Внеурочная деятельность. Семьеведение. Современная семья и право.
классный час (8 класс)

Внеурочная деятельность. Семьеведение. Современная семья и право. Материал создан в виде краткой технологической карты и предлагает познакомить учащихся с правовыми основами создания семьи (на основе официального брака) в Российской Федерации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стрельченок Елена Александровна

учитель МКОУ «Колесниковская ООШ» Кетовского МО

Внеурочное занятие. Семьеведение.

 8 класс. Раздел 5. Современная семья и право.   40 минут.

Тема занятия: Вступление в брак.

Цель занятия:

-формирование правовых основ заключения брака в РФ.

Задачи занятия:

      -обучающие:

-познакомить с разными видами современного брака (официальным, гражданским и религиозным) и выявить их отличия;

-выявить: в каком браке с точки зрения закона защищены интересы  супругов и детей;
- научить критически оценивать разные виды брака, и выделять институт официального брака, как более ответственный для создания семьи;

     

      - воспитывающие:

-воспитывать уважение к институту брака как важной составляющей для граждан нашей страны;

-воспитывать уважение к семье, ее традициям;

-воспитывать ответственное отношение к выполнению мужских и женских социальных ролей в семье;

-воспитывать уважение к старшему поколению семьи;

-воспитывать правовую культура учащихся;

    -развивающие:

-развивать интерес к Семейному кодексу РФ и Конституции РФ;

-развивать интерес к жизни предков в семье;

-развивать интерес к национальным свадебным традициям разных народов страны.

 Планируемые  результаты занятия:

     - личностные: 

-формирование правовой культуры;

-формирование ценностных ориентаций;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-формирование ответственного отношения к учению;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре;

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-самоопределение;

     - метапредметные (УУД):

-регулятивные:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-познавательные

-умение анализировать информацию;

-синтез новой информации с ранее изученной;

-постановка проблем;

-выдвижение гипотез и их проверка;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Коммуникативные:

-планирование и осуществление совместной деятельности;
-выражение своих мыслей;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности

-умение слушать понимать других.

- предметные:

-учащиеся познакомятся условиями вступления в брак в РФ;

-учащиеся выяснят, при каких условиях брак не будет заключен;

-учащиеся выяснят, когда брак будет расторгнут;

- учащиеся смогут научиться критически оценивать разные виды брака, и выделять институт официального брака как более ответственный для создания семьи.

Методы обучения:

-методы формирования сознания;

-методы стимулирования и поведения деятельности;

Формы обучения:

-беседа;

-дискуссия;

-творческие задания;
Средства обучения:

-тексты (фрагменты нормативно – правовых документов Конституции РФ и Семейного кодекса РФ);

-репродукции картин;

-презентация;

Этап, время на этап

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Вводная (вступительная) часть  (5 мин.)

Актуализация знаний.

Беседа: как Вы понимаете  высказывание А.Шопенгауэра «Жениться- это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.

1.Учащиеся отвечают на вопрос, причем ответы будут разными, а иногда и неоднозначными.

2.Вспомним - какими бывают семьи

2.Учащиеся отвечают на вопрос( полные и неполные; нуклеарные и расширенные; многодетные, малодетные и бездетные; биологические, опекаемые и приемные; благополучные и неблагополучные) выбирают иллюстрацию из представленных

3. Тест с одним вопросом.

«В будущем у меня будет семья (или нет)»

Учащиеся отвечают на вопрос теста

Постановка проблемы, цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся.

2 мин.

Издревле существует религиозный брак. Мир меняется, появляется «мода» на свободные отношения – гражданский брак. Но существует еще и официальный брак. Я предлагаю Вам, ребята, заглянуть в ваше  будущее и выяснить: каковы юридические аспекты вступления в брак.

Учащиеся слушают информацию, вступают в дискуссию

2. Основная (содержательная часть) (28  мин.)

Предлагаю разделиться на 4 группы и выполнить задания (учитель в это время обрабатывает результаты теста):

1.Что такое брак, каким он бывает.

2.Условия заключения брака в РФ (ст.1 Семейного Кодекса РФ).

