Технологическая карта урока истории в 5 классе
план-конспект урока по истории (5 класс)

Куприянова Светлана Анатольевна

Технологическая карта урока истории в 5 классе "Древнейший Рим"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет – история

Класс - 5

УМК:

  1. Примерные программы по учебным предметам. История.5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.-(Стандарты второго поколения).
  2. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История Древнего мира. 5 класс. М. -Просвещение.

Тема урока: Древнейший Рим

Тип урока: Изучение нового материала. Технология интенсификации учебного материала на основе схемных и знаковых моделей, проблемного обучения, игровая.

Цели урока: сформировать у учащихся начальное представление о Древнем Риме как одном из государств Древнего мира.

Задачи урока:        

- раскрыть особенности географического положения, климата территорий Древнего Рима;

- изучить основные занятия населения Древнего Рима, познакомиться с легендой об основании города.                

- формировать навыки работы с исторической картой, навыки поиска и анализа исторической информации; развивать познавательный интерес к предмету.

- воспитывать мотивированное положительное отношение к процессу познания, к итогам собственной деятельности и деятельности коллектива.

Планируемые результаты:

Личностных – развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции  гуманистических нравственных ценностей, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России и мира.

Метапредметных - развивать умение, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение осознанного чтения и использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Предметных – развивать умение добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию, познакомиться с новыми понятиями из истории древнего Рима..

Оборудование: учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. М. –Просвещение, презентация, интерактивная доска, карта, жетоны, памятка.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, доска на задней стене кабинета

Новые понятия: патриции, плебеи

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

  • Знать и правильно использовать в устной и письменной речи понятия «этруски», «патриции», «плебеи», «ликторы»
  • Показывать на карте местоположение основных географических объектов;
  • Характеризовать условия жизни и занятия населения Древнего Рима.

  • 1 уровень – осознают услышанное и прочитанное, отвечают на простые вопросы;(12-15%)
  • 2 уровень - по памяти воспроизводят информацию и применяют ее для решения типовых задач, действуя по заданному алгоритму. (55 -57%)
  • 3 уровень – самостоятельно осуществляют поиск и преобразование знаний. Используют их в различных видах деятельности. (30%)

Регулятивные

  • Проявлять инициативность и самостоятельность в различных видах деятельности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • 1 уровень – осуществляет деятельность по составленному учителем плану. (12-15%)
  • 2 уровень – с помощью учителя ставят учебную задачу, выделяют ориентиры действия. (60-65%)
  • 3 уровень – самостоятельно составляют план действий, определяют последовательность действий  с учетом конечного результата. (20% - 25%)

Познавательные

  • Проводить поиск и выделение необходимой информации из устного и письменного текстов, рисунков;
  • Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • Структурировать знания в виде четких логических ответов;

  • 1 уровень – читают текст, умеют рассказать, о чем он. 12, 5 %
  • 2 уровень – при помощи учителя выделяют основную и второстепенную информацию, ставят вопросы по тексту и отвечают на них; 62%
  • 3 уровень – самостоятельно выделяют основную информацию, структурируют ее, применяют для  решения последующих задач. (25%)

Коммуникативные

  • Устанавливать рабочую атмосферу сотрудничества на уроке;
  • Обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила;
  • Использовать адекватные языковые средства в форме речевых высказываний;

  • 1 уровень – умение слушать, монологические высказывания  25%
  • 2 уровень –ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации. 50%
  • 3 уровень – умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами 25%

Личностные

  • Осознавать себя как часть целого, необходимого для достижения общей цели.
  • Проявлять интерес к новому содержанию, осознавать неполноту знаний.
  • 2 уровень – взаимодействие с товарищами в группе
  • 3 уровень -  имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Доска,

оборудование

Осуществляемые действия

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые  способы деятельности

Осуществляемые  действия

Формируемые  способы деятельности

Осуществляемые  действия

Формируемые  способы деятельности

Организационный этап.

Постановка цели и задач урока.

Приветствие.

Мы приступаем к изучению последней  великой цивилизации Древнего мира. Подумайте, что это за цивилизация? (Римская) Почему она получила такое название? (по названию столицы)

Предположите, с какими вопросами мы познакомимся сегодня на уроке?

Попробуйте сформулировать цели урока.

Ответы на вопросы

Учащиеся записывают тему урока в тетради

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Участвуют в беседе.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Готовятся к началу урока.

Формулируют цели урока.

целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Слайд 1

Слайд 2

Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Почему на первом слайде изображена волчица?

В конце урока мы с вами узнаем кто был прав.

2. За правильные  ответы на уроке вы будете получать жетоны.

1.Предположение ребят

Выдвижение гипотез и их обоснование

Беседа

Ответы на вопросы

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Преобразовывают практическую задачу в познавательную.

