рабочая программа для 6 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Соколова Наталья Владимировна

рабочая программа 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_izo_6_kl.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 460 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Ленсоветовский, д. 19, лит. А, пос. Шушары, Санкт-Петербург, 196627

E-mail: school460M@yandex.ru

тел. 8(812)746-46-45

Разработана и Принята

Педагогическим советом

ГБОУ школа № 460  

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Протокол № 1 от «27»  августа 2021 г.

Утверждаю

Директор ГБОУ школа № 460

Пушкинского района Санкт-Петербурга

______________________ М.Л. Пичурина

Приказ № 245  от «1» сентября  2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

(наименование кружка/предмета)

уровень: базовый                                                         класс: 6А, 6 Б, 6 В, 6 Г

Срок реализации программы: 2021-2022 уч. год

Количество часов:    34  часа (1  часа в неделю)

Разработчик: Соколова Наталья Владимировна

(фамилия, имя, отчество)

                                                                                                         учитель ИЗО          

(должность)

Санкт-Петербург

2021 г.

Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа составлена в соответствии с

- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,

 - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

-приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,

- приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,

- учебным планом ГБОУ школа №460;

- программы «Изобразительное искусство» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского.  5-8 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2015.

Для реализации рабочей программы возможно, по решению органов управления образованием, обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Порядок организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий регулируется «Положением о порядке использования дистанционных образовательных технологий».

Общая характеристика учебного предмета

6  класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

Цель программы:

Задачи  художественного развития учащихся в 6 классе:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

        - формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

        - формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

        - формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

Формирование художественно-творческой активности личности:

        - учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;

        - творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.

        2 год обучения (6 класс)

Учащиеся должны знать:

  • особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
  • основные жанры изобразительного искусства;
  • известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;
  • о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;
  • о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства.  

        Учащиеся должны уметь:

  • работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
  • выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
  • передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
  • передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
  • передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
  • в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
  • пользоваться различными графическими техниками
  • оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.

Учебно-методический комплект

Учебник: –Л.А. Неменская, Изобразительное искусство», 6 кл - М.: Просвещение, 2015

                            дополнительные пособия для учителя:

- Поурочные разработки по изобразительному искусству О.М. Гусева, М.: «ВАКО», 2014.

– О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;

– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010;

 – Н.М. Сокольникова, Основы рисунка:5-8 классы – Обнинск, Издательство «Титул», 1996г.

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 6 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК,  медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.

 

Место курса в учебном плане

Для 6А

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

Количество  часов в неделю – 1 час, количество учебных недель – 34.

Количество часов в год – 34.

Для 6Б

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

Количество  часов в неделю – 1 час, количество учебных недель – 34.

Количество часов в год – 34.

Для 6В

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

Количество  часов в неделю – 1 час, количество учебных недель – 34.

Количество часов в год – 34.

Для 6Г

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

Количество  часов в неделю – 1 час, количество учебных недель – 34.

Количество часов в год – 34.

Содержание учебного предмета

6 класс

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

        Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зрительный образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные виды восприятия произведений искусства.

        Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.

        Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.

        Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.

        Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

        Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.

        Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Художественные материалы.

Рисунок — основа изобразительного творчества.

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи.

Объемные изображения в скульптуре.

Основы языка изображения.

Мир наших вещей. Натюрморт

        История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры.

        Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.

        Особенности выражения содержания натюрморта в графике и в живописи.

        Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира — натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта.

Вглядываясь в человека. Портрет

        Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.

        Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).

        Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.

Образ человека — главная тема в искусстве.

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

Изображение головы человека в пространстве.

Портрет в скульптуре.

Графический портретный рисунок.

Сатирические образы человека.

Образные возможности освещения в портрете.

Роль цвета в портрете.

Великие портретисты прошлого.

Портрет в изобразительном искусстве XX века.

Человек и пространство. Пейзаж  

        Жанры в изобразительном искусстве.

        Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.

        Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.

        Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов.

        Виды пейзажей.

        Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.

Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Пейзаж — большой мир.

Пейзаж настроения. Природа и художник.

