Главные вкладки

    урок музыки в 8 классе со сложной структурой дефекта по теме "Композиторская и народная музыка"
    план-конспект урока (8 класс) по теме

    Криволапова Ирина Леонидовна

    Тема урока: композиторская и народная музыка

     

    Цель: формирование представлений о том, кто и как сочиняет музыку.

     

    Задачи:

    воспитательные

    • Формирование осознанного слухового восприятия композиторской и народной музыки.
    • Развитие индивидуальности, самостоятельности, творческих способностей каждого ребёнка.
    • Совершенствование навыка совместной деятельности учащихся с различными учебными возможностями.

    образовательные

    • Закрепление понятий «мелодия», «ритм».
    • Формирование понятийного словаря: «композитор», «народ».
    • Развитие познавательной активности учащихся.

    коррекционно-развивающие

    • Развитие мелкой моторики пальцев в процессе выполнения заданий с карточками и на нотоносце.
    • Развитие координации рук в процессе выполнения игровых и дидактических заданий.
    • Развитие координации движений в процессе разучивания танца.
    • Совершенствование навыка ориентировки в пространстве и на плоскости.
    • Закрепление умения согласовывать движения с музыкой и пением.
    • Учить отвечать на вопросы самостоятельно и с опорой на карточки.
    • Формирование певческих навыков: осанки, дыхания, звукообразования, голосоведения, дикции.
    • Развитие ладового, звуковысотного и ритмического слуха.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: композиторская и народная музыка

    Цель: формирование представлений о том, кто и как сочиняет музыку.

    Задачи:

    воспитательные

    1. Формирование осознанного слухового восприятия композиторской и народной музыки.
    2. Развитие индивидуальности, самостоятельности, творческих способностей каждого ребёнка.
    3. Совершенствование навыка совместной деятельности учащихся с различными учебными возможностями.

    образовательные

    1. Закрепление понятий «мелодия», «ритм».
    2. Формирование понятийного словаря: «композитор», «народ».
    3. Развитие познавательной активности учащихся.

    коррекционно-развивающие

    1. Развитие мелкой моторики пальцев в процессе выполнения заданий с карточками и на нотоносце.
    2. Развитие координации рук в процессе выполнения игровых и дидактических заданий.
    3. Развитие координации движений в процессе разучивания танца.
    4. Совершенствование навыка ориентировки в пространстве и на плоскости.
    5. Закрепление умения согласовывать движения с музыкой и пением.
    6. Учить отвечать на вопросы самостоятельно и с опорой на карточки.
    7. Формирование певческих навыков: осанки, дыхания, звукообразования, голосоведения, дикции.
    8. Развитие ладового, звуковысотного и ритмического слуха.

    Индивидуально-дифференцированная работа:

    Самостоятельный уровень (С) самостоятельно, при частичном контроле учителя

    Достаточный уровень (Д) – контроль и частичная помощь учителя

    Начальный уровень (Н) – устное напоминание, периодическая помощь со стороны учителя

    Репертуар и программное содержание
    1.  «Как здорово», сл. и муз. О.Митяева:

           слушание ритма + пение

    1. «До, ре, ми, фа, соль», сл. З.Петровой, муз. А.Островского:

          слушание + игра + пение + дидактические задания

    1. «Семь нот», сл. Н.Олева, муз. М.Дунаевского: слушание
    2. «Песенка про козлика», р.н.п.: слушание мелодии + пение
    3. Игра «Здравствуй»: разучивание + пение + движения
    4. Игра «Составь звукоряд» (по карточкам) слушание + движение по классу
    5. Игра «Сочини мелодию» (на нотоносце) слушание + творчество + развитие моторики пальцев
    6. Игра «Угадай песню» по ритму, мелодии = слушание
    7. Артикуляционная гимнастика «ай, ой» пение + движение в парах (хлопки по ладошкам партнёра, качание, встряхивание соединёнными руками)
    8. Дыхательная гимнастика «Подуем на плечо»

    Оборудование и материалы:

    Синтезатор

    Магнитофон

    Музыкальный центр

    CD с записями песен 3

    А\К «Классическая танцевальная музыка для детей»

    Дискеты с записями песен 1

    Нотоносцы 7 + 1 большой

    Набор карточек-названий звуков - 7

    Фонограммы:

    1. «Как здорово», сл. и муз. О.Митяева  CD - диск
    2. «Песенка о козлике», р.н.п., дискета
    3. «До, ре, ми, фа, соль», сл. З.Петровой, муз. А.Островского CD – диск
    4.  «Семь нот», сл. Н.Олева, муз. М.Дунаевского
    5. «Полька», а\к «Классическая танцевальная музыка для детей»

    План урока

    Этап урока

    Музыкальный и дидактический материал

    Коррекционная работа

    1.

