Лексические темы
картотека на тему
Обогащение словарного запаса через лексические темы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskie_temy.doc | 193.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обогащение словарного запаса
через лексические темы
подготовил
учитель-логопед
Беляева О.А.
1/Лексическая тема: «Краски осени».
Расширение словарного запаса детей:
Предметный словарь:
названия времён года, осенних месяцев, листопад, урожай, заморозки, дождь, слякоть, ягоды, грибы, лукошко, стая, клин, вереница, берлога, дупло, листва, пора, названия деревьев, диких животных, перелётных птиц; плащ, сапоги, портфель, школа, зонт
Глагольный словарь:
похолодать, опадать, кружиться, шелестеть, запасать, менять, засыхать, сушить, дуть, моросить, подмерзать
Словарь признаков:
ранняя, поздняя, золотая, пасмурная, осенняя, мокрый, хмурый, косой, разноцветный
Словарь наречий:
мокро, сыро, ненастно, пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ветрено, хмуро
Лексико-грамматический строй речи:
- Дидактические игры и упражнения:
- «Назови соседей» (времена года, осенние месяцы);
- «Что сначала, что потом» (признаки ранней, поздней осени);
- «Правильно-неправильно»(понимание причинно-следственных связей, употребление сложноподчинённых предложений. Образец:
Я взял зонт, потому что пошёл дождь. Пошёл дождь, потому что я взял зонт.
Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.
- «Подбери предметы к признакам» (упражнение в согласовании прилагательных с существительными: осенний – день…; осенняя – погода…; осеннее – настроение…; осенние – дожди…
2.Лексическая тема: «Осенняя ярмарка. Овощи».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
огород, огородник, овощи, овощерезка, урожай, грядки, рассада, теплица, посадка, сорняк, капуста, картошка, свёкла, редиска, репа, редька, лук, чеснок, фасоль, перец, бобы, горох, баклажан, кабачок, морковь, огурец, стручок, кочан, ботва, куст, «вершки», «корешки», борщ, салат, рагу.
Глагольный словарь:
вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, солить, квасить, полоть, мыть.
Словарь признаков:
овощной, красный, зелёный, жёлтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, круглый, овальный, треугольный, вытянутый, гладкий, шершавый, горький, сладкий, солёный, кислый, квашеный, толстый, крепкий, зрелый, ранний, поздний.
Словарь наречий:
рано, поздно, мелко, крупно
Лексико-грамматический строй речи
- Дидактическая игра «Слова-неприятели» (подбор антонимов по теме: ранний - поздний, крупный - мелкий, горький - сладкий и др.)
- Дидактическая игра «Крупный - мелкий» (употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением).
- Дидактическое упражнение «Подбери слово» (подбор однородных прилагательных к существительным: огурец какой? (овальный, зелёный, мелкий, твёрдый, шершавый, водянистый, крупный, вкусный…).
- Дидактическая игра «Соберём урожай» (усвоение глаголов с различным значением: Я срезаю капусту. – Я дёргаю морковь. – Я снимаю огурцы. – Я копаю картошку и др.)
- Дидактическая игра «Поварята» (употребление в речи относительных прилагательных: Я приготовлю овощной суп. – Я испеку капустный пирог и др.)
3.Лексическая тема «Осенняя ярмарка. Фруктовый сад».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
сад, фрукты, плод, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат, апельсин, мандарин, лимон, ананас, виноград, кисть, лоза, дерево, черенок, кожура, косточка, варенье, мармелад, джем, повидло, компот, сок, желе, садовник, посадка, урожай, витамины, здоровье, ломтик, долька, кусочек, вкус, начинка, сухофрукты, изюм.
Глагольный словарь:
расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть.
Словарь признаков:
румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый, полезный, вкусный, красный, зелёный, фиолетовый.
Словарь наречий:
вкусно, кисло, сладко, много, мало, горько, пресно
Лексико-грамматический строй речи
- Дидактическая игра «Скажи наоборот» (подбор и точное употребление антонимов по теме: поздний - ранний, кислый - сладкий, полезный - вредный, высоко-низко, чистый - грязный, крупный - мелкий, гладкий - шероховатый, зрелый - зелёный и др.).
- Дидактическая игра «Что с чем рядом» (закрепление употребления в речи предложных конструкций и существительных в творительном падеже.) Образец: «Рядом с яблоком груша и слива».
- Дидактическая игра «Магазин» (закрепление относительных прилагательных по теме). Образец: «Я куплю апельсиновый сок».
- Дидактическая игра «Бабушкина кладовая» (упражнять в правильном употреблении предлога ИЗ. Образец: «У бабушки в кладовой сок из яблок».)
4.Лексическая тема: «Осень. Деревья, кусты».
Расширение словарного запаса детей:
Предметный словарь:
Время года, осень, зима, весна, лето, сезон, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, сапоги, плащ, куртка, перчатки, свитер, зонт, грибник, урожай, деревья, куст, листья, ковёр (из листьев), берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница, ель, сосна, ива, каштан, жёлудь, ствол, кора, корень, ветка, крона, сук, листва, древесина, пень, шишка, хвоя, крона, плод, семена.
Глагольный словарь:
Наступать, моросить, накрапывать, лить, дуть, срывать (листья), опадать, облетать, кружиться, шелестеть, хмуриться, расписать, пожухнуть, вянуть, краснеть, желтеть, засыхать, засыпать, собирать.
Словарь признаков:
Осенний, пасмурный, прохладный, хмурый, унылый, серые (дни), промозглый, мокрый, проливной, моросящий, косой, красный, жёлтый, бордовый, багряный, узкий, широкий, резной, разноцветный, золотая, рыжий, поздняя, хвойный, лиственный, дряхлый, могучий, высокий, низкий, старый, молодой, трухлявый.
Словарь наречий:
Мокро, сыро, ненастно, пасмурно, хмуро, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, высоко, низко, пышно, редко.
Лексико-грамматический строй речи:
- Дидактическая игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов: ярко-тускло, ранний - поздний и др.. см. расширение словарного запаса).
- Дидактическая игра «Сосчитай листочки» (согласование числительных 1, 2, 5 с существительными).
- Дидактическая игра «В лесу» (упражнение в образовании мн. числа существительных и их употреблении в именительном и родительном падежах. Пример:
У дома растёт берёза, а в лесу растут…(берёзы). В лесу много…(берёз).
- Дидактическая игра «С какого дерева, чей листочек?» (образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными: Это лист берёзы, значит, это берёзовый лист).
5.Лексическая тема: «Дары леса. Грибы и ягоды».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
лес, поляна, опушка, пень, мох, корзина, лукошко, грибник, куст, гриб, боровик, подосиновик, подберёзовик, мухомор, маслёнок, сыроежка, лисичка, опёнок, рыжик, груздь, волнушка, поганка, ножка, шляпка, грибница, чаща, болото, ягода, клубника, смородина, крыжовник, малина, земляника, черника, брусника, клюква, ежевика, рябина, морошка, компот, варенье, сироп, маринад, соленье, джем, желе, салат.
