разработка урока "Жиры"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Галимова Рамзия Равиловна

урок "Жиры " используется в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon может 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии по теме "Жиры"

Галимова Рамзия Равиловна Преподаватель химии

Девиз урока:   Наиболее рациональный прием изучения нового есть перенос знаний ранее изученного на новый изучаемый объект.

Цели:

Образовательные: сформировать представление о жирах как биоорганических веществах, их классификации, свойствах, способах их переработки и применении;

Развивающие: развивать умение наблюдать, находить причинно-следственные связи, делать выводы; совершенствовать умения составлять уравнения реакций, получать информацию из различных источников, конспектировать, выбирать главное, развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой.

Воспитательные: формировать социальные компетенции учащихся, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уважительное отношение друг к другу.

Оборудование и реактивы:  

На столах учащихся: раздаточный материал классификация органических соединений, план урока, тестовые задания.

Для демонстрации эксперимента: пробирки, растительное масло, вода, спирт, раствор гидроксида натрия.

На доске: портреты Шевреля, Бертло, презентация к уроку.

На демонстрационном столе учителя;: образцы сливочного, подсолнечного, оливкового масел, маргарин, олифа, глицерин, мыло жидкое и твердое, свеча.

Методы и методические приемы: беседа, объяснение, демонстрация эксперимента, таблиц,  сообщения учащихся, самостоятельная работа.

 ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

Вопросы для фронтальной беседы:

1. Какие классы кислородосодержащих органических веществ вам известны?

 2. Дайте определение сложным эфирам.

 3. В результате какой реакции образуются сложные эфиры?

 

Учитель: Сегодня мы с вами  продолжим знакомиться с классами органических веществ на примере жиров, которые по своей химической природе являются сложными эфирами

по плану

   План урока    Запись на доске

1.Нахождение в природе

2. Состав и строение жиров.

 3. Классификация жиров.

 4. Физические свойства жиров.

 5. Химические свойства жиров.

 6.Мыла, СМС получение мыл

 7. Применение жиров.

 

II. Изучение нового материала

   

  1.Сообщение ученика .Нахождение жира в природе.

Люди давно научились выделять жир из натуральных объектов и использовать его в повседневной жизни. Жир сгорал в примитивных светильниках, освещая пещеры первобытных людей, жиром смазывали полозья, по которым спускали на воду суда. Жиры – основной источник нашего питания. Но неправильное питание, малоподвижный образ жизни приводит к избыточному весу. Животные пустынь запасают жир как источник энергии и воды. Толстый жировой слой тюленей и китов помогает им плавать в холодных водах Северного Ледовитого океана. Жиры широко распространены в природе. Наряду с углеводами и белками они входят в состав всех животных и растительных организмов и составляют одну из основных частей нашей пищи. Источниками жиров являются живые организмы. Среди    животных  это коровы, свиньи, овцы, куры, тюлени, киты, гуси, рыбы (акулы, тресковые, сельди). Из печени трески и акулы получают рыбий жир – лекарственное средство, из сельди – жиры, используемые для подкормки сельскохозяйственных животных. Растительные жиры чаще всего бывают жидкими, их называют маслами. Применяются    жиры таких растений, как хлопок, лен, соя, арахис, кунжут, рапс, подсолнечник, горчица, кукуруза, мак, конопля, кокос, облепиха, шиповник, масличная пальма и многих других.

Жиры выполняют различные функции: строительную, энергетическую (1 г жира дает 9 ккал энергии), защитную, запасающую. Жиры обеспечивают 50% энергии, требуемой человеку, поэтому человеку необходимо потреблять 70–80 г жиров в день. Жиры составляют 10–20% от массы тела здорового человека. Жиры являются незаменимым источником жирных кислот. Некоторые жиры содержат витамины А, D, Е, К, гормоны.

Многие животные и человек используют жир в качестве теплоизолирующей оболочки, например, у некоторых морских животных толщина жирового слоя достигает метра. Кроме того, в организме жиры являются растворителями вкусовых веществ и красителей. Многие витамины, например витамин А, растворяются только в жирах.

Некоторые животные (чаще водоплавающие птицы) используют жиры для смазки своих собственных мышечных волокон.

Жиры повышают эффект насыщения пищевыми продуктами, т. к. они перевариваются очень медленно и задерживают наступление чувства голода.

Демонстрация изображений. Презентация

 2. Состав и строение жиров

Учитель просит ребят вспомнить, как был открыт трехатомный спирт глицерин (глицерин открыл знаменитый шведский химик Карл Шееле  в 1779 году. Однажды он изготавливал мазь, нагревая оливковое масло с кислотой. Мазь оказалась сладкой на вкус.Шееле повторил опыт и выделил желтоватую вязкую жидкость, которую назвал масляный сахар-глицерин К. Шееле выделил из оливкового масла вещество сладкого вкуса –  «масляный сахар», вскоре он обнаружил его в коровьем масле и свином жире. Так в 1779 г. было установлено, что в состав жиров входит глицерин.

 М. Э. Шеврель посвятил изучению жиров 14 лет.