Пейзаж в русской живописи.

Пейзаж в графике.

Городской пейзаж.

Тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе

По программе Б,М.Неменского, Изобразительное искусство

№ п/п

Тема урока

Элементы содержания и задания

Планируемые

Результаты (УУД)

Тип урока

Дом. Задание

Тема «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»

1

Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

а) Познакомить учащихся со значением искусства в жизни человека, видами искусства; дать представление о пластических видах искусства и их делении на группы: конструктивные, декоративные и изобразительные

б) Развить интерес к искусству

в) Воспитать мотивацию к учебной деятельности

Личностные:

 Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства.

Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей.

Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе.

Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира.

Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя.

Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность.

Уметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение.

Понимать, что восприятие произведения искусства — творческая деятельность на основе зрительской культуры, т. е. определенных знаний и умений.

   Метапредметные:

Иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образа.

Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа.

Называть и давать характеристики основным графическим и живописным материалам.

Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами в процессе создания творческой работы.

Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами.

   

  Предметные:

 Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества.

Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам.

Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров.

Овладевать начальными навыками рисунка с натуры.

Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.

Овладевать навыками размещения рисунка в листе.

Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.

Изучение нового материала

Материалы и инструменты

2

Рисунок- основа изобразительного искусства

а) ) Познакомить учащихся с творческими заданиями рисунка, его видами, с материалами для его выполнения, техникой работы над рисунком

б) Учить выполнять рисунок карандашом с натуры

в) Развивать навыки овладения техникой рисования

г) Воспитать мотивацию к учебной деятельности

д)Зарисовки с натуры и по памяти отдельных травянистых растений или веточек (колоски, колючки, ковыль и т. д. ).Работа карандашом разной твердости

Изучение нового материала

Материалы и инструменты

3

Линия и её выразительность. Пятно как средство выражения Композиция как ритм пятен

а) Познакомить учащихся с понятиями линии. Познакомить учащихся с понятиями пятна, силуэта, тона и тональных оттенков в изобразительном искусстве, познакомить с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями, тональной шкалой, композицией листа, ритмом пятен.

б) Развить приемы работы с красками.

в) Воспитать интерес к предмету и изобразительной деятельности; укреплять межпредметные связи ( музыка, литература, ИЗО )

г) Изображение различных осенних состояний в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени. Работа красками

Изучение нового материала

Найти работы русских художников о природных явлениях

4

Цвет. Основы цветоведения

а) Познакомить учащихся с основами цветоведения; дать понятие цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета; холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета; находить гармонические цветовые сочетания

б) Воспитать художественный вкус

в) Развивать творческую фантазию

Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета: «Царство снежной королевы». « Розовая страна вечной молодости». «Изумрудный город» «Страна золотого солнца».Работа красками.

г) Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета: «Царство снежной королевы». « Розовая страна вечной молодости». «Изумрудный город» «Страна золотого солнца».Работа красками.

Изучение нового материала

Чтение сказок; подбор иллюстраций сказочных изображений царства, города, страны, планеты.

5

Цвет в произведениях живописи.

а) Познакомить с понятиями « локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией.

б) Учить находить гармонические цветовые сочетания

в) Развивать технику  работы с красками

г) Воспитать художественный вкус, наблюдательность

д) Формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями; создавать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей

е) Изображение осеннего букета с разным настроением- радость, грусть, нежность. ».Работа красками.

Закрепление материала

Сбор информации по данной теме

6

Объемные изображения в скульптуре

а) Познакомить учащихся с выразительными возможностями объемного изображения, видами скульптурных изображений, связью объема с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемых в скульптуре и их свойствами

б) Учить создавать объемные изображения животных, используя различные материалы (пластилин, глина, мятая бумага) в том числе и природные

в) воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.

г) Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы

Изучение нового материала

Поиск информации по данной теме

7

Основы языка изобразительного искусства.

а) Обобщить знания о видах изобразительного искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях, художественном творчестве и художественном воспитании

б) рисунок на свободную тему

Урок обобщение и закрепление

Написание сообщения по теме; рисунок по замыслу.

 Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт»

8

Понятие формы Многообразие форм окружающего мира

а) Познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объемных форм.

б) Учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира

в) Продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги

г) Развивать пространственные представления

д) Воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредмеитных связей ( математики, черчения, изобразительной деятельности).

е) Конструирование из бумаги простых геометрических тел.

Личностные:

Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях.

Объяснять понятия: цветовые отношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет.

Различать и называть теплые и холодные оттенки цвета.

Объяснять понятие «колорит».

Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни.

Приобретать творческий опыт в процессе создания

красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.

Овладевать навыками живописного изображения.

       Метапредметные:

Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох.

Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения.

Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь).

Осваивать простые композиционные умения организации

  Предметные:

Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении.

Получать навыки художественного изображения способом аппликации.

Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы.

Изучение нового материала

Сбор информации по данной теме

9

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

а) Познакомить учащихся с перспективой как способом изображения на плоскости предметов в пространстве; изучить правила объемного изображения геометрических тел; дать определение понятию «ракурс»

б)  Учить приемам объемного изображения геометрических тел

в) Развивать творческие конструктивные способности, изобразительные навыки

г) Воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности.

д)Построение конструкций из нескольких геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом

Изучение нового материала

Сбор информации по данной теме

10

Освещение. Свет и тень.

а)Объяснить понятие «освещения» как средства выявления объема предмета

б) Познакомить с понятиями  « блики», «полутени», «собственная тень», « рефлекс», « падающая тень»; расширить представление о свете как средстве организации композиции в картине.

в) Учить изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением

г) Развивать приемы работы красками

д) Воспитывать наблюдательность; углублять межпредметные связи ( изобразительное искусство, мировая художественная культура, литература, музыка .)

е) Изображение геометрических тел из дерева или бумаги c боковым освещением. Работа красками

Изучение нового материала

Сбор информации по данной теме

11

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.

а) Расширить представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей

б) Учить выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен

в)Развивать технику работы кистью

г) Воспитывать художественный вкус, эстетическое цветовое ощущение и изысканность цветовых оттенков.

д) Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии:

праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т. д. Работа красками, гуашью.

Обобщение знаний

Подобрать из газет, журналов, открыток изображения натюрморта

12

Выразительные возможности натюрморта.

а) Обобщить знания учащихся о предметном мире в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей художника, его личных, душевных представлений и представлений окружающего мира

б) Развивать умения понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства

в) Воспитывать художественный вкус

г) Экскурсия по выставке, просмотр фильмов об искусстве

Обобщение знаний

Оформление своих творческих работ

 Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»

13

Образ человека- главная тема искусства

а) Познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета

б) Развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир

в) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

г) Свободная тема. Работа красками

    Личностные: 

Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве.

Получать представление об изменчивости образа человека в истории.

Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов.

Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете

присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника.

Уметь различать виды портрета(парадный и лирический портрет).

Рассказывать о своих художественных впечатлениях.

    Метапредметные:

 Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица.

Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника.

Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы.

Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации

     Предметные:

 Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра

Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.

Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека.

Создавать зарисовки объемной конструкции головы.

Изучение нового материала

Подобрать картинки и иллюстрации с образом человека

14

Конструкция головы человека и ее пропорции

а)  Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица.

б) Дать понятие средней линии и симметрии лица

в) Учить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица

 г) Развивать наблюдательность; воспитывать эстетический вкус

д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу

е)Работа над рисунком и аппликацией по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.)

Изучение нового материала

Сбор информации по данной теме

15

Изображение головы человека в пространстве

а) Познакомить учащихся с техникой рисования головы человека

б) Учить правильно выбирать поворот или ракурс головы; отработать приемы рисования головы

в) Развивать наблюдательность

г) Воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету

д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

е) Объемное конструктивное изображение головы. Работа карандашом.

Обобщение знаний

Сбор иллюстраций по теме

16

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

а) Познакомить учащихся с историей изображения образа человека в графическом портрете, его особенностями

б)  Учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение портретируемого, располагать рисунок на листе

в) Развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность.