Глагольный словарь:
расти, собирать, готовить, варить, жарить, резать, сушить, солить, мариновать, стоять, прятаться, краснеть, вырастать, заблудиться, аукать.
Словарь признаков:
грибной (дождь, лето, поляна, год), рыхлый (гриб), дружные (опята), мочёный, варёный, сушёный, жареный, солёный, маринованный, белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, ядовитый, сладкий, кислый, ароматный, душистый, садовая, лесная, малиновый, крыжовенное, брусничный, земляничный, клюквенный, червивый.
Словарь наречий:
рядом, далеко, близко, вкусно
Лексико-грамматический строй речи
- Дидактическое упражнение «Продолжи предложение» (активизация, обогащение словаря, закрепление падежных окончаний существительных в косвенных падежах, правильное употребление простых предлогов. Пример:
Мы пошли в лес за опятами, маслятами… (лисичками, волнушками и т.д.).
В лесу растёт много волнушек,…
Грибы растут в лесу, (в чаще, на опушке, вокруг пней и деревьев, во мху, в траве…).
Грибы можно сорвать, срезать…(положить в корзину, почистить, порезать, посушить…).
- Дидактическое упражнение «Объясни словечко»: подосиновик, подберёзовик, боровик, моховик, мухомор, рыжик, волнушка, черника.
- Дидактическая игра «Какое варенье?» (правильное употребление относительных прилагательных: клюквенное, смородиновое и др.)
- Дидактическая игра «Ягодка» (употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением: малинка, рябинка, земляничка, клюковка и др.)
6/Лексическая тема: «Сад – огород. Домашние заготовки».
Расширение словарного запаса детей
Закрепление лексики, отработанной по темам «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды».
Лексико-грамматические игры и упражнения
- Дидактическая игра «В саду или в огороде» (составление сложных предложений с противительным союзом «а»).
- Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (составление сложноподчинённых предложений с союзом «потому что»).
- Дидактическая игра «Бабушкины заготовки» (употребление относительных прилагательных; образование отглагольных прилагательных: солить - солёный, мариновать - маринованный, жарить - жареный, печь - печёный, консервировать - консервированный и их употребление).
- Дидактическая игра «Собираем урожай» (составление предложений с предлогами НА, С, В, ИЗ, ПОД).
7.Лексическая тема: «Наше тело. Правила гигиены».
Расширение словарного запаса детей:
Предметный словарь:
голова, лоб, ухо, нос, глаз, рот, губы, зубы, язык, щека, бровь, ресницы, веко, ноздря, затылок, подбородок, волосы, стрижка, причёска, чёлка, шея, туловище, грудь, живот, спина, рука, плечо, локоть, ладонь, кисть, палец. Ноготь, нога. Колено, пятка, ступня, мышцы, кости; мыло, щётка, паста, полотенце, расчёска, зеркало, мочалка, мыльница. Ножницы, порошок, шампунь, пена, крем, веник, баня, душ. Ванна, кран, струя, массаж, гигиена, закаливание, бассейн, зарядка. Здоровье, болезнь, чистота, физкультура, гигиена.
Глагольный словарь:
дышать, смотреть, ходить, сгибать, слышать, нюхать, петь, чистить, полоскать, бегать, прыгать, топать, хлопать, хмурить, моргать, морщиться, жмуриться, прищуриться, мыть, расчёсывать. Вытирать, стричь, болеть, лечить, улыбаться, смеяться, хохотать, плакать, поворачивать, кивать, полоскать, царапать, чесать, намыливать, смывать, пачкать, согнуть- разогнуть, сжимать- разжимать, умываться, пениться, брить, массажировать, отращивать, ухаживать.
Словарь признаков:
высокий, низкий, длинный, короткий, курносый, левый. Правый, здоровый, болезненный, чистый. Грязный, мокрый, хмурый, весёлый, грустный, удивлённый, испуганный. Смелый, кудрявый, лохматый, симпатичный, уродливый, сильный, слабый, взрослый, детский, бледный, загорелый, смуглый, стройный, сутулый, длинноволосый, длинноногий, синеглазый, широкоплечий. Аккуратный, неряшливый; пенистый, душистый. Махровый, ароматный, сыпучий, хозяйственный, туалетный, банный.
Словарь наречий:
слева, справа, грустно, весело, чисто, аккуратно, страшно, удивлённо, грязно, быстро, медленно, высоко, рано, быстро, легко, мягко, забавно, смешно, заботливо, удобно, необходимо.
Лексико-грамматический строй речи:
- Дидактическая игра «Один-много» (образование множественного числа существительных).
- Дидактическая игра «Я и гномик» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
- Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» (согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои).
- Дидактическая игра «Один-два-пять» (согласование числительных с существительными).
- Развитие связной речи:
- Дидактическая игра «Спроси-ответь» (упражнять детей в умении задавать вопросы и отвечать на них полными предложениями).
- Дидактическое упражнение «Наблюдаем, рассказываем» (составление описательных рассказов по схематичному плану).
8.Лексическая тема: «Дикие животные. Подготовка к зиме».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
волк, заяц, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, рысь, енот, белка, бобр, олень, выдра, барсук, норка, хорёк, крот, названия детёнышей диких животных, хвост, рога, лапы, копыта, клыки, морда, брюхо, шерсть, плутовка, шатун, увалень, змея, гадюка, уж, лягушка, логово, дупло, берлога, нора, запасы, корм, след, охотник, хищник
Глагольный словарь:
ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, запасать, рыть, строить, залегать, впадать (в спячку), сосать, ловить, охотиться, мышковать, грызть, питаться, гнать, догонять
Словарь признаков:
колючий, рыжая, серый, злой, голодный, пушистый, хитрая, бурый, косолапый, неуклюжий, трусливый, полосатый, длинноухий, рогатый, хищный, травоядный, всеядный, земноводный, крупный, слабый
Словарь наречий:
быстро, сильно, ловко, пугливо, стремительно
Лексико-грамматический строй речи
- Дидактическое упражнение «Запрещённое слово» (развитие внимания, активизация словаря признаков): рассмотреть картинку и рассказать, какой волк, не называя слово «злой». Аналогично – о других животных.
- Дидактические игры на образование множественного числа существительных – названий семеек животных (медведь, медведица, медвежонок – медведи, медведицы, медвежата); существительных с уменьшительно-ласкательным значением (зайчик, хвостик).
- Дидактическая игра «В лесу у великана» (образование существительных при помощи суффикса –ИЩ: волчище, зубищи и т.п.).
- Дидактическое упражнение «Сосчитай, не ошибись» (упражнение в согласовании числительных с существительными и прилагательными. Просчитать от 1 до 10 словосочетания: злой волк; длинноухий заяц; хитрая лиса).
- Дидактическое упражнение «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» (упражнение в правильном употреблении притяжательных прилагательных).
- Дидактические игры «Кто где живёт?», «Кто чем питается?» (упражнение в согласовании слов в предложении, в правильном употреблении простых предлогов).
