Рабочая программа ИСТОРИЯ 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) на тему

Будаева Вера Шотавна

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ и авторской программы «Всеобщая история 5-9 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. - М.: Просвещение, 2014 г.

Данное тематическое планирование курса «Новая история, 1800-1913 гг.» предназначено для учащихся 8 класса основной общеобразовательной школы. Изучение курса рассчитано на 28 часов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа ИСТОРИЯ 8 класс249.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Новая история  1800-1913» (8 класс)

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ и авторской программы «Всеобщая история 5-9 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. - М.: Просвещение, 2014 г.

Данное тематическое планирование курса «Новая история, 1800-1913 гг.» предназначено для учащихся 8 класса основной общеобразовательной школы. Изучение курса рассчитано на 28 часов.

Цели и задачи курса: в результате изучения курса новой истории учащиеся 8 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX - начала XX вв.: периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным; причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»; использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости; важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.

Основная функция курса - формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

Учебник: Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013.

В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:

•  определять и объяснять понятия;

•  выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

•  рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;

•  раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;

•  анализировать исторические явления, процессы, факты;

•  обобщать и систематизировать полученную информацию;

• давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

•  осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

•  определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

•  обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;

•  участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

•  определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;

•  выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Распределение времени в программе:

2 часа в неделю

Темы разделов программы

Количество часов

Глава 1-я -  «Становление индустриального общества»

7

Глава 2-я «Строительство новой Европы»

8

Глава 3-я «Страны Западной Европы Х1Х – н.  ХХ вв. Успехи и проблемы индустриального общества»

6

Глава 4-я «Две Америки». «Традиционные общества в ХIХ в.: новый этап колониализма»

8

Контрольный урок

1

Всего : 28 часов

Европа и Северная Америка в XIX – начале ХХ вв.

Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в. Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии. Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции. Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание единого германского государства. О. Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи. Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в. Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы. Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо. Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ веков. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострениепротиворечий индустриального общества.

Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX – начале ХХ вв.

Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. Х. Сан-Мартин. США и страныЛатинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг.Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Колониальные захваты в Африке. Империализм –идеология и политика.

Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи, Китае.

Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны

Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны. Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.

Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв.

Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи. Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс.

«История России в XIX веке»  (8 класс)

                                                                                            Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной  программы основного общего образования по истории 6-9 класс для образовательных учреждений и авторской программы Данилова А.А., Л.Г. Косулиной. 2014 г.

Изучение курса рассчитано на 40 часов из расчета 2 часа в неделю.

Учебник: . Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений, / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2014. – 303 с.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. 

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории России и мира XIX века в 8 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XIX века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XIX века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.  Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XIX века.

Цели и задачи:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
  • подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;
  • формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;
  • обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.  

                     

Требования к уровню подготовки учащихся в 8-м классе

Знать/Понимать:

  • Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XIX века до 1917 года (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.), важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.)
  • Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
  • Взаимосвязь и особенности истории России и мира;

Уметь:

  • Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
  • Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к Российской империи в XIX веке; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
  • Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
  • Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
  • Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России XIX – начала XX века; положения различных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
  • Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа/контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм, революция.
  • Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
  • Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX – начала XX века; отмены крепостного права; войн 1912г., 1853-1856 гг, 1877-1878 гг.; присоединения к империи в XIX веке новых территорий и народов.
  • Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
  • Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
  • Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, революций, войн XIX – начала XX века.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
  • определения своего собственного отношения к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Нового времени. Чтобы находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности;
  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • ведения дискуссии с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого, отстаивая свою позицию, выдвигая контраргументы и перефразируя мысль; возможности взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Распределение времени в программе:

2 часа в неделю

Темы разделов программы

Количество часов

Введение в историю России Х1Х века

1

Раздел 1-й «Россия в первой половине Х1Х века»

20

Раздел 2-й – «Россия во второй половине Х1Х века»

19

Всего – 40 часов

Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в.

Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в.

Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский.

Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз. Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения. Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка.

Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX в.

Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 гг.

Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х – 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы. Внешняя политика второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской

войне.

