Разработки по предмету "Химия"
план-конспект занятия по химии (8, 9 класс)
В данной подборке материалов представлены разработки уроков по изучению тем по предмету "Химия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опорная схема Кислоты. Соли. 8 класс | 450.75 КБ |
Опорная схема Оксиды. Основания. 8 класс | 313.12 КБ |
Маршрутный лист к теме Неметаллы, 9 класс | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Химия 9 класс. Маршрутный лист
Тема: Неметаллы. Общая характеристика неметаллов.
Условные обозначения: Словарь
ПС – периодическая система 1. Окислительные свойства
е – электрон 2. Электроотрицательность
неМе – неметалл 3. Аллотропия
Э.О. – электроотрицательность 4. Аллотропные видоизменения
А. – аллотропия (модификации)
Х.р. – химическая реакция
- Положение неметаллов в ПС.
B
неМе
At
Неметаллы расположены в основном в правом верхнем углу ПС, условно ограниченном диагональю бор-астат.
- Строение атомов неметаллов.
III A | IV A | V A | VI A | VII A | VIII A | ||||||||||||||||||
B 1s22s22p1 2p1 | C 1s22s22p2
2p2 | N 1s22s22p3 2p3 | O 1s22s22p4 2p4 | F 1s22s22p5 2p5 | Ne 1s22s22p6 2p6 | ||||||||||||||||||
2s2 | ↑ | 2s2 | ↑ | ↑ | 2s2 | ↑ | ↑ | ↑ | 2s2 | ↑↓ | ↑ | ↑ | 2s2 | ↑↓ | ↑↓ | ↑ | 2s2 | ↑↓ | ↑↓ | ↑↓ | |||
↑↓ | ↑↓ | ↑↓ | ↑↓ | ↑↓ | ↑↓ |
Для атомов неметаллов, по сравнению с атомами металлов характерны:
* меньший атомный радиус;
* четыре и более электрона на внешнем энергетическом уровне.
Отсюда и такое важнейшее свойство атомов неметаллов – тенденция к приёму недостающих до 8 электронов, т.е. окислительные свойства. Качественной характеристикой атомов неметаллов, т.е. своеобразной мерой их неметалличности, может служить электроотрицательность, т.е. свойство атомов химических элементов поляризовать химическую связь, оттягивать к себе общие электронные пары. Электроотрицательность – мера неметалличности, т.е. чем более электроотрицателен данный химический элемент, тем ярче выражены неметаллические свойства.
3. Кристаллическое строение неметаллов-простых веществ. Аллотропия.
Если металлы – простые вещества образованы за счет металлической связи, то для неметаллов – простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь. В отличие от металлов неметаллы – простые вещества, характеризуются большим многообразием свойств. Неметаллы имеют различное агрегатное состояние при обычных условиях:
* газы – H2, O2, O3, N2, F2, Cl2;
* жидкость – Br2;
* твердые вещества – модификации серы, фосфора, кремния, углерода и др.
Гораздо богаче у неметаллов и спектр цветов: красный – у фосфора, красно-бурый – у брома, желтый – у серы, желто-зеленый – у хлора, фиолетовый – у паров йода. Элементы – неметаллы более способны, по сравнению с металлами, к аллотропии.
Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ называется аллотропией, а эти простые вещества – аллотропными видоизменениями или модификациями.
Причины А:
Образование молекул с разным Образование различных
числом атомов (кислород, озон) кристаллических форм (алмаз, графит)
4. Физические свойства неметаллов.
Неметаллы
5. Химические свойства неметаллов.
Неметаллы в химических реакциях могут быть восстановителями и окислителями (фтор, кислород.)
6. Водородные соединения неметаллов.
В отличие от металлов неметаллы образуют газообразные водородные соединения. Их состав зависит от степени окисления неметаллов.
-4 -3 -2 -1
RH4 → RH3 → H2R → HR
Летучие водородные соединения неметаллов можно разделить на три группы:
1) Хорошо растворимые в воде (HCl, HBr, HJ, H2S, H2Se, NH3), которые диссоциируют на ионы, проявляя кислотные и основные свойства.
NH3 → H2O → HCl
осн. амф. кисл.
HCl + H2O [ H3O ]+ +Cl-
NH3 + H2O NH4++OH-
2) Соединения, разлагаемые водой:
BH3 + 3H2O = H3BO3 + 3H2↑
3) Летучие водородные соединения
CH4, PH3, которые не взаимодействуют с водой.
По периоду в ПС химических элементов с увеличением порядкового номера элемента – неметалла усиливается кислотный характер водородного соединения.
SiH4 → PH3 → H2S → HCl
Выводы:
1) Элементы-неметаллы расположены в главных подгруппах ….. ….. ПС Д.И. Менделеева, занимая её верхний правый угол.
2) На внешнем электронном слое атомов элементов-неметаллов находятся от … до… электронов.
3) Неметаллические свойства элементов ………….. в периодах и ………….. в подгруппах с увеличением порядкового номера элемента.
4) Высшие кислородные соединения неметаллов имеют ………….. характер (кислотные оксиды и гидроксиды).
5) Атомы элементов-неметаллов способны как ………… электроны, проявляя окислительные функции, так и ………….. их, проявляя восстановительные функции.
ТЕСТ
1) Вставьте слова, пропущенные в тексте.
Атомы ……… в отличие от атомов……. легко принимают наружные электроны, являются …….
2) Вставьте слова , пропущенные в тексте.
Неметаллические свойства элементов с увеличением порядкового номера в периодах …..
В группах неметаллические свойства элементов ………
3) Пользуясь периодической таблицей, запишите молекулярные формулы высших кислородных соединений неметаллов III периода. Как будет изменяться кислотный характер?
4) Запишите формулы водородных соединений элементов VII А группы. Как изменяются кислотные свойства с увеличением порядкового номера элемента?
5) Водород занимает в периодической таблице два места: в I А группе и в VII А группе. Запишите молекулярные формулы водородных соединений Na, K, Cl, F.
6) Какую высшую степень окисления имеют следующие элементы?
Азот +6
Хлор +5
Сера +4
Кремний +7
7) Определите, окислителем или восстановителем является сера в следующих реакциях:
H2+S=H2S
S —
2SO2 + O2 → 2SO3
S—
8) Наиболее ярко выраженные неметаллические свойства проявляет вещество, образованное из атомов, в которых число электронов во внешнем электронном слое равно…..
а) 4 б) 5 в) 6 г)7
9) Наиболее электроотрицательными являются атомы…..
• серы
• фосфора
• кремния
• хлора
10) Типичному неметаллу соответствует следующая схема распределения электронов по электронным слоям:
• 2, 1
• 2, 8, 2
• 2, 8, 7
Поменяйтесь тестом с соседом и проверьте тест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....