9.Лексическая тема: «Животные холодных и жарких стран».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
леопард, лев, носорог, бегемот, тигр, слон, крокодил, обезьяна, зебра, антилопа, верблюд, кенгуру, пантера, жираф, черепаха, утконос, северный олень, белый медведь, песец, морж, тюлень, морской котик, пингвин, пасть, клыки, хобот, морда, лапы, когти, копыта, грива, бивни, саванна, джунгли, пустыня, охота, Африка, Австралия, хищник, льдина, Север
Глагольный словарь:
охотиться, прятаться, скрываться, прыгать, лазать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться, нападать, подкрадываться, питаться, рычать, грызть, нырять
Словарь признаков:
полосатый, пятнистый, быстроногий, медлительный, сумчатый, выносливый, толстокожий, свирепый, гордый, хищный, травоядный, всеядный, проворный, неповоротливый
Словарь наречий:
быстро, сильно, холодно, морозно, жарко, солнечно
Лексико-грамматический строй речи:
- Дидактическое упражнение «Догадайся, кто это?» (узнавание предмета по признаку, согласование прилагательных с существительными: ловкая – (обезьяна), полосатый -…, пятнистый - …, сильный - … и др.)
- Дидактическое упражнение «Объясни словечко» (развитие словесно-логического мышления, употребление сложноподчинённых предложений с союзом «потому что». Лексика: двугорбый, одногорбый, носорог, утконос, пустыня, сумчатые).
- Дидактическая игра «В зоопарке» (употребление порядковых числительных; составление простого распространённого предложения с предлогом В. Образец составленного предложения: В первой клетке я увидел слона. Во второй клетке я увидела белого медведя.
- Дидактическая игра «Кого везут в зоопарк?» (употребление притяжательных прилагательных в составе предложения: «Это слоновий хобот, значит, в зоопарк везут слона»).
10.Лексическая тема: «Перелётные птицы».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
птицы, ласточка, журавль, грач, скворец, лебедь, стриж, аист, жаворонок, дрозд, соловей, кукушка, стая, косяк, клин, вереница, перья, оперение, пух, крыло, хвост, клюв, лапа, яйца, птенцы, гнездо
Глагольный словарь:
петь, щебетать, кричать, курлыкать, кружить, летать, вить, высиживать, кормить, клевать, зимовать
Словарь признаков:
пуховый, журавлиный, утиный, лебединый, гусиный, лебединая (песня, верность), перелётные, насекомоядные, водоплавающие, заботливый, крылатый, голосистый, длинношеяя
Словарь наречий:
громко, быстро, холодно, рано (раньше), поздно (позже)
Лексико-грамматический строй речи:
- Дидактическое упражнение «Объяснялки»: водоплавающие, насекомоядные.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Дидактическое упражнение «Как улетают птицы?» (гуси, утки, лебеди улетают вереницей; ласточки, грачи, скворцы – стаей; журавли – клином; кукушки – поодиночке. Примечание: на доске схематически изобразить, как улетают птицы).
- Дидактическая игра «Назови птенца» (у грача – грачонок; грачата; у кукушки кукушонок, кукушата и т.д.).
- Дидактическая игра «Чьи крылья?» (образование и употребление в речи притяжательных прилагательных: утиные, лебединые и т.д.).
11.Лексическая тема: «Зимующие птицы».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
голубь, сорока, ворона, галка, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, сойка, куропатка, овсянка, рябчик, тетерев, глухарь, названия частей тела птиц, кормушка, корм, сало, зерно, ягоды
Глагольный словарь:
летать, искать, кормиться, клевать, каркать, ворковать, чирикать, нахохлиться, зимовать, голодать, смастерить, повесить, насыпать, подкармливать
Словарь признаков:
зимующие, взъерошенный, нахохлившийся, голодный, серый, шустрый, красногрудый, желтогрудые, пёстрый
Словарь наречий:
холодно, голодно, морозно
Лексико-грамматический строй речи
Дидактические игры и упражнения:
- «Какое слово не подходит?»: голубь, голубок, голубизна, голубка, голубятня; сова, совушка, совет, совиный.
- «Назови ласково» (упражнение в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование прилагательных с существительными): чёрное перо – чёрненькое пёрышко, серая спина – серенькая спинка, пёстрые крылья – пёстренькие крылышки, белая шея - …, красная грудь - …, острые когти - …, длинный хвост - …, шустрые лапы - … .
- «Что могут птицы?» (упражнение в правильном употреблении приставочных глаголов от глагола «летать»; составление предложений с приставочными глаголами).
- «Кто у кормушки?» (согласование числительных с существительными и прилагательными: У кормушки два голодных воробья.)
12.Лексическая тема: «Одежда, обувь, головные уборы».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
одежда, ателье, фабрика, швея, сапожник, магазин, пальто, плащ, куртка, шуба, комбинезон, брюки, джинсы, юбка, платье, сарафан, свитер, джемпер, кофта, рубашка, футболка, шорты, майка, трусы, колготки, гольфы, носки, шапка, берет, кепка, бейсболка, шляпа, панама, платок, косынка, варежки, рукавицы, перчатки, шарф, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, кеды, валенки, галоши, нитки, иголка, спицы, мулине, названия частей одежды, обуви, головных уборов
Глагольный словарь:
надевать, одевать, обувать, чистить, гладить, стирать, пачкать, шить, вязать, вышивать, чинить
Словарь признаков:
зимний, осенний, демисезонный, женский, мужской, детский, удобный, тёплый, нарядный, повседневный, чистый, грязный, выглаженный, выстиранный, шерстяной, трикотажный, меховой, вельветовый, кожаный, резиновый, лёгкий, верхняя, нижняя, головной (убор)
Словарь наречий:
мал, велик, нарядно, красиво, опрятно, аккуратно
Лексико-грамматический строй речи
Дидактические игры и упражнения:
- «В ателье», «На швейной фабрике», «В сапожной мастерской» (активизация и обогащение словарного запаса детей, составление простых распространённых предложений).
- «Какой, какая, какое, какие?» (упражнение в правильном употреблении относительных прилагательных).
- «Назови лишний предмет» (дифференциация одежды-обуви-головных уборов; частей и целого).
- «Путаница» (усвоение связи слов в простых распространённых предложениях). Образец: Таня, платье, на, цветок, белый, вышивать – Таня вышивает на платье белый цветок.
13.Лексическая тема: «Новогодний праздник».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
зима, декабрь, январь, февраль, мороз, снежинка, утренник, хоровод, карнавал, костюм (карнавальный), подарки, праздник, Новый год, Дед Мороз, Снегурочка, маски, ёлка, игрушки, украшения, гирлянда, выступление, сказка
Глагольный словарь:
украшать, наступать, приглашать, выступать, наряжать, встречать, водить (хоровод), петь, танцевать, кружиться, праздновать, блестеть
Словарь признаков:
новогодняя, сказочная, блестящая, волшебная, нарядная, разноцветная, резная, ёлочная (игрушка), карнавальный
Словарь наречий:
шумно, весело, празднично, нарядно, интересно, сказочно, красочно
Лексико-грамматический строй речи
Дидактические игры и упражнения:
- «Кто пришёл на ёлку?» (упражнение в согласовании числительных от 1 до 5 с существительными). У каждого ребёнка картинка с «гостем»; педагог показывает карточку с цифрой, а ребёнок составляет предложение по своей картинке, например: На праздник пришли 2 лисы(3 снеговика…).
