Главные вкладки

    "По следам народных песен" урок музыки в 5 классе со сложной структурой дефекта
    методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

    Криволапова Ирина Леонидовна

    Цель:  обогащать представление учащихся о жанрах народной песни.                         

    Задачи:

    ·      Воспитывать любовь  к народной песне

    ·      Активизировать познавательный  интерес к учебным заданиям

    ·      Развивать умение высказываться о характере музыки.

    ·      Стимулировать эмоционально-двигательную реакцию детей на музыку различного характера

    ·      Учить читать и петь тексты на слоги в соответствии с ритмом мелодии

    ·      Совершенствовать навык координации пения и движения.

    ·      Развивать ритмическую способностьв различных видах музыкальной деятельности

    ·      Обогащать понятийный словарь

     

    Словарь:  Песня. Марш, Танец. Мелодия. Стихи. Ритм. Хор. Солист. Композитор. Поэт. Народ. Хороводные. Шуточные. Игровые. Плясовые. Частушки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon po_sledam_narodnyh_pesen.doc85.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «По следам народных песен»

    Цель:  обогащать представление учащихся о жанрах народной песни.                         

    Задачи:

    1. Воспитывать любовь  к народной песне
    2. Активизировать познавательный  интерес к учебным заданиям
    3. Развивать умение высказываться о характере музыки.
    4. Стимулировать эмоционально-двигательную реакцию детей на музыку различного характера
    5. Учить читать и петь тексты на слоги в соответствии с ритмом мелодии
    6. Совершенствовать навык координации пения и движения.
    7. Развивать ритмическую способность в различных видах музыкальной деятельности
    8. Обогащать понятийный словарь

    Словарь:  Песня. Марш, Танец. Мелодия. Стихи. Ритм. Хор. Солист. Композитор. Поэт. Народ. Хороводные. Шуточные. Игровые. Плясовые. Частушки.

    Оборудование и материалы:

    Синтезатор

    Магнитофон

    Тексты песен (Частушка, «Во поле берёза стояла»)

    Иллюстрации по теме урока

    Слова-понятия

    Ритмические рисунки мелодий песен в виде точек и тире.

    Трещотки пластинчатые (5 шт.)

    Методы:

    Словесный

    Наглядно-слуховой

    Метод эмоционального воздействия

    Практический

    Анализ

    Репертуар и программное содержание
    1. «Вместе весело шагать», сл. М. Матусовского, муз. В.Шаинского

    (БДХ п/у В.Попова) – акцентированная ходьба, повторение понятий «песня», «марш», «танец», «хор», «композитор», «мелодия», «поэт»,  «стихи».

    1. «Во поле берёза стояла» рус. н. п. (синтезатор) – уточнение понятий «народная», «хороводная», «припевные слова». Пение припевных слов «люли, люли, стояла» и т.д. по ритмической записи и печатному тексту.
    2. «А я по лугу», р.н.п. (исп. фольк. гр. в сопр. анс. нар. инстр.) - ходьба хороводным шагом с пением, выполнение метрических хлопков и притопов. Понятие «шуточная, игровая».
    3. «Ай, заинька, ай, серенький», р.н.п. – слушание, беседа «Кто?», «Как?» исполняет, «Что хочется делать под музыку?». Уточнение понятия «плясовая». Свободная пляска (притопы, присядка, и пр.)
    4. «Пойду ль, выйду ль я…», р.н.п. (сольное академ. испол. в сопр. орк. нар. инстр.) – слушание и игра на пластинчатых трещотках. Беседа «Кто?», «Как?» исполняет.
    5. Частушки (исп. баян)– экскурс в историю слова «частушки» (= «частая»). Слушание в исполнении учителя. Чтение ритма на слова «шаг», «бегать». Пение мелодии на слоги «та», «ти». Индивидуальная игра ритмического рисунка на синтезаторе в ансамбле с учителем. Разучивание 1 куплета со словами.
    6.  «Как служил солдат», р.н.п. (исп. Ж. Бичевская, гитара) – слушание

    Индивидуально-дифференцированная работа:

    Достаточный уровень – контроль и частичная помощь учителя

    Начальный уровень – устное напоминание, периодическая помощь со стороны учителя

    Ход урока.

    Содержание

                      Задачи

           Формы и методы работы

    1. Вводная часть.

    1. Вход учащихся под песню

    «Вместе весело шагать»,

    сл. М.Пляцковского, муз. В. Шаинского

    1. Приветствие

    Учитель: «Здравствуйте, ребята»

    Ученики: «Здравстуйте»

    - организация внимания

    -  приучение к нормам культурного

    общения

    - повторение 5,3,1 ступеней

    Совместные действия

     с учителем (по образцу)

    1. Учитель: Наш урок начну с загадки.

