Cтатья" Особенности работы в отделении "Милосердие"".
материал по теме

Горбунова Ольга Юрьевна

Данная статья предназначена для специалистов, работающих с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument_2.odt20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение

Детский дом – интернат «Южное Бутово»

Департамента социальной защиты населения города Москвы

Статья
Особенности работы в отделении

 « Милосердие»

(из опыта работы)

                                           Подготовили:

                                                           учителя - дефектологи

                                                                   Горбунова Ольга Юрьевна

                                                                          Иванова Ирина Владимировна

                                Москва 2014

Особенности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

В отделении «Милосердие», где мы работаем, находятся дети с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии  (с тяжелой и глубокой степенью  умственной отсталости, с сочетанными диагнозами ДЦП, синдром Дауна, аутизм, хромосомные нарушения.

 У детей, с которыми мы работаем собственная речь находится в диапазоне от полного ее отсутствия до звукокомплексов, звукоподражаний. Характерно пассивное подчинение, трудности в понимании устного обращения, требуется наглядно-действенная инструкция с жестовым или мимическим уточнением, отмечается слабый интерес к новым предметам. Привлечь их внимание к чему-либо удается лишь на очень непродолжительное время. При выполнении заданий затруднено принятие помощи взрослого. Они не способны к переносу показанного способа действия на аналогичное задание, не различают функционального назначения многих предметов. Основным способом усвоения нового являются лишь совместные действия со взрослым. Самостоятельные действия только на уровне отдельных операций, отсутствует навык самоконтроля, эти дети с трудом ориентируются , навыки самообслуживания полностью отсутствуют, они нуждаются в уходе. Более сформированными оказываются навыки приема пищи: могут открывать рот, держат ложку в руке, едят при этом неаккуратно.

В связи со всеми этими особенностями нами была разработана и внедрена диагностика, которая предусматривает 3 ступени развития.

После обследования детей, мы составляем индивидуальные программы  на каждого ребенка, которая включает в себя следующие   направления: культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, коммуникативные навыки, восприятие речи и речевое развитие, развитие мышления, сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность, формирование моторных навыков ,социальное развитие, обучение элементам игровой деятельности. Согласно учебному плану направлениями в работе дефектолога являются: сенсорное развитие, ППД, развитие моторных навыков, социальное развитие.

Сенсорное развитие: Развиваем  ориентировку на величину, форму. Учимся брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками, при этом  подчеркиваем действия интонацией: « Держи обе ручки это большая матрешка!», «Возьми маленькую матрешку!»; закрываем крышками маленькие и большие коробочки (разные по форме, по величине), опускаем туда соответствующие предметы по размеру, при этом выделяем интонацию голосом, «большой – маленький»; опускаем предметы в различные по форме коробки; закрываем крышками круглые и квадратные коробки; заглядываем в коробки «Что там спрятали?"»,  достаем предметы и снова прячем; раскладываем предметы в две коробки: в одну – кубики, в другую – шарики; или большие шарики в большие коробки, маленькие – в маленькие.

 Развиваем зрительное и слуховое восприятие. Побуждаем ребенка реагировать на появившиеся в его поле зрения предметы (яркие игрушки; мерцающие предметы: фонарик, лампа периодически зажигающиеся, гаснущие; пламя свечи; смена цвета у цветовых фонарей).

Стимулируем реагирование на возникшие в помещении (за его пределами) звуки.

Предметно-практическая деятельность :специальная работа по развитию действий с предметами направлена на развитие мелкой моторики рук и пальцев, целенаправленных манипулятивных действий ( катаем шарики в заданном направлении,  бросаем шарики или другие мелкие предметы в сосуд с узким горлышком, перекладываем предметы из одной коробки в другую, открываем и закрываем коробки, матрешки, деревянные яйца, заполняем отверстия втулками, нанизываем предметы с отверстиями на стержень).

Формирование моторных навыков включает в себя:

-развитие общей моторики  (Развитие общих движений: ходим самостоятельно, используя для поддержки различные средства поддержки и стимулирования (пояс, игрушка в руке ребенка, пяльцы и т.д.); самостоятельно сползаем с дивана, с кресла, с кровати;  влезаем на диван, на кресло, на кровать, используя спинки стула, дивана или подставки,  самостоятельно садимся и встаем со стульчика, со скамейки, ступеньки;  ударяем по мячу ногой из положения стоя, в то время как  сама поддерживаю ребенка за руки.

-развитие тонкой моторики (выполняем несложные манипуляции с предметами:  захватываем, удерживаем  в руках крупные предметы, сначала двумя руками, потом одной, нанизываем пуговицы, крупные бусины на шнурок, застегиваем и расстегиваем пуговицы, молнии, кнопки, достаем бусины ложкой из стакана, наматываем нитки на катушку и  сматываем ее в клубок , стираем ластиком нарисованные предметы, сжимаем и разжимаем эспандер, рисуем точки мелом,  чиркаем каракули карандашом, рисуем пальчиками, кулачком, ладошкой).

-делаем ежедневно массаж рук и пальцев рук;

развитие пространственной ориентировки ( включает ориентировку в схеме собственного  тела; ориентировку в группе; в здании ДДИ; на прогулочной площадке ДДИ; учимся располагать предметы в пространстве и соотносим режимные моменты в разное время суток).

Социальное развитие. По данному направлению работа строится  следующим образом:

- формируем активную реакцию на вербальное обращение, речь.

-формируем умение сосредотачивать внимание при обращении взрослого к ребенку.

