План-конспект к 45 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Ослабление Эллады. Возвышение Македонии"
план-конспект урока по истории (5 класс)
План-конспект к 45 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Ослабление Эллады. Возвышение Македонии"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 123.88 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока истории в 5 классе
Тема: Ослабление Эллады. Возвышение Македонии
Тип урока: Урок повторения, обобщения и контроля
Форма урока: Комбинированный урок с элементами практической работы
Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический
Технологии обучения: Проблемное обучение, дифференцированный подход
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о причинах ослабления греческих полисов и возвышении Македонии при Филиппе II
Задачи урока:
- Повторить ключевые события Пелопоннесской войны и её последствия.
- Проанализировать реформы Филиппа II и причины успехов Македонии.
- Закрепить умение работать с историческими источниками и хронологией.
- Развивать умение анализировать исторические процессы и давать оценку историческим личностям.
Ссылки на материалы:
1. Организационный момент (2 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Здравствуйте, дорогие пятиклассники! Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к нашему историческому путешествию. Сегодня нас ждёт не просто урок, а настоящее историческое расследование. Нам предстоит разобраться в одной из величайших загадок древности: как случилось, что гордая и свободолюбивая Эллада, родина демократии и великих философов, оказалась под властью своего северного соседа — Македонии? Возьмите в руки свои главные инструменты исследователя: учебник (откройте его на странице 196) и рабочий лист с картой наших сегодняшних изысканий. Давайте начнём наше расследование!" | Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на работу. Проверяют наличие учебника (открывают на стр. 194) и рабочего листа. Готовятся к уроку. |
2. Мотивационный этап (5 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Ребята, представьте себе спортивную команду, которая много лет подряд была чемпионом. Два её самых сильных игрока, условно назовём их Афин и Спарт, всё время спорят, кто из них главный звезда команды. Они ссорятся, интригуют друг против друга, иногда даже дерутся прямо на поле во время матча. Команда проигрывает один матч за другим. А на соседнем поле в это время скромная, никому не известная команда из провинции, назовём её 'Македонцы', под руководством умного тренера Филиппа II упорно тренируется каждый день, изучает тактику сильных команд, укрепляет свою дисциплину. Как вы думаете, что произойдёт, когда этим командам придётся встретиться в решающем матче? Кто победит: разобщённые, но талантливые звезды или сплочённая, хорошо подготовленная команда? Именно эту драму мы и будем сегодня разбирать на примере реальной истории Древней Греции IV века до н.э." Задаю проблемный вопрос: "Как вы считаете, почему сила не всегда побеждает, а единство и организация часто оказываются решающими в истории?" | Учащиеся слушают аналогию, активно включаются в обсуждение. Высказывают предположения:
Делают вывод, что сила без единства и организации бесполезна. |
3. Изучение новой темы (20 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Открываем первую папку нашего расследования под кодовым названием 'Пелопоннесская война: братоубийственная драма'. В 431 году до н.э. два 'брата'-соперника, Афины и Спарта, начали войну, которая растянулась на целых 27 лет. Представьте себе: почти вся Греция разделилась на два лагеря. Это была не честная битва героев, а грязная, изматывающая война на истощение." "Афины, 'морская держава', попали в осаду. В переполненном людьми городе началась страшная чума. Умер великий лидер Перикл. Чтобы платить за войну, Афины стали выжимать деньги из своих же союзников, теряя друзей. А Спарта, 'сухопутная мощь', получила неожиданного помощника — злейшего врага всех греков, Персию! Персы с радостью давали Спарте золото, чтобы та ослабила своих же соплеменников. Итог предсказуем: греки так усердно воевали друг с другом, что полностью истощили свои силы. Афины были разгромлены, их флот сожжён, а знаменитые Длинные стены, символ их могущества, срыты." Переходим к практической части расследования. Выполните задание 1 в рабочем листе. Вам нужно восстановить определения ключевых терминов этой войны. Работайте с текстом учебника на стр. 196-197. | Слушают рассказ учителя, следят по учебнику (стр. 196-197).
