Урок по теме: « Инструменты и приспособления для швейных работ»
план-конспект урока (5 класс) по теме

Леоненко  Марина Александровна

Урок предназначен   для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx347.37 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ.

Составила:  Леоненко  Марина  Александровна, учитель  

профессионально - трудового обучения  МСКОШИ  8 вида, г. Поронайск .  2012г.

Тема: « Инструменты  и  приспособления  для  швейных работ» .

Цель: познакомить  учащихся с инструментами и приспособлениями  для швейных работ. 

Задачи:

1.Образовательная:  : учить приемам навыков правильного  и  безопасного использования  инструментов и приспособлений.

2. Коррекционно - развивающая: корригировать внимание, развивать слуховое восприятие, память, логическое мышление, развивать мелкую моторику.

3.Воспитательная: воспитывать положительное  отношение к труду, самостоятельность, трудолюбие, аккуратность в работе.

Тип  урока:  комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронное  приложение,  шкатулка со швейными принадлежностями.

 Учебно-методическое обеспечение:

Картушина Г.Б. МозговаяГ.Г.  «Швейное дело»5кл.

Время реализации занятия – 90 минут (2 учебных часа по 45 минут)

Авторский медиапродукт:

1. программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint – 12 слайдов.

2. вид медиапродукта:     наглядная презентация учебного материала.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

1. недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях ;

 2. интенсификация учебно-воспитательного процесса (уменьшение времени подачи материала);

 3. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;

 4. развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.                      Содержание урока:

Организационный этап.     Стр. 5.

Актуализация знаний.       Стр.  5.

Сообщение темы урока. Стр. 5 -9.

Практическая  работа.     Стр. 9.

Тренировочные упражнения на закрепление изученного материала.Стр.10

Подведение итогов, оценка знаний учащихся.Стр.11.

Домашнее задание. Стр. 12.

Литература. Стр.12    

Приложение (презентация, дидактический материал). Стр.13 - 17.

                                   

Ход  урока

Организационный  момент.  

 1. Отметить явку.

2. Проверить готовность к уроку:  дневники, тетради, ручки, простой карандаш, линейка, резинка.

Актуализация  опорных  знаний. 

Фронтальный опрос.

Приятно  входить  в  класс и видеть, что материал  предыдущего урока все  выучили!  Достаточно  только посмотреть  на  чистую доску, на порядок на партах, на аккуратно спрятанные под спецодеждой  волосы. Молодцы, ребята!  Мне  остается  уточнить несколько вопросов:

Что  мы  называем специальной  одеждой  и для  чего  она  нужна?

Для  чего  нужны  правила  внутреннего распорядка?

Какие правила поведения  в мастерской  надо выполнять?

Как  навести  порядок в мастерской  после  работы?

Что  входит  в  обязанности дежурных?

Ответы  детей.

Объяснение  нового материала.  

Слайд №1     

 Сообщение темы урока.     

Хорошо запомнив правила поведения и работы в мастерской, мы  взяли их на вооружение и продолжаем  знакомиться с  секретами  швейного дела.  Тема  сегодняшнего урока скрыта в  этой  замечательной  шкатулке.  Многое из того, что здесь находится, вам  хорошо  знакомо.  Но  для  вас они – знакомые незнакомцы, поэтому  о каждом предмете в  шкатулке  мы  поговорим подробно.

Слайд №2     

Отгадайте  загадку:

  Слайд №3                                     

  Одноглазая старушка

   Узоры  вышивает,

   Весь мир одевает.

   Что сошьёт – не надевает.

    Что это?   ( Игла.)

Ответы детей. Если отгадки нет, загадывается еще одна загадка:

  Маленького  роста я,

    Тонкая и острая.

     Носом  путь себе ищу,

     За собою хвост тащу.     ( Игла.)    

  Ответы  детей.

Учитель: Правильно,  это ручная игла. Один конец у нее острый – это

острие, а  другой  утолщенный. На утолщенном  конце иглы  находится ушко – отверстие  для  нитки. Острым  концом  игла прокалывает ткань.

