Конспект урока письма и развития речи
план-конспект урока по теме

Колтунова Татьяна Викторовна

Конспект урока письма и развития речи по теме «Подбор родственных слов- предметов, слов-признаков, слов-действий (гроза-  грозит - грозный)», урок закрепления знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока письма и развития речи.

 

Тема: «Подбор родственных слов- предметов, слов-признаков, слов-действий (гроза-

            грозит - грозный)».

Цели: - закреплять знания уч-ся о родственных словах, об общей части-корне

            родственных слов; совершенствовать умения уч-ся выделять, находить, подбирать 

            родственные слова;

          - коррекция зрительного восприятия уч-ся (на основе упражнений в узнавании,

            выделении); развитие мелкой моторики рук; обогащение словаря уч-ся;

          - воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: вопросы на карточках; элементы (из математики, чтения); перфокарты  

                            для индивидуальной работы; словарные слова; стихи; книга «Праздник

                            Букваря»; тетради; ручки; упражнения на выделение родственных слов;  

                            родственные слова с пропущенной буквой на листах бумаги; картинки  

                            овощей (к словарной работе); мел; подборка родственных слов –

                            предметов, слов-признаков, слов-действий; карточки со словами по теме

                            (лентами).

 

Ход  урока:

I. Организационный момент.

1.                            показываю уч-ся вопросы на карточках: что? Кто? Какая? Что делает?

                               Что делают?   

- Я показываю вопросы, а вы вспоминаете к каким словам их задают.

                              к словам-предметам;

                              к словам-признакам;

                              к словам-действиям.      

- А, теперь, подберем нужные слова по этим вопросам.

2. Упражнение  «Выдели нужное».

                               на доске в ряд выписаны различные элементы:

 

- Посмотрите  и назовите тот элемент, который нам пригодится на уроке русского языка.

II. Актуализация.

- Есть ли у слов родственных общая часть? Как называется эта часть? Придумайте родственные слова.

- Я предлагаю вам немного поиграть, вот у меня есть на листах слова, я сомневаюсь являются ли они родственными, а тут еще и буква потерялась. Помогите мне разобраться с заданием.

                             на доске на листах родственные слова расположены по группам,

                             в корне пропущена буква:

                              г р . б                      д . м

                              г р . б н о й             д . м и щ е

                              г р . б н и к             д . м а ш н и й

                              учащиеся подходят  и на полосах бумаги дописывают нужную букву,

                              а затем объясняют почему же это – родственные слова.

- Посмотрите, все ли согласны как размещены – поставлены буквы? Если да – то хлопните в ладоши, если нет – то поднимите руку.

III. Закрепление.

1. Минутка чистописания.

                             С   с   снег       снеговик            снежный

                               на доске заглавная и строчная буква «с»

                             

- Придумайте слово с этой буквой? Давайте выделим корень в этом слове?

- Подберем еще сюда родственные слова.

                              уч-ся выходят к доске, выделяют корень и говорят, что в этих словах

                              есть общая часть – корень «снег», это родственные слова.

    2.  Словарная работа.

                              *читаю стихотворение «Что растет на нашей грядке?»;

                              *уч-ся внимательно слушают, а затем называют словарные слова-овощи;

                                составляют с ними предложения;

*на доске появляются словарные слова, уч-ся пишут их по выбору.

3. Работа уч-ся по перфокартам.

                              *раздаю перфокарты с заданиями в образовании родственных слов,

                                учитывая способности каждого уч-ся класса.

* привлекаю более сильных уч-ся к проверке задания на карточках у

   более слабых уч-ся.

* затем проверяю карточки сама, анализируем работу уч-ся.

4. Микроитог.

IV. Физминутки.

5. Работа у доски.

                            к доске выходят 2 уч-ся, для каждого из них написан корень,

                            им необходимо подобрать и записать родственные слова с этим корнем, а

                            затем проверить др. др.

- бел-                                                  -груз-                                              -соль-

белый                                            погрузить                                           соленый

белить                                           погрузка                                             посолить

побелка                                         грузить                                               засолка

                            после проверки записываем слова-признаки, слова-действия

      

               что?                                          какой?                                  что делать?

           звонок                                       звонкий                                 звонить

           свет                                           светлый                                 светлеть

           сыро                                          сырой                                    отсыреть

           дружба                                      дружный                                дружить

           тепло                                         теплый                                   потеплело (ть)

           тревога                                      тревожный                            потревожить

           труд                                           трудовой                               трудиться

 


 

                             записывают слова в тетрадях  

V. Зарядка для глаз.

7. Работа по книге.

                           выполняют упр. № 18 с  

                           выделяют корень в родственных словах.

9. Упражнение «Лишнее слово».

                            предлагаю уч-ся ленты слов, по 4 шт., им необходимо увидеть и назвать

                            лишнее слово, объяснить почему оно лишнее, назвать корень в 

                            родственных словах.

Жарко, зажарили, жара, жарит

Мороз, морозный, мотор, морозец

Удочка, рыба, рыбалка, рыбак

Гусь, гусыня, гусята, гусеница

VI. Д/з

VII. Итог урока.                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи "Повторение изученного по теме "Имя существительное".

В ходе урока проводится самостоятельная работа с использованием карточек с дифференцированным заданием, что соответствует особенностям каждой группе учащихся....

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе "Повторение и закрепление пройденного по теме "Наречие".

Использование на уроке разнообразных дидактических упражнений, занимательных заданий способствовало более успешному усвоению материала учащимися....

Конспект урока письма и развития речи для 6 класса "Роль прилагательных в речи".

В ходе урока использовано произведение  А.С.Пушкина "Зимнее утро"....

Конспект урока письма и развития речи в нестандартной форме

Конспект урока письма и развития речи по теме "Путешествие в страну Ошибию" разработан для проведения урока работы над ошибками после контрольного  дикт...

Конспект урока письма и развития речи по теме: "Имя существительное. Обобщающий урок".

Учащиеся закрепляют основные грамматические категории имени существительного....

Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.

Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...