методическая разработка урока ИЗО и музыки на тему Звуки красок
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Логинова Ольга Васильевна

Аннотация к блоку интегрированных уроков музыки и ИЗО «Звуки красок».

 

 

                 Данный урок «Звуки красок», входит в блоке интегрированных уроков музыки и ИЗО для 5 классов общеобразовательной школы.

                 Современного гиперактивного ученика трудно заинтересовать академическим уроком, т.к. все его помыслы связаны с  виртуальным миром, и чтобы вернуть его в реальный мир, ему нужен эмоциональный толчок, например через различные виды искусства. Именно музыка и изобразительное искусство способны повлиять на духовный мир человека для осознания своего места в жизни. «За четыре столетия многие педагогические ценности переменились. Появились не только новые цели, но и средства образования. Сегодня урок рассматривается не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения»*.

                 Отталкиваясь от современных педагогических технологий развивающегося обучения, проанализировав программы по музыке и ИЗО для 5-7 классов, нами были выделены темы, которые позволяют интегрировать уроки данных дисциплин, и разработаны совместные уроки на тему «Звуки красок». Данные материалы базируются на принципах целостности и комплексности музыкального и художественного образования. Достоинством этого направления является связь теории с практикой, нацеленность  на духовно-нравственные аспекты воспитания, а также – единство знания, ассоциативно-образного мышления и творческой деятельности. Идеи и материалы могут быть использованы как для учебного процесса, так и для внеурочной деятельности.

                  В нашем блоке уроков «Звуки красок», мы стремимся помочь учащимся преобразовать музыкальный образ в художественный, через интуитивное ощущение взаимосвязи звука и цвета. После просмотра фрагмента фильма Ричарда Роджерса «Звуки музыки» и пропевания главной мелодии, учащимся предлагается цветок, в котором скрыты ноты. Каждая группа учащихся должна вытянуть выбранный лепесток-ноту и самостоятельно создать для этой ноты свой ассоциативный образ, форму, фактуру и цвет. Итогом урока должен появиться новый, созданный учащимися цветок. Каждая группа представляет свой лепесток-ноту. Затем учащиеся обсуждают художественный и музыкальный образ нот и все вместе их озвучивают. После этого учащиеся приходят к выводу, что «Звуки светят, а краски поют».

                 Интегрированные уроки, по нашему мнению, являются формой реализации «золотого правила» Я.А. Каменского: «Пусть предметы сразу схватываются несколькими чувствами, зарисовываются, чтобы запечатлеваться через зрение и действие руки … всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению».

                

 

 

 

Учителя ГБОУ лицея №533:Красногвардейского района г. Санкт-Петербург.

 Грахова Е.В., Логинова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* - М.Г. Ермолаева/ Современный урок: анализ тенденции возможности: Учебно-методическое пособие. – СПб. : КАРО, 2011г.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей №533,

Красногвардейского района, г. Санкт-Петербург.

 факс: 444-0161

oo-lyceum-533@yandex.ru

Методическая разработка интегрированного урока ИЗО и музыки

На тему

«Звуки красок»

Учитель - ИЗО - Логинова Ольга Васильевна

Учитель  музыки - Грахова Елена Вячеславовна,

2015.

Тема урока «Звуки красок».

Тип урока – интегрированный, коллективный: музыка и ИЗО.

Место урока в программе ИЗО Неменского Б.М., 5 класс, I четверть.

Место урока в программе Искусство. Музыка.  В.В. Алеев; Т.И. Науменко.  5 класс, I четверть.

(урок  рассчитан на 2 часа).

Цель:

1. Попытаться помочь учащимся передать изобразительно свои слуховые ассоциации;

Задачи:

1. Знакомство с искусством XX века. Показать роль музыки в кинофильмах;

2. Формирование знаний учащихся взаимодействием трёх видов искусства: кино, музыки и изобразительного искусства;

3. Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость ко всем видам искусства.

4. Продолжать развивать коммуникативные отношения среди учащихся в совместном труде;

5. Способствовать развитию детского воображения, развитию эмоциональной отзывчивости на произведения живописи и музыки; творческого мышления; вокально-хоровых навыков.