 В 1808 г. к нему обратился владелец текстильной фабрики с просьбой изучить состав мягкого  мыла, получаемого на фабрике.

 Шеврель установил, что мыло –  натриевая соль высшей жирной кислоты. Шеврель изготовлял мыла из жиров различных животных, выделял из них жирные кислоты. Так  были впервые получены стеариновая, олеиновая кислоты.  Шеврель показал, что жиры состоят из глицерина и жирных кислот, причем это не просто их смесь, а соединение, которое, присоединяя воду, распадается на глицерин и кислоты. Шеврель предложил способ получения стеариновых свечей.

 Синтез жиров осуществил в 1850 г. Мерселен Бертло, нагревая в запаянных стеклянных трубках смесь глицерина с жирными кислотами. Методом синтеза он установил строение жиров.

Учащиеся записывают определение жиров, их общую формулу.( СЛАЙД)

Демонстрация опыта: показать наличие жира в растительных объектах. Например,взять семечку подсолнечника и раздавить на листе бумаги.( хорошо заметно жирное пятнышко)

3. Классификация жиров

Учащиеся сравнивают свойства и строение жиров, находят причинно-следственные связи.

Перечислите какие вы знаете высшие карбоновые кислоты?

(пальмитиновая, стеариновая----предельные, олеиновая, линолевая ----непредельные) (СЛАЙД)

Учитель: Жиры, содержащие остатки предельных кислот, имеют животное происхождение и твердую консистенцию. Растительные жиры (или растительные масла) включают в свой состав остатки непредельных кислот, они жидкие.(СЛАЙД)

Учитель: создать проблемную ситуацию.

Предложите способ искусственного получения жира.

Ключом к решению проблемы является тот факт, что жиры по химическому строению представляют собой сложные эфиры. Следовательно, получить их можно реакцией этерификации, в которую вступают глицерин и карбоновая кислота. Катализатором реакции является концентрированная  серная кислота. Таким образом вы легко повторили великое открытие французского химика  Марселена  Бертло.А теперь запишем уравнения реакции этерификации(заспись на доске) (глицерин+3 молекулы стеариновой кислоты=3 молекулы воды = тристеарат глицерина)

4. Исследование физических свойств жиров.

Лабораторная работа по группам

Доказать растворимость жиров в воде, спирте, гидроксиде натрия.

: в три пробирки налить по 5 мл воды, спирта ,гидроксида натрия и добавить в них по нескольку капель растительного масла. учащиеся наблюдают, что происходит при встряхивании пробирок.( Гусиного , говяжьего жира, подсолнечного масла )

1группа: растворимость в воде гусиного жира, подсолнечного масла

2 группа:  растворимость в спирте гусиного жира ,подсолнечного масла

3 группа: растворимость в гидроксиде натрия. гусиного жира ,подсолнечного масла

Обсуждение работы.

1.Почему жиры всплывают на поверхность воды?

(Плотность жиров  меньше плотности воды)

2. растворимы ли жиры в воде?

3. Растворимы ли в спирте?

4. Растворимы ли в гидроксиде натрия? (эмульгируются щелочами)

 После обсуждения эксперимента учащиеся записывают вывод в тетрадь о физических свойствах жиров:  нерастворимы в воде, легче воды, хорошо растворяются в органических растворителях, эмульгируются щелочами.

5. Химические свойства жиров

Учитель: Каждый слышал расхожую фразу: при физической нагрузке человек сжигает жир. Выражение образное, но не лишена  химического смысла. Жиры , как и большинство органических веществ горят коптящим пламенем. Жиры входят в состав пищи человека и животного: при их окислении в организме выделяется энергия, для поддержания постоянной температуры тела и протекания других физиологических процессов.

Учитель: Зная о строении жиров, предложите, какими свойствами они могут обладать.

Учащиеся: гидролиз в кислой и щелочной среде; растительные жиры, образованные непредельными высшими карбоновыми кислотами, подвергаются гидрированию.

1. Гидрирование. Слайд11

Учитель: Реакция гидрирования лежит в основе получения маргарина.

 В середине 60-х годов ХIX века во Франции был объявлен конкурс на создание заменителя сливочного масла. Премия и патент были вручены химику Мерс – Мурье. В 1870 г. он построил первый маргариновый завод. Первый маргарин был получен из говяжьего жира. После разработки промышленного способа гидрирования непредельных соединений (1912 г. П. Сабатье) маргарин стали получать из растительных масел. За это открытие он был удостоен  Нобелевской премии.

 2. Гидролиз

Учащиеся записывают уравнения реакций на доске и в тетрадях, объясняют механизм, дают названия продуктам реакций. (СЛАЙД)

.а) в кислой среде  

 в)в щелочной среде (омыление)

6.Получение мыла.