г) Воспитывать интерес к изучению личности каждого человека, уважение к людям

д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

е) Рисунок набросок с натуры. Первый урок-работа в карандаше, второй урок- в цвете

Обобщение знаний

Описание внешности и характера литературного героя.

17

Портрет в скульптуре

а) Познакомить учащихся с историей с историей портрета в скульптуре, выразительными возможностями скульптуры

б) Учить изображать портрет человека из пластилина, соблюдая пропорции и добиваясь сходства

в) Развивать пространственное мышление

г) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию; укреплять межпредметгые связи ( литература, технология, изобразительное искусство)

д,) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

е) Работа над изображением из пластилина  портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

Обобщение знаний

Описание внешности и характера литературного героя

18

Сатирические образы человека

а) Познакомить учащихся с переплетением понятий правды жизни и языка искусства, приемом художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного искусства- карикатурой и ее разновидностями

б) Учить отбирать детали и обострять образ при изображении сатирических образов или создании дружеских шаржей

в) Развивать наблюдательность, технику рисования карандашом

г) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию, положительному отношению к юмору; укреплять межпредметные связи (литература, технология, изобразительное искусство)

д) Формировать умение находить смешные, сатирические образы человека ( литературного персонажа), тонко и тактично изображать друзей в юмористическом решении

е) Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей

Обобщение знаний

Подобрать из газет, журналов, открыток изображения натюрморта

19

Образные возможности освещения в портрете

а) Познакомить учащихся с особенностями изображения человека при различном освещении, с изменением его восприятия при направлении света сбоку, снизу, при изображении против света, с контрастностью освещения

б) Развивать приемы изображения человека, наблюдательность, технику рисования однородной акварелью ( черной);

в)  Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию

г) Наблюдение натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Черная акварель.

Обобщение знаний

Подготовить реферат на тему: Жизнь и творчество И. Е. Репина

20

Портрет в живописи

а) Познакомить учащихся с ролью и местом живописного портрета в истории искусства, обобщенным образом человека в живописи Возрождения, в 16-19 и 20 веках

б) Учить составлять композицию в портрете; совершенствовать технику работы карандашом, красками

в) Развивать приемы изображения человека, наблюдательность

г) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию

д)Зарисовки композиции портретов с натуры в карандаше

Обобщение знаний

Сбор информации по данной теме

21

Роль цвета в портрете

а) ) Познакомить учащихся с цветовым решением образа в портрете; дать понятие цвета, тона и освещения в портрете

б) Развивать понимание того, что цветом можно выражать настроение и характер героя портрета

в) Воспитывать интерес к человеку как личности

г) Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).

Обобщение и повторение

Подобрать материал на тему: Великие портретисты

22

Великие портретисты (обобщение темы )

а) Обобщить знания учащихся о жанре портрета

б) Проанализировать выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах

в) Воспитывать творческую активность, интерес к искусству

г) Презентация работ- портретов; отчет по рефератам, их анализ и оценка

.

Обобщение знаний

Оформление своих творческих работ

Тема: «Человек и пространство в изобразительном искусстве»

23

Жанры в изобразительном искусстве

а) Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства

б) Познакомить с предметами изображения и картиной мира в изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи

в) Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству; укреплять межпредметные связи ( изобразительное искусство, мировая художественная культура, музыка, литература, история).

г) Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр

Личностные: 

Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета.

Получать знания о великих русских скульпторах-портретистах.

Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека.

Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа.

Учиться по-новому видеть индивидуальность человека (видеть как художник-скульптор).

   

Метапредметные:

 Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека,

окружающих людей.

Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека.

Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека.

Овладевать новыми умениями в рисунке.

Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете.

     Предметные:

 Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века.

Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в

отечественном искусстве XX века.

Приводить примеры известных портретов отечественных художников.

Рассказывать о содержании и композиционных средствах его выражения в портрете.

