Воспитательная система "Вперед, к вершинам!"
методическая разработка по теме

Стельмахова Ольга Александровна

Данная воспитательная система работы разработанна с учетом ФГОС 2013 года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vpered_k_vershinam.doc196.5 КБ
Microsoft Office document icon esse.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система «Вперед к вершинам!»

Воспитывать – значит возвышать ум и

характер,  значит вести к вершинам.

                                                                                                                     Андре Моруа

 Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Школа - один из институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании личности. Большая часть этой работы ложится на плечи классного руководителя, который, работая с классом, должен создать образовательно-воспитательное пространство, которое позволит ему модернизировать воспитательную работу, сделать ее системной и адресной.

   Актуальность.

Государство ставит перед школой задачу - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для раскрытия полноценного духовного, умственного и физического совершенствования.  

На сегодняшний день выпускнику, чтобы занять достойное место в жизни,  недостаточно хорошо учиться.  Конечно, это немаловажно, но нужно обладать навыками коммуникабельности, уметь отстаивать свою точку зрения, адекватно воспринимать критику, стремиться к самообразованию, найти себя в каком-нибудь виде деятельности. Эти навыки должны формироваться в школе[1], а главным направляющим фактором должен явиться классный руководитель.  В результате возникает потребность в воспитательной системе, актуальной именно для определенного класса.

Создание воспитательной системы я начала с изучения:

-плана воспитательной работы лицея,

- эффективности мероприятий, в том числе традиционных для нашей школы,

- интересов, потребностей учащихся, творческих возможностей,

-уровня развитости ученического коллектива,

- с анализов планов воспитательной работы прошлых лет,

- ситуации в классе:

Для этого я использовала разнообразные методы педагогического исследования: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, изучение школьной документации.

Проведенные исследования выявили ряд проблем:

1. Достаточно высокая степень социальной пассивности учащихся.

2. Недостаточно  развитые нравственно-эстетические качества личности.

3. Низкий уровень культуры межличностных отношений и культуры поведения;

4. Отсутствие осознания значимости трудовой деятельности.

Выявленные проблемы легли в основу создания  генеральной цели воспитательной системы класса.

Цель: создание социально-педагогической поддержки, способствующей становлению и воспитанию свободной, творчески активной, физически здоровой личности, способной самореализоваться, самостоятельно строить свой вариант жизни, достойной человека.

     Выбор данной цели является не случайным, во-первых, она не противоречит цели воспитательной системы лицея, во- вторых, современное общество нуждается в воспитании ответственного, инициативного и компетентного гражданина России[2], который справится с любыми житейскими трудностями и решит самые сложные задачи, сможет проявить  и применить свои таланты  и знания во благо.

«Вести к вершинам!» - именно эта фраза Андре Моруа стала главной объединяющей идеей моей воспитательной системы. Жизнь ребенка в школе – это горный хребет с множеством пока еще не покоренных горных вершин, моя задача - помочь определиться с маршрутом покорения, стать проводником. «Вперед к вершинам!» - так я назвала свою воспитательную систему.

г. Мир знаний – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей.

г. Патриотическая – любовь к России, своему народу, своему краю. Осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни. Все это является основой для становления и воспитания свободной личности, способной построить свой вариант жизни, достойной человека.

г. Листья в ладонях -  формирование у школьников умения придать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности.

г. Мир красоты – воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры. Необходимо развивать способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, общественной жизни.

г. Здоровье – осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально – психологического, репродуктивного, духовного.

г. Большая жизнь – воспитание положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Надо создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.

Теоретико – методологическую  основу моей воспитательной системы класса составляют:

1.Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

2.Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения),

3. Воспитательная система МБОУ лицей «Вектор»,

4. Система Г.К.Селевко,

5. Концепция воспитания И. М. Ильинского, который предлагает в качестве цели формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и самой себе.