  Учитель: Изготовление мыла- один из древних химических синтезов. Когда германские племена под предводительством Гая Юлия Цезаря варили козье сало с поташом ( карбонат калия), вымытым из пепла костров, они проводили ту же самую реакцию ,которая осуществляется

сейчас. Вот теперь мы попробуем тоже получить мыло таким образом

Демострация  опыта: Омыления жиров

В фарфоровую чашку поместить  3 грамма гусиного  жира и прилейте 7-8 мл раствора , содержащего в массовых  долях 0,2 гидроксида натрия .Для ускорения реакции добавьте 1-2 мл этанола. Смесь кипятите 15-20 минут помешивая стеклянной палочкой  и добавляя воду до исходного уровня. Чтобы проверить не остался ли непрореагировавший жир, немного горячей смеси влейте в пробирку с горячей водой . Если при охлаждении на поверхности воды не всплывают капельки жира ,то процесс омыления завершен. Если капельки жира всплывают, то тогда кипячение смеси продолжайте. После окончания  реакции омыления к полученной массе добавьте 0,5 хлорида натрия и еще кипятите 1-2 минут.

Учитель:

Растительные  и животные жиры являются не только пищевыми продуктами, но и химическим сырьем. Помимо мыла из них изготавливают смазочные материалы, жирные кислоты, глицерин, косметические средства олифу. Однако использовать в промышленности для этих целей пищевые продукты –непозволительная роскошь и расточительство. Химики разработали процессы, позволяющие использовать для получения , например, высших  карбоновых кислот парафин.

Натриевые соли высших кислот имеют твердое агрегатное состояние, а калиевые –жидкое. При изготовление мыла в него  добавляют  душистые вещества , глицерин, красители, антисептики. Однако с  химической точки зрения основа любого мыла одинакова.

А теперь  нам покажут как  можно сделать из готовой основы мыло в наших условиях . Показывает и изготавливает ученик –технолог из нашей школы  Хайрисламов  Давид

 

Инструкция

Приготовления мыла.

    Для получения мыла из готовой основы ее режут на небольшие кусочки, а затем расплавляют на водяной бане или в микроволновке. В расплавленную основу вносят краситель, ароматизатор и различные добавки, после чего разливают мыло в формы. После того как мыло в форме остынет, его вынимают из формы и дают подсохнуть минут 20-40. Ставить в холодильник или в морозильник не нужно, комнатной температуры достаточно. Перед упаковкой желательно дать мылу денек остынуть.

7. Сообщение ученика. Применение жиров

Учащиеся слушают подготовленное сообщение о применении жиров, конспектируют.

Жиры используют в пищу. Некоторые масла используют для изготовления косметических средств (кремов, масок, мазей).

 Ряд жиров имеют лекарственное значение: касторовое, облепиховое масло, рыбий жир, гусиный жир.

 Жиры сельдевых рыб, тюлений жир используют для подкормки сельскохозяйственных животных.

 Высыхающие растительные масла используют для производства олиф.

 Сырьем для производства маргарина являются многие растительные масла и китовый жир.

 Животные жиры идут на производство мыла, стеариновых свечей.

 Жиры используют для получения глицерина, смазочных материалов.  

Итак, рассмотрены все вопросы плана урока. В тетрадях учащихся записана важнейшая информация о жирах.

III. Закрепление изученного материала

Для закрепления полученных знаний учитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста:

1. Жиры – это:

а) сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот,

 б) сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот,

 в) сложные эфиры одноатомных спиртов и высших карбоновых кислот.

2. Растительные и животные жиры отличаются:

а) по растворимости в воде,

 б) составом спирта,

 в) составом высших карбоновых кислот.

3. Жиры хорошо растворяются:

а) в органических растворителях,

 б) в воде,

 в) в растворе кислот.

4. При гидролизе жиров в кислой среде образуются:

а) глицерин и соли высших карбоновых кислот,

 б) глицерин и высшие карбоновые кислоты,

 в) маргарин и глицерин.

5. Превращение жидких жиров в твердые происходит в результате реакции:

а) гидратации,

 б) дегидрирования,

 в) гидрирования.

6. Мыла – это:

а) натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот,

 б) натриевые или калиевые соли уксусной кислоты,

 в) продукты гидролиза жиров в кислой среде.

7. Укажите состав жидкого мыла:

а) (С17Н35СОО)2Са

 б) С17Н35СООК

 в) С17Н35СООNа

8. Рыбий жир является источником витамина:

а) С

 б) В

 в) Д

9. Строительная функция жиров осуществляется:

а) в образовании воды,

 б) в сохранении тепла,

 в) принимают участие в построении мембран клеток всех органов и тканей.

10. Окончательное расщепление жиров идет:

а) в тонком кишечнике,

 б) в толстом кишечнике,

 в) в желудке.

После  выполнения задания, учащиеся меняются тестами и проверяют друг друга.

Ответы записаны на доске:  1 – б;  2 – в;  3 – а;  4 – б; 5 – в; 6 – а; 7 – б; 8 – в; 9 – в; 10 – а.

IV. Рефлексия

Учащимся предлагается оценить свою деятельность на уроке, дать оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

Сегодня я узнал…

 Было интересно…

 Было трудно…

 Я выполнил задание…

 Я понял, что…

 Я приобрел…

 Я научился…

 Я попробую…

 Меня удивило…

 Урок дал мне для жизни…

 Мне захотелось…

V. Домашнее задание: параграф 37, выучить конспект, упр. 1-4 .

Ответить на вопрос : Почему портятся при хранении?

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....