    Приветствие - круг

    «Здравствуйте!»

    - Эмоциональная настройка на занятие.

    2.

    Дыхательная гимнастика

    «Подуем на плечо»

    1. формирование навыка активного вдоха и спокойного выдоха
    2. закрепление навыка чёткого произношения текста упражнения
    3. формирование устойчивого слухового внимания
    4. развитие навыка самоконтроля

    3.

    Приветствие-игра

    «Здравствуй!»

    «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай».

    - Развитие коммуникативных навыков.

    - Развитие инициативности     поведения.

    - Развитие быстроты реакции.

     

    4.

    Артикуляционная гимнастика (Ай, ой)

    Ай-ай-ай,ай-ай-ай,

    В гости друга приглашай.

    Ой-ой-ой, ой-ой-ой,

    Приходи ко мне домой.

    Ай-ай-ай,ай-ай-ай,

    Всех печеньем угощай.

    Ой-ой-ой, ой-ой-ой,

    На прощанье песню спой.

    - Развитие артикуляционной моторики.

    - Развитие певческих навыков:

       осанка, дыхание, звукообразование.

    - Развитие партнёрских отношений.

    - Развитие координации речи и движений

       (хлопки и качание соединённых рук).

    1. развитие чувства ритма

    5.

    Словарная работа

    «музыкальная речь»: мелодия, ритм, темп

    - Закрепление представлений о      музыкальной речи

    6.

    Игра

    «Угадай песню по мелодии»

    «Песенка про козлика» (слушают мелодию песни)

     

    - Активизация слухового восприятия.

    - Закрепление представлений о мелодии.

    7.

    Исполнение р.н.п.

    «Песенка про козлика»

    «Песенка про козлика»

    пение

    анализ построения мелодии и текста

    (повторность фраз, простота мелодии)

    1. активизация мышления.
    2. Развитие памяти
    3. Понятие «народная»

    8.

    Игра

    «Угадай песню по ритму»

    «Как здорово»

    (слушают ритмический рисунок песни)

    анализ построения ритмического рисунка и мелодии (сложная, непростая)

    1. Активизация слухового восприятия.
    2. Закрепление представлений о ритме.
    1. активизация мышления.

    - понятие «композиторская»

    9.

    Слушание песни

    «Как здорово»

    «Как здорово»

    исполнение песни, стоя в кругу, взявшись за руки

    1. развитие чувства эмпатии
    2. формирование положительных эмоций
    3. формирование навыка хорового пения

    10.

    Словарная работа

    Композиторская

    Народная.

    - Формирование понятийного словаря.

    композитор – индивидуально, самостоятельно, один,

    народ – совместно с другими, сообща, много.

    Композиторская – сложная по исполнению и восприятию, народная -  простая, доступная, быстро запоминающаяся, не требующая специальной музыкальной подготовки.

    - Развитие мышления и памяти

    - Развитие речи

    11.

    Исполнение «Польки-хлопушки»

    «Полька-хлопушка»

    1. развитие двигательных навыков
    2. развитие партнёрских отношений

    12.

    1 –е прослушивание песни и игра

    «Составь звукоряд»

    «До, ре, ми, фа, соль»,

    сл. З.Петровой,

    муз. А.Островского

    CD запись

    Карточки – слоги:

    «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си»

    - Развитие быстроты реакции.

    - Развитие ориентировки в пространстве.

    - Обучение построению звукоряда

    -  Развитие слухового и зрительного восприятия

    13.

    2-е прослушивание песни

    Исполнение припева песни

    «До, ре, ми, фа, соль»,

    сл. З.Петровой,

    муз. А.Островского

    CD запись

    Карточки – слоги:

    «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си»

    - Воспитывать эмоционально-осознанное  исполнение песни

    - Развивать артикуляцию, дикцию.