Посмотрите, какие разные  иглы  находятся в шкатулке: большие и толстые, маленькие и тоненькие  их различают по номерам -  от № 1 (самые тонкие) до №12 (самые толстые).  Для каждой  ткани нужна своя – по размеру и толщине – иголка.    Запомните: для толстой нитки всегда выбирают иглу с большим игольным ушком, а для тонкой – с маленьким.   Иглы нечётных номеров длиннее, чем иглы чётных номеров.

Держать иголку  надо крепко и аккуратно за середину указательным и большим пальцами.

Иголка – одна из самых полезных вещей на свете. Но эта полезная вещь становится коварной и даже очень опасной, когда она попадает в руки небрежного,  невнимательного человека. Пользоваться иглой надо осторожно,  соблюдая  правила техники безопасности.

Слайд №5  « Правила безопасной работы иглой»

Хранить иглы необходимо в определенном месте в специальной подушечке, лучше всего с ниткой (так она заметнее, ее легче обнаружить).

2.Всегда нужно знать, сколько у вас иголок.

3.Окончив работу, необходимо проверить  количество иголок.

4.Не допускать потери иглы.

5.Нельзя  брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.

6.Сломанную иглу надо сдать учителю.

7.Нельзя  откусывать нитку зубами.

Чтобы узнать, какой предмет я извлеку из шкатулки следующим, отгадайте загадку: 

Слайд №3  

       Два  конца,  два кольца,

       Посредине  гвоздик,

          Да и тот насквозь.

Ответы  детей.

- Правильно,  это  ножницы. Состоят  они из двух лезвий – «два конца», ручек и колец – « два кольца», и винта – « посредине гвоздик». Для чего применяют ножницы? ( Ответы детей).

- Правильно, ножницы нужны, чтобы резать бумагу, ткань, нитки. В шкатулке лежат большие и маленькие ножницы. У больших ножниц длинные концы, поэтому они могут резать большие куски ткани или вырезать основные детали будущих швейных  изделий. У маленьких  ножниц концы  короткие, ими удобно обрезать куски ниток, разрезать петли, то есть выполнять мелкую работу.

Слайд: № 8 Правила безопасной работы ножницами»

- Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами нужно осторожно.

1. Хранить ножницы в строго определенном  месте.

2. Нельзя  держать ножницы острыми концами вверх.

3. Передавая  ножницы, необходимо держать их за сомкнутые лезвия и передавать кольцами вперед.

4. Нельзя оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.

5. Нельзя класть ножницы у вращающихся частей швейной машины.

- Ножницы и иголки  называются  рабочими инструментами.

Слайд №4  

Еще загадка:            Я  люблю прямоту.

                                  Я сама прямая.

                                  Сделать ровную черту

                                   Всем  я помогаю.    ( Линейка).

- Что это, отгадали?  Правильно, это линейка. Ну а для чего нужна линейка? Правильно,  для построения чертежей.  При этом отсчет ведется от отметки 0. Линейка – измерительный  инструмент. К измерительным  инструментам  также относятся угольник и сантиметровая лента.

Кто знает, как выглядит сантиметровая лента? Пожалуйста, достаньте  ее из  шкатулки. Сантиметровая  лента, или сантиметр, служит для снятия мерок  с фигуры человека и объемных предметов. Её используют  также при измерении длины и ширины  ткани, при проверке размеров изделия.  Изготовлена  она из прорезиненной  ткани, имеет длину 150 см  и  ширину 2 см. При измерении  ленту не  следует излишне  натягивать  или  ослаблять.

Слайд №4  

И  снова  загадка:     У  дядюшки и Никона

                                    Вся  лысина  истыкана.

                                    Что  это?   ( Наперсток.)     Ответы детей.

- Для работы  иглой люди придумали приспособление, которое защищает  палец  от уколов, - наперсток.  Не случайно он похож на шлем  воина.  Наперсток – приспособление для швейных  работ. Наперсток  подбирают  индивидуально по  размеру  среднего пальца  руки  так,  чтобы  он плотно обхватывал  палец.