Оборудование учащихся:

Цветная бумага,  картон различной фактуры, фломастеры, краски, кисти, клей, нитки цветные, жгуты и шпагаты, ткани, ножницы и прочее;

Оборудование учителей:

Мультимедийная установка;

- музыкальный фрагмент из кинофильма «Гардемарины вперёд» В. Лебедева;

- фрагмент видеофильма «Звуки музыки» Р. Роджерса

- презентация «Звуки красок»;

- модель цветка с названием нот с семью лепестками;

Раздаточный материал на парту: карточки с нотным звукорядом и мелодией из фильма «Звуки музыки».

;


Ход урока I.

Этапы урока

Основное содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Планируемый результат

1

Организационный момент

1 мин.

Организация, внимания всех учащихся. Подготовка рабочего места к уроку. Приветствие учащихся.

Класс делит на семь групп и рассаживается.

Включение учащихся в учебный процесс.

Рассаживаются по 3-4 человека.

Умение подготовиться к уроку.

Умение организоваться в команду.

2

Вступление

7 мин.

Прослушивание музыкального фрагмента песни из кинофильма «Гардемарины вперёд»

Эпиграф:

«Звуки светят, а краски поют».

                                            К. Бальмонт

 Слайд №1 –название.

«Звуки красок»

создаёт условие для прослушивания музыкального фрагмента

Сегодня у нас необычный урок, мы будим говорить на языках искусств.

Задаёт вопрос:

Кто догадался, о каких видах искусств идёт речь?

(Обращает внимание на эпиграф).

Тема нашего урока:

 «Звуки красок».

Что помогло вам это понять?

Какого жанра?

Где бы вы могли слышать эту музыку?

Для чего нужна музыка в кино?

Можете ли вы назвать композитора, написавшего музыку к этому кинофильму?

Даёт ответ и задаёт домашнее задание:

Создать страничку в тетради «Музыка и кино»,  записать название понравившегося вам кинофильма, и композитора.

Слушают

Думают

Проявляют эрудицию

Отвечают

Смотрят на экран

Отвечают

(музыка кино, композиторская песня)

Затрудняются назвать имя композитора.

Умение настроиться, и включится в тему урока.

Проявляют свои знания и приобретают новые.

3.

Основная часть урока

учителя музыки.

15 мин.

Просмотр фрагмента видеофильма «Звуки музыки» Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна.

Слайд № 2. (гамма на нотном стане)

Слайд № 3 «Мелодия».

Знаете ли вы, когда появился первый музыкальный фильм?

Сообщает о первом музыкальном фильме Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна. «Звуки музыки».

(даёт краткую информацию о создании мюзикла и фильма)

Что помогло героине завоевать сердца детей?

С чего начинается песня?

Раздаёт карточки с мелодией, либо показывает мелодию на экране.

Что главное в песне?

(Выполняется дыхательная артикуляционная гмнастика перед пением).

Предлагает прочитать мелодию главной героини по карточкам либо на экране.

Сколько нот содержит гамма?

Все ли ноты одинаковые?

По какому признаку они различаются?

Думают

Смотрят

Слушают

Отвечают

Отвечают

Поют звукоряд.

Работа по руке.

Выполняют гимнастику, затем прочитывают и пропевают мелодию.

Умеют делать выводы

Умение читать и пропеть  ноты мелодии хором.

Умение исполнять разные по высоте и наименованию ноты.

4

Основная часть урока учителя ИЗО.

17 мин.

Показ слайдов:

№ 4 -8. «Радуга».

Слайд №9. «Руки»

Слайд №10. «Фактура».

Слайд №11-12. «Ящерицы».

Слайд №13. Пауль Клее

«Vocal Fabric

of the Singer Rosa Silber» 

 1879..1940

.

Слайд №14. фрагмент картины.

 Пауля Клее.

.

С чем ещё связана цифра семь в природе?

Посмотрите, какая радуга на всех слайдах разная на слайдах.