Интересоваться, будучи художником, личностью человека и его судьбой

Обобщение знаний

Проиллюстрировать в словарях жанры ИЗО

24

Изображение пространства

а) Расширить знания учащихся о видах перспективы в изобразительном искусстве.

б) Познакомить с особенностями изображения пространства в искусстве Древнего Египта и Древней Греции, правилами линейной перспективы в искусстве и историей их открытия

в) Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству

г) Пространство иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота.

Изучение нового и обобщение знаний

Продолжить работу со словарями и энциклопедической литературой

25

Правила линейной и воздушной перспективы

а) Расширить знания учащихся о перспективе как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве. Дать понятие точки зрения, точки схода.

б) Познакомить с правилами линейной и воздушной перспективы и изменения контрастности

в) Учить изображать предметы с соблюдением правил перспективы; совершенствовать технику работы карандашом и гуашью.

г) Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил перспективы. Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой

Изучение нового и обобщение знаний

Сбор информации по данной теме

26

Пейзаж- большой мир. Организация изображаемого пространства

а) Расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве.

б) Познакомить с традициями изображения пейзажа в Древнем Китае. Европе

в) Учить выбирать формат бумаги для картины, высоту горизонта, находить правильное композиционное решение при заполнении пространства; совершенствовать технику работы с красками

г) Развивать творческое воображение.

д) Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями

Изучение нового и обобщение знаний

Сбор иллюстраций с изображением пейзажей.

27

 Пейзаж- настроение. Природа и художник.

а) Расширить знания учащихся о пейзаже как таком жанре в искусстве ,который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности.

б) Познакомить с многообразием форм  и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения;

в) Учить находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д., передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками.

г) Развивать творческое воображение, технику работы кистью

д) Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе; укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история)

е) Пейзаж- настроение. Работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. Изменчивые и яркие цветовые состояния.

Изучение нового и обобщение знаний

Выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры

28

Городской пейзаж

а) Познакомить учащихся с изображением образа города в живописи, особенностями городского пейзажа в истории искусства в разные эпохи и в российском искусстве 20 века.

б) Учить выполнять городской пейзаж с соблюдением правил линейной перспективы

в) Развивать творческое воображение, технику работы карандашом.

г) Воспитывать эстетический вкус, интнрнс к искусству, любовь и привязанность к родным местам- краю, городу; укреплять межпредметные связи (литература, , изобразительное искусство, мировая художественная культура, история, черчение.)

д) Работа над графической композицией «Городской пейзаж», «Мой город». Коллективная работа путем аппликации отдельных изображений в общую композицию после предварительного эскиза. Внимание на ритмическую композицию листа

обобщение знаний и закрепление

Планируемые результаты в 6 классе.

Личностные:

  • знать имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;
  • жанровую разновидность пейзажа (архитектурный пейзаж) и интерьер как жанр изобразительного искусства;
  • отличительные черты русской дворянской усадьбы XVIII— XIX вв. как архитектурного ансамбля, отражающего особенности классицизма;
  • зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения;

Метапредметные:

  • передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое решение фона как важное дополнение к раскрытию образа;
  • выполнять зарисовки по представлению и описанию (интерьер дворянского особняка, фигуры участников бала);
  • передавать движение фигуры человека в пространстве;
  • проявлять творческую активность художественно-практической компетентности в выборе и овладении средствами художественной выразительности разных видов искусств;

Предметные:

  • выполнять план проектируемого объекта; конструировать простые геометрические формы при создании модели космического корабля;
  • выполнять художественные изделия, свободно используя задачи на повтор, вариацию, импровизацию как принципы народного творчества;
  • участвовать в творческих группах при выполнении коллективных работ разного вида.
  • применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  •         проявлять зрительскую компетентность в эмоционально-эстетическом восприятии художественных произведений и заключенных в  них духовно-нравственных ценностей  и  идеалов,   при посещении художественного музея, выставки, а также при просмотре кино, театральных постановок, чтении художественной литературы;
  • использовать свою художественно-практическую компетентность — владение средствами художественной выразительности разных видов искусства (изобразительного, народного и декоративно-прикладного), принимая участие в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...