    Жизнеспособность, по  мнению И. М. Ильинского — это наличие у человека (поколения) таких свойств и качеств, которые позволяют не только выжить, не деградируя, в «жестких» и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, но и развиться, духовно возвышаться, быть не менее жизнеспособным в биологическом и социальном плане, чем родители. Задача жизнеспособной личности  - стать индивидуальностью, сформировать свои смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее. Выбранная концепция одновременно удовлетворяет потребности развития классного коллектива и не противоречит социальному заказу общества образовательным учреждениям.

Программа «Вперед к вершинам!» – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение  вверх по склону личностного развития и успеха ребёнка.

Задачи программы:

  1. Формировать систему ценностных ориентаций обучающихся как основы их  воспитанности;
  2. Помочь в развитии познавательных интересов обучающихся;
  3. Формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе;
  4. Создать условия для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, пропаганде здорового образа жизни, повысить активность родительского сообщества; привлечь родительскую общественность к участию в самоуправлении класса и лицея.

 Основные принципы  программы воспитания

Принцип идентификации.[3] Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно – смысловой сферы личности. Духовно – нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм, происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока еще скрытые в нем самом.

Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для создания необходимых условий. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.

Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребенка. Природа – это корни, воспитание – это крона.[4]

Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Планируемые формы воспитательной деятельности по основным направлениям

  1. Учебно-познавательная деятельность - г. «Мир знаний».

С переходом в 5 класс или несколько позже у подростка снижается общий интерес к учению. Мотивы, способствующие его успешности в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты учебного труда и т.д.), уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, не сложились. К тому же меняются сами условия школьной жизни:

  1. несколько учителей-предметников, а не один, как в начальной школе;
  2. увеличение числа учебных предметов и объема учебного материала;
  3. переход от игровых формы работы на уроке к более серьезным, требующим  максимальной концентрации внимания.
  4.  усложнение учебного материала;
  5. завышенная самооценка (в начальной школе ребенок получал высокие оценки, благодаря общему уровню развития, и не привычке систематически работать);
  6. заниженная самооценка, комплексы;
  7. ослабление контроля со стороны родителей;
  8. преобладание внешних интересов.

С целью преодоления трудностей на новом этапе обучения планирую отслеживать успеваемость каждого ребенка, анализировать причины возникающих проблем, прогнозировать возможные будущие затруднения. Результаты учебной деятельности отображаются графически по четвертям и по учебным годам, это является стимулирующим фактором, способствует возникновению духа соревнования. Отличников, хорошистов и детей, у которых наблюдается рост качества знаний, в конце каждой четверти поощряются.

Для повышения родительской компетентности на собраниях предлагаю  рассмотреть  примеры ситуаций, в которых родители должны сориентироваться и принять правильное решение, обращая внимание на возрастные трудности и резервы развития.  С учениками также проводятся занятия по культуре учебного труда, развитию памяти.

Также предполагается работа с учителями-предметниками:

  1. систематическая организация встреч родителей с работающими в классе педагогами;
  2. осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;
  3. знакомство учителей с условиями жизни и с взаимоотношениями в семье;
  4. выявление причин снижения результативности работы того или иного ребенка, если таковое имеет место быть;
  5. участие класса в проведении предметных недель, которое помимо того, что будет способствовать расширению интереса к предмету, также благоприятно скажется на взаимоотношениях педагогического и классного коллективов, в чем не может не быть заинтересован классный руководитель.

Ожидаемые результаты:

  1. высокий уровень познавательной деятельности;
  2. умение определять учащимися свои реальные учебные возможности и ближайшую зону развития;
  3. сформированность  культуры  интеллектуального развития и совершенствования.

2. Гражданско-патриотическая деятельность - г. «Патриотическая»

Данное направление реализую через внеклассные мероприятия:

  1. Посещение Мемориального комплекса на пл. Славы.
  2. Посещение Краеведческого музея города и музея истории г. Хабаровска как способа приобщения к прошлому, без которого невозможно будущее.
  3. Уроки мужества (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами).
  4. Беседы и диспуты на патриотическую тему.
  5. Участие в проводимых в лицее акциях «Милосердие», «Оранжевое детство».
  6. Проведение правовых бесед (правонарушения несовершеннолетних и ответственность за это, права и обязанности учащихся, изучение семейного кодекса и других правовых документов).

