Внеурочная деятельность. Семьеведение. Современная семья и право.
классный час (8 класс)
Внеурочная деятельность. Семьеведение. Современная семья и право. Материал создан в виде краткой технологической карты и предлагает познакомить учащихся с правовыми основами создания семьи (на основе официального брака) в Российской Федерации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Стрельченок Елена Александровна
учитель МКОУ «Колесниковская ООШ» Кетовского МО
Внеурочное занятие. Семьеведение.
8 класс. Раздел 5. Современная семья и право. 40 минут.
Тема занятия: Вступление в брак.
Цель занятия:
-формирование правовых основ заключения брака в РФ.
Задачи занятия:
-обучающие:
-познакомить с разными видами современного брака (официальным, гражданским и религиозным) и выявить их отличия;
-выявить: в каком браке с точки зрения закона защищены интересы супругов и детей;
- научить критически оценивать разные виды брака, и выделять институт официального брака, как более ответственный для создания семьи;
- воспитывающие:
-воспитывать уважение к институту брака как важной составляющей для граждан нашей страны;
-воспитывать уважение к семье, ее традициям;
-воспитывать ответственное отношение к выполнению мужских и женских социальных ролей в семье;
-воспитывать уважение к старшему поколению семьи;
-воспитывать правовую культура учащихся;
-развивающие:
-развивать интерес к Семейному кодексу РФ и Конституции РФ;
-развивать интерес к жизни предков в семье;
-развивать интерес к национальным свадебным традициям разных народов страны.
Планируемые результаты занятия:
- личностные:
-формирование правовой культуры;
-формирование ценностных ориентаций;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-формирование ответственного отношения к учению;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-самоопределение;
- метапредметные (УУД):
-регулятивные:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-познавательные
-умение анализировать информацию;
-синтез новой информации с ранее изученной;
-постановка проблем;
-выдвижение гипотез и их проверка;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Коммуникативные:
-планирование и осуществление совместной деятельности;
-выражение своих мыслей;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности
-умение слушать понимать других.
- предметные:
-учащиеся познакомятся условиями вступления в брак в РФ;
-учащиеся выяснят, при каких условиях брак не будет заключен;
-учащиеся выяснят, когда брак будет расторгнут;
- учащиеся смогут научиться критически оценивать разные виды брака, и выделять институт официального брака как более ответственный для создания семьи.
Методы обучения:
-методы формирования сознания;
-методы стимулирования и поведения деятельности;
Формы обучения:
-беседа;
-дискуссия;
-творческие задания;
Средства обучения:
-тексты (фрагменты нормативно – правовых документов Конституции РФ и Семейного кодекса РФ);
-репродукции картин;
-презентация;
Этап, время на этап | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1. Вводная (вступительная) часть (5 мин.) Актуализация знаний. | Беседа: как Вы понимаете высказывание А.Шопенгауэра «Жениться- это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. | 1.Учащиеся отвечают на вопрос, причем ответы будут разными, а иногда и неоднозначными. |
2.Вспомним - какими бывают семьи | 2.Учащиеся отвечают на вопрос( полные и неполные; нуклеарные и расширенные; многодетные, малодетные и бездетные; биологические, опекаемые и приемные; благополучные и неблагополучные) выбирают иллюстрацию из представленных | |
3. Тест с одним вопросом. «В будущем у меня будет семья (или нет)» | Учащиеся отвечают на вопрос теста | |
Постановка проблемы, цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся. 2 мин. | Издревле существует религиозный брак. Мир меняется, появляется «мода» на свободные отношения – гражданский брак. Но существует еще и официальный брак. Я предлагаю Вам, ребята, заглянуть в ваше будущее и выяснить: каковы юридические аспекты вступления в брак. | Учащиеся слушают информацию, вступают в дискуссию |