- «В лесу» (упражнение в образовании и употреблении приставочных глаголов). Педагог начинает предложение, а ребёнок заканчивает его словом, похожим на слово-действие «рубить».
Лексический материал
Дед Мороз ... (срубил) елку в лесу.
Браконьеры ... (вырубили) все елки на поляне.
Папа ... (отрубил) у елки сломанные ветки.
Лесник делал ... (зарубки) на елках, которые он выбрал для праздника.
- «Скажи правильно» (упражнение в образовании прилагательных от существительных). Ребёнок слушает фразу и повторяет её правильно. В случае затруднения педагог помогает вопросом какой? (Какая? Какое? Какие?)
Лексический материал
К нам приходил (добро) Дед Мороз. Какой к нам Дед Мороз приходил? Добрый. К нам приходил добрый Дед Мороз.
Снеговик принес (холод) сосульку. Какую сосульку принес Снеговик? Холодную. Снеговик принес холодную сосульку.
Снегурочка принесла (красота) звезду. Какую звезду принесла Снегурочка? Красивую, Снегурочка принесла красивую звезду.
На елке висит (зелень) шар. Какой шар висит на елке? Зеленый. На елке висит зеленый шар.
14.Лексическая тема: «Зима» (обобщение).
Расширение словарного запаса детей:
Предметный словарь:
названия времён года, зимних месяцев, пурга, метель, вьюга, мороз, стужа, узор, снег, лёд, наст, сугроб, оттепель, снежинка, снеговик, сосулька, пороша, позёмка, гололёд, снегопад, лыжи, лыжня, коньки, каток, снегоход, снегокат, санки, каток, снежки, Новый год, кормушка, названия зимующих птиц, кормушка, иней, буран, следы, повадки(животных в лесу)
Глагольный словарь:
падать, покрывать, ложиться, лепить, скользить, украшать, заметать, морозить, замерзать, ехать, взбираться, кружиться, праздновать, блестеть, искриться, хрустеть, зимовать, рисует (узоры), капать, таять, леденеть, замирать (о природе)
Словарь признаков:
холодный, морозный, искристый, блестящий, хрупкий, резной, лёгкий, рассыпчатый, белый, глубокий, мягкий, нарядный, рыхлый, липкий, мокрый, зимний, трескучий, прозрачный, ледовый, ледяной, снежный
Словарь наречий:
холодно, голодно, морозно, зябко, празднично, нарядно, красочно
Лексико-грамматический строй речи:
Дидактические игры и упражнения:
- «Какой? Какая? Какое? Какие? (подбор признаков к словам: ЗИМА, СНЕГ, ЛЁД, СНЕЖИНКА и др.)
- «Чего не бывает зимой?» (закрепление признаков зимы, усвоение категории родительного падежа существительных)
- «Зимние забавы» (употребление приставочных глаголов: на-, за -, от -, пере-, у-, объ-ехал; от-, за-, у-, при-, пере-катился; закрепление употребления пространственных предлогов)
- «Закончи предложение» (составление сложных предложений со значением противопоставления; согласование числительных с существительными. У Светы одни санки, а у двойняшек (двое санок). У Светы одни лыжи, а у двойняшек две пары (лыж). У Светы одни коньки, а у двойняшек (две пары коньков).
15.Лексическая тема: «Дом. Строительство».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
дом, изба, строение, магазин, театр, цирк, школа, сад (детский), больница, стройка, строитель, архитектор, блок, кирпич, кладка, цемент, котлован, кран (подъёмный), фундамент, стена, крыша, труба, потолок, пол, окно, рама, подоконник, балкон, чердак, подвал, лестница, ступенька, этаж, лифт, дверь, подъезд, площадка (лестничная), квартира, комната, ванная, туалет, детская, спальня, кухня, гостиная, прихожая, чистота
Глагольный словарь:
строить, класть (кирпич), поднимать, возводить, ломать, разрушать, ремонтировать, красить, мыть, покупать, продавать, украшать, любить
Словарь признаков:
высокий, низкий, новый, красивый, блочный, деревянный, кирпичный, каменный, городской, загородный, деревенский, многоэтажный, одно(двух-, трёх- и т.д.)этажный, высотный, жилой, треугольная (крыша), прямоугольная (дверь), квадратное (окно), круглое (окно)
Словарь наречий:
красиво, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро, просторно, чисто
Лексико-грамматические игры и упражнения:
- «Что делают?» (Подбор однородных слов-действий к слову «дом»: строят, ломают, разрушают, покупают…).
- «Дом с чем?» (закрепление в речи слов-названий частей дома; упражнение в употреблении существительных ед. и мн. числа творительного падежа с предлогами С/СО. Педагог предъявляет картинку-часть дома, а дети комментируют: «Дом с крышей. Дом со стенами….).
- «Домик для Гномика» (упражнение в правильном употреблении существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением; в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Педагог говорит предложение, а ребёнок изменяет его так, чтобы появились «ласковые» слова: «Гном живёт в низком доме. - Гномик живёт в низеньком домике».)
- «Какой? Какая? Какое? Какие?» (Упражнение в практическом употреблении относительных прилагательных: кирпичный, деревянный, блочный, каменный, глиняный, бревенчатый, соломенный, ледяная. Закреплять образование сложных слов: одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный…)
16.Лексическая тема: «Квартира. Мебель. Электроприборы».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
квартира, название комнат по назначению, пол, потолок, окно, рама, подоконник, стекло, форточка, стена, балкон, дверь, печь, мебель, стол, стул, кресло, табуретка, диван, тахта, кушетка, софа, кровать, стенка, этажерка, шкаф, буфет, сервант, полка, кухня, гарнитур, фабрика, краснодеревщик, столяр, полка, столешница, спинка, подлокотник, дверца, ручки, ножки, сидение, обивка, дерево, пластмасса, металл, дуб, берёза; электроприборы, электричество, розетка, вилка, шнур, телефон, пылесос, телевизор, магнитофон, компьютер, холодильник, фен, торшер, лампа, люстра, утюг, мясорубка, электрик, хозяйка, домохозяйка, уборщица
Глагольный словарь:
покупать, ремонтировать, красить, мыть, обустраивать, забивать, собирать, расставлять, включать, работать, гудеть, помогать, стирать, сушить, готовить, убирать, гладить, охлаждать, морозить, пылесосить, светить
Словарь признаков:
высокий, низкий, широкий, узкий, просторный, деревянный, пластмассовый, металлический, кухонная, спальная, письменный, обеденный, журнальный, сервировочный, детский, мебельный, мягкая, берёзовый, дубовый, удобный, электрический, стиральная, швейная, опасный, полезный, домашний, цветной
Словарь наречий:
высоко, низко, удобно, уютно, мягко, слева, справа, близко, далеко, быстро, чисто, опасно
Лексико-грамматические игры и упражнения:
- «Обставим квартиру» (развитие ориентировки в пространстве, активизация словаря, совершенствование навыка слогового анализа: деление на слоги слов-названий предметов мебели, электроприборов)
- «Подскажи словечко» (развитие грамматического строя речи,
закрепление предлогов, падежных форм имен существительных)
Костя в комнату вошел
И поставил сок... (НА стол).
