Рабочая программа по "Искусству" 8-9 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Колчина Елена Ивановна

Рабочая программа по "Искусству. 8-9 класс " составлена на основе авторской  программы "Искусство .8-9 класы" Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская.М.: Просвещение, 2010

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8-9_klass_izopech.docx99.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                     приложение

                                                                                  к основной образовательной программе

                                                                   основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

искусству

Уровень образования – основное общее образование

Количество часов – 69

Учитель – Колчина Елена Ивановна

Программа разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка  1-7 классы.  Искусство 8-9 классы» Москва,  Просвещение,  2010 год.

Федосеевка

2014

                                                        Пояснительная записка

Рабочая программа «Искусство» для 8-9 класса разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка  1-7 классы.  Искусство 8-9 классы» Москва,  Просвещение,  2010 год.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

- обобщение основных понятий в процессе актуализации имеющегося у учащихся опыта с искусством;

—   культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

—   формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

—  воспитание художественного вкуса;

—  приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного самообразования.

-углубление интереса и развитие стремления к художественному самообразованию и художественно-творческой деятельности в каком либо виде искусства.

Программа обеспечена следующим  учебно-методическим комплектом:

- Искусство 8-9 классы, авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка  1-7 классы.  Искусство 8-9 классы» Москва,  Просвещение,  2010 год;

- Искуссво.8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /Г.П.Сергеева,И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская.-2-е изд.-М.:Просвещение,2012 год

- Сергеева Г.П. Искусство.  Фонохрестомаматия музыкального и литературного материала. 9 класс. М.: Просвещение, 2012.

По решению образовательного учреждения учебный предмет « Изобразительное искусство» изучается в рамках учебного предмета « Искусство» в объеме 1 часа в неделю В 8 классе- 35 часов , в 9 классе-34 часа в неделю. всего 69 часов.

В авторскую программу внесены изменения.

8 класс .  Тема «Наука и искусство. Знание научное и знание художественное»  уплотнена на 1 час, в авторской программе отведено 2 часа. В тематическое планирование включена творческая работа «Жанры и тематическое богатство внутри их» (входной контроль) на которую отведен 1 час.

9 класс .Авторская программа рассчитана на 35 часов в год, но так как в 9 классе 34 учебные недели, следовательно, 34 часа в год ( 1 час в неделю). Раздел «Искусство и открытие мира для себя» сокращен на 1 час (вместо 8 часов ,7 часов). Тема исследовательский проект « Пушкин - наше все» уплотнена.

Контролирующие  уроки :

8 класс

Творческая работа –урок №2

Художественно-творческое задание - урок №16;

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Урок № 34,35

9 класс

тест «Искусство среди нас»- урок №3

Художественно-творческое задание- урок №16

Исследовательский проект «Пушкин – наше всё»- урок №33-34

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, драматургию урока, его форму-композицию в целом.

На уроках искусства предполагается использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т. п.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Обучение  искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

-иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного  языка и музыкальной драматургии;

-определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств  выразительности;

-знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

-размышлять о знакомом  произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

-давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

-выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

-использовать знания о музыке и музыкантах, художниках,  полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

-воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

-понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

-описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

-структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

-ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

- организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

-мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности

-чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

-использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

-участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Обучение  искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

•   воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

•   структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

. ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

•  аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

•использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности.

Календарно-тематическое  планирование

8 класс -35 ч.

Наименование раздела  и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Искусство в жизни современного человека.

3

1

Искусство вокруг нас. Художественный образ – стиль – язык

1

03.09

2

Входной контроль. Творческая работа. Жанры и тематическое богатство внутри их

1

10.09

3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное

1

17.09

Искусство открывает новые грани мира

7

4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

1

24.09

5

Зримая музыка.

1

01.10

6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета..

1

08.10

7

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.

1

15.10

8

Как начиналась галерея.

1

22.10

9

Музыкальный портрет. Александр Невский.

1

05.11

10

Портрет композитора в литературе и кино. .

1

12.11

Искусство как универсальный способ общения.

7

11

Мир в зеркале искусства.

1

19.11

12

Роль искусства в сближении народов.. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?

1

26.11

13

Роль искусства в сближении народов Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?

1

03.12

14

Искусство -  проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

1

10.12

15

Художественные послания предков. Разговор с современником.

