Программа по Искусству 9 класс
рабочая программа (изобразительное искусство, 9 класс) по теме

Артамонова Елена Александровна

Программа по "Искусству " для 9 класса по программе Г.П.Сергеева 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_iskusstvu_ispravlennaya.docx47.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24» г. Кемерово

Согласовано на методическом объединении    учителей                                      

протокол № 4

от «  26  » апреля 20 13  г.                

                                                                           

Утверждаю. __________

Директор МБОУ «СОШ №24» приказ  № 55  от 07.05.2013.

Руководитель м\о__________

Рабочая программа

по курсу «Искусство»

(музыка и изобразительное искусство)

 9 класс

                                                                                         

                 

                                                                                 

            Составитель:

Артамонова Е.А.,                                                                                  учитель  изобразительного

искусства

2013

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на один года обучения – в 9 класс.

Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенного согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности. Программа состоит из четырех  разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи.

Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю.Б. Борев, Н.И.Киященко, Л.Н. Столпович, Б.А. Эренгросс и др.), культурологи (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.М.Лотман, А.Ф.Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л.С.Выготский, Д.К. Кирнарская, А.А. Мелик-Пашаев, В.Г. Ражников, С.Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения ( В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Л.М. Предтеченская, Б.П. Юсов и др.).

Рабочая программа составлена на основе:

- федерального компонента государственного стандарта  основного  общего образования по предмету «Искусство»;

- федерального базисного учебного плана 2004г. ;

- программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-7 классы» и «Искусство.  8-9 классы» -  Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина,

И.Э. Кашекова;

Содержание программы дает возможности реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной формы освоения мира, воздействие на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями культуры;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

- воспитание художественного вкуса;

-приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

- формирование учений и навыков художественного самообразования.

Специфика программы. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом, все науки» (Л.В.Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.

Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные комплексы, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино и концертных залов.

На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. – становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусствах, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно-выразительных средства различных видов искусств  в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный рабочей программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по  предметам художественно-эстетического цикла.

При отборе художественного материала  составители программы опирались на такие критерии, как: его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность  современными школьниками, множественность его интерпретации учителем и учащимися.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания – выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства, с учетом того что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.

На конкретных художественных произведениях (музыкального, изобразительного искусства, театра, литературы, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).

Рабочая программа предполагает использование учебно-методического комплекта для 9 класса образовательных учреждений разных типов, в который входят учебник, фонохрестоматия музыкального и литературного материала (на МР3) и пособие для учителя.

Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся  9 класса:

- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);

- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

-  личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

- перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Результаты освоения программы

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

- освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;

- знание основных закономерностей искусства», усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

- устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;

Выпускники основной школы научатся:

- воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

- понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

- описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

 - структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применяемые при решении  проблем в реальных жизненных ситуациях:

- сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Выпускники научатся:

- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

- организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;

- мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

- развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической  деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

- оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

Выпускники научатся:

- аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

- использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном исполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

- участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.

Учебно-тематический     план    предмета  «Искусство»

(34 часа)

п/п

Тема  урока

Кол-во

часов

В том числе:

Контрольные работы.

Раздел I .

Воздействующая сила искусства

9

1

1

Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Искусство и власть.

1

2

2

Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Искусство и власть.

1

3

3

Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Искусство и власть.

( Рок – музыка, ее выразительные, эмоциональные возможности)

1

4

Песни в годы Великой Отечественной войны, их значение

1

4

5-6

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Храмовый синтез искусств. Духовная музыка .

2

 5

7

Искусство массовой культуры, его функции. Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Какими средствами воздействует искусство?

1

6

8-9

Массовые и общедоступные искусства (тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка и  др ). Вкус и мода. Зрелище на службе внушения. Обобщение темы четверти

2

Раздел II.

Искусство предвосхищает будущее

7

7

10

Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?

Использования иносказаний, метафоры в различных видах искусства.

1

8

11

Предсказания в искусстве. Авангард в музыке. Додекафония, серийная музыка, алеаторика

1

9

12

Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевиденье

1

13-14

Научный прогресс и искусство. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях.

2

10

15-16

Предсказание сложных коллизий 20-21 вв. в творчестве художников. Композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве. Обобщение изученного материала.

2

Раздел III.

Дар созидания. Практическая функция искусства. 

10

11

17

Эстетическое формирование искусства окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство в разные эпохи.

1

12

18

Архитектура: планировка и строительство городов. Архитектура исторического города и современного города.

1

13

19

Специфика изображений в полиграфии.

1

14

20

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1

15

21

Декоративно-прикладное искусство.

1

16

22

Музыка в быту. «Легкая» и «серьезная» музыка в жизни человека.

1

17

23

Музыка как знак, фон, способ реализации

1

18

24

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении.  Изобразительная природа кино.