Всем детишкам по конфете
Взял из вазочки... (В буфете).
Маша в комнату впорхнула,
Шарф и плащ взяла... (СО стула).
Катя вынула жирафа,
Мяч и гномика... (ИЗ шкафа).
Закатила барабан
Наша Оля... (ПОД диван).
На портрете — Аня с бантом,
А портрет тот.. (НАД сервантом).
Книжку новую Ивана
Я достал... (ИЗ-ПОД дивана).
Если хочет Миша спать,
Он приляжет... (НА кровать).
Чтобы ноги отдохнули,
Посидит чуть-чуть... (НА стуле).
Почитать хотим мы если,
То развалимся мы... (В кресле).
Н. Нищева
- «Какой? Какая? Какое? Какие?» (Подбор определений к существительным – по назначению и по материалу, из которого сделана: книжный, кухонная, плетёная и т.д.)
17.Лексическая тема: «Посуда. Продукты питания».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
посуда, тарелка, сервиз, чашка, стакан, кружка, блюдце, вилка, ложка, нож, чайник, поварёшка, кастрюля, сковорода, дуршлаг, ковш, сито, тёрка, мясорубка, скалка, противень, кофейник, миска, ваза, кувшин, графин, носик, ручка, крышка, стенка, дно; аппетит, молоко, масло, сыр, йогурт, кефир, творог, мороженое, сметана, майонез, яйцо, макароны, простокваша, колбаса, мясо, фарш, курятина, свинина, говядина, рыба, котлета, гарнир, пюре, ветчина, сосиска. сарделька, мука, хлеб, булка, батон, торт, пирог, пирожное, сухарь, компот, кисель, какао, кофе, чай, сок, варенье, джем, конфета, зефир, мармелад, шоколад, каша, бульон, суп, салат, бутерброд, крупа, борщ, щи, вкус, запах, аромат, специи, соус, кетчуп; металл, фарфор, стекло, хрусталь, пластмасса, глина, чугун, дерево, серебро, завтрак, обед, полдник, ужин, кухня, повар, кулинар, кондитер, пекарь, столовая
Глагольный словарь:
готовить, варить, жарить, печь, тушить, чистить, мариновать, кипятить, месить, лепить, греть, взбивать, мазать, отрезать, нарезать, остудить, подогреть, чистить, резать, разбивать, вытирать, мыть, накладывать, накрывать, кушать, есть, тереть, просеивать, завтракать, обедать, ужинать
Словарь признаков:
хрупкая, прочная, новая, красивая, удобная, стеклянная, чугунная, металлическая, фарфоровая, кухонный, столовый, чайный, глубокий, мелкий, обеденный, вкусный, сладкий, солёный, кислый, жирный, тёплый, холодный, горячий, перчёный, мучной, молочный, мясной, рыбный, хлебобулочный, сливочный, растительный, печёный, подсолнечный, копчёный, варёный, жареный, тушёный, маринованный, соевый, кукурузный, оливковый, заварной
Словарь наречий:
вкусно, сладко, горячо, кисло, горько, красиво, удобно, чисто
Лексико-грамматические игры и упражнения:
- «Объяснялки» (обогащение словаря, развитие словесно-логического мышления: простокваша, маслобойка, кофемолка, мясорубка, прихватка, домохозяйка).
- «Чего не хватает?» (употребление существительных в родительном падеже. У чайника нет носика.)
- «Назови одну» (фасолина, горошина, виноградина, картофелина, макаронина, изюмина, мармеладина, рыбина)
- «Где живут продукты?» (обогащение словаря, образование слов при помощи суффиксов: сахар – сахарница; сухарь – сухарница; селёдка – селёдочница; хлеб – хлебница; салат – салатница; конфета – конфетница; перец – перечница; масло – маслёнка, соль – солонка; чай – чайник; кофе – кофейник).
- «Какой? Какая? Какое? Какие?» (образование и употребление относительных прилагательных: металлический, фарфоровый, глиняный, хрустальный, гречневая, оливковое, куриная, сливочное и др.)
18.Лексическая тема: «Домашние животные и их детёныши».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
животные, корова, бык, лошадь, конь, коза, кролик, собака, пёс, кошка, кот, свинья, кабан, овца, баран, козёл, осёл, названия детёнышей животных, грива, вымя, копыта, когти, рога, хвост, морда, шерсть, табун, стадо, пастух, сено, свинарка, доярка, конюх, конюшня, хлев, конура (будка), польза
Глагольный словарь:
мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, ржать, прыгать, бегать, скакать, есть, грызть, жевать, лакать, пить, кормить, сторожить, охранять, ласкаться, кусаться, пастись, облизывать
Словарь признаков:
пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, крупный, мелкий, полезный, длинный, короткий, густой, умный, быстрый, копытные, молочные, бодливые, мясные
Словарь наречий:
быстро, медленно, жалобно, полезно, тепло
Лексико-грамматические игры и упражнения:
- «Кто кем будет?» (закрепление названий детёнышей домашних животных, развитие логического мышления, употребление существительных в творительном падеже).
- «Кто хозяин?» (употребление притяжательных прилагательных, их согласование с существительными в роде и числе: лошадиный хвост – лошадиное ухо – лошадиная голова – лошадиные копыта).
- «Кто чем питается?» «Кто где живёт?» «Кто чем защищается?» (активизация словаря, употребление предложно-падежных конструкций).
- «Кто как голос подаёт?» (активизация глагольного словаря).
19.Лексическая тема: «Дикие животные зимой».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
волк, заяц, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, рысь, енот, белка, бобр, олень, выдра, барсук, норка, хорёк, крот, названия детёнышей диких животных, хвост, рога, лапы, копыта, клыки, морда, брюхо, шерсть, плутовка, шатун, увалень, логово, дупло, берлога, спячка, нора, запасы, корм, стая, след, охотник, хищник
Глагольный словарь:
ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, запасать, рыть, строить, залегать, заметать, впадать (в спячку), сосать, ловить, охотиться, мышковать, грызть, питаться, гнать, догонять
Словарь признаков:
колючий, рыжая, серый, белый, злой, голодный, пушистый, хитрая, бурый, косолапый, неуклюжий, трусливый, полосатый, длинноухий, рогатый, хищный, травоядный, всеядный, крупный, слабый
Словарь наречий:
быстро, сильно, ловко, пугливо, стремительно, холодно, голодно
Лексико-грамматические игры и упражнения:
- «В лесу у Гномика» (согласование прилагательных и существительных с уменьшительно-ласкательным значением в роде, числе, падеже. Пример: хитренькая лисичка, серенькая белочка).
- «В лесу у Великана» (упражняться в образовании и употреблении существительных при помощи суффикса -ищ-: зайчище, медведище, ежище и т.д.)