Чем отличаются все эти радуги?

Так как и все песни, они все разные. Или одна и та же песня, исполненная разными людьми.

Что это?

Они одинаковы?

В чем их различие?

Что общего между этими рисунками?

Что вы можете сказать о фактуре?

Как сама фактура влияет на наше восприятие?

Что вы можете сказать о чёрно-белом рисунке фактур?

Как вы думаете, почему?

Эта картина написана художником Паулем Клее. Если на неё долго смотреть, то можно увидеть многое, присмотритесь и вы.

Что вы видите?

Что хотел сказать художник своим произведением?

Обратите внимание на фрагмент картины Пауля Клее.

Как вы думаете, почему художник в картине использует разную фактуру?

Какое впечатление на вас производит эта картина Пауля Клее?

Попробуйте перевести название картины Пауля Клее или дайте своё.

Даёт пояснение к картине и дословный перевод:

«Вокальная материя Сингер Розы Силбер».

Какие виды искусства слились воедино в этой картине?

Как художник передаёт звуковую палитру певицы?

Могут ли краски звучать?

(Подводим к выводу).

Какой цвет имеет каждая нота на ваш взгляд?

Какой ваш самый любимый цвет из семи?

Выберите этот цвет из того материала, что лежит перед вами.

Обращает внимание на разнофактурный материал, лежащий на столе.

Показывает слайды с разными графическими рисунками и цветом.

Показывает два листа одного и того же цвета, но разной фактуры.

Показывает цветную бумагу в разном сочетании с одним и тем же цветом.

Какую фактуру вы предпочли бы выбрать для вашего цвета?

Какая бывает ещё фактура?

Какой фактуры тут нет?

Какой цвет вы подберёте к каждой ноте звукоряда?

Можно ли соединить звук и цвет?

Обращает внимание на композицию в виде цветка, лежащего на столе в центре класса.

Что вы видите?

Какой формы эта композиция?

Сколько лепестков в ней?

Сколько у вас групп?

Предлагают подойти представителю от каждой  группы к модели цветка и взять по лепестку с сюрпризом.

Какой «сюрприз был спрятан в лепестке

Что осталось от цветка?

Чёрный цвет в природе существует?

Какие ассоциации у вас с этим цветом?

Объясняет значение чёрного цвета в искусстве.

Смотрят.

Слушают.

Отвечают.

Смотрят.

Описывают увиденное на картине Пауля Клее.

Отвечают.

Дают название картине Пауля Клее.

Смотрят.

Отвечают.

Делают вывод:

Каждый цвет – это звук и нота.

Отвечают.

Рассматривают.

Отвечают.

Разбирают лепестки и делятся впечатлениями в группах.

Называют ноту.

Отвечают.

Пропевают все вместе звукоряд, а затем каждая группа интонирует свою ноту.

Умение анализировать цветовую гамму.

Умение всматриваться, анализировать, и понимать произведения искусства.

Умение ассоциировать цвет и звук нот.

Умение объяснить свой выбор.

Умение воспринимать и запоминать новый материал.

Умение выбирать, мыслить, рассуждать.

Умение показать свои знания.

Умение проявить свои творческие способности.

Ход урока II.

5

Задание на урок

30 мин.

Практическое задание.

Слайд №15.

Даёт практическое задание:

- Чтобы наш цветок вновь зацвёл и зазвучал, выберите цвет, фактуру и  форму для вашего лепестка-нотки.

«И пусть звуки светят, а краски поют».

Выполняют коллективную работу по изготовлению лепестка-ноты.

Составляют общий цветок.

Умение работать сообща в коллективе.

Чувствовать цвет и звук.

Умение проявить свои творческие способности.

6

Рефлексия

5 мин.

Звучит песня «Лети лепесток», музыка К. Костина, слова И. Григорьевой.

К финалу практической работы включают песню.

Получают удовлетворение от результата коллективного труда.

Пропевают припев, соединяя лепестки в цветок.

Умение оценить свой творческий результат, свои творческие возможности в соответствии с другими участниками художественной деятельности.