1

17.12

16

Символы в жизни и искусстве.Художественно-творческое задание

1

24.12

17

Музыкально-поэтическая символика огня.

1

14.01

Красота в искусстве и жизни.

10

18

Что есть красота.

1

21.01

19

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка

1

28.01

20

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка

1

04.02

21

Есть ли у красоты свои законы

1

11.02

22

Есть ли у красоты свои законы.

1

18.02

23

Всегда ли люди одинаково понимали красоту

1

25.02

24

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

1

04.03

25

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1

11.03

26

Как соотноситься красота и польза.

1

18.03

27

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве

1

01.04

Прекрасное пробуждает доброе

8

28

Преобразующая сила искусства.

1

08.04

29

Преобразующая сила искусства.

1

15.04

30

Преобразующая сила искусства.

1

22.04

31

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

1

29.04

32

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

1

06.05

33

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

1

13.05

34

Защита проекта «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

1

20.05

35

Защита проекта «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

1

27.05

9 класс-34 часа

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Воздействующая сила искусства

9

1

Искусство и власть

1

04.09

05.09

2

Искусство и власть.

1

11.09

12.09

3

Искусство и власть. Входной контроль.Тест «Искусство среди нас»

1

18.09

19.09

4

Какими средствами воздействует искусство

1

25.09

26.09

5

Какими средствами воздействует искусство

1

02.10

03.10

6

Храмовый синтез искусств

1

09.10

10.10

7

Храмовый синтез искусств

1

16.10

17.10

8

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении

1

23.10

24.10

9

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении

1

06.11

07.11

Искусство предвосхищает будущее

7

10

Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?

1

13.11

14.11

11

Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?

1

20.11

21.11

12

Предсказания в искусстве

1

27.11

28.11

13

Художественное мышление в авангарде науки

1

04.12

05.12

14

Художественное мышление в авангарде науки

1

11.12

12.12

15

Художник и ученый

1

18.12

19.12

16

Художник и ученый Художественно-творческое задание

1

25.12

26.12

Дар созидания.

11

17

Эстетическое формирование искусством окружающей среды

1

15.01

16.01

18

Архитектура исторического города

1

22.01

23.01

19

Архитектура современного города

1

29.01

30.01

20

Специфика изображений в полиграфии

1

05.02

06.02

21

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества

1

12.02

13.02

22

Декоративно-прикладное искусство

1

19.02

20.02

23

Музыка в быту.

1

26.02

27.02

24

Массовые общедоступные искусства

1

05.03

06.03

25

Изобразительная природа кино.

1

12.03

13.03

26

Музыка в кино.

1

19.03

20.03

27

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов

1

02.04

03.04

Искусство и открытие мира для себя

7

28

Вопрос себе как первый шаг к творчеству

1

09.04

10.04

29

Вопрос себе как первый шаг к творчеству

1

16.04

17.04

30

Литературные страницы

1

23.04

24.04

31

Исследовательский проект «Пушкин – наше все»

1

30.04

08.05

31-32В 9-А объединены так как выпало 1 мая

32

Исследовательский проект «Пушкин – наше все»

1

07.05

08.05

33

Исследовательский проект «Пушкин – наше все»

1

14.05

15.05

34

Исследовательский проект «Пушкин – наше все»

1

21.05

22.05

Содержание программы

8 класс.-35 ч.

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Примерный художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал:

Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков)  человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал:

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

Исследовательский проект.

  • Художественно-творческая деятельность:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).

Содержание программы   9 класс.

Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Примерный художественный материал:

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей XIX— XXIвв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XXв.

Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал:

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их

художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича, «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин,   Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная   музыка,   алеаторика   (А. Шенберг,   К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция  - 11 часов.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Примерный художественный материал:

Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений — по выбору учителя).

Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.

Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя  - 7 часов.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства -  новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.

Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал:

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев — из программы по литературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате»

Художественно-творческая деятельность учащихся: Исследовательский проект по выбору обучающихся.

Формы контроля: 8 класс

Вид контроля

Формы контроля

Первое полугодие

Второе полугодие

Входной контроль

Творческая работа «Жанры и тематическое богатство внутри их»

Урок 2

Рубежный

контроль

Художественно-творческое задание

Урок 16

Итоговый контроль

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа».Весенняя сказка «Снегурочка»

Урок 34,35

9 класс

Вид контроля

Формы контроля

Первое полугодие

Второе полугодие

Входной контроль

Тест

« Искусство среди нас»

Урок 3

Текущий

контроль

Индивидуальные и фронтальные ответы обучающихся, рефераты и презентации

Рубежный

контроль

Художественно-творческое задание

Урок 16

Итоговый контроль

Исследовательский проект

«Пушкин – наше все!»

