План-конспект 6 класс урок 46 "Часть 2 Владимиро-Суздальская земля" к новому учебнику В.Р. Мединского
план-конспект урока по истории (6 класс)

План-конспект 6 класс урок 46 "Часть 2 Владимиро-Суздальская земля" к новому учебнику В.Р. Мединского

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 6 классе

Тема: «Владимиро-Суздальская земля»

Класс: 6

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма урока: Комбинированный (беседа, работа с текстом, работа с рабочим листом, рефлексия)

Методы: Словесный, наглядный, практический, проблемный

Технологии обучения: Проблемное обучение, технология развития критического мышления, ИКТ (демонстрация изображений)

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о развитии Владимиро-Суздальской земли в XII – начале XIII века, её правителях и их политике.

Задачи урока:

  • Образовательные: выявить причины усиления Северо-Восточной Руси; охарактеризовать правление Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо и его сыновей; объяснить последствия междоусобиц.
  • Развивающие: развивать умения работать с исторической картой, текстом учебника, анализировать исторические источники, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитательные: формировать уважение к историческому прошлому России, понимание ценности сильной государственной власти для стабильности и развития.

Ссылки на материалы:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

МОЯ ГРУППА В ВК

1. Организационный момент (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

«Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на партах: учебник, рабочая тетрадь, распечатанный рабочий лист и ручка. Сегодня мы продолжим погружаться в удивительный период раздробленности Древней Руси».

Учащиеся приветствуют учителя, организуют свое рабочее место.

2. Мотивационный этап (5 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

«На прошлом уроке мы начали знакомство с одним из самых могущественных княжеств периода раздробленности. Давайте вспомним, о какой земле шла речь? Правильно, о Северо-Восточной Руси, центром которой стал сначала Ростов и Суздаль, а затем Владимир.

Сейчас я покажу вам изображение уникального артефакта (можно показать изображение шлема стр.77). Это шлем, найденный крестьянами в 1808 году. Надпись на нем помогла историкам узнать, кому он принадлежал и при каких драматичных обстоятельствах был потерян. Этот шлем связан с историей семьи князей, правивших той самой землей. О каком князе и какой битве может идти речь?

Чтобы систематизировать наши знания и узнать больше о расцвете и внутренних конфликтах в этом княжестве, откройте свои рабочие листы. Перед вами задание — дополнить тему урока, опираясь на вчерашний материал и мои подсказки. Вспомните, какая земля стала сильнейшей на северо-востоке? Запишите пропущенное слово».

Учитель пишет на доске начало темы: «Владимиро-_________ земля».

1. Учащиеся вспоминают материал прошлого урока.
2. Рассматривают изображение (мысленно или на экране), высказывают предположения.
3.
Выполняют задание 1 в рабочем листе: записывают в пропуск слово «Суздальская».
Примерный ответ ученика: Владимиро-Суздальская земля.

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Рассказ об Андрее Боголюбском: «Давайте подробнее поговорим о человеке, который сделал Владимир настоящей столицей, — об Андрее Боголюбском. Историк Костомаров писал о нем как о человеке храбром, умном, расчетливом и решительном, но при этом чрезвычайно властолюбивом. Именно это властолюбие не позволило ему ужиться в Южной Руси, где князья зависели от дружины и вече. Андрей уехал на север, в земли отца — Юрия Долгорукого.

Став князем в 1157 году, он совершил смелый шаг — перенес столицу из Суздаля во Владимир. Почему именно туда? Согласно легенде, его решение было связано с чудом. Андрей вез из Киева почитаемую икону Богоматери. Кони близ Владимира встали, и князю явилась во сне сама Богородица, указавшая место для храма. Так была основана резиденция Боголюбово (отсюда и прозвище князя) и построен величественный белокаменный Успенский собор во Владимире. Зачем он строил собор выше киевской Софии? Конечно, чтобы подчеркнуть могущество и независимость своей новой столицы!
Переход к заданиям: «А теперь давайте закрепим этот материал, выполнив задания в рабочем листе.
Посмотрите на стр. 74, на изображение Андрея Боголюбского.

А. Какие черты характера, по вашему мнению, мог

бы иметь человек с таким лицом (опираясь на

реконструкцию)?