7

Домашнее задание

5 мин.

1. Создать страничку «Музыка и кино»,  записать название понравившегося вам кинофильма, и композитора.

Прочитать историю появления первых музыкальных отечественных кинофильмов.

2. Познакомиться с творчеством Пауля Клее и написать эссе.

3. Выполнить свой нотный цветок графическими материалами.

Даёт домашнее задание.

Записывают в тетрадь.

Умение самостоятельно найти информацию.


Литература учителя музыки:

- Науменко, Т. И. Музыка. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013;

- Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н.  Искусство. Музыка. 5-9 классы. Методическое пособие;

- Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка.5 класс. Поурочные планы. / Авт.-сост. В.М. Самигулина. – Волгоград. Учитель. 2005;

- Учебник «Музыка» 5 класс  Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Просвещение 2012;

- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности 2136940v1.fm Page 219 Friday, A pril13,2012 11:30 A M 220 гражданина России. М.;

Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения);

- Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. - М.: 1982;

- Ю.Б. Алиев «Пение на уроках музыке». / Ю.Б. Алиев. – М. Изд. ВЛАДОС ПРЕСС, 2005 г.;

- В. Емельянов «Развитие голоса, Координация и тренинг». Изд. : «Лань», 2007 г.;

- Смолина Е.А. «Современный урок музыки: творческие приёмы и задания»/ Е.А. Смолина; Ярославль Академия развития 2007 г.

Цифровые образовательные ресурсы

-  Мультимедийная энциклопедия. Образовательная коллекция « Sonata». Залесский Л.А., 2004, 2006. ООО «1 С – Паблишинг», 2006;

- Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

- Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

- Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

- Википедия. Свободная энциклопедия (Электронный ресурс). – Режим доступа: http: //ru. Wikipedia org/wiki;

- Музыкальный энциклопедический словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//www.music-dic.ru;

- Музыкальный словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//dic.akademik.ru/contents.NSF/dis.music

- http://school-collection.edu.ru/

- The sound of music - Do Re Mi Fa. - YouTube

- http://poleh.ru/afanasieff.html

Литература учителя ИЗО:

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М.;

- Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. — М., 2012.;

- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. — М., 2012;

- Изобразительное искусство. 5 – 6 классы/ Развитие цветового восприятия у школьников; Описание опыта, конспекты уроков. Авт-сост. С.А. Казначеева, С.А. Бондарева;

- Гарни Д. Цвет и свет/Эксмо/2013;

- Неменский Б.М. Педагогика искусства/ М. Просвещение, 2010;

- Кабкова Е. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей/ М..Просвещение, 2011;

- Логвиненко Г. Декоративная композиция/2012/ Рекомендовано учебно-методическим объединением по образованию;

- В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001;

- С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год;

- Кандинский В. О духовном в искусстве. — М., 1992;

- Кандинский В. Точка и линия на плоскости. — (Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2005).

- Л. Миронова, Д. Иванов «Символика цвета»;

- http://old.iro.yar.ru/resource/distant/music/zvet2.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

Методическая разработка урока в 11 классе по теме "Музыка"

Данный материал содержит разработку урока с использованием проектных технологий...

"Музыка Антонио Вивальди - на все времена." Методическая разработка урока по предмету музыка для учащихся 6 классов

Главная задача: Выявить особенности струнной музыки Вивальди (жанровые и стилистические); раскрытие эмоционального и чувственного мира музыки Вивальди ; а также общих особенностей между музыкой Виваль...

Методическая разработка урока ФГОС по Музыке в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»

Осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы)....

Методическая разработка урока в 8 классе на тему "Современность и духовная музыка".

Урок по православной духовной музыке. В центре урока концерт М.Березовского "Не отвержи мене во время старости". Написанный в форме фуги, он прослушивается на уроке и анализируется....

Методическая разработка урока по предмету "Музыка и движение" по теме "Музыкальная теория: быстро и медленно".

Методическая разработка урока по предмету "Музыка и движение" для 9 класса "особый ребенок". Тема урока "Музыкальная теория: быстро и медленно"....