный характер, включает в себя предметы: историю, обществознание, литературу, музыку, изобразительное искусство, предназначен для учащихся 9-го филологического класса....

Технологическая карта урока по истории 7 класса "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого" (2 урок)

Технологическая карта урока по истории России 7 класса по теме "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого". Можно использовать как технологическую карту при проведении повторительно-обобщающи...