Урок 33,34

Формы контроля и средства контроля:

8 класс

1.Творческая работа «Жанры и тематическое богатство внутри их» (входной контроль)

Избранная тема может быть выполнена в живописи, графике,листА-4.

2. Художественно-творческое задание

Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме.

3.Исследовательский проект

«Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка»

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства. Реализация проекта  через ряд тем:

1.Истоки образа Снегурочки  в языческой культуре славян

2.Пьеса для театра Островского « Снегурочка»

3.Образысказки « Снегурочка»в изобразительном искусстве

4.Опера – сказка Н.А.Римского - Корсакова

9класс

  1. Тест «Искусство среди нас»

1.Назовите пространственные (пластические виды) искусства (изобразительные: живопись, графика, скульптура; конструктивные: дизайн, архитектура; ДПИ)

2.Какие виды относят к изобразительному искусству (живопись, скульптура, фотоискусство, графика, архитектура, литература, ДПИ, дизайн)

3.Какие виды искусства относят к неизобразительному искусству (живопись, скульптура, фотоискусство, архитектура, литература, ДПИ, дизайн)

4.Какие виды искусства относят к временным  видам искусства :(живопись, музыка,

фотоискусство,  архитектура, литература, танец)

5.Синтетические искусства –это(театр, балет, кино, фотоискусство, эстрадное искусство)

6.Что является  языком живописи( цвет), графики(линия, пятно), скульптуры( объем),  литературы (слово), танца ( пластика)

7. Импрессионизм – ( от фр.впечатление , направление в искусстве –К.Моне)

8.Кто основатель Третьяковской галереи и где она находится (П.Третьяков, Москва)

9.Назовите художников портретистов (В.Серов, Рокотов, Боровиковский)

10Назовите музеи в нашем городе( худ, музей Угарова, краеведческий)

11.Композиция – это ( от лат. сочинение, составление, соединение, примирение) в искусстве построение  внутренняя структура произведения, его целостность соразмерность составляющих частей)

12.Гармония – это ( созвучие ,согласие, соразмерность, соподчиненность частей целого)

2. Художественно-творческое задание

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства. Выполните композицию  используя нетрадиционную технику работы.

3. Исследовательский проект «Пушкин – наше все»

Представьте изученный материал в виде : реферата, компьютерной презентации, виртуального путешествия по  пушкинским местам.

Темы мини-проектов:

1.Образ А.С.Пушкина в изобразительном искусстве(портреты, скульптуры, обрзцы ДПИ, работы художников – иллюстраторв)

2. «Быстрый карандаш» А.С.Пушкин на полях рукописей

3.Образы пушкинской поэзии в музыке

4.Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях

5.Театр и А.С.Пушкин

6.Пушкинские музеи – заповедник музеи- усадьбы

По каждому критерию обучающийся получает 1-2 балла, если работа не соответствует тому или иному критерию-0 баллов. Максимальное количество  баллов за выполнение работы -8

6-8 баллов-«5»

2-5 баллов «4»

  1. балл «3»

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии оценивания проектов

  1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта.
  2. Планирование путей её достижения.
  3. Глубина раскрытия темы проекта.
  4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
  5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.
  6. Анализ хода работы, выводы и перспективы.
  7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
  8. Соответствие требованиям оформления письменной части.
  9. Качество проведения презентации.
  10. Качество проектного продукта.

Требования к оформлению работ для выставки.

Выставочная работа выполняется на формате бумаги А-3 или А-4 в паспарту  белого цвета.

Работа должна  сопровождаться табличкой, расположенной в правом нижнем углу, с указанием названия работы, фамилии, имени и отчества  автора,  руководителя, общеобразовательного учреждения,  города.

Размер таблички -5 x10 см,  шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1

Требования к оформлению презентации

Материалы в отпечатанном виде  на листах А4, шрифт 14, интервал 1.5, поля стандартные; Презентация  в формате РРТ (МS  Power Point) размером не более 20-25 слайдов. Презентация должна акцентировать внимание на наиболее интересном и значимом из собранного материала.

