Тренинг для учащихся "Я и моя безопасность".
методическая разработка на тему

Никитенко Ольга Дмитриевна

Цели: актуализация темы об опасных жизненных ситуациях; развитие представлений о тактических действиях в опасной ситуации, понимания, что часто они возникают из-за неправильного поведения подростков; формирование убеждения в том, что стремление избежать опасности или минимизировать ее, а также обращение за помощью к окружающим являются проявлением осмотрительности и зрелости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon trening_ya_i_moya_bezopasnost.ppt1.3 МБ
Microsoft Office document icon trening.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинг "Я и моя безопасность".

Слайд 2

Цели: актуализация знаний об опасных жизненных ситуациях; развитие представлений о тактических действиях в опасной ситуации

Слайд 3

Вводная часть. Назовите ассоциации, которые возникают у вас при слове "опасность"

Слайд 4

Опасность!!! Большинство людей остерегаются опасностей! Как обычно ведут себя люди при их возникновении? Что они испытывают?

Слайд 5

Страх… Что такое страх? Для чего природа наделила человека способностью испытывать страх? О чём сигнализирует страх?

Слайд 6

Что такое страх? Страх – это предупреждение, сигнал, который может парализовать человеческую волю, а может мобилизовать ресурсы человека.

Слайд 7

Статистика. Около половины серьезных травм, получаемых подростками, связано с их собственными ошибками (рисками) или нарушением ими принятых правил поведения в быту, школе и на транспорте. Приведите свои примеры

Слайд 8

Давайте обсудим. - Можно ли полностью избежать опасных жизненных ситуаций? -Можно ли свести к минимуму опасности? Есть ли правила поведения в опасных ситуациях?

Слайд 9

Первое, что необходимо спасать, – это жизнь и здоровье.

Слайд 10

Есть особые исключительные и редкие ситуации, когда люди жертвуют собственной жизнью во имя других людей или ценностей.

Слайд 11

Взрослые сильные люди, которые несут большую ответственность, могут жертвовать своей жизнью для спасения детей или более слабых.

Слайд 12

В большинстве ситуаций, связанных с опасностью, дети и подростки должны спасать свою жизнь и здоровье, учитывая, по возможности, безопасность других людей.

Слайд 13

«Мозговой штурм". Что удалось придумать людям для сведения к минимуму опасностей?

Слайд 14

Ответьте на вопросы: Где, когда и почему в школе предусмотрены особые правила поведения?

Слайд 15

Какие бытовые приборы и почему снабжаются особыми инструкциями по применению?

Слайд 16

Почему существуют особые правила дорожного движения и поведения в транспорте?

Слайд 17

"Аукцион идей" Остановись! Подумай! Действуй!

Слайд 18

Ваши действия, если… незнакомый человек предлагает тебе пойти с ним куда-либо.

Слайд 19

Ваши действия, если… старшие ребята предлагают спиртное или наркотики…

Слайд 20

Ваши действия, если… приятели нашли во дворе какой-то сверток и зовут тебя посмотреть, что там внутри…

Слайд 21

Передай другому… Как себя вести, чтобы не попадать в ситуацию опасности ?

Слайд 22

Домашнее задание . Обсудить с родителями алгоритм поведения в опасной ситуации.



Предварительный просмотр:

Тренинг "Я и моя безопасность".

Цели: актуализация темы об опасных жизненных ситуациях; развитие представлений о тактических действиях в опасной ситуации, понимания, что часто они возникают из-за неправильного поведения подростков; формирование убеждения в том, что стремление избежать опасности или минимизировать ее, а также обращение за помощью к окружающим являются проявлением осмотрительности и зрелости.

Задачи: актуализировать личный опыт, связанный с типовыми опасными ситуациями в жизни подростков, обусловленными как внешними обстоятельствами, так и собственным неправильным поведением; развивать у учащихся стремление не попадать в опасные ситуации, не провоцировать и минимизировать опасность, не допускать паники, обращаться за помощью, использовать оптимальную тактику поведения; формировать убеждение в том, что соблюдение принятых правил поведения является гарантией безопасности; осмыслить полученный опыт и отработать алгоритм поведения в опасных ситуациях.

Оборудование: листы писчей бумаги с надписями "Жизнь и здоровье", "Честь и достоинство", "Деньги и вещи", "Остановись!", "Подумай!", "Действуй!" с инструкциями на оборотной стороне листов.Мячик.

Вводная часть.  Участники называют ассоциации, которые возникают у них при слове "опасность". Ведущий констатирует, что большинство людей остерегаются опасностей, и предлагает обсудить, как обычно ведут себя люди при их возникновении (что они испытывают? что такое страх? для чего природа наделила человека способностью испытывать страх? о чем сигнализирует страх?). Следует подчеркнуть, что страх – это предупреждение, сигнал, который может парализовать человеческую волю, а может мобилизовать ресурсы человека (привести примеры или предложить подросткам сделать это самостоятельно). На основании приведенных примеров ведущий обращает внимание на то, что есть опасности, возникающие независимо от человека, и такие, которые явились следствием неправильного поведения самих людей.

Ведущий сообщает, что около половины серьезных травм, получаемых подростками, связано с их собственными ошибками (рисками) или нарушением ими принятых правил поведения в быту, школе и на транспорте. Желающие могут привести примеры. Особо выделяются ситуации, когда подростки ведут себя слишком рискованно, поддаваясь на провокации сверстников.

Основная часть. Ребятам предлагается обсудить три вопроса.

- Можно ли полностью избежать опасных жизненных ситуаций?