    - Развивать навык согласования пения и движения пальца по тексту (до – си)

    - Учить детей петь без выкриков, распевать гласные звуки.

    - Учить вовремя начинать и заканчивать пение.

    - Закрепление понятия «композиторская»

    14.

    игра

    «Сочини мелодию»

    «Семь нот», сл. Н.Олева, муз.М.Дунаевского: слушание

    CD запись

    Нотоносцы индивидуальные

    общий

    - Развитие быстроты реакции.

    - Развитие ориентировки на плоскости.

    - Развитие творчества, индивидуальности.

    - Развитие навыка очерёдности.

    - Совершенствование навыка совместной деятельности учащихся с различными учебными возможностями.

    15.

    Прослушивание мелодий

    Индивидуальные мелодии на выбор учителя,

    общая мелодия -обязательно

    - Активизация слухового восприятия.

    - Закрепление представлений о мелодии.

    - Закрепление представлений о ритме.

    - Закрепление понятий «индивидуально», «самостоятельно», «совместно», «сообща».

    16.

    Подведение итогов урока

    Карточки - рисунки

    «Кто?» – «композитор», «народ»

    «Как?» – «один»,

    портрет О.Митяева

    «вместе» - группа людей

    - Развитие навыка припоминания.

    17.

    Круг-прощание

     «До свидания»

    - воспитание культуры общения


    Ход урока.

    1. Учащиеся входят в класс, становятся в круг на приветствие.

    Учитель: «Здравствуйте, ребята!»

    (стоит с ребятами в кругу, поёт)                       

    Ученики: «Здравствуйте!»

    (поднимая сцепленные руки вверх, делают вдох, на выдохе, опуская руки вниз, поют)

    2. Дыхательная гимнастика «Подуем на плечо»

    Учитель: как всегда, начнём наш урок с упражнения на выработку правильного дыхания. Повторим упражнение «Подуем на плечо». Вначале делаем активный вдох, на выдохе произносим фразу, опять делаем активный вдох и спокойный выдох в соответствии с текстом.

    Ученики вместе с учителем произносят текст и выполняют упражнения:

    Подуем на плечо (поворот головы вправо)

    Подуем на другое (поворот головы влево)

    Нам солнце горячо (запрокинуть голову назад)

    Пекло дневной порою (запрокинуть голову вверх)

    Подуем мы на грудь (опустить голову вниз)

    И грудь свою остудим (опустить голову вниз)

    Подуем мы на облака (круговое движение головой)

    И остановимся пока (круговое движение головой)

    3. Разучивание приветствия-игры «Здравствуй!»

    Учитель: я хочу предложить вам разучить новую игру-приветствие «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай». С последними словами этого текста быстро возьмите за руку того одноклассника, с кем вам хочется быть в паре. Вытяните правую руку в центр круга, вместе со мной повторяйте слова.

    Ученики выполняют задание и становятся парами, лицом  друг к другу.

    4. Артикуляционная гимнастика (Ай, ой)

    Учитель: а сейчас выполним артикуляционную гимнастику в парах, но с новым текстом. На каждое слово выполняем хлопки правыми ладошками, вот так.

    Ученики выполняют задание, проговаривая текст:

    Ай-ай-ай,ай-ай-ай, (удары правыми ладошками, согнутых в локтях рук)

    В гости друга приглашай (рукопожатие с покачиванием рук вверх-вниз)

    Ой-ой-ой, ой-ой-ой, (один ученик обеими ладошками ударяет по ладошкам другого ученика)

    Приходи ко мне домой (покачивание соединённых рук вправо-влево)

    Ай-ай-ай,ай-ай-ай, (второй ученик обеими ладошками ударяет по ладошкам первого ученика)

    Всех печеньем угощай (покачивание соединённых рук вправо-влево)

    Ой-ой-ой, ой-ой-ой, (удары правыми ладошками, согнутых в локтях рук)

    На прощанье песню спой (рукопожатие с покачиванием рук вверх-вниз)

    5. Словарная работа «музыкальная речь»: мелодия, ритм, темп

    Учитель: на прошлом уроке мы говорили с вами о том, что музыка рассказывает нам о чувствах человека, передаёт его настроение.

    (Вопрос уч-ся «С» уровня): «Вспомните, что называют душой музыки? Что мы поём в песне?»