Русская культура первой половины XIX в.

Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир).

Великие реформы 60-70-х гг. XIX в.

Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временно обязанных крестьян. Крестьянское самоуправление. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России. Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарев. Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол». Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник». Революционные организации и кружки середины 60-х –

начала 70-х гг. XIX в.

Россия конце XIX в.

Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта. Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX в. Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в. Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Внешняя политика во второй половине XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. Народы Российской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг.

урока

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки

Глава I. Строительство индустриального общества – 4 часа.

1

Вводный урок.

Индустриальная революция. XIX века.

Умения делать сообщения, используя межпредметные связи;

Учатся доказывать свою точку зрения и участвовать в дискуссии;

24,28.02.15г.

2

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.

Учатся рационально выполнять задания и определять круг информации, необходимой для решения проблем;

Доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей;

Учатся актуализировать ранее полученные знания и работать с источниками

24,28.02.15г.

3

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность.

Доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей;

Учатся актуализировать ранее полученные знания и работать с источниками.

03.03,07.03.

4

Наука, литература и искусство в XIX веке.

Учатся актуализировать ранее полученные знания и самостоятельно подготавливать сообщения по определенной проблеме;

Учатся извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников;

Учатся доказывать свою точку зрения

03.03,07.03.

5

Либералы, консерваторы и социалисты.

Учатся выступать публично,

Учатся участвовать в дискуссии,

Учатся актуализировать полученную информацию,

10,14.03.

Глава II. Строительство новой Европы – 8 часов.

6

Консульство и образование наполеоновской империи

Учатся извлекать нужную информацию для решения познавательных задач дискуссионного типа;

Подготавливают сообщения и выступают публично;

Ведут дискуссию;

Развивают критическое мышление;

Высказывают оценочные суждения и свое личностное отношение к изучаемому

10,14.03.

7

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс

Учатся вести дискуссию;

Развивают критическое мышление;

Учатся оценивать события ретроспективно;

Формируют личностное отношение к изучаемому вопросу

17,21.03.

8

Великобритания : сложный путь к величию и процветанию.

Учатся использовать документы для ответов на поставленные вопросы;

Учатся оценивать события с позиций представителей разных слоев населения;

Формируют личностное отношение к изучаемому вопросу

17,21.03.

9

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г.к политическому кризису.

Учатся анализировать, сравнивать, делать выводы и аргументировать их фактами;

Учатся создавать обобщенные образы представителей различных слоев населения и оценивать события с их позиций

24,28.03.

10

Франция: революция 1848 года и Вторая империя.

Учатся размышлять и делать оценочные суждения;

Учатся выд. причинно-следств. связи;

Учатся воссоздавать исторические образы и создавать обобщенные образы людей изучаемой эпохи

24,28.03.

11

Германия : на пути к единству.

Учатся извлекать необходимые знания из основ. и дополн. текстов;

Учатся делать сообщения;

Учатся давать оценку исторических явлений и исторических деятелей; учатся взаимодействовать с товарищами

31.03,04.04.

12

«Нужна ли вам единая и неделимая Италия?».

Учатся моделировать различные ситуации с целью обсуждения проблемы;

Учатся вести коммуникативный диалог;

Учатся воссоздавать исторические образы;

Учатся делать оценочные суждения;

Учатся вскрывать причинно-след. связи.

31.03,04.04.

13

Война изменившая карту Европы. Парижская коммуна.

Учатся воссоздавать исторические образы;

Учатся вести коммуникативный диалог;

Учатся делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений

14.04,18.04.

Глава III. Страны Западной Европы в конце XIX в.- 6 часов.

14

Германская империя : борьба за «место под солнцем».

Учатся воссоздавать исторические образы;

Учатся анализировать и выделять главное;

Учатся аргументировать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей

14.04,18.04.

15

Великобритания : конец Викторианской эпохи.

Учатся переносить знания в новые ситуации;

воссоздавать исторические образы;

рационально выполнять задания и определять круг информации, необходимой для решения проблемы;

аргументировать свою точку зрения;

выступать с сообщениями

21,25.04.

