Конспект урока в 6 классе коррекционной школы НАТЮРМОРТ
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Феоктистова Людмила Николаевна

Конспект открытого урока в 6 классе вспомогательной школы "Натюрмор". В конспекте рассматриваются общие вопросы жанров живописи. Приведены иллюстративные и стихотворные материалы. Знакомство с каждыцм жанром живописи. Знакомство с художниками рисовавшими натюрморт и их манера, стиль написания натюрмортра. Знакомство с некоторыми видами натюрморта и их великими авторами. Написание натюрморта от эскиза, до свето-цветовой палитры.Урок снабжен презентацией в формате слайд-шоу. Использовано музыкальное сопровождение. К уроку прилагается иллюстративный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_natyurmort_6_kl.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по изобразительному искусству

6 класс вспомогательной школы

Тема урока: «Натюрморт. Яблоко и груша»

                    Учитель-дефектолог ГКОУ СКОШИ №31 г. Москва

Феоктистова  Людмила Николаевна

                               2017-2018 учебный год                  

Тема урока:        

 Натюрморт. Рисование яблока и груши

Тип урока:        

Комбинированный.

Вид урока:        

Рисование с натуры.

Цель урока:        

Научить рисовать натюрморт с натуры.

Задачи урока:        

-Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме :

- Продолжать знакомить с понятием «натюрморт»;

-Знакомить с творчеством некоторых художников работавших в жанре натюрморт:

-Учить этапам рисования натюрморта;

-Воспитывать внимательность, аккуратность;

-Воспитывать чувство прекрасного.

-Закреплять навыки составления и исполнения композиции натюрморта изобразительными  средствами и в цвете с передачей конструктивного строения предметов, их пропорций;

- Развивать творческий потенциал, эстетическое понятие, расширение кругозора учащихся, активизировать наблюдательность детей, развивать у них глазомер, образное мышление.

- Коррекция пространственных отношений, формирование целостного образа рисунка.

Оборудование:         

 Картинки репродукций с изображением яблока и груши, классная  доска, конверты с раздаточным материалом (плоскостные фигурки - шаблоны яблока и груши), рисунок учителя, фрукты, альбом, простые карандаши, ластики, кисти, баночка для воды, салфетка или тряпочка, презентация к уроку.

План урока

 Оргмомент (1 мин);

Актуализация знаний учащихся (4мин);

 Вводная беседа, объяснение (7 мин);

 Закрепление (3 мин);

Самостоятельная работа учащихся (20 мин);

 Итоги работы, повторение, домашнее задание (3 мин)

 Выставка работ (2 мин);

Ход урока

Оргмомент

Напоминание о виде урока, проверка готовности детей к уроку, наличия у них необходимого оборудования.

- Какой у нас сейчас урок? –

- Рисование.

- А как мы с вами говорим иначе, развернуто более полно?

- Урок изобразительного искусства.

- Правильно. Проходят года, ручейками стекающие в реку времени, а музыка, стихи и картины неизменно волнуют сердца, потому что у искусства нет возраста... а есть Душа.

- Посмотрите, хорошо ли мы подготовились к этому уроку? Все ли на месте? (альбом, карандаш, кисть, краски, палитра, баночка с водой, салфетка).

Актуализация знаний учащихся

Ребята, вспомните, что мы рисовали на прошлом уроке?

- Мы рисовали натюрморт.

- А что изображали?

- Морковь и огурец.

- Молодцы!

Давайте еще раз вспомним, жанры изобразительного искусства.

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется -  пейзаж.

- Пезаж.

Пейзаж (франц. paysage  страна, местность), жанр изобразительного искусства в котором основным предметом изображения является  природа. 

Изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта. Я предлагаю вам познакомиться с картинами художников Ивана Ивановича Шишкина - который жил в 19 веке и Сергея Басова – это наш современник.

Обратите внимание на полноту красок и художественную достоверность картин этих художников. Как будто мы на окраине леса у реки.

Далее

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется портрет.