Также сотрудничаю с учителями истории, обществознания и литературы, на уроках которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, историей своей семьи, района, города.

Ожидаемые результаты:

  1. умение руководствоваться в ситуациях нравственно – правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;
  2. сформированность активной гражданской позиции, чувства патриотизма;
  3. потребность к служению Отечеству и его защите;
  4. знание истории культуры Отечества и родного края.
  1. Эколого-краеведческая деятельность  - г. «Листья в ладонях»

С раннего возраста ребенок должен понимать единство пространства планеты Земля. Каждому человеку нужно осознать, что бережное отношение к природе – это залог не только его здоровья, но и здоровья следующих поколений. Человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе».

 Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира - в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности - в периоды взросления и зрелости.

Поможет в этом направлении подготовка и проведение мероприятий, приуроченных к утвержденным памятным датам:

11 января – День заповедников и национальных парков – викторина «Заповедные уголки родного края»;

22 марта – всемирный день водных ресурсов – экскурсия на городской водоканал;

1 апреля – международный День птиц – брей - ринг « В мире удивительных птиц!»;

22 апреля – Международный День Земли – фотовыставка «Земля - наш общий дом»;

24 мая – День парков – к/ч «История возникновения в городе парка им. Гагарина»;

4. Художественно – эстетическая деятельность - г. «В мире прекрасного!»

Для полноценного, гармоничного развития личности необходимо развивать у учащихся способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, в общественной жизни, в обычных вещах. Это способствует формированию духовного мира человека, его самовыражению в творчестве и искусстве.

     Данное направление реализуется    через    внеклассные мероприятия, развивающие творческую активность каждого ребенка и отвечающие их интересам.

Потребность в общении со сверстниками у детей очень велика. Целесообразно сделать это общение позитивным и максимально интересным.

Необходимо проведение следующих мероприятий:

  1. Пешеходная экскурсия по улицам города (в рамках знакомства с городом, в котором мы живем), автобусная экскурсия по городу, знакомство с памятниками архитектуры.
  2. Посещение театров города с просмотром спектаклей, затрагивающих проблемы молодежи, помогающих определить морально-нравственные ценности общества.
  3. Посещение Художественного музея, галереи им. Федотова в рамках создания предпосылок в необходимости общения с прекрасным.
  4. Посещение  цирка, концертных залов и других досуговых центров.
  5. Посещение Храмов и соборов города, символизирующих духовное возрождение общества.
  6. Проведение автобусных однодневных экскурсий по интересным местам.

Основной составляющей воспитательной работы в классе является участие класса во всех общелицейских мероприятиях согласно годовому плану работы лицея. Это позволит четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса, будет способствовать  повышению уровня общительности каждого в отдельности; развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название которой – лицей;  формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника.

Участие класса во всех общешкольных мероприятиях поможет классному руководителю заполнить досуг школьника интересными и познавательными, веселыми и развлекательными мероприятиями, тем самым сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для старшеклассников.

Ожидаемые результаты:

  1. развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;
  2. развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения;
  3. эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры,  природы;
  4. индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;
  1. Спортивно-оздоровительная деятельность - г. «Здоровье»

Здоровье детей – это национальное достояние, забота о котором возлагается на медиков, педагогов и родителей. Педагог выполняет свою задачу, используя здоровьесберегающие технологии.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Чтобы  сохранить и укрепить здоровье ребят класса, сформировать стремление к здоровому образу жизни, планирую провести следующие  мероприятия:

● классные часы «Курить – здоровью вредить», «Уберечь от беды (Как сказать «НЕТ!» алкоголю и наркотикам)»,

●  валеологические беседы «Здоровые привычки – здоровый образ жизни».  

Большое значение имеет проведение бесед по ПДД и ОБЖ, бесед «Береги себя...», занятия спортом, способствующие физическому развитию каждого и сплочению коллектива в целом.