-Можно ли свести к минимуму опасности?

-Есть ли правила поведения в опасных ситуациях?

Обобщая высказывания, ведущий просит подумать над тем, что является самым важным для человека, что следует спасать в первую очередь. Участникам предлагается три листа с надписями "Жизнь и здоровье", "Честь и достоинство", "Деньги и вещи". Они должны разложить эти листы в соответствии с очередностью того, что (по их мнению) надо спасать в первую, вторую и третью очередь при возникновении опасности. По завершении этой работы ведущий подчеркивает, что такие ценности, как честь, достоинство, деньги, собственность, имеют смысл только в случае существования человека, т. е. когда он смог сохранить свою жизнь и здоровье.

Таким образом, первое, что необходимо спасать, – это жизнь и здоровье. Обязательно следует отметить, что:

-есть особые исключительные и редкие ситуации, когда люди жертвуют собственной жизнью во имя других людей или ценностей;

-взрослые сильные люди, которые несут большую ответственность, могут жертвовать своей жизнью для спасения детей или более слабых;

-в большинстве ситуаций, связанных с опасностью, дети и подростки должны спасать свою жизнь и здоровье, учитывая, по возможности, безопасность других людей.

В отношении двух других приоритетов – чести или собственности – правильного ответа нет, каждый волен поступать так, как сочтет нужным и как сложится ситуация.

Ведущий предлагает участникам вспомнить, что удалось придумать людям для сведения к минимуму опасностей, подстерегающих их. Обсуждение целесообразно провести в форме "мозгового штурма". Участников следует подвести к выводу о необходимости соблюдения правил поведения и техники безопасности, инструкций по обращению с техническими приспособлениями и т. п.

Следует также обсудить следующие вопросы:

-Где, когда и почему в школе предусмотрены особые правила поведения (уроки труда, физкультуры, физики, химии)?

-Какие бытовые приборы и почему снабжаются особыми инструкциями по применению?

-Почему существуют особые правила дорожного движения и поведения в транспорте? и т. п.

Предлагается привести примеры, когда подросток сталкивается с опасностью, но не может справиться с ней собственными силами. На одном из примеров обсуждается, правильно ли поступает тот, кто обращается за помощью к окружающим. Поступает ли он как человек слабый, малодушный или как зрелый, понимающий границы своих возможностей человек? В высказываниях особо следует подчеркнуть, что стремление получить помощь в опасной ситуации является признаком зрелого поведения.

Участников необходимо подвести к пониманию того, что невозможно заранее предугадать все жизненные опасности, и предложить всем вместе составить алгоритм поведения в опасной ситуации.

Работа проводится в форме "Аукциона идей". Обобщая высказывания, можно предложить алгоритм из трех шагов: "Остановись! Подумай! Действуй!".

В середину круга помещают листы с аналогичными надписями, а затем проводится обсуждение необходимости каждого шага. После каждого обсуждения лист с соответствующей надписью переворачивают и зачитывают приведенную там "инструкцию".

Вот их тексты:

Остановись!

Если ты почувствовал страх, значит, тебе угрожает опасность; не позволяй страху превратиться в панику, постарайся сохранить спокойствие.

Подумай!

Подумай, в чем заключается опасность, прими решение, как ее избежать или уменьшить.

Действуй!

Приняв решение, сразу приступай к его выполнению.

Необходимо обязательно обратить внимание участников, что возможны ситуации, когда все три "шага" надо "пройти" в очень короткое время, например при спасении бегством.

Заключительная часть. Участникам предлагается описать свои действия в соответствии с предложенным алгоритмом в типичных для подростков ситуациях, связанных с опасностью:

-незнакомый человек предлагает тебе пойти с ним куда-либо;

-старшие ребята предлагают спиртное или наркотики;

-приятели нашли во дворе какой-то сверток и зовут тебя посмотреть, что там внутри.

Ситуации подростки могут предложить сами.

Участники, передавая друг другу мяч, отвечают на вопрос, как себя вести, чтобы не попадать в ситуацию опасности (например: соблюдать правила поведения, инструкции по технике безопасности и обращению со сложными приборами). По завершении высказываний всех участников желающие повторяют алгоритм поведения в опасной ситуации ("Остановись! Подумай! Действуй!").

Домашнее задание. Обсудить с родителями алгоритм поведения в опасной ситуации.

Ведущему на заметку.В вводной части количество "разогревающих" упражнений может быть сокращено, если группа многочисленна и ведущий ощущает лимит времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Цель занятия:отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:Знакомство выпускников со способами р...

адаптационный тренинг для учащихся 10-х классов

материал предназначен для проведения тренинговых занятий по адаптации учащихся 10-х классов...

Программа социально-психологического тренинга для учащихся 5-х классов в период адаптации к среднему звену школы «Тайны островов внутренних сил»

Авторы-составители: Гилёва Татьяна Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5»Шихова Татьяна Юрьевна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5» Программа предназначена для ра...

Программа социального педагога «Подготовка к ЕГЭ с элементами психологического тренинга» (для учащихся 9,11-х классов)

Подготовка к ЕГЭ с элементами психологическго тренинга в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 7-9 классов "По одежке встречают, по уму провожают".

Данное занятие  предназначено для психологов, классных руководителей. Цель занятия: формирование информационного пространства учащихся, развитие мотивов самоактуализации, формирование навыков раб...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 5 классов «Что мы знаем друг о друге»

Цели: способствовать формированию коммуникативной компетентности и  культуры общения пятиклассников в период адаптации к школе.Задачи:формировать ценностное отношение к общению, развивать коммуни...