Б. Предположите, какой политический и

религиозный смысл был в строительстве такого

величественного белокаменного собора, как

Успенский, в новой столице — Владимире?
Внутри своей земли Андрей правил жестко, как "самовластец". Он изгнал своих братьев, распустил отцовскую дружину, не считался с боярскими советами. Внешняя политика была агрессивной: в 1169 году его войска взяли и жестоко разграбили Киев, но Андрей даже не стал там княжить, показав всем, что "старая" столица потеряла свое значение. Однако не все его походы были удачны. Новгород в 1170 году дал ему отпор. И как вы думаете, что сделал властный Андрей, чтобы поставить Новгород на колени? Он применил экономическую блокаду — запретил подвоз хлеба. Голод заставил новгородцев признать его старшинство. Но такая жестокая политика вызвала ненависть приближенных, и в 1174 году князь был убит заговорщиками из собственного окружения».

Выполните задание 2 в рабочем листе.

Разместите перечисленные ниже события в правильной последовательности на ленте времени. Соедините стрелками те события, между которыми существует прямая причинно-следственная связь, и кратко подпишите ее.

Учащиеся слушают рассказ учителя, следуют по тексту в учебнике на стр. 74, 75.

Выполняют задание 2А и 2Б в рабочем листе: анализируют реконструкцию облика Андрея Боголюбского и размышляют о смысле строительства Успенского собора.
Примерные ответы учеников:
2А. По лицу можно предположить решительность, властность, суровость, упрямство.
2Б. Политический смысл — показать силу и независимость Владимира от Киева. Религиозный — создать новый духовный центр Руси под покровительством чудотворной иконы.

Слушают учителя.

Следят за рассказом учителя по учебнику стр. 74-76.

Выполняют задание с лентой времени: выстраивают события в последовательности, объясняют связи. Примерная последовательность: Сон о Богородице → Основание Боголюбово → Перенос столицы во Владимир (1157) → Захват Киева (1169) → Запрет подвоза хлеба в Новгород → Убийство князя (1174).

Рассказ о Всеволоде Большое Гнездо: «После гибели Андрея и короткой смуты к власти пришел его младший брат — Всеволод Юрьевич, вошедший в историю с ярким прозвищем Большое Гнездо. Почему "Большое Гнездо"? Конечно, из-за многочисленного потомства — 8 сыновей, чьи потомки еще долго правили в северо-восточных городах. Он получил прекрасное образование в Византии и оказался мудрым и сильным правителем.

Давайте заполним пропуски в характеристике Всеволода Юрьевича в задании 3 рабочего листа.


Внутри страны он железной рукой подавил усобицы, подчинил ростовских князей и бояр. Он посадил в Новгороде своих сыновей, подчинил соседнюю Рязань, а рязанского князя Глеба даже держал в плену. Всеволод успешно водил дружины на Волжскую Булгарию, и даже грозные половцы не решались нападать на его земли. Его могущество было так велико, что автор "Слова о полку Игореве" обращался к нему с призывом встать на защиту Руси, описывая его силу поэтически: "Ты ведь можешь Волгу вёслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать".

При Всеволоде Владимиро-Суздальская земля достигла пика своего могущества, не зная внутренних войн. Во Владимире расцвело строительство: расширили Успенский собор, построили знаменитый Дмитриевский собор с богатой резьбой. Но что происходит, когда умирает такой сильный правитель, оставивший много сыновей? К сожалению, начинается борьба за власть...»

Переход к заданиям: «А теперь откройте рабочий лист. Вам предстоит составить предложения о его достижениях (задание 4)».

Учащиеся слушают рассказ, читают текст учебника на стр. 76.


Выполняют задание 3 в рабочем листе: заполняют пропуски в характеристике.
Примерный ответ ученика: Прозвище: Большое Гнездо. Происхождение: младший сын Юрия Долгорукого и брат Андрея Боголюбского. Годы правления: 1176 — 1212.

Выполняют задание 4 в рабочем листе: составляют предложения.
Примерные предложения:
1. Всеволод покорил ростовских князей и бояр, а также подчинил Рязанскую землю.
2. Он твёрдой рукой усмирил вольных новгородских бояр и успешно воевал с Волжской Булгарией.
3. В годы его правления расширили Успенский собор и возвели Дмитриевский собор во Владимире, а его могущество воспели в "Слове о полку Игореве".

Рассказ о наследниках Всеволода и Липицкой битве: «Всеволод, как мудрый отец, попытался разделить владения между сыновьями почти поровну. Но старший сын Константин, княживший в Ростове, был недоволен и хотел получить также Владимир. Разгневанный Всеволод перед смертью передал старшинство и Владимир своему второму сыну — Юрию.

После смерти отца между братьями вспыхнула жестокая усобица. Константин заключил союз с опытным и удачливым (Удатным) новгородским князем Мстиславом. И в 1216 году на Липицком поле произошла страшная битва. Несмотря на численное превосходство войск Юрия и другого брата, Ярослава, победу одержали полки Константина и Мстислава. Разбитые братья бежали, бросив свой обоз и доспехи. Именно шлем одного из них — князя Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского) — и был найден спустя века крестьянами. Эта битва показала, как междоусобица может ослабить даже самое сильное княжество».