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная учебная литература

- Искусство 8-9 классы, авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка  1-7 классы.  Искусство 8-9 классы» Москва,  Просвещение,  2010Ф год;

- Искуссво.8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /Г.П.Сергеева,И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская.-2-е изд.-М.:Просвещение,2012 год

Дополнительная учебная литература(8 класс)

1. Бесчастнов Н.П.    Портретная графика: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 368 с.: 32 л. ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.: с. 364-365.

2. Визер В.    Живописная грамота. Основы пейзажа . - СПБ.: Питер, 2006. - 192 с. Визер В.В.    Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. - СПб.: Питер, 2006. - 192 с.: ил.

3. Визер В.В.    Живописная грамота: Основы портрета. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.: ил. - Библиогр.: с. 185-187.

4. Курочкина Н.А.    О портретной живописи - детям. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 112 с.: 24 цв. ил. - Библогр.: с. 104-105.

5. Малевич и Матисс: Альбом для работы взрослых с детьми. Учебное пособие / Сост. Н.А. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2009. - 32 с.: ил.

6. Мелик-Пашаев А.А.    Художник в каждом ребенке: Цели и методы художественного образования. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с. - (Психологическая наука - школе). - Библиогр.6 с. 173-174.

7. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: Методическое пособие / Е.А. Ермолинская, Е.И. Коротеева, Е.С. Медкова и др.; под ред. Е.П. Кабковой. - М.: Просвещение, 2009. - 174 с.

8. Пьянкова Н.И.    Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006. – 53 с.

Дополнительная учебная литература  (9 класс)

1.Борев Ю. Б. Эстетика . — М., 2005.

2.Кашекова И. Э. от античности до модерна. — М., 2000.

3.Киященко Н. И. Эстетика — философская наука . — М, СПб.; Киев, 2005.

4.Лотман Ю. М. Об искусстве . — СПб., 1998.

5.Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира . — М., 1997.

6.Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке . — М., 2003.

7.Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству / П. А. Флоренский. — М., 1996.

8.Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002.

Оборудование и приборы

В таблице введены символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр;

К – полный комплект;

Ф – комплект для фронтальной  работы;

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необх.

кол-во

Примечания

%

Оснащенности

ОШ

1

2

3

4

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Программа «Искусство. 8-9 классы» Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской - М.: «Просвещение», 2010г.

Д

100%

2.

Рабочая  программа «Искусство» 8-9 класс

Д

100%

3.

Сергеева Г.П. Искусство. 8-9 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Г.П. Сергеева, И.Э Кашекова, Е.Д. Критская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

П

50%

4.

Альбомы по искусству, репродукции

Д

50%

5.

Григорович В.Б.  Слово о музыке: Русские композиторы 19 века: Хрестоматия: Кн. Для учащихся ст. классов / Сост. В.Б. Григорович, З.М. Андреева. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1990. – 319с.: ил.

Д

6.

Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1996. – 80с.

  1. Д

100%

  1. 2. Печатные пособия

7.

Портреты русских и зарубежных художников

Д

Комплекты портретов по основным разделам курса.  Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

100%

8.

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Д

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

100%

9.

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Д

100%

10.

Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности

Д

11.

Репродукции картин художников

П

50%

3. Технические средства обучения (ТСО)

12.

Компьютер

Д

100%

4. Экранно-звуковые пособия

13.

Презентации на CD /DVD дисках по темам

  1. Д

50%

14.

Презентации – фильмы по различным видам искусства

Д

5. Учебно-практическое оборудование

15.

Краски  акварельные

П

100%

16.

Краски гуашевые

П

100%

17.

Тушь

П

100%

18.

Бумага  А3, А4

П

100%

19.

Бумага цветная

П

100%

20.

Фломастеры

П

100%

21.

Восковые мелки

П

100%

22.

Пастель

П

100%

23.

Кисти   № 2-10

П

100%

24.

Емкости для воды

  1. П

100%

25.

Пластилин / глина

П

100%

6. Модели и натурный фонд

26.

Муляжи фруктов

  1. Д

100%

27.

Муляжи овощей

Д

100%

28.

Гербарии

Д

50%

29.

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Д

50%

30.

Геометрические тела

Д

100%

31.

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

Д

100%

32.

Драпировки

Д

100%

33.

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

Д

100%

Электронные ресурсы:

Сайты музеев:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...