Разработки по предмету "Химия"
план-конспект занятия по химии (8, 9 класс)

Кужугет Нонна Чанчык-ооловна

В данной подборке материалов представлены разработки уроков по изучению тем по предмету "Химия"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Химия 9 класс. Маршрутный лист

Тема: Неметаллы. Общая характеристика неметаллов.

Условные обозначения:         Словарь

ПС – периодическая система         1. Окислительные свойства

е – электрон         2. Электроотрицательность

неМе – неметалл         3. Аллотропия

Э.О. – электроотрицательность         4. Аллотропные видоизменения

А. – аллотропия           (модификации)

Х.р. – химическая реакция

  1. Положение неметаллов в ПС.

 B          

              неМе

           

                        At

Неметаллы расположены в основном в правом верхнем углу ПС, условно ограниченном диагональю бор-астат.

  1.  Строение атомов неметаллов.

III A

IV A

V A

VI A

VII A

VIII A

B

1s22s22p1

2p1

C

1s22s22p2

 

  2p2               

N

1s22s22p3

     2p3

O

1s22s22p4

2p4

F

1s22s22p5

2p5

Ne

1s22s22p6

2p6

2s2

2s2

2s2

2s2

↑↓

2s2

↑↓

↑↓

2s2

↑↓

↑↓

↑↓

↑↓

↑↓

↑↓

↑↓

↑↓

↑↓

Для атомов неметаллов, по сравнению с атомами металлов характерны:

* меньший атомный радиус;

* четыре и более электрона на внешнем энергетическом уровне.

Отсюда и такое важнейшее свойство атомов неметаллов – тенденция к приёму недостающих до 8 электронов, т.е. окислительные свойства. Качественной характеристикой атомов неметаллов, т.е. своеобразной мерой их неметалличности, может служить электроотрицательность, т.е. свойство атомов химических элементов поляризовать химическую связь, оттягивать к себе общие электронные пары. Электроотрицательность – мера неметалличности, т.е. чем более электроотрицателен данный химический элемент, тем ярче выражены неметаллические свойства.

3. Кристаллическое строение неметаллов-простых веществ. Аллотропия.

Если металлы – простые вещества образованы  за счет металлической связи, то для неметаллов – простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь.  В отличие от металлов неметаллы – простые вещества, характеризуются большим многообразием свойств. Неметаллы имеют различное агрегатное состояние при обычных условиях:

        * газы – H2, O2, O3, N2, F2, Cl2;

        * жидкость – Br2;

        * твердые вещества – модификации серы, фосфора, кремния, углерода и др.

Гораздо богаче у неметаллов и спектр цветов: красный – у фосфора, красно-бурый – у брома, желтый – у серы, желто-зеленый – у хлора, фиолетовый – у паров йода. Элементы – неметаллы более способны, по сравнению с металлами, к аллотропии.

   Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ называется аллотропией, а эти простые вещества – аллотропными видоизменениями или модификациями.

        Причины А:

Образование молекул с разным         Образование различных

числом атомов (кислород, озон)        кристаллических форм (алмаз, графит)

4. Физические свойства неметаллов.

        Неметаллы

5. Химические свойства неметаллов.

 Неметаллы в химических реакциях  могут быть восстановителями и окислителями  (фтор, кислород.)

6. Водородные соединения неметаллов.

  В отличие от металлов неметаллы образуют газообразные водородные соединения. Их состав зависит от степени окисления неметаллов.

                        -4           -3             -2         -1

        RH4  → RH3 → H2R → HR

 Летучие водородные соединения неметаллов можно разделить на три группы:  

1) Хорошо растворимые в воде (HCl, HBr, HJ, H2S, H2Se, NH3), которые диссоциируют на ионы, проявляя кислотные и основные свойства.

        NH3 → H2O → HCl

        осн.        амф.      кисл.

HCl + H2O              [ H3O ]+ +Cl- 

        

NH3 + H2O              NH4++OH-

2) Соединения, разлагаемые водой:  

        BH3 + 3H2O = H3BO3 + 3H2

3) Летучие водородные соединения

        CH4, PH3,  которые не взаимодействуют с водой.

  По периоду в ПС химических элементов с увеличением порядкового номера элемента – неметалла усиливается кислотный характер водородного соединения.

                          SiH4 → PH3 → H2S → HCl

Выводы:

1) Элементы-неметаллы расположены в главных подгруппах  ….. ….. ПС Д.И. Менделеева, занимая её верхний правый угол.

2) На внешнем электронном слое атомов элементов-неметаллов находятся от … до… электронов.

3) Неметаллические свойства элементов ………….. в периодах и ………….. в подгруппах с увеличением порядкового номера элемента.

4) Высшие кислородные соединения неметаллов имеют ………….. характер (кислотные оксиды и гидроксиды).

5) Атомы элементов-неметаллов способны как ………… электроны, проявляя окислительные функции, так и ………….. их, проявляя восстановительные функции.

ТЕСТ

1) Вставьте слова, пропущенные в тексте.

     Атомы ……… в отличие от атомов……. легко принимают  наружные электроны, являются …….

2) Вставьте слова , пропущенные в тексте.

     Неметаллические свойства элементов с увеличением порядкового номера в периодах …..

      В группах неметаллические свойства элементов ………

3) Пользуясь периодической таблицей, запишите молекулярные формулы высших кислородных соединений неметаллов III периода. Как будет изменяться кислотный характер?

     

4) Запишите формулы  водородных соединений  элементов VII А группы. Как изменяются кислотные свойства с увеличением порядкового номера элемента?

5) Водород занимает в периодической таблице два места: в I А группе  и в VII А группе. Запишите молекулярные формулы водородных соединений  Na, K, Cl, F.

6) Какую высшую степень окисления имеют  следующие элементы?

             Азот                         +6

             Хлор                        +5

             Сера                         +4

             Кремний                  +7

7) Определите, окислителем или восстановителем является сера в следующих реакциях:

      H2+S=H2S

      S —

     2SO2 + O2 → 2SO3

     S—

8) Наиболее ярко выраженные неметаллические свойства проявляет вещество, образованное из атомов, в которых число электронов во внешнем электронном слое равно…..

 а) 4       б) 5            в) 6         г)7

9) Наиболее электроотрицательными являются атомы…..

     • серы

     • фосфора

     • кремния

     • хлора

10) Типичному неметаллу соответствует следующая схема распределения электронов по электронным слоям:

      • 2, 1

      • 2, 8, 2

      • 2, 8, 7

Поменяйтесь тестом с соседом и проверьте тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....