Переход к заданию: «Теперь давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили всех действующих лиц этого периода. Выполните задание 5 в рабочем листе, найдя лишнее в каждом ряду».

1. Учащиеся слушают рассказ, читают текст на стр. 77 учебника.
2.
Выполняют задание 5 в рабочем листе: находят лишнее в рядах.
Примерные ответы учеников:
1. Ряд «Всеволод, Константин, Юрий, Мстислав Удатный, Глеб». Лишнее —
Мстислав Удатный (не сын Всеволода, а новгородский союзник).
2. Ряд «Владимир, Византия, Рязань, Новгород, Волжская Булгария». Лишнее —
Византия (место учебы, не объект завоеваний).
3. Ряд «Шлем, кольчуга, золотой фон иконы, медаль, Успенский собор». Лишнее —
золотой фон иконы (относится к новгородской истории, а не к Владимиро-Суздальской).

4. Закрепление (10 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

«Мы с вами подробно разобрали историю Владимиро-Суздальской земли и её правителей. Давайте теперь обобщим и ответим на главный вопрос: какова была общая черта их политики? Внимательно прочитайте две цитаты в вашем рабочем листе: одну об Андрее Боголюбском, другую о Всеволоде Большое Гнездо. Что общего в их действиях? Они оба стремились к компромиссу с элитой или, наоборот, к сосредоточению всей власти в своих руках? Обсудите в парах».

После обсуждения: «А теперь выполните задание 6 в рабочем листе, выбрав правильный вариант ответа».


«Подведем итог. Благодаря политике сильных, властных князей, которые сосредоточили в своих руках неограниченную власть, Северо-Восточная Русь во второй половине XII века стала могущественным и успешно развивающимся государственным центром, наследником которого станет будущее Московское государство».

1. Учащиеся в парах обсуждают цитаты, находят общую черту.
2.
Выполняют задание 6 в рабочем листе: выбирают и отмечают правильный ответ.
Ответ ученика: Правильный вариант — b) Сосредоточение неограниченной власти в одних руках.
3. Слушают итоговый вывод учителя, делают записи в тетради при необходимости.

5. Рефлексия (3 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

«Ребята, давайте подведём итоги нашего урока. На полях вашего рабочего листа или в тетради заполните небольшую таблицу из трех граф:
+ (плюс) — что вам понравилось на уроке, что было интересным?
- (минус) — что было трудным или непонятным?
! (восклицательный знак) — что вас удивило или заставило задуматься?

Может быть, кого-то удивила жестокая междоусобица сыновей Всеволода? Или впечатлила история находки шлема? Поделитесь своими мыслями».

Учащиеся заполняют таблицу рефлексии.
Примерные ответы:
+ Понравился рассказ о находке шлема и Липицкой битве.
- Было сложно запомнить всех сыновей Всеволода.
! Удивило, что Андрей Боголюбский разграбил Киев, но не стал там княжить.

6. Домашнее задание (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

«Спасибо за активную работу на уроке! Запишите домашнее задание:

1.
Обязательно: Прочитать § учебника, посвященный Владимиро-Суздальской земле (по вашему учебнику).
2.
На выбор (одно из двух):
a) Составить краткий сравнительный портрет Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо (3-4 сходства и различия в их правлении).
b) Представьте, что вы — летописец при дворе Всеволода Большое Гнездо. Напишите короткую запись (5-7 предложений) о самом значительном, на ваш взгляд, событии или достижении его правления.

Урок окончен. До свидания!»

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 10 уроку 6 класса "Католическая Церковь и духовенство" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 10 "Испанская монархия" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 7 класс урок 11 "Нидерланды путь к расцвету" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 6 класс урок 42 "Урок повторения, обобщения по теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 6 класс урок 42 "Урок повторения, обобщения по теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединск...

План-конспект 6 класс урок 43 "Урок контроля теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 6 класс урок 43 "Урок контроля теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 6 класс урок 43 "Урок контроля теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 6 класс урок 43 "Урок контроля теме «Великое переселение народов на территории современной России. Государство Русь»" к новому учебнику В.Р. Мединского...

План-конспект 6 класс урок 45 "Владимиро-Суздальская земля" к новому учебнику В.Р. Мединского

План-конспект 6 класс урок 45 "Владимиро-Суздальская земля" к новому учебнику В.Р. Мединского...