1

19

25

Роль музыки в звуковом и немом кино. Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевиденье

1

20

26

Единство стиля в материальной и духовной культуре. Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов. Обобщение темы четверти.

1

Раздел IV.

Искусство и открытие мира для себя

8

21

27

Искусство учит видеть и чувствовать мир по-новому. Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Мышление научное и художественное.

1

22

28

Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения  в развитии науки и техники.

1

23

29-30

Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры

2

24

31

Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства.

1

25

32

Выдающиеся психологи и физиологи т пользе творческой деятельности  человека для его физического и душевного здоровья.

1

26

33

Законы музыкальной композиции (миниатюра, произведения крупной формы)

1

27

34

Информационное богатство искусства.

Современный синтез науки  и искусства на службе у человека. Обобщение пройденного материала.

1

Содержание программы

Раздел 1. Воздействующая сила искусства

 Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Примерный художественный материал

 Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т.п.).

 Протест против идеологии социалистического строя в авторской песне, рок-музыке.

   Изобразительное искусство

Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты.

Храмовый синтез искусств.

Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др.

Искусство Великой Отечественной войны (живопись А.Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.).

Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаика, граффити).

   Музыка

Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека).

Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.

Музыкальная классика и массовые жанры (Л.Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни).

Песни военных лет и песни на военную тему.

Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.)

Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы).

Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

     Литература

Произведения поэтов и писателей 19-20 вв.

Поэзия В. Маяковского.

Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

    Экранные искусства, театр

Рекламные видеоклипы.

Кинофильмы 40-50-х гг. ХХ в.

Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном и негативном виде.

Создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбирать и анализировать различные художественные произведения, использовавшиеся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

  Изобразительное искусство

«Купание красного коня» К. Петров-Водкин

«Большевик» Б.Кустодиев

«Рождение новой планеты» К. Юон

«Черный квадрат» К. Малевич

«Герника» П. Пикассо

Произведения Р. Делоне, У. Боччони, д. Балла, Д. Северини и др.

Живопись символистов (У. Блейк, К. Фридрих и др.).

  Музыка

  Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др.

  Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор).

  Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Э. Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.М. Жарр и др.).

  Авангардная музыка: додекофония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Ч. Айвз и др.).

  Рок-музыка

  Литература

Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

  Экранные искусства, театр

Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» Х. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессонна, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра), в котором есть скрытое пророчество будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.

Составление собственного прогноза будущего средствами какого-либо вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция

 

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Примерный художественный материал

Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.

   Изобразительное искусство

Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Афинский Акрополь, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.); монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальоне и др.); предметы мебели и посуды.

Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).

   Музыка

Музыка в окружающей жизни, быту.

  Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и     др.

Музыка в звуковом и немом кино.

Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений – по выбору учителя).

  Литература

Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М.Салтыков-Щедрин, Н. лесков, П. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.Б. Мольер и др.) (из программы по литературе – по выбору учителя).

   Экранные виды искусства, театр

Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Деми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового назначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Создавать украшения или эскизы украшений предметов быта, с использованием средств компьютерной графики.

Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта, конкурса, фестиваля искусств. Создавать их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Влияние классической/популярной музыки на состояние комнатных растений и домашних животных».

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя  

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства -  новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.

  Изобразительное искусство

Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке.

Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное.

Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в   разных видах искусства).

Изображения различных представлений о  системе мира в графике.

Декоративные композиции М. Эшера.

   Музыка

Миниатюры, произведения крупной формы.

Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя).

Искусство в жизни выдающихся людей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

    Литература

Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев – из программы по литературе по выбору учителя).

   Экранные искусства, театр

Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия одиссея» А. Михалкова- Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гиббсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя.

Художественно-творческая деятельность учащихся

Исследовательский проект «Пушкин – наше все». Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства. Создание компьютерной презентации, видео и фотокомпозиций, театральных постановках, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, в проведении конкурсов чтецов, музыкантов и др.

Учебно-методический комплект:

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник «Искусство» 8-9 класс. [Текст]:  - М.: Просвещение, 2009. -124с.
  2. Хрестоматия музыкального материала к учебнику « Искусство» 8-9 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2009.-325с.
  3. Фонохрестоматия к учебнику «Искусство» 8-9 класс. [Звукозапись]: 

 Список литературы для учителя

1.  Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. [Текст]:   – М., 1993.-125с.

2.  Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. – Л., 1983.-354с.

3.  Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск, 1998.-213с.

4.   Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П.  Учитель музыки: пути  профессионального становления. [Текст]:   – Саратов, 2007. -521с.

5.  Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2007.-235с.

6. Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. [Текст]:   – М.: Детская литература, 1972.-125с.

7. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5класс  [Текст]:  .- М.:   Просвещение, 2006. 265с.

8.  Кошмина И.В. Духовная музыка в школе. В 2 кн. [Текст]:   – М., 2001.-230с.

9. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: [Текст]:   Учеб. – метод. Пособие. – М., 2001.-256с.

10.Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: [Текст]:  Учеб. пособие. – М., 1998.-150с.

11.Смолина Е.А. Творческие приемы и задания на уроках музыки. [Текст]:  –   Ярославль, 2006.-152с.

12. Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. [Текст]:/ Сост.Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. — М.,    1986.-213с

13. Борее Ю. Б. Эстетика [Текст]:,  /  Редактор Ю. Б. Борев. — М., 2005.-152с.

14. Кашекова И. Э. От античности до модерна [Текст]:  / Сост.И. Э. Кашекова. — М., 2000.-95с.

 15.Киященко Н. И. Эстетика — философская наука [Текст]:  / Сост. Н. И. Киященко. — М, СПб.;   Киев, 2005.-125с.

   16. Лотман Ю. М. Об искусстве [Текст]:,/ Сост Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.-76с.

17. Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира[Текст]:   /  Редактор гл.В. Б. Мириманов. — М., 1997.-164с.

18. Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.-164с.

19. Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке [Текст]:  / Сост.Е. В. Назайкинский. — М., 2003.-231с.

20. Т.А. Себар. Уроки мировой художественной культуры. [Текст]:   – М.: Просвещение, 2000.-325с.

21. Т.В. Себар Как научить понимать язык искусства[ Текст]:  , М. Педагогический университет «Первое сентября», 2006.-289с.

22. Л.В. Пешикова. Методика преподавание МХК в школе. [Текст]:  – М.: Владос,   2003.-145с.

23. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. [Текст]:/Сост. Избранные труды по искусству / П. А. Флоренский. — М., 1996.-365с.

24. Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма [Текст]:  / Сост. Ю. В. Рычкова. - М., 2002.-264с.

25.Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных композициях. [Текст]:,   М. Прогресс, 1993.-264с.

 

Список литературы для учащихся

  1. Искусство: энциклопедический словарь школьника [Текст] / сост. П. Кошель.- М., 2000.-368с.
  2. Учебное пособие по МХК [Текст]:  Б.А. Эренгросс, Е.А, Ботвинник, В.П. Комаров. М. «Просвещение», 2005 .-265с.
  3. История русской культуры под редакцией [Текст]: Ю.С. Рябцева М. «Владос», 1997.-264с.  
  4. Православный храм и икона [Текст]:, «Эксмо», Москва, 2005.-456с.
  5. Большая энциклопедия музыки [Текст]:, Гвидо Бофори, «АСТ», Москва, 2008.-845с.
  6. Библия и русская литература [Текст]:, «Каравелла», Санкт-Петербург, 1995 .-564с.
  7. Детская энциклопедия «Я познаю мир»: «Культура», «Музыка», Н.В. Чудакова, «АСТ», Москва, 1995.-538с.
  8. Альбомы живописи русских художников: Кипренский, Перов, Васнецов, Репин, Куинджи и т.д. [Текст]:  1994.-152с.
  9. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.-258с.
  10. Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов. [Текст]:   – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.-364с.
  11. Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст]:  /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998-568с.
  12. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная  литература [Текст]:   – М.: Музыка, 1972.-258с.
  13. Прохорова И.А. Советская музыкальная  литература [Текст]:. – М.: Музыка, 1972.-176с.
  14. Саминг Д.К. 100 великих композиторов [Текст]:. – М.: Вече, 1999.-125с.

Использование медиаресурсов

  • ЭСУН «История искусства», «Кирилл и Мефодий», [Видеозапись]: 2003
  • Мировая художественная культура [Видеозапись]:, МО РФ, 2003
  • Энциклопедия классической музыки, Интерактивный мир, 2002
  • Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. [Видеозапись]: «Коминфо», 1999.
  • Эрмитаж. Искусство Западной Европы. [Видеозапись]:,2008.
  • Русский музей  [Видеозапись] 
  • Энциклопедия православного христианина, «Новый диск» [Видеозапись]:
  • Шедевры русской живописи [Видеозапись]
  • Прогулки по достопримечательностям Москвы [Видеозапись]:
  • Золотое кольцо России [Видеозапись]:
  • Энциклопедия достопримечательностей России, «Новый диск» [Видеозапись]:
  • Иллюстрированная библейская энциклопедия, «Новый диск» [Видеозапись]:

Примерная тематика рефератов,  творческих проектов:

  • Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие
  • Творчество художников Рембрандта или Н. Пуссена
  • Творчество художников второй  половины 18 века
  • Роль портрета в русском искусстве
  • Роль «Товарищества передвижных художественных выставок»
  • Пейзаж в русском искусстве
  • Мастера исторической живописи: Суриков, Васнецов
  • Библейские сюжеты в творчестве русских художников
  • Значение русской культуры второй половины 19 века для развития мировой культуры
  • Шедевры русского зодчества 19 века
  • Русская музыка 19 века


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...