- «Сосчитай, не ошибись» (согласование прилагательных и числительных с существительными. Пример: один злой волк; пять трусливых зайцев; семь серых белочек.) Примечание: дети называют словосочетания с числами от 1 до 10.
- «Чей след на снегу?» (употребление притяжательных прилагательных: лисий, заячий и т.д.)
20.Лексическая тема: «Защитники Отечества».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
армия, солдат, родина, Отечество, защитник, офицер, военный, снайпер, танкист, ракетчик, лётчик, парашютист, защитник, ракетчик, десантник, матрос, моряк, звание, полководец, генерал, ракета, танк, парашют, пограничник, каска, шлем, бескозырка, герой, бомба, отвага, награда, медаль, орден, мужество, блокада, противник, враг, война, подводник, пехотинец, доброволец, предатель
Глагольный словарь:
воевать, защищать, драться, ранить, перевязать, вылечить, победить, сражаться, восстанавливать, сопротивляться
Словарь признаков:
храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, доблестный, военный, армейский, раненый, рядовой, подводный, морской, воздушный
Словарь наречий:
мужественно, отважно, смело, страшно
Лексико-грамматические игры и упражнения
- «Назови, кто это?» (упражнять в образовании и употреблении существительных: управляет вертолётом – вертолётчик; аналогично: танкист, пехотинец, артиллерист, моряк, десантник, парашютист, ракетчик, подводник, связист, пограничник, радист).
- «Сосчитай до пяти» (согласование числительных с прилагательными и существительными: один лёгкий танк; одна подводная лодка и т.д.)
- «Объясни словечко»: пограничник, подводник, тельняшка, бескозырка, доброволец, противник, бомбоубежище
- «Исправь предложения» (развитие словесно-логического мышления, усвоение связи слов в простых распространённых и сложных предложениях: Вертолётчик поднял вертолёт в воздух и завёл мотор. Бомба разорвалась потому, что образовалась воронка. Снаряды взрывались, потому что бойцы укрылись в окопе. Солдат выполнил задание, поэтому офицер дал ему приказ.
21.Лексическая тема: «Ранняя весна».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
весна, март, апрель, май, приметы, оттепель, сосулька, капель, проталина, ледоход, половодье, наводнение, лужа, ручей, грач, уборка (снега), обрезка (деревьев), первоцвет, подснежник, мимоза, тюльпан, почка, верба, погода, настроение, пробуждение, веснушки
Глагольный словарь:
бежать, журчать, звенеть, таять, трескаться, греть, капать, прилетать, расцветать, распускаться, набухать, убирать, обрезать, просыхать, освобождаться (от снега, льда), пахнуть
Словарь признаков:
весенний, ранняя, поздняя, затяжная, яркий, рыхлый, грязный, тёмный, ноздреватый, снегоуборочная (машина), тонкий, нежный, хрупкий, красивый, пушистый, душистый, холодный, прозрачный
Словарь наречий:
холодно, тепло, солнечно, ярко, светло
Лексико-грамматические игры и упражнения:
- «Подбери слова» (подбор слов-действий и признаков к существительным. Весна что делает? – приходит, наступает, шагает…, какая? – ранняя, поздняя, дружная, звонкая, холодная, цветущая…; снег – тает, чернеет.., рыхлый, тёмный, мокрый…; солнце – светит, греет…, ласковое, весеннее, яркое…).
- «Посмотри и назови» (составление простых распространённых предложений о признаках весны с опорой на картинки).
- «Исправь ошибку» (употребление сложноподчинённых предложений с союзом потому что; установление причинно-следственных связей. Примеры: Засветило солнышко, потому что стало тепло. Тает снег, потому что текут ручьи. Пришла весна, потому что прилетели грачи.)
- «Объяснялки». Почему так говорим: подснежник, проталина, оттепель, капель, сосулька, первоцвет.
- «Сосчитай до пяти» (упражнение в согласовании числительных с прилагательными и существительными. Примеры: один звонкий ручеёк, два звонких ручейка, три …, четыре …, пять звонких ручейков. Одна душистая мимоза,…; один нежный подснежник, … ).
- «Закончи предложение» (употребление сравнительной степени прилагательных).
Солнце светит ярко, а будет светить ещё … (ярче).
Снег таял быстро, а будет таять ещё … .
День длинный, а станет ещё … .
Небо высокое, а станет ещё … .
Ветер тёплый, а станет ещё … .
22.Лексическая тема: «Мамин день. Семья».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
семья, папа, мама, родители, брат, сын, дочь, сестра, сирота, бабушка, дедушка, тётя, дядя, племянница, племянник, внук, внучка, друг, подруга, праздник, подарок, букет, цветы
Глагольный словарь:
родиться, расти, растить, заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, нянчить, стирать, готовить, убирать, гладить, накрывать (на стол), мыть, работать, протирать, вытирать, ухаживать, дружить, дарить, поздравлять
Словарь признаков:
младший, старший, старый, молодой, взрослая, большой, маленький, дружная, крепкая, культурная, здоровая, ласковая, трудолюбивая, добрая, любимая, дорогая, лучшая, родная, заботливая, строгая, вежливая, послушная, воспитанная
Словарь наречий:
ласково, весело, дружно, празднично, нарядно
Лексико-грамматические игры и упражнения:
- «Сравни по возрасту» (употребление сравнительной степени прилагательных: старше, младше, выше, взрослее; составление предложений со значением противопоставления: Наша семья дружная, а ваша дружнее. Мама старше дочки, но младше бабушки.
- «Сосчитай до пяти» (согласование числительных с прилагательными и существительными: одна младшая сестра, две старшие сестры…, пять старших сестёр).
- «Выбери родственников»: мама, папа, сестра, соседка, бабуля, дворник, отец, водитель, друг, дедушка, внук
- «С кем ты живёшь?» (составление предложений с предлогом С . Я живу с мамой, с папой, с бабушкой…).
23.Лексическая тема: «Профессии».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
работа, труд, профессия, воспитатель, учитель, врач, инженер, строитель, библиотекарь, рабочий, повар, портной, сапожник, парикмахер, артист, балерина, певица, художник, фотограф, шахтёр, маляр, плотник, инструменты, рубанок, топор, молоток, пила, напёрсток, ножницы, шило, выкройка, кисть, мольберт, микрофон, сцена, библиотека
Глагольный словарь:
работать, трудиться, создавать, лечить, учить, строить, выдавать, готовить, шить, кроить, читать, фотографировать, чинить, стричь, пилить, рубить, строгать, забивать, добывать, танцевать
Словарь признаков:
рабочий, нужный, полезный, интересный, трудный, красивый, больной, здоровый, необходимый, острый, металлический, разный, различный, строгая, сильный
Словарь наречий:
Нужно, необходимо, трудно, аккуратно, красиво, глубоко, ровно
Лексико-грамматические игры и упражнения:
- «Кто что делает?» (Вариант 1. Расширение глагольной лексики: учитель что делает ? – Учит. Вариант2. Образование существительных от глаголов: учит кто? - Учитель)
- «Подбери слово» (подбор подходящих по смыслу определений: учитель какой? – Умный, добрый. Балерина какая? – Талантливая, красивая, интересная).