16

Франция: Третья республика

Учатся переносить на изучаемый материал ранее полученные знания;

Учатся делать сравнительный анализ и выделять главное;

Учатся размышлять и рационально выполнять задания;

Учатся аргументировать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей

21,25.04.

17

Италия : время реформ и колониальных захватов.

Учатся рационально выполнять задания;

Учатся логически осмысливать и излагать информацию;

Учатся решать познавательные задания;

Учатся оценивать исторические явления;

Учатся воссоздавать исторические образы;

Учатся сравнивать и анализировать

28.04,05.05.

18.

От австрийской империи к Австро – Венгрии: поиски выхода из кризиса.

Учатся переносить знания в новые ситуации;

Учатся аргументировать свою точку зрения;

Учатся вскрывать причинно-следственные связи;

Учатся делать прогнозы экономического и политического развития;

Учатся вести диалог и полилог

28.04,05.05.

19.

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Западная Европа в XIX в.»

Владеют всеми необходимыми умениями и навыками, указанными в программе

09.05,12.05.

ГлаваIV . Америка в XIX – начале XX века – 2 часа.

20

США в первой половине XIX века

Учатся переносить знания в новые ситуации;

Учатся решать познавательные задания;

Учатся аргументировать свою точку зрения; учатся сравнивать; учатся делать выводы

09.05,12.05.

21

Латинская Америка в XIX — начале XX в.

Учатся воссоздавать исторические образы;

Учатся анализировать и выделять главное;

Учатся определять круг информации, необходимой для решения проблемы;

Учатся выделять общее и особенное, причины и следствия

16,19.05.

Глава V. Традиционное общество в XIX в. -

22

Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника.»

Делают оценочные суждения;

Определяют знания, необходимые для решения проблемных и познавательных заданий;

Вскрывают причинно-следственные связи;

Ведут диалог и участвуют в дискуссии.

16,19.05.

23

Китай : традиции против модернизации.

Учатся делать сравнительный анализ

Учатся излагать свои идеи и приводить убедительные доказательства;

Учатся вести диалог и участвовать в дискуссии;

Учатся делать сообщения.

Май

24

Индия :насильственное разрушение традиционного общества.

Углубляющие знания о традиционном и индустриальном обществах;

Учатся делать сообщения;

Учатся решать познавательные задания;

Учатся использовать произведения художественной литературы;

Май

25

Африка : континент в эпоху перемен.

Учатся использовать межпредметные и межкурсовые связи;

Учатся делать сравнительный анализ;

Учатся выделять общее и особенное;

Учатся развивать творческие способности

Май

26

Повторительно – обобщающий урок «Традиционные общества в XIX веке.»

Разноуровневый тест.

Май

27

Международные отношения в конце XIX – начале XX века

Учатся взаимодействовать с одноклассниками;

Вступают в дискуссию с товарищами, с авторами учебников, с учителем;

Решают проблемы;

Участвуют в подведении итогов занятия

Май

28.

Повторительно – обобщающий урок. «Европа в начале XIX – нач. XX вв.»

Разноуровневый тест.

Май

Глава I. Россия в первой половине XIX век. ( 19 часов.)

1

Вводный урок «России в первой половине XIX века ».

Активизировать знания по курсу истории России XVIII в.

Характеризовать источники по российской истории XIX в.

Давать характеристику территории и геополитическому положению.

02.09

02.09

2

Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.

Знают годы царствования Александра. I;

Называют характерные черты внутренней политики Александра I;

Учатся выделять общее и особенное;

Учатся воссоздавать исторические образы;

Учатся делать оценочные суждения.

06.09.

06.09.

3

Внешняя политика 18011812 гг.

Называют основные цели, задачи и направления внешней политики страны;

Умеют показывать их на карте;

Дают оценку результативности внешней политик страны.

09.09.

09.09.

4

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского

Определяют предпос. и содержание реформ. проектов М.М. Сперанского;

Знают причины их неполной реализации и последствия принятых решений;

Учатся давать оценку реформам.

13.09.

13.09.