Прогнозирование – предвосхищение результата

Слайд 1

жетоны

Первичное усвоение новых знаний.

1.Вспомните с чего мы начинаем знакомство с новой страной?  (Где находится, природные  условия)

2.Сравните географическое положение и природные условия Греции и Рима.

3. Заполните таблицу (схему)

4.Как вы думаете, как влияло географическое положение Рима на занятия ее жителей? Объясни свое мнение. ( Я считаю …, потому что)

5. Покажите на карте Апеннинский полуостров.

2.Сравнивают  географическое  положение и  природные  условия Греции  и  Рима. С. 113,203..

3.Делают  записи  в  тетради.

5. Работают с картой.

Работа с учебником

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска ;

сравнение

1.Участвуют в беседе

2. Обсуждение вариантов ответов

учеников.

Высказывание своего мнения.

Умение читать историческую карту с опорой на легенду.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Совместная деятельность с учителем.

Сотрудничество со сверстниками.

Сравнивают  географическое положение и  природные условия Греции и Рима Взаимоконтроль.

По мере необходимости исправляют и дополняют.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

.

Слайд 3

Запись  в  

тетради

Карта

Физкультминутка игра «Дождик»

1.Легенда об основании Рима.

1. Прочтите  текст, выпишите в тетрадь термины, имена.

2. Давайте закроем учебники и  по записям в тетради  расскажем легенду. (Игра «Продолжи». Каждый ученик по очереди говорит только одно предложение) Проводит физкультминутку

1.Читают, делают записи в тетради.

2.Составляют рассказ.

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

2.Составляют  рассказ.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка

Читают, делают записи в тетради.

2. Составляют  рассказ

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Слайд 4

2.Город на семи холмах и его обитатели.

1.Игра «3 предложения».

2. Чтобы вы из пункта выбрали для записи в тетрадь. Почему? (дата).

1.Читают, выбирают в тексте пункта 3 главных предложения.

3. Делают записи в тетради.

Определение основной и второстепенной информации

2.Озвучивают свои варианты ответа.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Зачитывают предложения

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Запись  в  

тетради

3.Какое управление было в древнейшем Риме.

1. Игра «Дешифровщик». (Расшифровать ОК)

1. Пробуют расшифровать  ОК,  если  затрудняются,  можно  прочитать  текст  учебника.

Преобразование информации в графическую или знаковую модель, где выделены существенные характеристики объекта

Расшифровывают ОК

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Расшифровывают  ОК

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Слайд 5

Первичная проверка понимания

1. Давайте вернемся к проблеме урока.

2.Составьте рассказ по рис. Древнейший Рим. (с. 205)

2. Игра «Вопрос»

1.Ответы учеников.

2.Устно составляют рассказ.

3. Задают классу вопросы по материалу урока. Ребята отвечают.

Выдвижение гипотез и их обоснование Умение применять полученные знания, обсуждать

Задают классу  вопросы по материалу урока. Ребята  отвечают.

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Задают классу  вопросы по материалу  урока. Ребята  отвечают.

Оценка − выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

 Первичное закрепление.

1.Работа в группах.

Сопоставьте карточки.

Карточки с понятиями и  датами (синего  цвета) и карточки с определениями и понятиями (красного цвета).

2.Выводит на доску правильные варианты  ответов (по щелчку)

1.Соединяют карточки.

Структурирование знания;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Умение применять полученные знания, обсуждать

Соединяют  карточки

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

2. Взаимопроверка  групп

Контроль −. сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Слайд 6

Карточки

Физкультминутка игра «Дождик»

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

П. 44, ответить на вопросы. В рабочей тетради № 55 - 57

Творческое задание нарисовать иллюстрацию к любой легенде по истории  Рима.

Подготовить карточки с заданиями.

Слушают, записывают в дневник задание.

Осознанно фиксируют информацию

Запись

домашнего

задания

 в дневнике.

Слайд 7

Рефлексия (подведение итогов занятия)

1.Ребята, составьте сиквейн по теме «Древнейший Рим».

2.Итоговая  карта.

1. Индивидуальная работа по плану (см. памятку «Синквейн»)..

2. Заполняют итоговую карту.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Несколько вариантов по желанию детей озвучиваются

Контроль, коррекция, оценка действий партнера

Заполняют итоговую карту.

Оценка − выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Работа в тетради

Памятка

«Синквейн».

Слайд 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 11 Появление неравенства и знати

Цель урока: способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлению новых орудий труда, изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской....

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 13 Государство на берегах Нила

Цель урока: способствовать формированию представления о природных условиях древнего Египта, возможности и особенности его хозяйственного освоения...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 14 Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Цель урока: содействовать ознакомлению с образом жизни сельского населения и горожан Египта...