2. Основная (содержательная часть) (28 мин.) | Предлагаю разделиться на 4 группы и выполнить задания (учитель в это время обрабатывает результаты теста): 1.Что такое брак, каким он бывает. 2.Условия заключения брака в РФ (ст.1 Семейного Кодекса РФ). Порядок заключения брака в РФ | Учащиеся после совещания в группе выписывают в тетрадь ответы -религиозный, гражданский, официальный, (фиктивный) -достижение брачного возраста (есть исключение с 16 лет); -взаимное согласие на заключение брака; -отсутствие других браков; -отсутствие близкого родства; -дееспособность; -личная подача заявления в органы ЗАГС мужчины и женщины -1 месяц ожидания (есть исключения: беременность, рождение ребенка, угроза жизни одной из сторон) -регистрация брака -получение свидетельства о регистрации брака |
3.Условия, препятствующие заключению брака | -недееспособность человека; -если не аннулирован предыдущий брак; -между близкими родственниками брак не заключается; -между опекаемым и опекуном; | |
В каких случаях брак будет расторгнут? | -фиктивный брак; -если один из супругов считается пропавшим ; -если один из супругов осужден на долгий срок (по желанию); --если один из супругов утаил смертельное заболевание. | |
4.Права супругов в браке. | -Личные неимущественные -Имущественные | |
Слушаем выступление групп | Учащиеся озвучивают информацию, слушатели могут задать вопросы | |
Учитель: молодцы! А сейчас я предлагаю решить небольшие задания – смотрим на слайд | Учащиеся решают задания Задание 1. Выделите принципы, на которых основывается российское семейное законодательство. Используйте ст. 1 Семейного кодекса РФ. 1.неотвратимость наказания за нарушение семейных традиций; 2.добровольность брачного союза мужчины и женщины; 3.равенство супругов в семье; 4.обязанность для главы семьи заботы о росте её материального благополучия; 5.разрешение внутрисемейных споров по взаимному согласию (не допускается вмешательство посторонних лиц в дела семьи; 6.приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благополучии и развитии); 7.обеспечение главенствующей роли женщины в семье Задание 2. Какие из перечисленных ниже обстоятельств, согласно законодательству, делают невозможным заключение брака? 1.различие национальностей; 2.одна из сторон уже состоит в браке; 3.принадлежность к различным религиозным конфессиям; 4.хотя бы одна из сторон признана судом недееспособной вследствие психического расстройства; 5.отсутствие средств к существованию; 6.брак между близкими родственниками; 7. брак между усыновителями и усыновленными Задание 3. Рассмотрите ситуации, приведенные ниже. Соответствуют ли они нормам Семейного кодекса РФ? Муж говорит своей жене: « Я решил, что мы в следующем месяце переедем в другой город. Как бы ты к этому не относилась, все равно тебе придется ехать со мной, потому что ты, как жена, обязана следовать за мужем туда, куда он хочет». | |
3.Заключительная часть (Подведение итогов занятия). Рефлексия деятельности (5 мин.) | Учитель представляет ответ ребят по тесту «В будущем у меня будет (или нет) семья в виде диаграммы. Учитель: прошу поднять руку тех учеников, которые считают проведенное занятие полезным для себя. На следующем занятии мы продолжим изучать тему брака, но уже с точки зрения имущественных отношений. Молодцы! А теперь я предлагаю оценить работу групп. Домашнее задание: написать сочинение «Какой я вижу свою будущую семью». До свидания. | Учащиеся изучают информацию, обсуждают результаты теста. Учащиеся поднимают руки. Дети оценивают работу групп в баллах от 1 до 5. Прощаются |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
Курс реализуется в 5 классе в рамках предметной области « Основы духовно-нравственной культуры народов России» и рассчитан на 70 часов в год 2 часа в неделю.Цель курса: с...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Семьеведение " для 10кл.
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена для 10 класса на основе курса «Семьеведение, составители Л.В.Карцева, А.Н.Яныкина, Н.В.Богачёва, О.Н.Низамиева, Л.Ш.Газизова, 2013 год....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Семьеведение"
Семьеведение...

Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Семьеведение"
Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Семьеведение". 8 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬЕВЕДЕНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСЕМЬЕВЕДЕНИЕдля обучающихся 10 класса...

Рабочая программа, внеурочная деятельность "Семьеведение" 5 клаасс
Предмет «Семьеведение» можно коротко определить как науку о семье. Это школьный учебный предмет, который знакомит учеников с социальным институтом семьи. Он призван рассмотр...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Семьеведение" (10 класс)
Цель: формирование позитивного ценностного отношения обучающихся к семье и браку....