Пример выполненного учеником задания: |
"Но что происходит после любой долгой и жестокой войны? Давайте станем историками-аналитиками и оценим последствия. Это вторая папка нашего дела. Победившая Спарта, наводнённая персидским золотом, начала терять свою легендарную суровую дисциплину. Их 'община равных' — основа могущества — стала разрушаться. Они оказались не готовы управлять всей Грецией. В полисах снова начались ссоры и мелкие войны. Простые земледельцы и ремесленники, чьи поля были вытоптаны, а дома разрушены, устали от этого хаоса. Они начали мечтать о сильной руке, которая наведёт порядок. Одни с надеждой смотрели на восток, к Персии, другие — на север, к набирающей силу Македонии." Выполните задание 2: выпишите последствия войны для Афин, Спарты и для всей Греции. Будьте внимательны, ищите причины будущих событий. | Анализируют рассказ учителя и текст учебника (стр. 197). Правильные ответы (задание 2): |
"А теперь перенесёмся на север, в Македонию. Пока греки выясняли отношения, здесь, под руководством царя Филиппа II, происходила настоящая 'тихая революция'. Представьте себе: отсталое горное царство превращается в сверхдержаву. Как? Филипп был гением организации. Он понял, что сила — в единстве и новых технологиях. Он создал профессиональную армию, 'машину' своего времени. Её сердцем была знаменитая македонская фаланга — живая стена из 16 рядов воинов с длиннейшими копьями (сариссами). Фланги защищала тяжелая конница из знати — гетайры. А ещё он укреплял власть, чеканил свою золотую монету 'филиппики' (символ экономической мощи), строил города и учился у самих греков, переняв у них, например, алфавит." Выполните задание 3: распределите реформы и действия Филиппа II по сферам государственной жизни. Подумайте, какая сфера, на ваш взгляд, была ключевой для его успеха? | Слушают рассказ, представляют образ македонской армии, читают учебник стр. 197-198. Правильные ответы (задание 3): Обсуждают вопрос учителя: "Ключевой была военная сфера, потому что без сильной армии он не смог бы завоевать Грецию". |
"Зафиксируем основные термины этой части нашего расследования. Выполните задание 4 — разгадайте кроссворд. Каждое слово — ключ к пониманию мощи Македонии." "И вот наш 'тихий тренер' Филипп начинает свою игру. Он подчиняет соседние области: Фессалию, Фракию. Как? Он говорил: 'Осёл, нагруженный золотом, возьмёт любую крепость'. Он использовал подкуп, угрозы, дипломатию. Против него в Афинах поднялся голос совести Эллады — оратор Демосфен. Представьте: мальчик со слабым голосом и заиканием, который, набивая рот камешками и крича над шумом моря, стал величайшим оратором! Он произносил свои 'филиппики' (речи против Филиппа), призывая греков очнуться и объединиться. Но было уже поздно. В 338 г. до н.э. у городка Херонея прекрасно обученная македонская 'машина' разгромила храброе, но разобщённое греческое ополчение. Демосфен сражался как простой воин, но сын Филиппа, юный Александр, решил исход битвы." Давайте решим кроссворд в задании 4. | Слушают драматический рассказ о противостоянии Филиппа и Демосфена, о битве при Херонее (учебник стр. 196-197). Выполняют задание 4: решают кроссворд в рабочем листе. Ответы на кроссворд (задание 4): |
"Любое расследование требует точной хронологии. Давайте восстановим последовательность финальных событий этой драмы. Выполните задание 5 в рабочем листе." "После Херонеи Филипп поступил мудро: он не стал мстить, а объединил полисы в Коринфский союз и объявил великую цель — поход против Персии, общего врага. Греция, наконец, обрела единство, но под македонской гегемонией. Мечтам Филиппа не суждено было сбыться: в 336 г. до н.э. его убил собственный телохранитель. Но дело его не погибло — его продолжил сын, которого мы знаем как Александра Македонского." | Выполняют задание 5: размещают события на линии времени в хронологическом порядке. Пример выполненной линии времени: Записывают в тетрадь итоговый вывод: Филипп победил, потому что Греция была разобщена, а он создал сильное, централизованное государство с профессиональной армией. |
4. Закрепление (10 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Наше расследование подходит к концу. Остался последний, самый важный вопрос: Каким же человеком и правителем был Филипп II? Давайте изучим вещественные доказательства — его собственные слова, которые сохранил для нас историк Плутарх (учебник, стр. 200)." "Читаем цитаты. Первая: он отказался ставить гарнизоны в греческих городах, желая слыть 'добрым'. Вторая: не стал расправляться с афинянами, потому что 'лишился бы зрителей своей славы'. Третья: послушал советника, который указал на его семейные ссоры. Четвёртая: стал выслушивать жалобы всех после упрёка старой женщины. О чём это говорит? Он был расчётливым, мудрым, ценящим свою репутацию, способным прислушиваться к критике. Он был не просто завоевателем, а тонким политиком." Формулируем итоговый ответ на главный вопрос параграфа: "Какую роль в истории Древней Греции сыграла Македония?" Работаем фронтально. Нужно привести 2-3 аргумента. | Работа с источником: читают высказывания Филиппа II на стр. 198 учебника, анализируют их. Ответ на вопрос о характеристике Филиппа II (из источника): Формулируют итоговый ответ на главный вопрос: Роль Македонии: |
5. Рефлексия (3 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Ребята, наше расследование завершено. Очень важно подвести итоги не только исторические, но и личные. Пожалуйста, на полях рабочего листа или в тетради поставьте три знака: | Учащиеся заполняют рефлексивную таблицу. Примеры ответов учеников: |
6. Домашнее задание (2 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
"Благодарю вас всех за блестящую работу, дорогие исследователи! Вы сегодня отлично справились с ролью историков. Домашнее задание позволит вам глубже погрузиться в эпоху." Обязательно для всех: повторить §35, ключевые даты и термины. На выбор (выполните ОДНО из двух):
| Учащиеся записывают домашнее задание в дневники, задают уточняющие вопросы по выбору задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к 35 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древние Афины"
План-конспект к 35 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древние Афины"...
План-конспект к 36 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древняя Спарта"
План-конспект к 36 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Древняя Спарта"...
План-конспект к 37 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Греко-Персидские войны"
План-конспект к 37 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Греко-Персидские войны"...
План-конспект к 38 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Афинская демократия"
План-конспект к 38 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Афинская демократия"...
План-конспект к 39 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Культура Древней Греции"
План-конспект к 39 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Культура Древней Греции"...
План-конспект к 40 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Повседневная жизнь древних греков"
План-конспект к 40 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Повседневная жизнь древних греков"...
План-конспект к 44 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Древняя Греция»"
План-конспект к 44 уроку истории 5 класс к учебнику В.Р. Мединского "Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Древняя Греция»"...