5

Отечественная война 1812 г.

Знают хронологич. рамки Отеч. войны 1812 г.;

Перечисляют планы сторон, характер войны, ее основные этапы, полководцев и участников войны;

Называют и показывать по карте основные сражения

16.09.

16.09.

6

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика 1813-1825 гг.

Объясняют цели и результаты заграничного похода 1812-1814 гг.;

Называют и показывать по карте основные сражения;

Называют основные направления внешней политики страны в новых условиях;

Дают оценку результативности внешней политик страны.

20.09.

20.09.

7

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

Объясняют причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I в 1815-1825 гг.;

Дают оценку внутренней политики;

Учатся извлекать нужную информацию для решения познавательных задач дискуссионного типа;

Развивают критическое мышление;

Высказывают свое личностное отношение к изучаемому

23.09.

23.09.

8

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

Называют характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны 1812 г.;

Объясняют причины экономического кризиса 1812-1815 гг.

27.09.

27.09.

9

Общественное движение при Александре I

Называют причины возникновения общественного движения;

Знают определяющие черты, основы идеологии, основные этапы развития общественного движения;

Дают общую характеристику программным документам;

Находят общие и отличительные черты в них;

Используют тексты документов для решения поставленных вопросов

30.09

30.09

10

Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов

Объясняют цели, планы и результаты деятельности декабристов;

Оценивают историческое значение восстания декабристов;

Умеют анализировать текст документа, выделять его основные положения

04.10.

04.10.

11

Повторительно – обобщающий урок «Россия при  Александра 1»

Тест.

14.10

14.10

12

Внутренняя политика Николая I

Знают годы царствования Николая II;

Называть характерные черты внутренней политики Николая I;

Учатся делать оценочные суждения;

Учатся вскрывать причинно-следственные связи;

Ведут диалог и участвуют в дискуссии

18.10.

18.10.

13

Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг.

Называют характерные черты социально-экономического развития;

Знать финансовую политику Е.В. Канкрина;

Умеют приводить примеры из текста, подтверждающие собственную позицию;

Умеют объяснять позицию одноклассников, авторов учебника, политических деятелей XIX века

21.10.

21.10.

14

Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг.

Называют основные направления (т показывать на карте) внешней политики страны;

Выделяют причины кризиса в международных отношениях со странами запада;

Учатся вскрывать причинно-следственные связи;

Дают оценку итогам войн России

25.10.

25.10.

15

Общественное движение в годы правления Николая I

Называют существенные черты идеологии и практики общественных движений;

Учатся делать сравнительный анализ позиций западников и славянофилов;

Учатся высказывать свою оценку в отношении общественных идей изучаемого периода;

Самостоятельно работают с источниками;

Ведут диалог и дискуссию с одноклассниками;

Работают в малых группах.

28.10.

28.10.

16

Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя

Знают дату войны, ее причины и характер;

Показывают на карте места военных действий;

Знают полководцев и участников;

Объясняют значение и итоги Париж. мирного договора;

Умеют давать общую оценку ходу войны;

01.11.

08.11.

17

Образование и наука.

Называют выдающихся представителей и достижения российской науки;

Учатся делать сообщения;

Учатся работать с текстом учебника, выделять главную мысль;

Дают оценку работе одноклассников, подготовленным ими сообщениям

08.11.

8а-10.11(за 01.11.)

8б-11.11

8в-11.11.

18

Русские первооткрыва-тели и путешествен-ники.

Называют выдающихся представителей и достижения российской науки;

Учатся делать сообщения;

Дают оценку работе одноклассников, подготовленным ими сообщениям

11.11

8а-11.11

8б-12.11.(01.11.)

8в-11.11.(за 01.11.)

19

Художественная культура первой половины XIX века

Называют выдающихся представителей и достижения российской культуры;

Учатся актуализировать ранее полученные знания и самостоятельно подготавливать сообщения по определенной проблеме;

Учатся извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников

15.11.

15.11.

