разработка урока
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории в 7 классе.

Тема:  Россия на рубеже XVII и XVIII веков.

Цели: 1. Охарактеризовать состояние России накануне решающих перемен. Познакомить учащихся с формированием личности Петра I.

2. Формировать умение после краткой  поэтапной презентации учебного материала работать в группах над творческими заданиями; а именно: исправлять исторические ошибки в тексте, работать с документами, «прокладывать» путь по карте, выявлять причинно-следственные связи,  делать выводы на каждом этапе урока.

3. Воспитывать уважение к выдающимся историческим личностям, желание принести пользу своему Отечеству.

План урока

  1. Детство Петра.
  2. Двоецарствие. Царевна Софья.
  3. Начало царствования Петра.
  4. Азовские походы.
  5. Великое посольство.

Выдающиеся личности: Софья, Ф.Я. Лефорт, П. Гордон, Б.П. Шереметев, Ф.А. Головин, А.С.Шеин, Г.И. Головин.

Оборудование: карта «Европа в конце XVII-XVIII веке», экран, видеопроектор, карточки с заданиями для групп, особая расстановка столов, «документы» - свитки, перевязанные ленточками, таблички «музея», слайды (прилагаются)

Класс разделен на 3 группы.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Знакомство с планом урока. Мотивация посредством «погружения в эпоху» при помощи отрывка из художественного произведения.

- Представьте себе, что  мы с вами  в Москве конца XVII века .

Чтение отрывка из художественного произведения А.Н. Толстого «Петр I» (стр.48-49).

– Вы, конечно, догадались, кто это был? малолетний царь Петр I (слайд №4). Давайте поближе познакомимся с его семьей.

С пятилетнего возраста Петра стали обучать грамоте. Первый его учитель – дьяк Никита Зотов. Когда Петру исполнилось 10 лет, его должны были обучать более сложным наукам, но в это время умирает бездетный царь Федор, возникает вопрос о том, кто сядет на престол, и об учении было забыто.

Престолонаследие.

По закону на престол должен сесть Иван, но он слаб умом и болен физически, поэтому первоначально царем провозглашен Петр. Но родственники Ивана – Милославские были с этим не согласны, они подкупили стрелецкое войско и стрельцы с бунтом пошли в Кремль, с уверениями, что бояре-изменники задушили царя Ивана. В результате погибли некоторые Нарышкины – родственники царя по материнской линии.

Царями были провозглашены оба, а Софья до их совершеннолетия – регентом .

Фактическая власть перешла к Софье. Петр с матерью выехали в село Преображенское. Дворцовое обучение прекратилось, зато началось новое – у иноземцев в Немецкой слободе.

У них Петр учился строительству, плаванию под парусами, арифметике, геометрии, фортификации и постепенно приобрел не царские привычки, а военные и моряцкие.

Он создал 2 «потешных» полка (по 7 тысяч человек в каждом). Названы они были Семеновский и Преображенский. Эти полки положили начало новой армии.

Таким образом, детские игры Петра становились очень серьезным предупреждением для Софьи.

В августе 1689 года Петр получил ложное известие о заговоре стрельцов. Он был очень испуган, быстро покинув Преображенское, уехал в хорошо укрепленную Троице-Сергиеву лавру. За ним потянулись все, кто хорошо разбирался в политической обстановке – Петр был уже совершеннолетним и мог править без сестры.

В итоге формально стали править два брата, Софью заключили в Новодевичий монастырь, но фактически Петр стал править единолично. В 1696г. Иван умер.

Вывод: Итак, мы проследили, как формировалась личность Петра. Сейчас у вас есть шанс быть зачисленными в «Потешный полк» царя Петра.

Игра «Снятые вопросы» 

(задания дифференцированные).

За одну минуту заполните пробелы в карточках, убирая вопросительные знаки. Вас проверят эксперты из соседней группы по данным мною ключам. Количество снятых вопросительных знаков – это количество баллов.

Карточка № 1

Петр I родился в                   году. После смерти Алексея Михайловича новым царем стал                  . Петра стали обучать с                   возраста. Первым учителем стал дьяк                  .

Карточка №2.

Петр в свободное время уезжает в                 , где учится у иноземцев. Петр создал крепость под названием                   и два                   полка.

Испуганный известием о мятеже Петр уезжает в Троице-Сергиеву                 .

Карточка №3.

Петр написал письмо Ивану и потребовал править                 . В сентябре Петр вступил в Москву и заточил Софью в                  . Так начинается                    

правление Петра. Иван умирает в                    году.

Поздравляю вас! Вы зачислены в Преображенский полк, Семеновский, Лефортовский, Меньшиковский.

Азовские походы.