Ожидаемые результаты:

  1. физическое  совершенствование детей, укрепление здоровья;
  2. повышение количества учащихся, занимающихся спортом;
  3. сплочение классного коллектива и развитие личности каждого ребенка в нем;
  4. повышение самооценки и самоутверждение в обществе.

  1. Деятельность, направленная на воспитание трудолюбия и подготовку к сознательному выбору профессии - г. «Большая жизнь»

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. В пятом и шестом классах основная задача классного руководителя состоит в формировании  навыков, способствующих дальнейшему сознательному выбору профессии. К этим навыкам относятся ответственность, усидчивость, способность быстро принимать решения, умение импровизировать. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.

По данному направлению провожу:

         ●   тематические классные часы «Встречи с интересными людьми разных профессий», с привлечением родительской общественности.

         ●       экскурсии на различные промышленные и сельскохозяйственные предприятия.

 Способствую участию ребят в различных видах общественно-полезной деятельности на базе лицея и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, в результате которой учащиеся приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками взрослыми в учебно-трудовой деятельности.

          Ожидаемые результаты:

  1.  способность   к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
  2.  умение бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
  3. умение  выживать в трудных жизненных ситуациях;
  4. формирование  интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствоваться;
  5. позитивное  отношение  к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умение  слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

          Все эти направления не изолированы друг от друга, они  взаимосвязаны.

Моделирование воспитательной системы – это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения коррективов в первоначально созданную модель.

Формы работы:

  1. индивидуальные (беседа¸ консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи; совместный поиск решения проблемы)
  2. групповые (творческие группы, органы самоуправления и т.д.)
  3. коллективные (коллективно – творческие дела, игры, дискуссии, состязания, соревнования, походы, экскурсии, общественно – полезный и творческий труд, художественно – эстетическая деятельность, ролевой тренинг)

Ключевые дела

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер. (Приложения №4, 5)

Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел.

Название (краткая расшифровка дела)

День знаний

Классный час

День рождения лицея

Участие в концертной программе

День учителя

Поздравительные открытки учителям, участие в праздничном концерте

День здоровья

Спортивно-туристический поход

Новый год

«Мастерская Деда Мороза» совместно с родителями

8 Марта и 23 Февраля

Проведение конкурсно - игровой программы

День рождения учащихся

Чаепитие, конкурсная -  игровая программа

Трудовой десант

Участие в акциях «Чистый двор» и т.д.

День защиты детей

Конкурсная – игровая программа совместно с родителями

        

Участие класса в общелицейских делах.

Мероприятие

Время проведения (дата)

Кол-во участвовавших

Результат  

Общешкольный туристический слет

сентябрь

29/6

Сплочение классного коллектива, подготовка команды для участия в городском туристическом слете – 2 место

(Приложение №4)

Школьная легкоатлетическая эстафета

сентябрь

12

1 место, развитие командного духа, осознание своей значимости для достижения единой цели (Приложение №5)

Викторина среди 5-6 классов «Люби и знай свой лицей»

октябрь

12

1 место

Участие в концерте ко Дню учителя

октябрь

4

Развитие творческих способностей учащихся

Акция «Оранжевое детство»

декабрь

14

Грамота за активное участие

Акция «Милосердие»

декабрь

8

Награждение грамотами активных участников

Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку

декабрь

6

3 место в школе

Акция «Помоги зимующим птицам»

январь

11

Развитие бережного отношения к природе

Смотр строя и песни, посвященный Дню защитника Отечества.

февраль

14

4 место в школе.

Выставка рисунков

« Мамы милые глаза»

март

25

Подойницына Дарья 1 место.

Соболева Соня 3 место

Поздравление ветеранов ВОВ

май

14

Формирование чувства патриотизма

Акция «Ветеран живет рядом»

май

16

Сбор материала о ветеранах для школьного музея.

Дела класса

Мероприятие (огоньки, поездки и т.п.)