- «Кем хочешь быть?», «Кому что нужно?», «Кто чем работает?» (упражняться в правильном употреблении существительных в косвенных падежах, в правильном употреблении предлогов)
24. Лексическая тема: «Комнатные растения».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
цветок, растение, азалия, амариллис, фиалка, кактус, бегония, герань, камнеломка, традесканция, розан, толстянка, алоэ, аспарагус, бальзамин, колеус, фикус, стебель, лист, черенок, луковица, вредитель, корень, ус, горшок, кашпо, вазон, поддон, земля, влага, почва, лейка, полив, опрыскиватель, подкормка, удобрение
Глагольный словарь:
поливать, протирать, ухаживать, рыхлить, обрезать, удобрять, подкармливать, пересаживать, размножать, цвести, засыхать
Словарь признаков:
сочный, зелёный, хрупкий, влажный, тёплый, комнатное, ароматный, яркий, вьющийся, красивый
Словарь наречий:
ярко, быстро, долго, рано
Лексико-грамматические игры и упражнения:
- «Что лишнее?» (развитие слухового внимания, мышления, составление сложноподчинённых предложений. Примерные цепочки слов: фикус, одуванчик, амариллис, розан; толстянка, фиалка, колокольчик, хлорофитум).
- «Сосчитай до пяти» (упражнение в согласовании числительных с прилагательными и существительными).
- «Переставь цветок» (составление предложений с предлогами на, с, от, к, в, у, под, из, из-за, из-под, между).
25.Лексическая тема: «Рыбы. Животный мир океана».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
океан, море, река, озеро, пруд, аквариум, дно, водоросли, рыба, медуза, звезда, акула, дельфин, скат, краб, рак, меч-рыба, пила-рыба, игла-рыба, скумбрия, ставрида, камбала, горбуша, сельдь, корюшка, окунь, форель, сом, щука, карась, лещ, судак, плотва, ёрш, пескарь, гуппи, меченосец, скалярия, гурами, барбус, чешуя, клешня, голова, хвост, плавник, жабры, брюшко, кость, рыболов, рыбак, удочка, леска, сеть, крючок, наживка, рыбозавод, рыбопродукты, икра, икринка, малёк
Глагольный словарь:
плавать, нырять, хватать, ловить, удить, чистить, мыть, разделывать, потрошить, резать, солить, варить, жарить, запекать
Словарь признаков:
подводный, глубоководный, дно, хищный, острые (зубы), опасный, усатый, разнообразный, изумительный, речной, морской, озёрный, аквариумный, рыбья (-ий, -ье, -ьи)
Словарь наречий:
глубоко, мелко, быстро, красиво, опасно, вкусно
Лексико-грамматические игры и упражнения:
- «Подбери словечко» (подбор глаголов к слову «рыба»: ловить, чистить, мыть, коптить, вялить, жарить, потрошить и т.д.)
- «Великаны» (употребление существительных с увеличительными суффиксами -ище, -ища: пескарище, окунище, ершище, сомище, акулища, крабище, рыбища и т.д.)
- «В гостях у Гномика» (употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: плотвичка, сомик, крабик, окунёк, селёдочка, медузка и т.д.)
- «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» (упражнение в употреблении притяжательных прилагательных: рыбья голова, рыбий хвост, рыбье брюшко, рыбьи плавники; акулий (-ья, -ье, -ьи) и т.д.)
- «Рыболов» (согласование числительных с прилагательными и существительными: Рыболов поймал две огромные щуки, пять маленьких плотвичек, одного колючего ерша).
26.Лексическая тема: «Транспорт. Профессии на транспорте».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
транспорт, троллейбус, автобус, трамвай, такси, мотоцикл, велосипед, лодка, катер, корабль, самолёт, вертолёт, ракета, метро, электричка, поезд, шпалы, рельсы, трасса, автомобиль, пассажир, грузовик, самосвал, бульдозер, трактор, пирс, пристань, ангар, вокзал, гараж, порт, аэродром, депо, иллюминатор, крыло, хвост, трап, штурвал, шасси, пропеллер, парашют, остановка, фургон, цистерна, светофор, переход, регулировщик, кузов, кабина, колесо, руль, капот, фара, бампер, салон, якорь, корма, парус, каюта, палуба, винт, кок, шофёр, водитель, тракторист, машинист, лётчик, пилот, штурман, капитан, матрос, юнга, велосипедист, мотоциклист
Глагольный словарь:
ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать, причаливать, взлетать, приземляться, тормозить, выруливать, ремонтировать, буксовать, возить, грузить, садиться, прицепляться, переходить
Словарь признаков:
воздушный, водный, наземный, подземный, дорожный, железнодорожный, пассажирский, легковой, грузовой, быстрый, скорый, аварийный, морской, речной, автомобильный, снегоуборочный, трамвайная, автобусная, троллейбусная (остановка)
Словарь наречий:
быстро, медленно, удобно, высоко
Лексико-грамматические игры и упражнения:
- «Машина сломалась» ( употребление существительных в родительном падеже с предлогами У, БЕЗ: у автомобиля нет колеса, колёс; грузовик без фары).
- «Путешествие» (употребление предложно-падежных конструкций с предлогами НА, В: Сначала я полечу на самолёте, а потом пересяду в поезд…).
- «Объясни слово» (образование сложных слов способом словосложения, объяснение их значения: самолёт, самокат, снегоход, снегокат, самосвал, луноход, бензовоз, молоковоз, тепловоз).
- «Закончи предложение» (упражнение в образовании сравнительной степени прилагательных: Самолёт летит ВЫСОКО, а ракета – (ВЫШЕ).
Самолёт летит ДАЛЕКО, а ракета – ДАЛЬШЕ. Аналогично: быстро – быстрее; мощный – мощнее; тяжёлый – тяжелее; просторный – просторнее; длинный – длиннее; быстроходный – быстроходнее).
- «Кто чем управляет?» (активизация словаря – профессии; употребление существительных в творительном падеже).
27.Лексическая тема: «Космос».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
Земля, Луна, Солнце, Марс, Большая Медведица, небо, небосвод, облако, космос, космонавт, земляне, марсиане, инопланетянин, планета, звезда, корабль, ракета, спутник, луноход, комета, созвездие, станция, скафандр, отсек, невесомость, туманность, телескоп, астроном, затмение, орбита, планетарий
Глагольный словарь:
светить, сверкать, мерцать, лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать
Словарь признаков:
солнечный, лунный, земной, звёздный, космический, искусственный, межзвёздный, межпланетный, бесстрашный, находчивый, волевой, целеустремлённый
Словарь наречий:
быстро, стремительно, далеко, высоко, ярко, темно, тесно
Лексико-грамматические игры и упражнения:
- «Сосчитай до пяти» (упражнение в согласовании числительных с прилагательными и существительными: один искусственный спутник, два искусственных спутника…, пять искусственных спутников; одно яркое созвездие…; одна космическая станция…).
- «Скажи наоборот» (упражнение в точном подборе слов-антонимов: далеко – близко, высоко -…, темно - …, ярко - …, тесно - …, улететь - …, взлетать - …).