Для того чтобы торговать с Европой, использовать европейский опыт необходим выход к незамерзающим морям. Петр понимал это отлично. Выходу в Балтийское море мешают  сильные противники – Речь Посполитая и Швеция.

Значит на юг! Январь 1695 года – Указ о походе на Крым. Решено было взять крепость Азов, которая закрывала выход из Дона в Азовское море.

Первая осада Азова была неудачной, основная причина – в отсутствии флота. Турки по морю подвозили боеприпасы и продукты осажденным, а русские ничего сделать не могли.

Поражение в первом Азовском походе не сломило царя, и за один год появился пусть не очень качественный, но флот.

Второй Азовский поход окончился победой русской армии. Азов был взят. Правда, это не означало ещё выхода к морю, но в честь победы  был устроен грандиозный праздник в Москве.

В архивах мы нашли документы этого периода. Письмо Петра I и донесение турок своему султану. Ознакомьтесь с ними, выполните задания. Кто быстрее  выполнит задания, будет считаться участником Азовских походов. Две группы получают письмо Петра I Ромодановскому («Петр I» А.Н. Толстой). Две  другие группы получают донесение турок своему султану  (текст с ошибками, придуманными учителем).

Письмо Петра I.

«Мин герр кениг… По возвращении от не взятого Азова с консилии господ генералов указано мне к будущей войне делать корабли, галеры и иные суда. В коих трудах отныне будем пребывать непрестанно » Петр.

Вопрос: О первом или втором Азовском походе говорится в письме Петра? Почему вы так решили?

Задание: Отметьте основную причину неудач Азовских походов Петра I.

А) затяжной характер кампании;

Б) отсутствие единого военного командования;

В) слабая артиллерия;

Г) отсутствие у России союзников;

Д) отсутствие у России флота;

Е) оказание Турции помощи со стороны стран Западной Европы.

Донесение турок своему султану.

Всемилостивейший султан!

Да продлит Аллах твои дни! Нижайше имеем сообщить, что вынуждены сдать Азов этим неверным.

А что нам оставалось делать? Силы их были несметны: 42 галеры, 5 крупных кораблей, 10 брандеров, 2000 стругов. А командовал ими сам царь – Петр!

Прикажи рубить наши головы, Великий султан, но Азов сдан.

Года 1693.

Задание: Найдите и исправьте исторические ошибки. Информацию найдете на стр. 102 учебника.

Проверка правильности выполнения заданий. Пятибалльная система: 5-количество ошибок.

Задание . Назовите даты первого и второго Азовских походов, время, которое длилась осада Азовской крепости. Покажите на карте крепость Азов. Назовите  и покажите на кате город, на верфях которого был построен первый русский военный флот.

Вы внесли свой вклад в победу Петра над крепостью Азов! Но эту победу надо еще удержать. А для этого нужны союзники. И Пётр посылает в Европу посольство.

Великое посольство. (1697-1698)

Великое Посольство и было великим – 250 человек во главе с Лефортом, Головиным и думным дьяком Вознициным.

Петр ехал инкогнито, под именем урядника Петра Михайлова.

Посольство объехало пол-Европы, разыскивая союзников для войны с Турцией, изучая различные науки, посещая достопримечательности. Петр учился корабельному делу в Голландии, даже работал простым плотником.

Но Великое посольство пришлось прервать, т.к. в России начался стрелецкий мятеж под руководством Софьи. Вновь она хотела свергнуть брата с престола. Расправа была жестокой. Сотни стрельцов были казнены или сосланы.

Но итог Великого Посольства был очевиден. И об этом расскажете вы сами.

 Вам как солдатам «потешных полков», и участникам Азовских походов даются задания, а  информацию для их выполнения вы найдёте в ученике на стр. 99-104.

1 группа:  о целях Великого посольства;

2 группа: указать на карте путь Великого Посольства флажками красного цвета;

3 группа: Подвести основные итоги Великого Посольства.

Оценка деятельности в 5-ти балльной системе

Итог урока. Рефлексия. Вот и закончилось первое путешествие в эпоху Петра I. Нам предстоит еще несколько путешествий – уроков. Поэтому с Петром I мы станем близкими друзьями.

А сейчас давайте повторим все, что узнали на уроке. Работа по схемам.

 Пока я подвожу итоги, каждый из вас заполнит свою карточку. Карточки у каждого индивидуальные. (Потом учитель видит плюсы и минусы полученных знаний.)

Не очень хорошо понял(а)

Смогу рассказать на следующем уроке

Смогу хорошо объяснить товарищу

Хотел бы больше узнать о

Тему урока Я

Итоги подводятся на большом «Листе Успеха» по этапам урока и по заработанным баллам. Подсчитывается максимальный балл, выставляются оценки.

Д/з п.13 прочитать, ответить на вопросы, р.т. № 1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...