Время проведения

Количество участвовав-ших

Результат

(для развития личности учащегося и для обеспечения жизнедеятельности класса и школы)

1.Экскурсия в  зоосад им. Сысоева

сентябрь

29

Расширение кругозора, знакомство с редкими и исчезающими животными края (Приложение №4)

2.Экскурсия в краеведческий музей

сентябрь

18

Знакомство с историей родного края.

3. Просмотр фильма «Загадки Вселенной»

октябрь

29

Расширения кругозора, осознание целостности Вселенной

4.Подготовка и проведение концерта ко Дню Матери

ноябрь

14

Воспитание внимательности, заботливости и уважительного отношения к матери

5. Экскурсия «Хабаровск - православный»

ноябрь

22

Воспитание духовных и нравственных ценностей.

6. Новогоднее представление.

декабрь

26

Развитие творческих способностей учащихся.

7. «Рыцарский турнир»

февраль

29

Формирование умений работать в команде, воспитание отношения дружбы и сплоченности коллектива. (Приложение №4)

8.Классный час «День св. Валентина»

февраль

29

Формирование положительной оценки таких человеческих качеств, как доброжелательность, дружелюбие.

9.Конкурс-игра    

«А ну-ка, девочки!»

март

20

Формирование умений работать в команде, воспитание отношения дружбы и сплоченности коллектива.

10.Экскурсия на конеферму «Кобылкино счастье»

апрель

20

Осознание себя  частью природы, формирование бережного отношения к животным.

11.Литературно-музыкальная композиция«Этих дней не смолкнет слава»

май

20

Воспитание патриотического отношения к Родине, развитие интереса к отечественной истории.

Активно принимали участие во всероссийских олимпиадах «Кенгуру», «Русский медвежонок – языкознание для всех»,  «Британский бульдог».

Самоуправление в классном коллективе

 В начале каждого учебного года формируются органы самоуправления класса, состав которых год от года меняется незначительно. Наличие органов самоуправления в классе помогает  осуществить воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела класса, способствует выявлению уровня притязаний каждого, позволяет каждому ребенку проявить свои способности, а главное – способствует развитию личности и формирует умение соотносить свои интересы с интересами коллектива, помогает ребенку определить свое место в коллективе.

Система самоуправления в нашем классном коллективе:

Название сектора

Состав

Направление работы

Управленческий

Староста – Василевский А.

Координирует работу всех членов классного коллектива

Учебный

Ответственный за пропуски – Туманова Е.

Ведет учет посещаемости учащихся

Ответственный за учебу – Михайлова М.

Комплектует группы для участия в предметных олимпиадах, принимает участие в подготовке  тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин

Сектор досуга

Сценаристы - оформители: Баренбаум А.,  ЯшкинаЕ., Архипов З.

 Щетинникова Л. Вздыханько П.

Составляют и воплощают в жизнь с помощью одноклассников сценарии для проведения различных классных и школьных мероприятий


Оформляют классный уголок, выпускают стенгазеты, поздравительные открытки

Труд и забота

Ответственный за дежурство по классу –

Петрук А.

Ответственный за участие в акциях- Захарова С.

Организует  дежурство по классу (поливка цветов, уборка  учебной доски, генеральная уборка класса в конце четверти), организует трудовой десант на субботники

Организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школой акциях милосердия и прочих акциях

Спортивный

Физорг – Стрекалов Э.

Формирует команду  для участия в спортивных соревнованиях,  проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе

Состав секторов, входящих в актив класса, каждую четверть может меняться, в зависимости от желания детей, если учащиеся не справляются с данным поручением. Также при организации конкретного коллективного дела образуются временные инициативные группы, включающие в себя как актив класса, так и других членов классного коллектива.  

Работа с родителями:

   Путь к вершинам воспитания долог и труден, для преодоления этих трудностей не обойтись без опытных – инструкторов, наставников, которые в трудную минуту помогут, подскажут, укажут нужное направление. Такими наставниками являются родители. Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообщества – также важное направление функционирования воспитательной системы класса.

Цель работы:

Повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.