-вырабатываем желание взаимодействовать со взрослым.

-формируем умение выполнять простую вербальную инструкцию.

-учим детей слушать речь взрослого и понимать ее.

-учим детей знать назначение предметов окружающего быта.

-учим узнавать действия бытового характера, показывать их, по возможности называть.

Методы и приемы работы.

Конкретное содержание коррекционной образовательной работы и методики зависят от вида, структуры и степени выраженности дефекта (нарушения). Методы и приемы педагогического воздействия используются в практике специального обучения и воспитания те же, что в общей и коррекционной педагогике. При этом данные методы, приемы преломляются с учетом возрастных особенностей детей с нарушенным интеллектом, специфики ментального нарушения, его последствий, то есть вторичных, третичных и т.п. дефектов развития. Сложность структуры (специфические особенности) дефекта, общие закономерности развития ребенка, коррекция и компенсация аномального развития могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зону актуального и ближайшего развития ребенка.

Основной формой организации педагогической работы являются индивидуальные коррекционные занятия. Такие занятия проводятся учителем-дефектологом с каждым ребенком и строятся с учетом  особенностей структуры дефекта каждого воспитанника. На занятиях особое значение придаем речи, она должна сопровождать всю деятельность ребенка, но не подменять ее.

Поэтому используем приемы, которые повышают общую продуктивность взаимодействия ребенка и взрослого:

• приемы эмоционально-речевого воздействия: комментарии всех действий («баю-бай» - укачивание куклы, «топ-топ» - шагает мишка и т.д., речевое сопровождение , изменение интонации голоса, песенки, потешки и т.д.);

• приемы тактильного воздействия (поглаживание, прижатие, обращение к ребенку …);

• приемы, привлекающие внимание (различные «шумелки и гремелки» сюрпризные моменты, «чудесные мешочки» и т.д.);

• приемы поощрения (предложения поиграть новой игрушкой …);

• приемы отсроченного речевого сопровождения;

• подхватывание встречных действий – манипуляций с предметом.

Во всех перечисленных приемах речь взрослого может содержать и пару слов, и несколько предложений, но всегда должна быть направлена на стимулирование действий ребенка.

Кроме того, осуществляется прохождение разделов специальной образовательной программы, корригирование, компенсирование высших психических процессов и формирование отсутствующих, но необходимых для продуктивной коммуникации и усвоения знаний, умений и навыков - качеств личности.

Выделяют следующие способы усвоения воспитанниками общественного опыта:

*совместные действия взрослого и ребенка (метод «рука в руке»)

*указательные жесты (вид стимулирования деятельности);

*подражание действиям взрослого;

*действия по образцу и речевой инструкции;

*поисковые способы ориентировочной познавательной деятельности (целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка).

В своей работе мы активно применяем мультисенсорный подход, т.е на занятиях стараемся задействовать все органы чувств детей. Особенно важно это для детей с нарушениями восприятия, но очень полезен этот подход и для тех, кто страдает недостатком коммуникативных навыков.

«Услышал, увидел, сделал»-вместо того, чтобы просто рассказывать ребенку о том или ином предмете, включаем и другие способы восприятия. Если речь идет о фруктах, показываем , даем потрогать, понюхать, поиграть и попробовать их. Ведь реальный предмет воспринимается гораздо легче, чем картинки. У детей, с нарушением зрения, восприятие активируем через тактильные, вкусовые, обонятельные и слуховые ощущения. Здесь можно использовать метод «рука в руке»-взять руки ребенка в свои и помочь ему. Гораздо лучше запоминается то, что мы видели, или пробовали сделать сами, словом, когда усвоение сопровождается действиями, помогающими закрепить новые сведения и навыки в памяти.

Процесс формирования того или иного навыка у ребенка происходит с большим трудом и требует длительного времени. Он может быть разделен на следующие этапы:

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.  Не продолжителен по времени. Задача - создать у детей положительное отношение, например к умыванию (основной метод –разъяснение).

2.ДИДАКТИЧЕСКИЙ. Обучение приемам выполнения, установление их логической последовательности (основной метод - метод показа).

3.ПРАКТИЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ навыка. Самый продолжительный этап. Осуществляется при помощи методов требования и упражнения (при необходимости-метод совместных действий).

4.КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ детьми навыка с целью определения уровня его сформированности (проверяется методом указующего жеста, речевой инструкции).

Ребенку легче усваивать новые навыки, если овладение ими будет происходить поэтапно, небольшими шагами. Мы не пытаемся обучить ребенка новому виду деятельности за один прием. Например, чтобы научить ребенка катать мяч, сначала мы учим удерживать его в руках. Так же здесь помогает метод «рука в руке».

Не нужно забывать о повторении и настойчивости. Чтобы добиться от ребенка понимания и отклика, нам приходится повторять то или иное слово или действие снова, снова и снова. Но рано или поздно настойчивость в 90%случаев приносит свои плоды. И когда это происходит, мы очень рады и выражаем свое одобрение словесно, мимикой и жестами, хлопаем в ладоши. По мере того, как ребенок все прочнее осваивает новый навык и привыкает к своему достижению, похвала должна плавно сходить на нет.

Самое главное в нашей  работе-терпение. Необходимо кропотливо выполнять свою работу и ребенок скоро сам начнет выполнять все то, что вы от него требуете, сначала под вашим наблюдением, а затем самостоятельно. Правильно подобранная коррекционно-развивающая и реабилитационная работа-ключ к раскрытию потенциальных возможностей ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...