20

Быт и обычаи

Называют изменения, произошедшие в первой половине XIX века в быту русских сословий;

Учатся работать в группах;

Самостоят. работают с источниками;

Учатся воссоздавать исторические образы;

Учатся развивать творческие способности

25.11

25.11

21

Повторительно обобщающий урок :«Россия в первой половине XIX века»

Владеют всеми необходимыми умениями и навыками, указанными в программе

29.11.

29.11.

Россия во второй половине XIX в.(21 час.)

22

Накануне отмены крепостного права

Называют предпосылки отмены крепостного права;

Излагают причины отмены креп. права;

Учатся моделировать различные ситуации с целью обсуждения проблемы;

Учатся вести коммуникативный диалог;

Учатся делать оценочные суждения

02.12

02.12

23

Крестьянская реформа 1861 г

Называют альтернативные варианты отмены крепостного права;

Знают основные положения крестьянской реформы;

Объясняют значение отмены крепостного права

06.12.

06.12.

24

Либеральные реформы 60-70-х гг.

Называют основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ;

Знают реформы в области просвещ.;

Учатся извлекать необходимые знания из основ. и дополн. текстов;

Учатся взаимодей. с товарищами 

Называют причины проведения либеральных реформ 60-70-х гг.;

Приводят оценки характера и значения социальных реформ;

Продолжают учиться работать с документами: выделять главную мысль, искать подтверждения собственным суждениям.

09.12.

09.12.

25

Национальная политика Александра 2

Характеризовать особенности национальной политики Александра 2

Рассказывать о положении народов Российской империи.

13.12.

13.12.

26

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

Называют отличия капитал. и феодаль. черт экономики;

Знают особенности развития пореформ. промышленности и сельского хоз-ва;

Понимают причины изменений в социальной стр-ре росс. общества;

Называют основные направления экономической политики государства

16.12.

16.12.

27

Общественное движение: либералы и консерваторы

Называют существенные черты идеологии практики консерватизма и либерализма;

Учатся объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; Учатся выявлять общность и различия сравниваемых исторических явлений;

Излагают суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений

20.12.

20.12.

28

Зарождение революционного народничества и его идеология

Называют существенные черты идеологии практики радикального общественного движения;

Учатся объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

Излагают суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений

23.12.

23.12.

29

Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг.

Называют существенные черты идеологии практики радикального общественного движения;

Излагают суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений

27.12.

27.12.

30

Внешняя политика Александра II. Народы Российской империи

Называют цели и основные направления внеш. пол-ки 60-70-х гг.;

Дают характеристику европейской политики России;

Характеризуют политику России в Средней Азии;

Показывают на карте основные направления внеш. пол-ки и места военных действий.

10.01.15г.

31

Повторительно – обобщающий урок «Россия при Александре 2»

Тест . систематизировать знания по данной главе.

13.01

32

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Называют причины русско-турецкой войны;

Выделяют особенности этой войны;

Используя карту, рассказывают о главных сражениях этой войны;

Знают итоги русско-турецкой войны;

Оценивают реакцию крупнейших европейских держав на успехи русских войск;

Продолж. учиться работать с докум.: выделять главную мысль, искать подтверждения собств. суждениям.

17.01.

33

Внутренняя политика Александра III

Дают оценку личности Александра III;

Называть основные черты внутренней политики первого периода правления Александра III;

Знают факторы, оказавшие решающее воздействие на внутреннюю политику императора;

Выделяют основные направления внутренней политики императора;

Учатся давать сравнительные характеристики внутренней политики разных императоров, находить общие и различные черты

Называют основные черты внутренней политики Александра III;

Ведут дискуссию;

Развивают критическое мышление;

Высказывают оценочные суждения и свое личностное отношение к изучаемому материалу

20.01.

34

Экономическое развитие в годы правления Александра III

Называют основные черты эконом. политики Александра III;

Сравнивают экономические программы Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского;

Знают экономическую программу С.Ю. Витте;

Объясняют, в чем состояли цели и результаты деятельности Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградского и С.Ю. Витте

24.01.

35

Положение основных слоев населения

Называют новые группы, появившиеся в российском обществе;

Указывают причины их появления;

Умеют характеризовать основные сословия и классы российского общества

27.01.