    Слушайте внимательно:

    Она и подруга,

    Она и попутчица.

    В пути без неё

    Ничего не получится.

    С нею, друзья,

    Нам всегда интересно.

    Узнали её?

    Ну, конечно же… (песня)

    Ответы учащихся.

    -  Активизация мыслительной деятельности

    Индивидуальный опрос

    учащихся

    2. Подготовительная часть.

    1. Учитель: Я  приглашаю вас в путешествие по следам знакомой песни.

    (Репертуар: (фн +1)

    «Вместе весело шагать»,

     сл. М.Матусовского,

    муз. В.Шаинского)

    -  Сообщение содержания урока

    - эмоциональная настройка на

    совместную коллективную деятельность

    - развитие ритмических и координационных способностей

    Совместные действия:

    Ходьба колонной по залу за учителем.

    По команде учителя учащиеся выполняют хлопки на первую долю.

    Учитель: ещё раз послушайте загадку и  вместе дайте ответ.

    Ответы учащихся: (песня)

    Учитель: правильно. Молодцы!

     А чем отличается песня от танца?

    Ответы учащихся: (песню поют, а танцы танцуют).

    Учитель: правильно. Песни исполняются голосом. У каждой песни есть (показываю на карточки-термины) мелодия (напев) и слова, сложенные стихами (сопровождаю пение жестами): «Раз - словечко, два – словечко,  будет песенка!»

    Учитель: А чем отличается песня от  марша?

    Ответы учащихся: (под марш ходят)

    Учитель: Верно. А   чтобы весело шагалось по просторам,  как надо петь?

    Ответы учащихся: (хором)

    Учитель: Молодцы. (сопровождаю пение дирижёрским жестом): «И, конечно, припевать, лучше хором, лучше хором, лучше хором!», то есть всем вместе.

    А кто сочиняет песни?

    Ответы учащихся: (композитор, народ)

    Учитель:   правильно, песни сочиняют народ и композиторы.  Песни,  сочинённые народом, называют народными.  Какая из песен легче запоминается и исполняется - композиторская или народная? Почему? (предлагаю образец полного ответа, показываю на опорные слова)

    Ответы учащихся (по образцу учителя)

    Учитель:   О чём в своих песнях народ рассказывает? 

    Ответы учащихся.

    Учитель: Всё, что сердцу дорого,

    В песню так и просится –

    И рассвет малиновый,

    И под небом рощица.

    Сегодня мы отправимся в путешествие по следам народных песен.

    - развитие навыка припоминания

    - уточнение понятий «песня», «марш», «танец», «хор», «композитор», «поэт»,

    «народ», «вместе», «один».

    - развитие фразовой речи, словаря

    - уточнение содержания урока

    Словесный метод:

    - беседа

    Наглядно-слуховой  метод:

    - исполнение учителем фрагментов знакомой песни

    Индивидуальный опрос

    Ответы учащихся по образцу учителя с использованием

    опорных слов «легче» «простые» «труднее» «сложные».

    Создание проблемной ситуации

    3. Основная часть

    Учитель: Посмотрите на иллюстрации. Что на них изображено?

    Ответы учащихся 

    Учитель: Песни, которые поются в хороводе, называются  хороводными.   

    В хороводных песнях есть припевные слова, которые повторяются  два раза в конце каждой строфы. Кто хочет помочь мне прочитать припевные слова?

    Индивидуальный опрос  учащихся.

    Учитель: Первую строчку читает …, вторую строчку  читает …, третью строчку  читает …. Четвёртую и пятую строчки читаем все вместе.

     В какой песне есть эти припевные слова?

    Ответы учащихся: «Во поле берёза стояла»

    Учитель: Правильно. Молодцы.  Посмотрите, какие необычные следы оставили припевные слова. Давайте хором пропоём их на слоги  «ти» (.) и «та» (-):

    -  . - .. - - -  . - .. - -

    - развитие зрительного внимания,

    - развитие мышления

    - развитие речи

    - уточнение понятий «хоровод» (вместе), «солист» (один), «гусли» (народный щипковый инструмент), «Боян» (певец-сказитель)

    - развитие навыка работы с печатным текстом

    - развитие певческих навыков

    - развитие артикуляционной моторики, чувства ритма

    Индивидуальный опрос

    - анализ иллюстраций

    Индивидуальное и хоровое  чтение с опорой на печатный текст

    «люли, люли, стояла»,

    «люли, люли, заломаю»,

    «люли, люли, три гудочка»,

    «люли, люли, балалайку»

    «люли-люли, потешаю»

    Учитель: А вот  ещё одна дорожка со следами. Давайте определим, какая песня их оставила. Читаем по моей указке хором:

    .. -  . - .. -  . - …… - …… -

    Ученики: ти-ти, та-а, ти, та, ти-ти, та-а, ти, та, ти-ти, ти-ти, ти-ти, та, ти-ти, ти-ти, ти-ти, та.