- «Где какой?» (упражнение в подборе прилагательных, образованных от существительных: на Земле – земной, на Луне - …, на Солнце - …, на Марсе - …, в космосе - …, на звезде - …).
- «Распутай путаницы» (упражнение в согласовании слов в предложении: Луна, вращаться, Земля, вокруг. Земля, меньше, Луна. Земля, Луна, спутник, это. Космическая, облетать, станция, Земля, вокруг).
28.Лексическая тема: «Цветы».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
цветы, растения, первоцвет, подснежник, ландыш, фиалка, тюльпан, нарцисс, пион, роза, мак, хризантема, георгин, гладиолус, астра, ирис, лилия, гвоздика, маргаритка, колокольчик, ромашка, лютик, незабудка, одуванчик, мать-и-мачеха, василёк, кувшинка, стебель, корень, лист, цветок, бутон, лепесток, букет, венок, семечко, луковица, запах, аромат, клумба, луг, поле, лес, сад, цветник, цветовод
Глагольный словарь:
расти, цвести, распускаться, раскрываться, вянуть, опадать, засыхать, нюхать, благоухать, сажать, выкапывать, срывать, срезать, собирать, плести, ухаживать, поливать, удобрять, разводить, выращивать
Словарь признаков:
садовые, лесные, полевые, луговые, ранние, первые, поздние, весенние, яркий, нежный, хрупкий, ароматный, душистый, красивый, пёстрый, цветной, живой, искусственный
Словарь наречий:
рано, красиво, красочно, ярко, быстро, долго, пёстро
Лексико-грамматические игры и упражнения:
- «Что лишнее?» (развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления; упражнение в составлении сложноподчинённых предложений. Примерные цепочки слов: роза, гладиолус, одуванчик, астра; бутон, ромашка, стебель, лист; василёк, лютик, букет, незабудка).
- «Закончи предложение» (уточнить, расширить глагольный словарь детей. Образец. На клумбе цветы (что делают?) – растут, цветут, засыхают, пахнут и т.д.).
- «Какой? Какая? Какие?» (упражнять в образовании относительных прилагательных и их согласовании с существительными: луг – луговой, поле – полевой, лес – лесной, сад – садовый; букет из ромашек – ромашковый, из васильков - васильковый)
- «Собери слова» (упражнять в образовании сложных слов способом словосложения. Лексика: садовод, цветовод, подснежник, первоцвет).
- «Предложение рассыпалось» (упражнять в составлении предложений из отдельных слов; закреплять правильное употребление предложно-падежных конструкций. Образец: Дети, венок, цветы, полевые, из, сплести – Дети сплели венок из полевых цветов).
29.Лексическая тема: «Насекомые».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
насекомые, жук, муха, пчела, оса, шмель, комар, стрекоза, муравей, бабочка, кузнечик, таракан, водомерка, клещ, клоп, переносчик (болезней), паук, польза, вред, паутина, личинка, кокон, гусеница, крыло, брюшко, жало, лапка, усики, улей, рой, соты, нектар, муравейник, паутина, сачок, яйцо
Глагольный словарь:
летать, порхать, виться, плести, откладывать, ползать, шевелить, жужжать, жалить, звенеть, строить, плести, собирать, кусать, прыгать, стрекотать, пищать, ловить
Словарь признаков:
полосатый, полезный, вредный, божья (коровка), усатый, рогатый, трудолюбивый, рыжий, сильный, звонкий, красивая, разноцветная, яркая, лёгкая, проворный, дружный, летающий, ползающий, кусающий, мохнатый, рогатый
Словарь наречий:
больно, быстро, медленно, тихо, громко, высоко, бережно, опасно, вредно
Лексико-грамматические игры и упражнения:
- «Подбери словечко» (уточнение и расширение глагольного словаря и словаря признаков: бабочка что делает? – летает, порхает, кружится, перелетает и т.д.; комар какой? – надоедливый, маленький, звенящий, кусающий и т.д.).
- «В стране лилипутов и великанов» (упражнение в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным оттенками: паук – паучок – паучище; лапа – лапка – лапища и т.д.)
- «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» (упражнение в правильном употреблении притяжательных прилагательных и их согласовании с существительными в роде, числе, падеже: жало пчелы – пчелиное; укус комара – комариный. У Пети покраснел палец от комариного укуса).
- «Бабочка и цветок» (составление распространённых предложений; закрепление правильного употребления простых и сложных предлогов).
- «Посчитай-ка» (упражнение в согласовании числительных с прилагательными и существительными: одна яркая бабочка, две яркие бабочки,…, пять ярких бабочек).
30.Лексическая тема: «Школа. Школьные принадлежности».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
школа, класс, доска, указка, мел, коридор, урок, звонок, учитель, ученик, принадлежность, учебник, перемена, ранец, портфель, порядок, форма, тетрадь, дневник, пенал, ручка, карандаш, фломастер, кисточка, краски, ластик, линейка, школьник, первоклассник, поведение, оценка, задание, подсказка, отличник, каникулы
Глагольный словарь:
учиться, учить, читать, писать, рисовать, решать, считать, раскрашивать, заниматься, стараться, узнавать, знакомиться, трудиться, отвечать, рассказывать, подсказывать
Словарь признаков:
учебный, школьный, интересный, умный, грамотный, аккуратный, неряшливый, прилежный, ленивый, первый, новый, просторный, вместительный, отличный
Словарь наречий:
интересно, аккуратно, чисто, неряшливо, грамотно, отлично, просторно
Лексико-грамматические игры и упражнения:
- «Помоги Незнайке собрать ранец» (уточнение и расширение словаря; упражнение в составлении сложноподчинённых предложений. Примеры: «Кукла лишняя, потому что это игрушка, а игрушки в школе не нужны». «Лишняя машинка, потому что это игрушка, а всё остальное – школьные принадлежности».
- «Подбери/найди нужное слово» (нахождение родственных слов в предложенных стишках, предложениях, затем – самостоятельный подбор слов-родственников. Примерные цепочки родственных слов: ученик – учёба – учебник – учебный - учитель – учить – учёный; школа – школьник – школьная и т.д.).
- «Закончи предложение» (упражнение в употреблении сравнительной степени прилагательных. Примеры: «В детском саду интересно, а в школе ещё… интереснее»; хорошо – лучше; просторно – просторнее; замечательно – замечательнее).
- «Что в портфеле у Буратино?» (упражнение в согласовании числительных и прилагательных с существительными. Образец ответа ребёнка: У Буратино в портфеле 2 новых учебника).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Дифференциация о-а. Грамматическая тема: Правописание чк, чн. Лексическая тема: Зима.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: выделение первого согласного звука . Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м.р. и ж.р. Лексическая тема: Птицы.
Конспект по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: образование существительных множественного числа. Лексическая тема: фрукты.
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м.р. и ж.р. Лексическая тема: Насекомые.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»
Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...
Методическая разработка открытого занятия по предмету “Английский язык” на тему: “Реализация межпредметных связей на уроках иностранного языка” (на примере лексической темы “At a court”)
В процессе подготовки специалиста главную роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющей существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной...
Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»
Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...