- Портрет.

ПОРТРЕ́Т –(франц.) изображенье человека, лица́ его чертами.

Жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей; разновидности — портрет автопортрет, групповой портрет.

Обратите внимание на портреты, один художника15-16 века Леонардо да Винчи "Мона Лиза" и Портрет Марии Лопухиной художника 18 века Владимира Лукича Боровицкого. Как точно предают художники изображение человека, их одежду и эпоху (время) в которое они жили.

Далее

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это натюрморт.

- Натюрморт.

«Натюрморт» - от французского «мертвая натура» - изображение неодушевлённых предметов: фрукты, овощи, домашняя утварь,

музыкальные инструменты, цветы.

Художники рисуют очень много натюрмортов, которые рассказывают нам не только о быте людей своего времени, но и о том, как сам художник видит и чувствует жизнь. Натюрморт, хотя его название и означает «мертвую природу», на самом деле как бы отражает жизнь вещей, а через них — и жизнь людей, определенную эпоху.

Обратите внимание, что каждый художник рисует в своей технике. Аристарх Лентулов – художник 19-20 века - «Натюрморт», Илья Иванович Машков, так же художник 19-20 века - Натюрморт «Фрукты на блюде». Ван Гог Винсент Виллем – французский художник (хотя родился в Нидерландах -Голландии)-19 века - «Натюрморт с подсолнухами».

Константин Алексеевич Коровин – русский художник 19-20 веков -

 Натюрморт «Цветы и фрукты».

Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру.

Натюрморт так же может просто радовать глаз игрой красок, давать душевный отдых. А что можете сказать вы, глядя на этот натюрморт? Какие чувства он у вас вызывает? (аппетитность изделий – от шершавости хлебных форм, до сочности  гладких фруктов. Яблок,груш, винограда слив) Так и хочется их попробовать!

Постановка темы урока

Итак,  как называется тема нашего урока? (Натюрморт).

- Натюрморт.

- А какой, вы мне скажите, отгадав загадку.

Груша, яблоко, банан.

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся…(Фрукты)

- Правильно. Но не все фрукты, а только особенные, отгадайте какие:

Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь - гладко,
А откусишь - сладко.
(Яблоко)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня  взрослые,

Любят меня детки. (Яблоко)

Этот фрукт на вкус хорош,
 И на лампочку похож.
(Груша)

Фрукт похож на неваляшку.

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив.

С дерева упала…(груша)

- Сегодня мы будем учиться рисовать натюрморт из яблока и груши с натуры. Работа рассчитана на один урок. На этом уроке наша задача за компоновать рисунок – обозначить положение предметов и их форму и  сделаете рисунок в цвете.

- А сейчас передохнем, организм наш разомнем.

Физминутка

Упражнение «Зеркальное рисование».  

Цель: развитие межполушарного взаимодействия,  произвольности и самоконтроля.

 Необходимо рисовать в воздухе одновременно обеими руками  зеркально-симметричные рисунки, буквы. (Буква «Я» и буква «Г»)

- с какого звука начинается слово «Яблоко» -  ответ (Я)

- с какого звука начинается слово «Груша» -  ответ (Г)

Рисуем домики-буквы для этих звуков.

А теперь настроим наши глазки (цель - профилактика астигматизма и снятие напряжения с глазной мышцы)

- Одна картинка у меня в руках и я стою близко. Другая картинка на доске  далеко. Смотрим по очереди, «вблизи – вдали»

 Объяснение приемов рисования

- Перейдем непосредственно к работе над нашим натюрмортом. Ребята, какие предметы будем рисовать?

- Яблоко и грушу.

- Как будем располагать альбомный лист?

- Горизонтально.

План работы

1Выбрать правильно центр

2.Правильно расположить предметы, методом поиска

3. Обвести или нарисовать  предметы на  бумаге

4. Прорисовать детали.

5. Раскрасить акварельными красками, по возможности придать объем формам при помощи света и тени.