    Учитель: узнали песню? Нет? Тогда послушаем её мелодию. (Играю мелодию р.н.п. «А я по лугу» на синтезаторе).  Как называется песня?

    Ответы учащихся. 

    Учитель: Это – шуточная игровая песня. Пели её с появлением большого количества комаров.  26 мая - день Лукерьи-комарницы. Давайте споём песню с движениями.

    Учащиеся водят хоровод, поют, исполняют элементы народного танца.

    - стимулирование познавательного интереса,

    - активизация мыслительных процессов

    - формирование навыка

    сотрудничества

    - развитие ритмичности,  эмоциональности и выразительности движений

    - обогащение словаря

    Совместные действия с учителем:

    (учитель рядом со «слабым»

    учеником)

    - ходьба хороводным шагом с пением,

    - исполнение танцевальных элементов  народного танца по подражанию: полуприседания, выставление ноги на каблук, притопы, поочерёдные хлопки и шлепки по предплечьям, туловищу, бёдрам, голеням.

    - Закрепление понятий «хороводная», «шуточная», «игровая».

    Учитель: у нас в гостях новая песня. Послушайте её.

    Учащиеся слушают:  р.н.п. «Ай, заинька, ай серенький».

    Учитель: Кто исполняет песню?

    Ответы учащихся

    Учитель: Как исполняет - с сопровождением или без него?

    Ответы учащихся

    Учитель: давайте ещё раз внимательно вслушаемся в текст песни.

    Повторное прослушивание.

    Учитель:  о чём  поётся в этой песне?

    Какой характер, настроение, темп исполнения?

    Ответы учащихся

    Учитель: Правильно. Молодцы. Это плясовая песня. Выходи, народ, песня в пляс зовёт!

    Свободная пляска учащихся.

    - обогащение слухового опыта

    - развитие мышления,

    - развитие эмоционально-двигательной активности, танцевального творчества, ритмических способностей.

    Индивидуальный опрос

    - анализ средств музыкальной выразительности

    Создание ситуации успеха

    -  импровизация движений учащимися

    Учитель: Мы вышли с вами на следующую дорожку. А поможет  нам прочитать оставленные на ней следы  (Ф.И. ученик). Читай на слоги «та» и «ти»:      -……-………………..-

    Учитель: Как вы думаете, какая песня их оставила хороводная или плясовая?

    Ответы учеников.

    Учитель: Правильно. Это следы плясовой песни «Пойду ль, выйду ль я…», р.н.п. (сольное академ. испол. в сопр. орк. нар. инстр.). Вот вам трещотки. Присоединяйтесь к оркестру народных инструментов.

    Учащиеся играют на трещотках.

    Учитель: вы прослушали песни «Ай, заинька, ай, серенький» и  «Пойду ль я, выйду ль я». Как они исполнялись – одинаково или по-разному?

    Ответы учащихся.

    Учитель: Молодцы. Песню «Ай, заинька» исполняла жительница деревни без сопровождения. А песню «Пойду ля, выйду ль я» пела оперная певица в сопровождении оркестра народных инструментов.

    - развитие артикуляционной моторики

    - развитие зрительного и слухового внимания и восприятия

    - развитие мышления

    - развитие навыка игры на трещотках разными приёмами

    - развитие чувства метро-ритма

    - развитие навыка припоминания, мышления

    - уточнение понятий

    Индивидуальный опрос:

    - Чтение и анализ ритмического рисунка.

    Создание проблемной ситуации

    Коллективное музицирование

    на пластинчатых трещотках.

    Проблемно-поисковая ситуация

    - сравнение характера исполнения

    2-х песен

    Учитель:  Вы так здорово танцевали и играли, что мне тоже захотелось петь и плясать (пою и приплясываю) –

                       Я пойду да разойдуся

                    По зеленой по траве.

                          Заиграли гармонисты –

                          Все волнуется во мне.

                   Эй, топни, нога,

            Топни, правенькая!

            Все равно плясать пойду,

            Хоть и маленькая.

    Ребята, а что это я спела: песню  или частушку?

    Ответы учащихся

    Учитель:  Правильно: частушку не спутаешь с песней. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так появилось новое название этим плясовым песенкам – частушки. Чаще всех встречаются плясовые частушки. У этих частушек ритм другой, специально приспособленный для быстрой пляски. В плясовых частушках чаще говорится о самой пляске, о гармонисте, они чаще бывают шуточного, даже озорного характера.