Порядок заключения брака в РФ

Учащиеся после совещания  в группе выписывают в тетрадь ответы

-религиозный, гражданский, официальный, (фиктивный)

-достижение брачного возраста (есть исключение с 16 лет);                                    -взаимное согласие на заключение брака;                                                 -отсутствие других браков;                                -отсутствие близкого родства;                        -дееспособность;                                            

-личная подача заявления в органы ЗАГС мужчины и женщины

-1 месяц ожидания (есть исключения:  беременность, рождение ребенка, угроза жизни одной из сторон) -регистрация брака

-получение свидетельства о регистрации брака

3.Условия, препятствующие  заключению брака

-недееспособность человека;                       -если не аннулирован предыдущий брак;                                                                  -между близкими родственниками брак не заключается;                                                              -между опекаемым и опекуном;

В каких случаях брак будет расторгнут?

-фиктивный брак;                                             -если один из супругов считается пропавшим ;                                                         -если один из супругов осужден на долгий срок (по желанию);                                  --если один из супругов утаил смертельное заболевание.

4.Права супругов в браке.

-Личные неимущественные

-Имущественные

Слушаем выступление групп

Учащиеся озвучивают информацию, слушатели могут задать вопросы

Учитель: молодцы! А сейчас я предлагаю решить небольшие задания – смотрим на слайд

Учащиеся решают задания

Задание 1. Выделите принципы, на которых основывается российское семейное законодательство. Используйте ст.  1 Семейного кодекса РФ.

1.неотвратимость наказания за нарушение семейных традиций;

2.добровольность брачного союза мужчины и женщины;

3.равенство супругов в семье;

4.обязанность для главы семьи заботы о росте её материального благополучия;

5.разрешение внутрисемейных споров по взаимному согласию (не допускается вмешательство  посторонних лиц в дела семьи;

6.приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благополучии и развитии);

7.обеспечение главенствующей роли женщины в семье

Задание 2. Какие из перечисленных ниже обстоятельств, согласно законодательству, делают невозможным заключение брака?

1.различие национальностей;

2.одна из сторон уже состоит в браке;

3.принадлежность к различным религиозным конфессиям;

4.хотя бы одна из сторон признана судом недееспособной вследствие психического расстройства;

5.отсутствие средств к существованию;

6.брак между близкими родственниками;

7. брак между усыновителями и усыновленными

Задание 3. Рассмотрите ситуации, приведенные ниже. Соответствуют  ли они нормам Семейного кодекса РФ?

Муж говорит своей жене: « Я решил, что мы в следующем месяце переедем в другой город. Как бы ты к этому не относилась, все равно тебе придется ехать со мной, потому что ты, как жена, обязана следовать за мужем туда, куда он хочет».

3.Заключительная часть (Подведение итогов занятия). Рефлексия деятельности

 (5 мин.)

Учитель представляет ответ ребят по тесту «В будущем у меня будет (или нет) семья в виде диаграммы.

Учитель: прошу поднять руку тех учеников, которые считают проведенное занятие полезным для себя.

На следующем занятии мы продолжим изучать тему брака, но уже с точки зрения имущественных отношений.

Молодцы! А теперь я предлагаю оценить работу групп.

Домашнее задание: написать сочинение «Какой я вижу свою будущую семью». До свидания.

Учащиеся изучают информацию, обсуждают результаты теста.

Учащиеся поднимают руки.

Дети оценивают работу групп в баллах от 1 до 5.

Прощаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение»

Курс реализуется в 5 классе в рамках предметной области « Основы духовно-нравственной культуры народов России»  и рассчитан на  70 часов в год 2 часа в неделю.Цель курса:  с...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Семьеведение " для 10кл.

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена для 10 класса на основе курса «Семьеведение, составители Л.В.Карцева, А.Н.Яныкина, Н.В.Богачёва, О.Н.Низамиева, Л.Ш.Газизова, 2013 год....

Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Семьеведение"

Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Семьеведение". 8 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬЕВЕДЕНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСЕМЬЕВЕДЕНИЕдля обучающихся 10 класса...

Рабочая программа, внеурочная деятельность "Семьеведение" 5 клаасс

Предмет «Семьеведение» можно коротко определить как науку о семье. Это школьный учебный предмет, который знакомит учеников с социальным институтом семьи. Он призван рассмотр...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Семьеведение" (10 класс)

Цель: формирование позитивного ценностного отношения обучающихся к семье и браку....