Когда определена точка зрения, границы натюрморта и форма листа (вертикаль или горизонталь), можно приступать к рисованию.

- Давайте откроем свои конверты и приложим плоскостные фигуры - шаблоны по осевым линиям, которые я вам указала в альбомах. Посмотрим, как они располагаются относительно центра. Выдвинем яблоко на передний план. Внимательно посмотрим, оценим положение предметов на листе бумаги.  Те, кому трудно рисовать самостоятельно могут обвести яблоко и грушу по шаблону, остальные, сделав зрительную оценку, уберите шаблоны обратно в конверт и рисуйте по памяти.

 Начинаем с эскиза или   наброска. - Ваша задача составить натюрморт. Выбрать предметы и расположить их так, чтобы они смотрелись с интересом. Сначала яблоко, затем груши.  Группу и яблоко нужно за компоновать на листе легкими беглыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где располагаются предметы. Делаем набросок композиции. В этой работе вы встретитесь с задачей установить правильные соотношения размеров предметов. Определите, какой предмет главный он и будет больше, ярче и ближе к нам. Какой формы яблоко? (Учитель рисует на доске вместе учениками, затем помогает, тем, у кого возникли трудности).

- Круглой

- Груша?

- Овальной.

Посмотрите, делаем правильные изгибы у яблока, а грушу можно нарисовать из двух кругов, большего и меньшего размера. Затем соединить их плавно линией, придавая форму овала с изгибом.

- Постоянно сравниваем предметы между собой, что светлее, что темнее (контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения).

Переходим к раскрашиванию.

- Не забывайте, что "Цвет - душа живописи" сказал Павел Петрович Чистяков (1832—1919) — русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи.

Самостоятельная работа учащихся: пока ученики рисуют, звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов». Учитель обходит класс и делает необходимые замечания по отдельным работам. Если есть типичные ошибки у большинства учащихся, надо прервать урок и сделать дополнительные пояснения. Заострить внимание на правилах построения окружности в перспективе.

Итог урока.

- Над каким изображением на картинах вы сегодня работали? (над натюрмортом)

- Над натюрмортом.

- Что такое натюрморт, что изображает?

-Предметы неживой природы: фрукты, цветы, рыба, дичь, домашнюю утварь.

- Натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про лето или другое время года, пробудить радость или грусть.

Угодайте по картинам какие жанры живописи на них изображены (демонстрация картин с изображением пейзажа, натюрморта, портрета)

Ответы детей.

Самооценка работ

- Сегодня вы сами оцениваете свои работы. Расскажите, какие они. Используя слова – описания (прилагательные).

Ученики оценивают свои работы.

Выставление оценок учителем.

Домашнее задание: подобрать открытки, вырезки из журналов, с изображением натюрмортов и рассказать о них на следующем уроке.

Выставка работ

(песня о красках и рисовании)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока поматематике в коррекционной школе 8 вида , 2 класс

Конспект урока по математике во 2 классе коррекционной школы 8 вида. Урок путешествия по сказкам....

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

конспект урока математики в коррекционной школе 8 вида

Конспект урока математики в 6 классе коррекционной школы 8 вида по теме: " Письменное умножение трехзначных чисел на однозначное число"....

План-конспект урока (5 класс коррекционной школы) "Род имён существительных)

Цель: 1. Дать понятие о роде имён существительных.            2. Развивать и коррегировать речь, мышление на основе различных упражнений....

Конспект урока "Пижама" в коррекционной школе 8 вида

Конспект урока по теме "Пижама" в коррекционной школе 8 вида....

Конспект урока 8 класс коррекционной школы "закрепление знаний по теме "Глагол"

Конспект урока по предмету "Грамматика, правописание и развитие речи" в 8 классе коррекционной школы. Урок предполагает закрепление знаний по теме "Глагол". Цель урока систематизир...

конспект урока математики в коррекционной школе

Конспект предназначен для учителей 4 класса коррекционной школы, рассчитан на детей с легкой формой умственной отсталости...