    Ответы учащихся (мелодия). 

    (Вопрос уч-ся «С» уровня): «Что мы можем простучать в марше?» 

    Ответы  учеников  (ритм). 

    (Вопрос уч-ся «Д» уровня): А как может звучать музыка? 

    Ответы учеников (громко, тихо, медленно, быстро). 

    Учитель: вы говорите о динамике и темпе исполнения. Правильно. Молодцы.

    Давайте проверим, внимательно ли вы умеете слушать и можете ли узнать песню, если будет звучать мелодия.

    6. Игра «Угадай песню по мелодии»

    Учитель: исполняет мелодию «Песенка про козлика»

    Ученики: слушают мелодию песни, дают свои ответы.

    Учитель: молодцы, ребята. Слова песни помните? Тогда поём и аккомпанируем себе хлопками и шлепками: один хлопок и 2 шлепка.

    7. Исполнение р.н.п. «Песенка про козлика»

    Ученики: поют и выполняют хлопки и шлепки.

    Учитель: оказывает индивидуальную помощь уч-ся уровня «Н», исправляет неточности исполнения учеников «Д» уровня.

    Учитель: скажите, ребята, это сложная песня или простая? 

    Ответы  учеников.

    Учитель: Быстро вы запомнили её мелодию и слова? 

    Ответы  учеников.

    Учитель: Может ли похожую песню придумать любой человек, или для этого надо обязательно учиться? 

    Ответы  учеников.

    Учитель: В этой песне повторяется два раза одна и та же мелодическая и стихотворная фраза. Когда один начинает что-то рассказывать, а другие дополняют и продолжают рассказ, получается общая история, сказка, быль. А когда мелодию и слова песни придумывает не один человек, а много людей, такую песню называют народной. А сейчас для вас новое задание.

    8. Игра «Угадай песню по ритму»

    Учитель: исполняет ритмический рисунок песни «Как здорово»

    Ученики: слушают ритмический рисунок песни, прохлопывают его за учителем при повторном исполнении, дают свои ответы.

    Учитель: это сложная песня или простая?

    Ответы  учеников.

    Учитель: Быстро вы запомнили её мелодию и слова?

    Ответы  учеников.

    Учитель: Может ли такую песню придумать любой человек, или для этого надо обязательно учиться? 

    Ответы  учеников.

    Учитель:  Молодцы, ребята. Действительно, для того, чтобы придумать и записать такую песню, надо учиться музыке. Люди, самостоятельно придумывающие и записывающие музыку, называются композиторами, а музыка – композиторской.

    Давайте послушаем и вместе с композитором – Олегом Митяевым, исполним песню «Как здорово».

    9. Слушание и исполнение песни «Как здорово»

    Учитель и ученики, стоя в кругу, взявшись за руки, исполняют песню.

    10. Словарная работа. 

    Учитель: Как называют человека, который самостоятельно сочинил и записал музыку нотами? Ответы учащихся, проговаривание слова по цепочке.

    Учитель: Как называют музыку, придуманную не одним человеком, а большой группой людей? Ответы учащихся, проговаривание слова по цепочке.

    Учитель:  Итак, композиторская музыка – более сложная по исполнению и восприятию, народная -  простая, доступная, быстро запоминающаяся, не требующая специальной музыкальной подготовки. Давайте, сейчас исполним «Польку-хлопушку».

    11. Исполнение «Польки-хлопушки».

    Учитель: ставит в пару учеников уровня «Д» с учениками уровня «С», ученика уровня «Н» с помощником воспитателя.

    Во время  исполнения танца, наблюдает за учащимися, делает чёткие короткие указания (хлопки-прыжки девочки, хлопки-прыжки мальчики, приставные шаги вправо, влево, хлопки-пружинки в парах, галоп вправо, галоп влево), встает за спиной того ученика, который допускает ошибки, управляет его руками, давая возможность ощутить необходимую ритмичность и направление движения.

    Учитель: Под какую музыку мы с вами танцевали? 

    Ответы  учеников.

    Учитель: Кто мог сочинить эту музыку?

    Ответы  учеников.

    Учитель: Почему?

    12. Игра  «Составь звукоряд».

    Учитель: мы уже выяснили, что композитор записывает свою музыку специальными знаками.

    Как называются знаки, при помощи которых записывают музыку?