Формы работы с родителями:

1) Индивидуальные формы: беседа; разговор; консультация; выполнение индивидуальных поручений; совместный поиск решения проблемы; переписка.

2) Групповые формы: взаимодействие с родительским комитетом; групповые консультации; практические занятия с родителями; тренинги; встречи с отцами.

3) Коллективные формы: родительские собрания (классные и общешкольные); дни открытых дверей; “круглые столы”; конференции по обмену опытом воспитания; родительский лекторий; вечер вопросов и ответов; диспут; встречи с администрацией, учителями класса.

Направления работы:

1. Диагностика семьи: изучение образа жизни семей; выявление особенностей семейного воспитания; составление характеристик семей обучающихся, состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень; выявление положения детей в системе семейных отношений.

2. Работа с социально неблагополучными семьями: составление социального паспорта класса; составление и уточнение списка многодетных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей; обследование жилищных и материальных условий опекунских, малообеспеченных, неблагополучных семей;

3. Взаимодействие семьи и школы: создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы; организация работы родительских комитетов классов, общешкольного родительского комитета; работа родительского лектория.

4. Организация полезного досуга: создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся; пропаганда здорового образа жизни; включение семей в воспитательный процесс.

 5. Просветительская деятельность: организация психолого-педагогического просвещения родителей через  родительские собрания; индивидуальные беседы; педагогические лектории; дни открытых дверей; оказание психологической помощи; предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.

Предполагаемый результат работы воспитательной системы  «Вперед к вершинам!»

Все вершины, направления воспитательной работы,  способствуют формированию современного национального воспитательного идеала.

Под современным национальным воспитательным идеалом нужно понимать[5] высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного  в духовных и культурных  традициях многонационального народа Российской Федерации.

ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):

  1. любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  2. осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
  3. креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
  4. владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
  5. мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
  6. готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
  7. осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
  8. уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  9. осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
  10. подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
  11. мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Конечно, достигнуть максимальной вершины воспитания смогут не все, у каждого будет своя высота, к которой он целенаправленно прокладывал маршрут, но стремление к идеалу - это обязательное условие динамического развития личности.

Мониторинг эффективности функционирования воспитательной системы.

1.Количественные показатели:

Показатели

2011-2012 г.

2012-2013 г.

(первое полугодие)

1.Занятость детей в кружках, секциях.

58%

62%

2.Социальная активность (участие в акциях)

20%

41%

3. Участие родителей в мероприятиях.

59%

63%

4.Количество призовых мест в городских

конкурсах и олимпиадах.

6

6

5. Число детей на административном учете.

1

0

2. Качественные показатели:

Показатели

2011-2012 г.

2012-2013 г.

(первое полугодие)

1.Качество знаний

39,9%

44,8%

2.Уровень воспитанности

4,6 б.

4, 65 б.

3.Сформированность нравственного потенциала

(методика С.М. Петровой «Пословицы»)

(устойчивость желательных ценностей)



42%



45%

4.Сформированнсть коммуникативного потенциала (методика Н.В. Овнаровой)

0,55 (ниже среднего)

0,64 (средний)


[1] ФГОС

[2] Данилюк А.Я Концепция духовно-нравственного развития// М. Просвещение.-2011.- с 23

[3] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2011. – 342с. – (Стандарты второго поколения). Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования.-234.

[4] Научно – методический журнал «Классный руководитель»№1-2012. Программа воспитательной деятельности в классе «Вместе». Лукичева О. Н.

[5] Данилюк А.Я Концепция духовно-нравственного развития// М. Просвещение.-2011.- с 23



Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

       В своем стихотворении «Кем быть?» В. Маяковский писал: «Все работы хороши, выбирай на вкус». Вот и я выбрала свою профессию: стала учителем. Сколько себя помню, я всегда хотела быть учителем, правда, долгое время  не могла понять почему. В моей семье не было педагогов, да и мои родители никогда не настаивали именно на этой профессии.