К  приспособлениям  также  относятся булавки – ими скалывают  ткань  при  раскрое, прикрепляют  выкройку к ткани.  Пользоваться  булавками  надо очень осторожно,  так  как один конец  у них острый.  Хранить их надо в специальной подушечке  для  иголок и булавок.

4.   Практическая  работа « Знакомство с инструментами и    приспособлениями для швейных работ».

Слайд №11

Учитель: Запишите в рабочих тетрадях число, название практической работы – «Знакомство с инструментами и приспособлениями для швейных работ». Во время практической  работы мы  сегодня  поиграем  в  игру «Назови правильно».    Игра состоит  из  2 частей.

Часть 1. Перед  вами на экране будут появляться  изображения предметов, названия которых вы должны будете записать  в своей тетради. Записывать  названия  предметов необходимо в столбик, в той последовательности, в какой  они будут появляться на экране. Если вы не знаете названия  предмета, под этим  номером не пишите ничего и переходите к следующему номеру, на строку ниже. Внимание на экран!  (При отсутствии компьютера предметы показывает учитель, называя номер каждого предмета: №6 – игла, №7 – ножницы, №8 – булавки,  №9 – наперсток, №10 – сантиметровая лента, №11 – линейка.)

Часть 2.  Отметьте волнистой  линей  предметы, относящиеся:

а) к измерительным  инструментам;

б) к рабочим  инструментам;

в) к  приспособлениям для  швейных  работ.

5. Закрепление нового материала.

Учитель. Ребята, кто из вас может  правильно найти в нашей шкатулке рабочие инструменты и правильно их  назвать?

(Выполнение задания учащимися.)

- А какие правила нужно выполнять при работе с этими  инструментами? (Ответы учащихся.)

- Покажите и назовите измерительные инструменты, применяемые в швейном деле. ( Выполнение  задания учащимися.)

- Какие еще  предметы остались в шкатулке?  К какой группе они  относятся? (Ответы  учащихся.)

-  Правильно, это приспособления для швейных работ:  наперсток  и булавки.

6. Подведение  итогов. Оценка работы учащихся.

Учитель: К следующему уроку необходимо, чтобы у каждого из вас была такая же шкатулочка  со швейными принадлежностями, как у меня, а называть мы их будем рабочими коробочками.  В наших рабочих тетрадях записаны принадлежности, которые должны находиться в рабочих коробочках. Ребята, а что еще нужно положить в рабочие коробочки для шитья?  (Ответы детей.) Правильно, еще нам понадобятся материалы для швейных работ:  нитки, ткань, тесьма, картон, бумага. Не забудьте положить их в свои рабочие коробки.  А еще  для работы понадобится  портновский  мел для обозначения на материале линий  и  меток  при  раскрое или  примерке.  Мел  можно заменить тонким сухим кусочком  обычного  мыла.  

Оценка работы учащихся на  уроке.

Домашнее задание: изучить теоретический материал; собрать вместе с родителями рабочие коробки.

                                           

                                             

                                                Литература

Швейное дело. 5 класс.  Г.Б. Картушина, Г.Г.Мозговая. М. «Просвещение», 2006 г.

Технология. В.Д . Симоненко.  Поурочные планы. Москва.  Просвещение. 2008 г.

Трудовое обучение и домоводство.  Н.Е. Жигунов, А.П. Тарасова.

Москва: АСТ-ПРЕСС, 1998 г.

Занимательные уроки технологии для девочек.  И.П. Арефьев. М. «Школьная Пресса», 2005г.

                        

                     Приложение

                                                                                                                              Технологическая карта №1.                                            

 « Правила безопасной работы иглой»

1.Хранить иглы необходимо в определенном месте в специальной подушечке, лучше всего с ниткой (так она заметнее, ее легче обнаружить).

2.Всегда нужно знать, сколько у вас иголок.