    Давайте разучим 1 куплет этой частушки

    Вначале прочитаем ритм стихов на слоги «та» и «ти»:  --..-..-..-......-..-..-           

    Учащиеся выполняют задание

    Учитель: Чувствуете, что эти припевки хочется не петь, а выкрикивать. Для пляски самое главное – ритм, поэтому и в ладоши прихлопывают, когда «русскую» пляшут. Сейчас каждый из вас по очереди сыграет на синтезаторе ритм этой частушки, а вместе мы будем подпевать слова.

    Коллективное пение учащихся под

    ритмический аккомпанемент на  синтезаторе.

    - развитие эмоциональной реакции на музыку

    - развитие мышления

    - обогащение понятийного словаря

    - развитие ритмического слуха, артикуляционной моторики, памяти

    - развитие ритмического слуха, памяти, мелкой моторики пальцев рук

    Метод эмоционального воздействия:

    - Слушание частушки в исполнении учителя.

    Проблемная ситуация

    Словесный метод

    Совместные действия с учителем:

    - Чтение ритма,  пение мелодии на одном звуке на слоги «та», «ти».

    Индивидуальная работа:

    - игра ритмического рисунка на синтезаторе в ансамбле с учителем.

    Совместные действия с учителем:

    - Разучивание 1 куплета со словами.

    4.  Заключительная часть.

    Учитель: давайте ещё раз пробежимся взглядом по следам  народных песен и вспомним их.

    Учащиеся читают по указке учителя :

    Хороводные. Плясовые. Шуточные, Игровые. Частушки.

    Учитель: вы помните, кто сочинил все эти песни?

    Ответы учащихся.

    Учитель: Что нового вы узнали? 

    Ответы учащихся.

    Учитель: Какие песни вспомнили?

    Ответы учащихся.

    Учитель: Молодцы, ребята. Вы показали себя настоящими следопытами, внимательными и любознательными.

    На следующих уроках мы поговорим с вами о солдатских, лирических и трудовых песнях. А напоследок  я дам вам послушать песню, которая мне очень нравится.  Для вас поёт и играет Жанна Бечевская . Песня называется «Как служил солдат».

    - развитие навыка хорового чтения

    - развитие навыка припоминания

    - сообщение содержания следующего урока

    Метод обобщения

    - повторение основных понятий

    Метод забегания вперёд

    Метод эмоционального воздействия

     Учащиеся слушают р.н.п. «Как служил солдат», (исп. Ж. Бичевская, гитара) .

    - обогащение эмоционально-слуховых впечатлений

    - воспитание любви к народной песне

    Коллективное слушание

    Учитель: Вам понравилась песня?

    Ответы учащихся.

    Учитель: на этой замечательной ноте мы с вами и попрощаемся. До свидания!

    - Приучение к нормам

    культурного общения

    - закрепление показа движения

    мелодии ручными знаками (5-1 ст.)

    Совместные действия

     с учителем (по образцу)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока ритмики в 10 классе со сложной структурой дефекта

    Одной из основных задач, решаемых на уроках ритмики в классах со сложной структурой дефекта, является развитие ритмической способности учащихся. Автор предлагает свой вариант построения итогового урок...

    "Россия - Родина моя" урок ритмики в 5 классе со сложной структурой дефекта

    Путешествие по страницам книги «Русские народные пословицы и поговорки", загадки о животных, игра "Горелки", р.н.п. "На зелёном лугу",  игра "Большой олень", хоровод "Пойду ль я", танец "Барыня"....

    урок музыки в 8 классе со сложной структурой дефекта по теме "Композиторская и народная музыка"

    Тема урока: композиторская и народная музыка Цель: формирование представлений о том, кто и как сочиняет музыку. Задачи:воспитательныеФормирование осознанного слухового восприятия композиторс...

    СКАЗКОТЕРАПИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В КЛАССЕ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

    Сказкотерапия – метод, который помогает не только воспитывать, но и обучать детей с нарушениями интеллекта, т.к. они любят сказки, запоминают их, требуют повторять, отождествляют себя с различными пер...

    Календарно-тематическое планирование уроков математики для обучающихся 8 класса со сложной структурой дефекта

    Календарно-тематическое планирование уроков математики составлено с учетом тем по предмету "Социально-бытовая ориентировка". В уроки математики включаются задачи с практическим содержанием п...

    конспект интегрированного занятия по логопедии, чтению и развитию речи в классе со сложной структурой дефекта

    Проблема социальной адаптации и интеграции детей со сложной структурой дефекта  в настоящее время является актуальной. Работа по коррекции  речи и развитию эмоционально – в...

    Бинарное занятие по логопедии, чтению и развитию речи в классе со сложной структурой дефекта « Прогулка Колобка»

    Социальная адаптация и интеграция детей с тяжелой умственной отсталостью актуальна в настоящее время. У воспитанников наряду с глубокими дефектами познавательной деятельности отмечается на...