«Краеведение в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменского»
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_vipkro_kraevedenie_na_sayt.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»

Представление опыта работы учителя изобразительного искусства

Григорьянской Г.Г.

«Краеведение в программе «Изобразительное искусство и художественный труд»

Б. М. Неменского»

Вся программа данного автора строится на 8 основополагающих принципах, которые соблюдаются все годы изучения предмета. Задачи, поставленные в первом классе, переходят в следующий, потом в следующий класс и т.д. по спирали. На каждом новом витке, расширяя и обогащая знания и опыт учащихся.

Я не буду перечислять все принципы, скажу только, что одна из основных идей программы «От родного порога – в мир культуры Земли». В программе предусматривается постоянный диалог культур – через диалог искусств разных народов. Но диалог имеет фундамент: искусство родного народа. Именно оно является «родным порогом» для вхождения в храм мировой художественной культуры.

Особенно важны для идеи «От родного порога» темы 3, 4 и 5 классов. Искусство вокруг тебя», «Каждый народ художник», «Декоративно-прикладное искусство». Построение тем «Искусство у тебя дома», «Искусство на улицах твоего поселка» вообще возможно только «от родного порога». Ведь искусство не вообще в доме или на улице, а в твоем доме, на твоей улице.

В третьем классе одна из тем посвящена знакомству с архитектурой родного края (в нашем случае поселка). Внимание детей обращается на труд художников, архитекторов, строителей, которые жили давно и донесли до нас свое понимание красоты. Памятники архитектуры – это эстафета народной культуры, которую поколения передают друг другу. Поэтому ответственность за сохранение родного поселка, края несет перед людьми каждый человек, и в этом проявляется чувство патриотизма.

В этом классе я знакомлю ребят с историей основания поселка, рассказываю о трагической кончине Андрея Боголюбского. Обращаю внимание на особенности строений 12 века. Говорю о необходимости сохранения того, что досталось нам в наследство. С классными руководителями ребята посещают Боголюбовский монастырь, Церковь Покрова на Нерли и  совсем по-другому начинают смотреть на то, что привыкли видеть с рождения.

Тема четвертого класса продолжает начатое ранее. В первой четверти мы знакомимся с «искусством твоего (т.е. своего) народа». И на первом уроке обращается внимание на природу родного края. Дети рисуют свою малую родину, пейзаж родной земли». Даже знакомство с устройством русской избы, с терминами «сруб», «чело», «причелина», « наличники».  Зная порядок строения, ребята стремятся построить свою русскую избу.

В пятом классе продолжается изучение искусства своего народа, но в свете декоративно-прикладного искусства. В этом классе ребята изучают древние корни декоративно-прикладного искусства, внутреннее убранство русской избы, народные промыслы, расположенные в нашей области, народные праздники и одежду. Предусматривается коллективная работа (я использовала её для оформления рекреаций школы).  Выполняют учащиеся и групповые работы. Макет церкви «Покрова на Нерли». Тема «Как понимает красоту твой народ» рассчитана на обобщение представлений, полученных в предыдущих классах, и тогда создается прочный фундамент для последующих тем, которые открывают переход от «Родного порога» к разнообразию богатства художественных представлений народов мира.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по программе "Изобразительное искусство и художественный труд" под ред. Б.М.Неменского в 6 классе

Рабочая программа составлена на основе программы " Изобразительное искусство и художественный труд" под. ред. Б.М. Неменского. 1час в неделю, 36 час в год, 1час-резерв....

Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" дополнительного образования для детей 9-14 лет

Программа «Изобразительное искусство и художественный  труд» предназначена для освоения в учреждении дополнительного образования и рассчитана для  изучения детьми 9-14 лет. Срок изучения дан...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

Конспект урока  изобразительное искусство  в 5-м классе по программе  «Изобразительное искусство и художественный труд»  под руководством Б.М. Неменского,  тема «Конструкция и...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Конспект урока изобразительное искусство  в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...