3.Окончив работу, необходимо проверить  количество иголок.

4.Не допускать потери иглы.

5.Нельзя  брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.

6.Сломанную иглу надо сдать учителю.

7.Нельзя  откусывать нитку зубами.                                                                                                             Технологическая карта №2                                                

« Правила безопасной работы  ножницами»

- Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами нужно осторожно.

1. Хранить ножницы в строго определенном  месте.

2. Нельзя  держать ножницы острыми концами вверх.

3. Передавая  ножницы, необходимо держать их за сомкнутые лезвия и передавать кольцами вперед.

4. Нельзя оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.

5. Нельзя класть ножницы у вращающихся частей швейной машины.

      Содержимое рабочей коробочки  учащегося

                                                                                                     

1. Ткань                                                                                        

2. Швейные  нитки  разного цвета.                                       

3. Набор игл.

4. Ножницы.

5. Наперсток.

6. Булавки.

7.Подушечка для игл и булавок.

8. Сантиметровая лента.

9. Линейка.

10. Угольник.

11. Портновский мел или тонкий  кусочек мыла.

- Вклейте, карточку №3 в свои  тетради. 

 Сказка  про  иглу         

   Сказка  про  ножницы.             Хай  и  Лин.

 Жили - были  ножницы. Одна  часть  ножниц называлась,  Хай, а  другая  Лин,  что  в  переводе  означало  имя  юной  чародейки. Их  назвали  так,  потому  что, они  жили  у  неё.  Ножницы  Хай-Лин  достались  от  её  любимой  бабушки. Перед  смертью  бабушка  написала  письмо,  раскрыв  секрет,  что  она  тоже  умела  колдовать  и  чтоб  Хай-Лин  развивала  свои  чародейские  способности. Так  же  бабушка  написала  в  своём  письме,  что ножницы,  которые  она  ей  подарила  не  простые,  а  волшебные.  Они  могли  резать любую  ткань,  бумагу,  нитки  и  даже  тесьму.   Хай-Лин  свернула  письмо  и  пообещала,  что  будет  хранить и  беречь  бабушкины ножницы  всегда  с  сомктутыми  лезвиями  и  с  правой  стороны  от  работы!

           Однажды  ножницы  поссорились.   Когда  Хай - Лин  начала  ими  резать  ткань  и  задавать  нужные  для  неё  направления,  ножницы  не  ровно  и  не  красиво  резали.  Хай - Лин  обо  всём  догадалась.   Она   смазала  ножницы  машинным  маслом,  чтобы  они  не  скрипели,  не  ругались  и  резали  ровно  и  красиво.

    С  тех  пор,  Хай  и  Лин  живут  дружно,  не  ругаются, не  скрипят  и  во  всём  помогают  своей  хозяйке!  

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки по теме "Измерительные работы на местности"

Учебная тема "Подобие треугольников", геометрия 8 класс. Учебник "Геометрия 7 - 9" Л.С. Атанасян,В.Ф. Бутузов и др.  Продолжительность проекта : 2 урока....

Конспект урока по теме "Контрольная работа по теме «Использование метода координат в пространстве для решения заданий С2 ЕГЭ»"

Цель урока:Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Использование метода координат в пространстве для решения заданий С2 ЕГЭ».Планируемые образовательные результаты:Учащиеся демонстрируют: ...

Презентация к уроку по теме : Механическая работа. Единицы работы.

Первый урок при изучении темы «Работа и мощность. Энергия». Тип урока : открытие нового знания.Цель урока: открытие, систематизация и расширение знаний обучающихся ....

Развернутый план-конспект урока по теме: «Практическая работа № 8 «Работа с нумерованными и маркированными списками».7 класс

Урок по теме: «Практическая работа № 8 «Работа с нумерованными и маркированными списками»....

Открытый урок по теме Механическая работа. Единицы работы.

Сформировать  понятие  механической  работы  как  новой  физической величины и выяснить её физический смысл;Ввести формулу для расчёта работы и единицу измерения её;Форми...