    Ответы  учеников.

    Учитель: Сколько нот должен знать композитор, чтобы записать музыку? 

    Ответы  учеников.

    Учитель: Правильно, семь. Для вас на стульях разложены карточки – слоги. Это «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Сейчас каждый из вас по очереди подойдёт к стульям и возьмёт с каждого стула только одну карточку. Сколько карточек должен собрать каждый ученик? 

    Ответы  учеников.

    Учитель: Правильно, семь - «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». На своём стуле разложите карточки по порядку - «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си».

    Ученики выполняют задание во время звучания песни «До, ре, ми, фа, соль», муз. А.Островского

    Учитель: наблюдает за учениками, контролирует правильность выполнения задания, оказывает индивидуальную помощь.

    13.  Исполнение песни  «До, ре, ми, фа, соль»,  сл. З.Петровой, муз. А.Островского. Запись CD.

    Учитель: а сейчас мы с вами пропоём названия музыкальных звуков. Каждый будет показывать пальцем на тот звук, который пропевает. Я буду петь запев песни, а вы припев.

    Ученики: исполняют припев песни,  указывая на карточки – слоги.

    Учитель: контролирует правильность показа, оказывает индивидуальную помощь Ивахиной А., Никитенко Н., Амосову И.

    14. Игра «Сочини мелодию».

    Учитель: мы вспомнили с вами названия музыкальных звуков, которыми пользуется композитор для записи своих мелодий.  Как  вы думаете, ребята, кто сочинил песню, которую мы с вами только что пропели, народ или композитор?

    Ответы учащихся.

    Учитель: Почему?

    Ответы учащихся.

    Учитель: Я предлагаю вам поиграть в композиторов, а также принять участие в сочинении общей песни. Для этого каждый из вас возьмёт нотоносец и расставит пуговицы-ноты так, как ему захочется. На большом нотоносце каждый сможет установить только одну пуговицу-ноту.

    Ученики: выполняют задание во время звучания песни «Семь нот», сл. Н.Олева, муз.М.Дунаевского.

    15. Прослушивание мелодий 

    Индивидуальные мелодии на выбор учителя, общая мелодия – обязательно.

    Учитель, обращаясь к автору мелодии: «Твоя мелодия быстрая или медленная? Весёлая или грустная? Ты сочинил песню, марш или танец?»

    16. Подведение итогов урока

    Учитель, пользуясь карточками-рисунками, задаёт классу вопросы:

    Чем мы занимались сегодня на уроке?  

    Кто сочиняет музыку?

    Как сочиняют музыку?

    Все ребята старались правильно выполнить задания, активно участвовали во всех видах деятельности.

    Молодцы!

    17. Круг-прощание.

    Учитель: встаньте в круг. Руки согните в локтях, ладони соедините с соседом справа и слева. Ударяя по ладони соседа, поём: «ой, ой, ой, ой, ой, ой, попрощаемся с тобой».

    Возьмитесь за руки, сделали вдох, на выдохе поём «До свидания».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "По следам народных песен" урок музыки в 5 классе со сложной структурой дефекта

    Цель:  обогащать представление учащихся о жанрах народной песни....

    СКАЗКОТЕРАПИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В КЛАССЕ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

    Сказкотерапия – метод, который помогает не только воспитывать, но и обучать детей с нарушениями интеллекта, т.к. они любят сказки, запоминают их, требуют повторять, отождествляют себя с различными пер...

    Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

    Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

    Урок математики 3 класс со сложной структурой дефекта «Арифметические действия в пределах 10».

    Счет в пределах 10, свойства числового ряда, составные части задачи, геометрические фигуры, запись чисел первого десятка, складывание  и вычитание в пределах 10, работа  со счетами, сч...

    Уроки Истории Отечества в классе со сложной структурой дефекта (материалы для школьников по ряду тем, 7 класс)

    Материалы в помощь учащимся на уроках истории Отечества в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (класс со сложной структурой дефекта). Выделены основнае понятия, на которые у...

    Конспект открытого урока по письму 8 класс (класс со сложной структурой дефекта) по теме «Части речи и члены предложения» «Праздник мужества и чести».

    Тип урока: «Праздник мужества и чести» Закрепление  пройденного материала.Цель урока: Обобщение, закрепление и актуализация знаний о частях речи и членах предложения....