   Впервые я захотела стать учителем, когда пошла в первый класс. Впервые побывав на уроке, дома я начала  учить кукол, используя дверцы шкафа, который стоял в моей комнате, как классную доску. До сих пор вспоминаю, как мне досталось от мамы за мою «любовь к учительству», когда она увидела множество царапин на новенькой полировке шкафа.  Прошли года, многое изменилось в моей жизни, уже 15 лет нет рядом со мной моей любимой мамочки, но не изменилось только одно:  я - учитель.

        Еще в школе в старших классах, когда я уже точно знала, кем я буду, мне довелось прочесть книгу А.С.Макаренко «Педагогическая поэма». Трудно передать ту бурю эмоций, которая захлестнула меня в тот момент, но помню одно, что тогда я впервые  задумалась: «А смогу ли я так? Хватит ли у меня сил и терпения и, конечно, такой безграничной любви к детям и к своему делу? Сумею ли я стать для детей другом и наставником?»

        Свои первые шаги в профессии я начинала делать в небольшой поселковой школе п. Архара в Амурской области. Все было: радости и огорчения, взлеты и падения и даже слезы (дома в подушку, пока никто не видит). Потом был переезд в Хабаровск. Я устроилась на работу в лицей «Вектор» учителем биологии. Трудно было начинать все опять, на новом месте, в незнакомом  коллективе, но мне повезло, помогли коллеги, да и новый мой класс требовал к себе пристального внимания, приходилась импровизировать, поражать,  применять нестандартные подходы к воспитанию.

        Каждый день я вхожу в класс. Звенит звонок, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные, пытливые глаза, оценивающие каждый мой шаг, жест, поступок. Они много ожидают от меня. И как осторожно нужно выбирать дорогу к их сердцу, чтобы не напугать, не разочаровать, не отдалить их от себя.

       Ни один класс не похож на другой, у каждого свои особенности и к каждому нужно найти свой подход. Каждый новый день – это маленькое открытие ребенка как личности,  и хочется верить и надеяться, что эти открытия будут только радостными и приятными. Проработав в школе уже двенадцать лет, я поняла, что школа требует самопожертвования, твердости характера и безграничной любви к детям. Но встречаясь потом со своими выпускниками, понимаешь, что все было не напрасно, что тебя помнят, хотят видеть и благодарят тебя за то, что ты была с ними сама собой и всегда старалась понять и дать совет, и пусть не всегда к этому совету прислушивались.

         Я поняла, что быть учителем - это не просто профессия, это особая миссия, особый вклад души, это ответственность, огромное терпение, постоянное самообразование и самовоспитание.     Размышляя, все ли удалось, всего ли достигла, о чем мечтала в своей жизни, прихожу к выводу, что все еще только начинается, но знаю точно: я ни разу не пожалею о выбранной профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вершинам физики

Внеклассное мероприятие по физике для 8 класса...

План-конспект вводного занятия по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина"

Данное занятие является вводным. Оно знакомит детей с целями, задачами, основными видами туристской деятельности обучающихся по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина". Показывает кр...

К Вершине Света

Статья о путешествии  учащихся школы №16  в Национальный парк Таганай, Челябинская область.  Уроки краеведения, 7 класс. ...

Интегрированный урок физика+литература "Вершина"

Каждый год в нашей школе проходят мероприятия, посвященные предметным неделям. Цели таких мероприятий -  развить  у детей интерес к предмету и их творческие способности, дать возможнос...

Звездный час « Восхождение к вершине»

Внимание! Начинаем наше состязание  умных и смекалистых, находчивых и умелых!...

Восхождение на вершину "Интеграл".

Презентация к повторительно - обобщающему уроку по теме: «Интеграл».  Содержит 16 слайдов.Содержит :Повторение формул первообразных;Использование формул первообразных при помощи устного сче...

Восхождение на вершину "Интеграл".

Урок-зачет, который проводится в форме игры, что позволяет активизировать учащихся, сделать урок более живым и разнообразным по видам деятельности. Групповая форма работы способствует развитию ч...