36

Общественное движение в 80-90-х гг.

Называют организации и участников общественного движения;

Называют существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных)

31.01.

37

Внешняя политика Александра III

Называют цели и основные направления внешней политики Александра III;

Характеризуют новые черты внешней политики;

Комментируют высказывания историков современников Алек-дра III;

Показывают на карте основные направления внеш. пол-ки и места военных действий.

03.02

38

Просвещение,  наука, литература, изобразительное искусство

Понимают особенности системы образования конца XIX века;

Указывают причины, которыми был обусловлен рывок в развитии отечественной науки;

Знают о крупных научных открытиях отечественных ученых

Знают характерные черты русской литературы XIX века;

Понимают, какие задачи выполняла литература второй половины XIX века;

Выделяют особенности русской живописи и скульптуры указанного периода

07.02.

39

Архитектура, музыка, театр, народное творчество, быт.

Называют направления художественной культуры второй половины XIX века;

Умеют характеризовать особенности культуры указанного периода;

Понимают, какие задачи выполняет искусство.

Понимают суть урбанизации;

Указывают особенности образа жизни русского человека конца XIX века

10.02.

40

Повторительно – обобщающий урок :«Россия во второй половине XIX века»

Тест . Владеют всеми необходимыми умениями и навыками, указанными в программе

14.02.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.

Устный, письменный ответ:

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

  • осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

 логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;

  • соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
  •  анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;
  •  давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);
  •  сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
  •  применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
  •  толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;
  •  демонстрировать знание основных дат отечественной истории;
  •  составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
  •  оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
  •  читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;
  •  преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:

  • демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;
  • дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;
  • не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся  

  • демонстрирует общие представления об историческом процессе;
  •  путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
  •  показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;
  •  отсутствует логически построенный и продуманный ответ;
  •  не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;
  •  не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.

Нормы оценок работы с историческим источником

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

  • установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;
  •  сопоставил факты нескольких исторических источников;
  •  применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;
  •  дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;
  •  привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
  •  аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  • определил тип источника и историческую эпоху его появления;
  •  извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;
  •  сопоставил факты нескольких исторических источников;
  •  применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;
  •  прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;
  •  привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою позиции.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;
  •  на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;  
  • попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;
  • не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

  • не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
  •  не увидел проблему и не смог ее сформулировать;
  • пересказал текст источника без его комментирования,  или дал ответ не в контексте задания.

Нормы оценок работы с исторической картой

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

  • читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;
  •  раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;
  •  правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  • допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
  • не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
  • не соотносит историческую информацию с картой;
  •  не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

  • не умеет читать легенду карты;
  • не распознает историческую информацию, представленную на карте;
  • отказался работать с контурной картой.

Учебная литература

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX век. Рабочая тетрадь. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 частях. Часть 1. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX век. Рабочая тетрадь. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 частях. Часть 2. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Данилов А. А. Справочные материалы по истории России IX—XIX вв. — М., 2007;
  4. Юдовска А.Я., Ванюшкина Л.М. Книга для чтения по Новой истории 1800-1913. 8 кл. – М.: Просвещение, 2008
  5. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории, 1800-1913. 8 класс. В 2 вып. Выпуск 1. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
  6. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории, 1800-1913. 8 класс. В 2 вып. Выпуск 2. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

  1. http://www.hrono.ru – исторический портал
  2. http://www.museum.ru/museum/1812/index.html - интернет-проект, посвященный Отечественной войне 1812 года
  3. http://www.borodino.ru - сайт Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника
  4. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - библиотека электронных ресурсов исторического МГУ им. М.В. Ломоносова
  5. http://www.narovol.narod.ru - виртуальный музей «Народной воли», в том числе архив мемуарной и художественной литературы
  6. http://www.russianway.rchgi.spb.ru – информационно-аналитический портал «Энциклопедия русского самосознания»
  7. http://militera.lib.ru- библиотека военно-исторической литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...